Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эволюция авторского права России



В эволюции авторского права России можно выделить имперский (1828—1917 гг.), советский (1917—1991 гг.) и современный периоды.

Имперский период. Первые положения об авторском праве в Россий­ской империи возникли в 1828 г. В 1830 г. появилось Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, в 1845 г. — Правила о музыкаль­ной собственности, а в 1846 г. — Положение о собственности художест­венной.

С 1887 г. нормы авторского права входили в Свод законов Российской империи в качестве приложения к ст. 420, которое включало постановле­ния о праве собственности наук и словесности, о праве художественной собственности, о праве музыкальной собственности '.

Последний Закон Российской империи «Об авторском праве» от 20 марта 1911 г.2 распространил авторское право на географические, то­пографические, астрономические и иного рода карты, глобусы, атласы, рисунки по естествознанию, строительные и другие технические планы, рисунки, чертежи, драматические, музыкально-драматические и фотогра­фические и подобные им произведения. Некоторые положения Закона не соответствовали Бернской конвенции — например, допускался свободный перевод произведений.

Советский период. После крушения Российской империи правоот­ношения в сфере авторского права регулировались декретами и постанов­лениями Совета народных комиссаров, которые ограничили права авто­ров. В соответствии с декретом СНК «О научных, литературных, музы­кальных и художественных произведениях» 1918 г.3 любое произведение могло быть признано достоянием республики. На основании декрета «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведени­ях» в 1919 г. были признаны достоянием РСФСР произведения 17 русских авторов3.

1 См.: Свод законов Российской империи. Свод законов Гражданских. Т. X. Ч. I. СПб.: Государственная типография, 1990. С. 61, 291—297.

1 См.: Беляцкш С. Л. Новое авторское право в его основных принципах. СПб.: Пра­во, 1912. С. 142-143.

' См.: Декрет Совета народных комиссаров «О научных, литературных, музыкаль­ных и художественных произведениях», 26 ноября 1918 г. //Собрание Узаконений 1918. №86. Ст. 900.


Закон «Об авторском праве» 1928 г. просуществовал до начала 60-х годов, когда его измененное содержание было внесено в Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик.

После присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об ав­торском праве в Основы гражданского законодательства СССР и граждан­ские кодексы союзных республик были введены новые нормы, которые несколько расширили права авторов.

Современный период. Новым этапом в развитии законодательства об авторском праве явилось вступление в силу законов Российской Федера­ции «О правовой охране программ для электронных вычислительных ма­шин и баз данных» и «Об авторском праве и смежных правах», который был изменен и дополнен в 2004 г.

С 2008 г. правоотношения в сфере авторского права регулируются час­тью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.

Субъекты авторского права

Первичными или первоначальными субъектами авторского права явля­ются авторы произведений литературы, науки и искусства. В отличие от раннего законодательства в ст. 1257 Гражданского кодекса Российской Федерации автор произведения определен следующим образом.

Автор это гражданин, творческим трудом которого создано произ­ведение.

Несмотря на кажущуюся простоту, это определение нуждается в по­яснениях.

Во-первых, первичными субъектами авторского права являются авто­ры произведений. Субъектами авторского права могут быть создатели иных объектов интеллектуальной собственности, поскольку заявочная докумен­тация, которую они подают в патентное ведомство для получения охран­ных документов (патентов, свидетельств), является объектом авторского права.

Во-вторых, при создании произведений совместным творческим тру­дом нескольких лиц все они признаются соавторами. Однако соавторами не могут быть лица, оказывавшие автору материальное, организационное, техническое или иное содействие или помощь, которые не имели творчес­кого характера.

В-третьих, категория «гражданин» вместо категории «физическое ли­цо», использовавшейся в раннем законодательстве, представляется более узкой, поэтому использование категории «физическое лицо» представля­ется предпочтительным.

Поскольку личные неимущественные права автора признаются неот­чуждаемыми и непередаваемыми, то субъектами личных неимуществен-


60 • Глава 2. Авторское право


§ 2.5. Объекты авторского права • 61


 


ных прав могут быть только авторы произведений литературы, науки и ис­кусства.

Исключительное авторское право может принадлежать не только авто­ру произведения, но и иным лицам — правообладателям авторского права. Причем принадлежность исключительного права тому или иному лицу уста­навливается по закону или по договору.

По закону или по договору субъектами исключительного авторского права могут быть не только авторы произведений, но и иные лица:

• наследники авторов;

• работодатели авторов служебных произведений;

• издатели некоторых видов произведений;

• правопреемники юридических лиц;

• правообладатели объектов авторского права.

Наследники авторов — это физические или юридические лица, кото­рые по закону или завещанию наследуют исключительные права авторов на те или иные произведения.

Работодатели авторов — это физические или юридические лица, которые оплачивают работу авторов по созданию служебных произведе­ний.

Издатели некоторых видов произведений — это физические или юри­дические лица, выпускающие в свет энциклопедии, энциклопедические словари, газеты, журналы и иные периодические издания, в том числе сборники научных трудов.

Правопреемники юридических лиц это лица, к которым перешли исключительные права по закону, договору или в силу других юридичес­ких оснований, например при реорганизации юридических лиц.

Правообладатели объектов авторского права — любые физические и юридические лица, обладающие исключительными правами на объекты авторского права.

В Бернской конвенции сформулирован принцип презумпции обладателя авторского права, в соответствии с которым автор охраняемого произведе­ния рассматривается таковым при отсутствии доказательства иного, если имя автора обозначено на произведении обычным образом1. Признание авторства необходимо для того, чтобы автор имел право на возбуждение судебного преследования во всех странах Бернского союза в отношении любых лиц, допустивших незаконное использование его произведения.

Объекты авторского права

Объектами авторского права являются произведения литературы, нау­ки и искусства. Перечни произведений имеются в ряде международных до-

1 См.: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведе­ний. Женева: ВОИС, № 287(R). 1996. С. 8.


говоров и в национальном законодательстве. В § 1.4 приведен один из воз­можных перечней объектов авторского права.

При рассмотрении подобных перечней объектов авторского права обычно подчеркивают, что перечень не является исчерпывающим, другими словами, считается, что к объектам авторского права могут относиться произведения, которые в этом перечне явно не представлены.

Однако такое расширение сферы действия законодательства нельзя считать правомерным. Бернская конвенция давно содержала довольно широкие критерии, которые позволили включить в число объектов автор­ского прав не только любые произведения, но и некоторые исполнения произ­ведений. Точно так же законодательство стран с переходной экономикой завершает перечень объектов авторского права словами «другие произве­дения». С этой точки зрения любой объект, который мог считаться объек­том авторского права, должен пользоваться правовой охраной. Однако это далеко не так.

Например, несмотря на то что компьютерные программы в законода­тельстве многих стран давно охраняются как объекты авторского права, лишь в Соглашении ТРИПС и Договоре ВОИС по авторскому праву они стали признанными объектами авторского права. Другими словами, любые заявления о неисчерпывающем характере перечня объектов авторского права не имеют правовых последствий. Для того чтобы конкретный объект авторского права охранялся, он должен быть явно указан в законодатель­стве. В противном случае его охрана может зависеть от аргументов истца, ответчика и позиции суда.

Рассмотрим кратко основные объекты авторского права, представлен­ные в приведенном в § 1.4 перечне.

Литературные произведения — это произведения художественного, публицистического и прикладного характера, воплощенные на матери­альном носителе.

Не следует считать, что литературные произведения включают только художественные литературные произведения. Понятие литературного про­изведения гораздо шире. К литературным произведениям относятся лите­ратурные сценарии, либретто, тексты и нотные записи, статьи в газетах и журналах, дневники, письма и т. д.

С конца XX в. к литературным произведениям стали относить и ком­пьютерные программы. Обычные базы данных в виде сборников также от­носят к литературным произведениям.

Часто к объектам авторского права относят музыкальные, драматиче­ские и музыкально-драматические и хореографические произведения, хо­тя в действительности эти «произведения» являются исполнениями тех или иных произведений (см. § 1.4). Эти объекты могут считаться произве­дениями только в том случае, если существуют ноты (текст музыкального произведения в нотной записи); партитура (нотная запись многоголосного и музыкального исполнения для оркестра, ансамбля, хора); либретто


62 • Глава 2. Авторское право


§ 2.5. Объекты авторского права • 63


 


(словесный текст музыкально-драматического исполнения — оперы, опе­ретты), сценарий (сюжетная схема постановки, пьесы, оперы, балета, фильма и т. д.).

Научные произведения — письменные произведения научной, научно-по­пулярной, учебной направленности, воплощенные на материальном но­сителе.

Произведения науки упоминаются в Бернской конвенции с момента ее принятия, хотя все время были попытки исключить их оттуда1.

Обычно под научными произведениями понимают любые оригиналь­ные письменные произведения научного, учебного, научно-популярного, научно-художественного и прикладного характера, выраженные в науч­ных монографиях, диссертациях, отчетах, учебниках, справочниках, статьях в научных журналах и т. д.

Научно-технические произведения — произведения научно-технической и прикладной направленности, воплощенные на материальном носителе.

Разновидностью научных произведений являются произведения науч­но-технического содержания, выраженные в книгах, брошюрах, статьях, технических руководствах, патентной документации, нормативно-техни­ческой документации, промышленных каталогах, конструкторской доку­ментации, отчетах по научно-исследовательским, опытно-конструктор­ским и опытно-технологическим работам, депонированных рукописях, переводах научно-технической литературы, других опубликованных и не­опубликованных научно-технических документах, в частности в заявках, подаваемых в патентные ведомства на получение охранных документов. Патентные ведомства иногда отказываются признавать заявочные мате­риалы объектами авторского права, считая, что эти материалы формализо­ваны. Однако даже диссертационные работы должны соответствовать не­которым формальным требованиям, но никогда никто не сомневался, что в них выражены объекты авторского права.

Произведения изобразительного искусства — это произведения живопи­си, графики, скульптуры, выраженные различными методами, на раз­личных предметах или из различных материалов.

Изобразительное искусство объединяет живопись, графику, скульпту­ру; оно отображает действительность в наглядных и зрительно восприни­маемых образах. Произведения изобразительного искусства эстетически выражают мысли, переживания и взаимоотношения людей, воплощают те или иные идеи и представления.

1 См.: Ricketson S. The Berne Convention forthe Protection of Literary and Artistic Works: 1886-1986. London, 1987. P. 232.


Изобразительное искусство предполагает не столько унифицирован­ное, сколько субъективное восприятие, другими словами, одно и то же произведение может вызывать возвышенные чувства и эмоции у одних фителей и полное неприятие у других. Особенно это относится к произве­дениям нереалистических школ. Субъективизм в восприятии живописи, i рафики и скульптуры может доходить до абсурда. Примеры здесь бесчисленны.

Охрана произведений изобразительного искусства авторским правом имеет особенности, вызванные уникальностью каждого произведения. Для произведений искусства как ни для какого-либо другого вида произве­дений различие между оригиналом и копией имеет существенное значе­ние. Уникальность художественного произведения ведет к дополнитель­ным формам охраны прав художника, поскольку после продажи художник может больше никогда не увидеть свое творение. Кроме того, он не сможет предотвратить его использование (создание репродукций, альбомов ре­продукций, тиражирование в промышленности открыток, созданных на основе оригинального произведения, и т. д.). Для того чтобы хотя бы час­тично помочь автору, в Бернской конвенции и в национальном законода­тельстве некоторых стран введено право следования (см. § 4.13).

Произведения прикладного искусства — это произведения изобрази­тельного искусства, выраженные в товарах прикладного назначения, произведенные промышленным, ремесленным или кустарным способом.

Другими словами, прикладное искусство — это искусство производ­ства бытовых предметов, обладающих художественно-эстетическими ка­чествами и предназначенных не только для удовлетворения практических потребностей, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений, парков, в качестве элементов оформления зданий и помещений, промыш­ленной и полиграфической продукции и т. д. Поэтому иногда прикладное искусство называют декоративно-прикладным искусством.

Произведения прикладного искусства могут охраняться патентным законодательством как промышленные образцы (см. § 5.12), если выпол­нены условия патентоспособности. При этом во многих странах установ­лено, что при патентной охране объект перестает охраняться авторским правом. Другие же страны допускают двойную охрану как патентным, так и авторским правом.

Произведения архитектуры — это объекты, воплощенные в зданиях, со­оружениях, их комплексах, спроектированных и построенных с исполь­зованием различных методов и технологий для создания удобной среды обитания и производства.

В архитектурном произведении взаимосвязаны функциональные (по­лезность), эстетические (красота) и технические (качество) функции. На-шачение архитектурного сооружения определяет его пространственную


I


64 • Глава 2. Авторское право


§ 2.5. Объекты авторского права • 65


 


структуру, а уровень техники и технологии определяет конкретные методы его создания. Выразительными средствами являются композиция, мас­штаб, пропорции, пластика, фактура и цветовая гамма материалов.

Необходимо отметить, что Бернская конвенция в качестве охраняемых произведений упоминает только произведения архитектуры. Однако в законодательстве ряда стран охрана предоставляется и объектам градо­строительного и садово-паркового искусства, поскольку такие объекты могут рассматриваться как составные произведения, включающие различ­ные виды произведений, в том числе произведения архитектуры.

Фотографические произведения — это воплощенные на материальном носителе изображения объектов окружающего мира в некоторый мо­мент времени, предназначенные для зрительного восприятия, в том чис­ле с помощью или посредством технических средств.

Охрана фотографических произведений имеет долгую историю, посколь­ку на первых порах в ней видели лишь техническое средство фиксации действительности.

Охрана фотографических произведений отличается от охраны иных произведений литературы, науки и искусства в отношении срока охраны. В ст. 7(4) Бернской конвенции установлено, что срок охраны фотографиче­ских произведений не может быть короче 25лет со времени создания такого произведения'. В ст. 12 Соглашения ТРИПС эта норма подтверждена2.

Другими словами, срок охраны фотографических произведений может не зависеть от продолжительности жизни автора. Именно такой принцип исчисления сроков охраны используется для объектов смежных прав. Та­ким образом, по сроку охраны фотографические произведения ближе к объектам смежных прав, видимо, потому, что творческое начало в созда­нии фотографических произведений не столь очевидно, как в отношении иных произведений.

Многие страны относят фотографические произведения к объектам смежных прав. В странах с переходной экономикой фотографические про­изведения продолжают охранять как объекты авторского права, несмотря на то, что гораздо более сложный объект — аудиовизуальное произведе­ние — стали понимать как объект смежных прав.

Аудиовизуальные произведения — это воплощенные на материальном носителе звуки и подвижные (динамические) изображения объектов окружающего мира, в частности исполнения произведений литерату­ры, предназначенные для зрительного и слухового восприятия с помощью или посредством различных технических средств.

1 См.: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведе­
ний. Женева: ВОИС, № 287(R). 1996. С. 16.

2 См.: Последствия Соглашения ТРИПС для договоров, административные функ­
ции которых выполняет ВОИС. Женева. WO/INF/127. 1996. С. 12.


Аудиовизуальные произведения относятся к наиболее сложным объек­там авторского права. Существует несколько определений аудиовизуаль­ных произведений, и вышеприведенное — одно из них. К аудиовизуальным произведениям относятся кинематографические и иные произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографии (телефильмы, видеофильмы, видеоклипы). Важность аудиовизуальных произведений за­ключается в том, что они являются одним из сильнейших средств воздей­ствия на мысли и поступки человека.

Охрана аудиовизуальных произведений на международном уровне обеспечивается Бернской конвенцией по охране литературных и художе­ственных произведений с 1948 г. Однако их охрана отличается от охраны других произведений. Статья 7(2) Бернской конвенции устанавливает, что срок их охраны составляет 50лет с момента создания произведения. Именно такой принцип охраны используется для объектов смежных прав. Это дает основание полагать, что в действительности аудиовизуальные произведе­ния следует считать объектами смежных прав.

На международном уровне в настоящее время вместо термина «аудио­визуальное произведение» используют термин «аудиовизуальное исполне­ние», т. е. признается, что аудиовизуальные произведения — это объекты смежных прав. В декабре 2000 г. проведена Дипломатическая конферен­ция ВОИС, посвященная охране аудиовизуальных исполнений. В результате противоречий между странами не удалось принять международный дого­вор по аудиовизуальным исполнениям, хотя его текст был подготовлен. В этом проекте договора нет термина «аудиовизуальное произведение».

Таким образом, на международном уровне аудиовизуальные произве­дения понимаются как аудиовизуальные исполнения, т. е. как объекты смежных прав. В ряде стран аудиовизуальные произведения отнесены к объектам смежных прав. В странах с переходной экономикой аудиовизу­альные произведения по-прежнему относят к объектам авторского права, несмотря на все тенденции, которые существуют как на национальном, так и на международном уровне.

Картографические произведения это воплощенные в двухмерном и трехмерном материальном носителе изображения архитектурных, географических, топографических и иных объектов, имеющих от­ношение к науке, технике, строительству.

Такие произведения представляют собой специальные тематические проблемно-ориентированные карты и их сборники (атласы) — географи­ческие, топографические, астрономические, космические, магнитные и иные карты создаются на основе теоретических представлений, матема­тического аппарата и экспериментальных данных.

Что касается планов, эскизов, диаграмм, рисунков, относящихся к раз­личным направлениям науки и техники, невозможно даже перечислить их виды, но одним из важнейших считается чертежно-конструкторская доку­ментация. Как своеобразные трехмерные топофафические карты могут


\ Право интеллектуальной собственности.


66 • Глава 2. Авторское право


§ 2.5. Объекты авторского права • 67


 


рассматриваться топологии интегральных микросхем. Слово «топология» не должно вводить в заблуждение, поскольку оно оказалось неправильным переводом англоязычного термина «topography».

Компьютерные программы это воплощенные на материальном носи­теле упорядоченные совокупности команд и данных для получения опре­деленного результата с помощью компьютера.

Компьютерные программы — относительно новый объект охраны, поскольку массовое производство персональных компьютеров, разработка и распространение компьютерных программ для них началось лишь в кон­це XX в. Международная охрана компьютерных программ была впервые признана в 1991 г. Директивой Европейского союза «О правовой охране компьютерных программ»1. Такой же подход к компьютерным програм­мам подтвержден в Соглашении ТРИПС2 и в Договоре ВОИС по авторско­му праву3, в которых заявлено, что компьютерные программы охраняются как литературные произведения. Несмотря на однозначную правовую трактовку, компьютерные программы продолжают оставаться сложным и спорным объектом правовой охраны4.

Охрана компьютерных программ как литературных произведений не означает, что они являются таковыми. Любая современная компьютерная программа имеет признаки произведений «в области литературы, науки и искусства».

Во-первых, исходный текст компьютерной программы имеет черты литературного произведения.

Во-вторых, алгоритмы, методы, идеи, теории, формулы, использован­ные при разработке компьютерной программы, придают ей черты научно­го произведения.

В-третьих, аудиовизуальные отображения, анимация и графика, соз­даваемые компьютерной программой, имеют черты художественного про­изведения.

Компьютерные программы существуют в виде исходного текста и ди­стрибутива компьютерной программы. Компилирование исходного текста производится с помощью компилятора — специальной компьютерной про­граммы. Исполняемые, библиотечные и иные модули программы перено­сят на материальный носитель (обычно диски CD или DVD), добавляют

1 См.: Council Directive «On the Legal Protection of Computer Programs»(91/250/EEC
of 14 May 1991) // Official Journal of the European Communities. No L/122, of May 17.
1991. P. 42.

2 См.: Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights (TRIPS
Agreement) (1994). Geneva: WIPO, No 223(E). 2000. P. 20.

См.: Договор ВОИС по авторскому праву и согласованные заявления в отношении договора ВОИС по авторскому праву. Женева: ВОИС. № 226(R). 2000. С. 7. 4 См.: Судариков С. А. Основы авторского права. С. 199—220; Он же. Интеллектуаль­ная собственность. 2007. С. 163—180.


к ним ту или иную документацию, упаковывают и получают дистрибутив компьютерной программы. Пользователь, как правило, имеет дело только С дистрибутивами программ, но не исходными текстами, которые являют­ся закрытой информацией производителя. Следует особо подчеркнуть, что компилирование исходного текста программы в цифровую форму является необратимым процессом, т. е. невозможно получить полный исходный текст п/юграммы ее декомпилированием. Необратимость компилирования делает компьютерные программы технически защищенными от существенных из­менений. С появлением современных программ-монстров полное деком­пилирование стало почти бессмысленным, хотя «взламывание» программ продолжается, например, для того, чтобы сделать демонстрационную (trial version) версию программы полнофункциональной, обойти регист­рацию программы (serial number, patch), создать регистрационный номер (key-generator) и т. д.

Необратимость компилирования, хорошо известная программистам, лишь недавно отражена в литературе'. К сожалению, эта особенность ком­пилирования до сих пор не понята. Более того, декомпилирование продол­жает рассматриваться большинством стран как панацея от экспансии кон­курентных программных продуктов.

Право на декомпилирование признано рядом международных догово­ров и национальных законов. Например, ст. 6 Директивы Европейского союза «О правовой охране компьютерных программ» посвящена декомпи­лированию компьютерных программ. Эти положения включены в законо­дательство стран Европейского союза — Франции2, Германии3 и др., а так­же в законодательство стран, которые не являются членами Европейского союза, например Швейцарии4. Право на декомпилирование признавалось ранним законодательством Российской Федерации. Подтверждено это право и в ст. 1280(3) Гражданского кодекса, в соответствии с которой «ли­цо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительного вознагражде­ния воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст (де­компилировать программу для ЭВМ)»5. Разработчики проигнорировали либо не знали, что полный исходный текст из объектного кода получить невозможно.

Компьютерные программы могут быть частью технического устройст­ва, технологического процесса и т. д. и совместно с ними объектом па-

1 См.: Судариков С. А. Основы авторского права. Он же. Интеллектуальная со­
бственность. С. 167—168.

2 См.: Intellectual Property Laws and Treaties. Geneva: WIPO. July/August 1998. Text
3-01. P. 008.

1 См.: Intellectual Property Laws and Treaties. Geneva: WIPO. April 1999. Text 1-01.

1019-020.

4 См.: Intellectual Property Laws and Treaties. Geneva: WIPO. January 1996. Text 1-01.3.

004.

I См.: Парламентская газета. 2006. 21 дек. № 214—215. С. 9—26.


68 • Глава 2. Авторское право


§ 2.5. Объекты авторского права • 69


 


тентной охраны. При обосновании такого подхода часто используют mutatis mutandis (с соответствующими изменениями) — принцип проката компьютерных программ, предложенный Договором ВОИС по авторско­му праву'. Другими словами, компьютерная программа может быть объек­том патентной охраны в том случае, если она не является основной частью патентуемого объекта.

Несмотря на то что Европейская патентная конвенция в ст. 52(2) при­знала, что компьютерные программы не являются объектом патентной ох­раны2, Европейское патентное ведомство выдало более 30 тыс. патентов на компьютерные программы. Для легализации этой деятельности в 2002 г. был разработан проект Директивы Европейского союза «О патентовании изобретений, включающих компьютерные программы»'. Эта инициатива вызвала крайне отрицательную реакцию большинства программистов, ко­торые интерпретировали ее как стремление крупных производителей про­граммного обеспечения добиться еще большего монопольного положе­ния, поскольку отдельные программисты, а также малые и средние предприятия, в том числе венчурные, не могут позволить себе патентную охрану, требующую значительных средств как на получение охранных до­кументов, так и на поддержание их в силе. Пока руководству Европейского союза не удается добиться принятия этой Директивы. Проблемы патенто­вания компьютерных программ рассматриваются в ряде публикаций, под­готовленных, в частности, для Европейской комиссии4.

База данных — это воплощенные на материсигьном носителе совокупнос­ти данных, подбор и расположение которых представляют результат творческого труда.

База данных может включать не только любую информацию, но и охра­няемые и неохраняемые произведения, объекты смежных прав и промыш­ленной собственности. Базы данных широко распространены и включают как частный случай сборники, составные и делимые совместные произве­дения.

Базы данных являются одним из наиболее сложных объектов охраны, возможно, потому, что под базами данных понимают иногда разные объ­екты в зависимости от того, какой критерий положен в определение базы данных.


В соответствии с творческим критерием базы данных подразделяются на креативные и некреативные. Креативная база данных является результа­том творческого труда, выражающегося в подборе и расположении мате­риалов базы данных, который почти всегда можно признать творческими. Другими словами, в создании некреативной базы данных иногда трудно отрицать результат творческого труда, а в создании креативной — отсутст­вие результата творческого труда.

В соответствии с инвестиционным критерием базы данных подразделя­ются на инвестиционные и неинвестиционные. Инвестиционная база дан­ных считается результатом значительного вклада в сбор, компоновку, про­верку, систематизацию или представление содержания базы данных1, причем под значительным вкладом понимают любое существенное инве­стирование интеллектуальных, финансовых, технических или иных ресур­сов. Любая база данных, которая для создания и актуализации требует зна­чительных средств, признается инвестиционной. Субъективный характер этого критерия очевиден, поскольку создание любого объекта интеллекту­альной собственности требует инвестиций. Ссылка на значительные инвестиции ничего не означает, поскольку один и тот же объем инвести­ций для физического лица может быть значительным, а для крупной фир­мы — незначительным.

Таким образом, разделение баз данных на креативные и некреатив­ные, с одной стороны, и на инвестиционные и неинвестиционные — с дру­гой, является в значительной мере субъективным.

На международном уровне охрана креативных баз данных впервые введена в Соглашение ТРИ ПС2, в Директиву Европейского союза «О пра­вовой охране баз данных»3 и в Договор ВОИС по авторскому праву4. В со­ответствии с этими нормами авторское право распространяется только на креативные базы данных. Причем охрана не распространяется на материалы базы данных. Базы данных могут включать два вида объектов — охраняемые и неохраняемые. Использование охраняемых объектов в базах данных воз­можно только с разрешения правообладателя. При наличии такого разре­шения никакая дополнительная охрана этому объекту не может быть предоставлена, поскольку объект уже является охраняемым.

При включении в базу данных неохраняемых объектов охрана этим объектам не предоставляется. Дело в том, что ряд объектов интеллектуаль-


 


1 См.: Договор ВОИС по авторскому праву. Женева: ВОИС, № 226(R). 2000. С. 8.

2 См.: Convention on the Grant of European Patents (European Patent Convention).
Munchen: EPO, 2002. P. 70.

3 См.: Proposal for a Directive of the European parliament and of the Council on " The
Patentability of Computer-implemented Inventions". Brussels, 20.02.2002. COM(2002)92
Final. 2002/0047(COD).

4 См.: The Economic Impact of Patentability of Computer Programs. London: I ntellectual
Property Institute, 2000.


1 См.: Основные предложения в отношении положений, регулирующих материаль­ные нормы права, договора об интеллектуальной собственности в отношении баз данных, которые должны быть рассмотрены Дипломатической конференцией. Же­нева: ВОИС. CRNR/ DC/6. 30.08.1996. С. 13.

См.: Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights (TRIPS Agreement) (1994). Geneva: WIPO, No 223(E). 2000. С 20.

3 См.: Directive 96/9/ECofthe European Parliament and of the Council of 11 March 1996
" On the Legal Protection of Databases" // Official Journal of the European Communities.
NoL77/20, ofMarch27, 1996.

4 См.: Договор ВОИС по авторскому праву. Женева: ВОИС, № 226(R). 2000. С. 7.


70 • Глава 2. Авторское право


§ 2.5. Объекты авторского права • 71


 


ной собственности изначально признается неохраняемым, и поэтому ни­какие иные условия не могут распространить охрану на такие объекты.

Как ранним законодательством Российской Федерации, так и ст. 1260(2) Гражданского кодекса установлена охрана электронных баз данных, под которыми понимается представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, что­бы они могли быть найдены и обработаны с помощью компьютера'. При­чем в соответствии со ст. 1259(2) подбор или расположение материалов должны быть результатом творческого труда.

Мультимедийные произведения — это воплощенные на локальном ма­териальном носителе (жестком диске, CD, DVD и т. д.) совокупности произведений и исполнений и иных объектов интеллектуальной собственности в цифровой форме, к которым возможен интерактив­ный доступ.

Предшественниками мультимедийных произведений считаются ани­мационные, или мультипликационные, фильмы (рисованные и кукольные). В 80-е гг. XX в. появились компьютерные игры, которые привнесли инте­рактивный элемент в мультимедийные произведения. Человек перестал быть простым зрителем и слушателем, а превратился в непосредственного участника виртуального действа, создающего иллюзию, виртуальность ре­альности. В 90-е гг. появились мультимедийные энциклопедии, электронные журналы, книги, справочники, учебники, обучающие программы и т. д.

Мультимедийные произведения необратимо вошли в современную жизнь, подобно книгам, музыкальным компакт-дискам, видеофильмам. Тем не менее мультимедийные произведения остаются дискуссионным объектом международной и национальной правовой охраны. Многие специалисты не признают мультимедийные произведения особыми объ­ектами интеллектуальной собственности и сводят их к другим категориям произведений, например к аудиовизуальным произведениям или базам данных. Другими словами, мультимедийные произведения могут считать­ся не только самостоятельным объектом охраны, но и рассматриваться как базы данных или как аудиовизуальные произведения, поскольку по внутренней структуре мультимедийные произведения аналогичны ба­зам данных, а по внешнему восприятию — аудиовизуальным произведе­ниям. Аналогичным образом на мультимедийные произведения может распространяться охрана как баз данных или как аудиовизуальных произ­ведений.

Цифровая природа мультимедийных произведений, идеально приспо­собленных к Интернету, делает их одним из наиболее распространенных видов произведений. Внедрение цифрового и интерактивного телевиде­ния, телевидения по запросу, интегрированного с Интернетом, сделает муль­тимедийные произведения еще более распространенными.

1 См.: Парламентская газета. 2006. 21 дек. № 214—215. С. 9—26.


Мультимедийные произведения воплощаются на материальных но­сителях, например на дисках CD, DVD или HD DVD, Разработкой, произ­водством и распространением мультимедийных произведений, а также мультимедийных устройств и средств занимается крупная отрасль общест­венного производства — мультимедийная промышленность. При размеще­нии мультимедийных произведений в компьютерных сетях к ним возмо­жен доступ в режиме реального времени и они могут рассматриваться как сетевые произведения.

Сетевые произведения — это воплощенные на материальных носителях компьютерных сетей совокупности произведений, исполнений и иных объектов интеллектуальной собственности в цифровой форме, к кото­рым возможен интерактивный доступ.

Сетевые произведения, по существу, представляют собой сайты, раз­мещенные в компьютерных сетях, и они в полной мере отвечают призна­кам охраняемых авторским правом произведений.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1261; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.097 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь