Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Право Древней Месопотамии. Законы ХаммурапиСтр 1 из 26Следующая ⇒
Самое древнее в Месопотамии законодательство связано с именем правителя и реформатора из города Лагаша – Уруинимгины ( XXIV в. до н.э. ). Тексты его законов до настоящего времени не сохранились, однако их содержание было изложено в четырех надписях того времени. Известно, что они устанавливали нормы, касавшиеся разного рода податей, были направлены против долговой кабалы, грабежа, воровства и убийства. Позднее появились первые дошедшие до нас письменные законы Ур-Намму, царя III династии Ура (XXI в. до н.э.), законы Липит-Иштара, царя Исина, и законы царства Эшнуны (XX–XIX вв. до н.э.). Но наибольшую известность в древности получили Законы Хаммурапи, судебник старовавилонского царя. По своей юридической технике и ясности изложения норм права они превосходят все другие кодификации Древней Месопотамии. Общая характеристика Законов Хаммурапи. Текст законов был зафиксирован клинописью на черном базальтовом столбе, найденном французскими археологами в 1901 г. в Сузах, восточнее от Вавилона. Часть текста оказалась стертой. Всего в судебнике 282 статьи, из которых сохранилось 247. Ряд статей удалось затем восстановить по документам из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала. Текст Законов состоит из трех частей: преамбулы, основной части и заключения. Судебник Хаммурапи был составлен на основе систематизации обычного и писаного права. Он не является сводом всего действовавшего в Старовавилонском государстве права. Как правило, в нем представлены те случаи, по поводу которых нормы права расходились между собой в разных частях страны. Ряд норм права, бесспорных и хорошо известных жителям, в кодификацию включен не был. Изложение норм права в судебнике носит не общий, а казусный характер: законы рассматривают конкретные случаи (казусы) и определяют их юридические последствия. Нормы права в судебнике сгруппированы по предмету регулирования, переход от одной группы статей к другой осуществляется по принципу ассоциации (обычно последняя статья одной группы содержит некое общее понятие с первой статьей следующей группы). Право собственности и обязательства. Законы Хаммурапи выделяют различные формы земельной собственности: царскую, храмовую, общинную. Частная собственность на землю в это время только зарождалась. Земля еще не стала в полной мере предметом купли-продажи. Продажа земли другому лицу расценивалась как «несчастье», а ее приобретение как «несправедливость». Желая ограничить отчуждение земли, царь мог издавать так называемые «указы о справедливости» (мишарум), посредством которых в некоторых случаях можно было вернуть уже проданные земли прежнему владельцу. Достаточно свободно земля могла передаваться только в пределах одной общины, между родственниками, не выходя за рамки их круга. Царские и храмовые земли постоянно расширялись за счет общинных земель. Из царского земельного фонда шли пожалования за службу. Такие наделы царской земли находились в держании служащих лиц. В определенных случаях закон допускал их отчуждение другому лицу, но при условии передачи ему служебных обязанностей прежнего держателя надела (Законы Хаммурапи (далее – ЗХ), § 40). Как правило, это было доступно высокопоставленным лицам (жрицам, крупным ремесленникам и др.). Земля широко сдавалась в аренду и закладывалась в обеспечение ссуд. Применялось два вида земельной аренды: с уплатой денег за аренду вперед и с уплатой доли урожая после его снятия. Плата при аренде поля доходила до 1/2 урожая, при аренде сада даже выше – до 2/3. (Льготные условия устанавливались при сдаче в аренду необработанного участка земли.) В случае неурожая (наводнения или другого стихийного бедствия) ответственность возлагалась только на арендатора: он при любых обстоятельствах обязан был оплатить свою аренду. Иначе закон относился к должнику и в ряде случаев вставал на его защиту. В случае неурожая должник мог не исполнять долговые обязательства и уничтожить договор (дословно: «увлажнить» глиняную табличку) (ЗХ, § 48). Законы вводили ограничения ссудного процента: можно было взимать до 331/2% с хлеба и до 20% с серебра. Взимание кредитором большего процента влекло для него потерю всей суммы долга. Он также терял право на возвращение долга и в случае самовольного изъятия имущества у должника. Для обеспечения кредитных обязательств был предусмотрен институт заложников (непутум). Такой заложник (обычно член семьи должника) помещался в дом кредитора и содержался там (как в тюрьме) до выплаты долга. Смерть такого заложника по вине кредитора могла повлечь уголовную ответственность для него. Помимо договоров купли-продажи, имущественного найма, займа Законы Хаммурапи знают также договоры личного найма, хранения (поклажи), мены, поручения, товарищества. Если соглашение предполагало отчуждение вещи, то договор требовал письменного оформления, присутствия свидетелей, принесения клятв. Особое значение придавалось гарантиям обеспечения нового приобретателя вещи от эвикции, от притязаний на вещь со стороны государства (если речь шла о неотчуждаемом имуществе, изъятом из оборота – например, об илку, земельном наделе воина). Помимо обязательств, вытекающих из договора, Законы говорят и об обязательствах, вытекающих из причинения вреда (из деликтов). Лицо, причинившее материальный ущерб, обязано было его возместить (например, в случае затопления судна на реке из-за столкновения, потравы поля и др.). Брачно-семейное и наследственное право. Брак представлял собой сделку жениха с отцом или другим опекуном невесты. Согласия невесты на заключение союза не требовалось. Минимальный брачный возраст в Законах Хаммурапи не устанавливался. На практике вполне допускались браки с 7–9-летними девочками. В целом брак носил моногамный характер, только в одном случае могло иметь место двоеженство: если супруга заболела проказой, муж мог привести в дом вторую жену (ЗХ, § 148). Законодатель допускал также возможность содержания особой наложницы (не рабыни): если супруга бесплодна от природы или бездетна по обету (как жрица) и не хочет предоставить мужу рабыню для производства потомства. В случае же предоставления рабыни, дети, рожденные ею от хозяина, считались законными детьми жены. Законность браку придавало наличие письменного контракта. Заключение брачного союза требовало материальных вложений с обеих сторон. Сначала жених должен был внести задаток на свадебный пир (библум), затем выплатить выкуп за невесту (терхатум). Родители невесты давали за ней приданое (сериктум). Оно являлось наследственной долей невесты в доме отца, поэтому могло значительно превосходить по размерам выкуп, уплаченный женихом. После кончины жены такое приданое переходило в наследство детям, рожденным в браке, при их отсутствии – возвращалось в прежнюю семью жены. Муж обладал значительной властью в отношении супруги. Он мог отдать ее в залог за свои долги. Он мог наказать жену за прелюбодеяние, предав ее смерти вместе с сожителем (ЗХ, § 129). Развод для мужа был установлен в более свободной форме, чем для жены. Однако необходимо было представить некоторые обоснования для расторжения союза: бесплодие супруги, ее расточительность или дурное поведение. В случае невиновности женщины при разводе ей возвращалось приданое и выплачивалась особая разводная плата. Развод по инициативе жены мог быть осуществлен в судебном порядке и только в специально оговоренных законом случаях: 1) при ложном обвинении жены в прелюбодеянии; 2) при длящейся измене мужа; 3) при оставлении мужем общины; 4) при второбрачии мужа (больная проказой женщина могла уйти из семьи). Наследование велось по закону и по завещанию. Но завещательное право еще не было развито. Аналогом завещания было прижизненное дарение имущества жене или ребенку, которое затем исключалось из наследования по закону. Отцу было также предоставлено право лишить наследства сына (при вторичной его виновности перед отцом и только по суду). Наследование по закону осуществлялось через равные доли для каждого из детей (сыновей и дочерей). Одинаково с законными детьми могли наследовать имущество усыновленные. При отсутствии особого прижизненного дара жене, она тоже вступала в наследство наравне со своими детьми. Уголовное право. Законы Хаммурапи не содержат полного перечня всех совершаемых преступлений. Так, в них совсем не говорится о преступлениях против государства. Преступные деяния, указанные в судебнике, можно разбить на следующие группы: 1) религиозные (например, чародейство); 2) должностные (преступление судьи, изменившего первоначальный приговор); В качестве главного, хотя и не единственного, принципа при определении наказания Законы проводят принцип талиона. В основном он действовал в тех обстоятельствах, когда преступник и его жертва имели равный статус, в частности, являлись авилумами. Если преступление было совершено в отношении лица, низшего по положению (авилумом против мушкенума), выплачивался штраф. Применяемые наказания были довольно разнообразны. Но обращает на себя внимание частое применение смертной казни. Она использовалась как в простой (утопление), так и в квалифи-цированной форме (сожжение, сажание на кол, разрывание на части). Помимо смертной казни применялись: телесные наказания – болезненные и членовредительные, обращение в рабство, изгна-ние из общины, штрафы, наложение позорящих знаков, смещение с должности. Цели наказаний – возмездие и устрашение. Наказания часто носили характер мучительный и жестокий, могли приводиться в исполнение немедленно и публично (смертная казнь, членовредительные наказания). Судебный процесс. Различий между гражданским и уголовным процессом еще не было. Процесс в целом носил обвинительный характер. Дело возбуждалось по инициативе заинтересованной стороны, и она сама должна была заботиться о поддержании своих претензий к противной стороне. В качестве доказательств могли привлекаться письменные документы, свидетельские показания, клятвы, ордалии. Ордалия (испытание стихиями) могла состоять в испытании водой. По § 2 Законов Хаммурапи обвиняемый в чародействе должен был броситься в реку, если река (бог реки) им овладеет, то он признавался виновным. Принесение клятвы тоже, по сути, было разновидностью «божьего суда»: считалось, что ложно клянущийся обязательно навлечет на себя кару богов. Отказ от участия в ордалии или принесения клятвы означал признание обвиняемым своей вины. Возможно, во время следствия применялись пытки, но сведения об этом не сохранились. В конце процесса судья обязан был выдать документ с печатью, где было обозначено судебное решение. С выдачей документа дело считалось закрытым. Если затем судья изменял приговор, он подвергался штрафу в 12-кратном размере от суммы иска и навсегда отстранялся от ведения судопроизводства (ЗХ, § 5). Очевидно, что в вавилонском суде применялось правило: по одному делу решение дважды не выносится. Контрольные вопросы 1. Дайте периодизацию династической истории Древнего Египта. 2. Что такое восточная деспотия? Укажите ее особенности на примере Древнего Египта и Месопотамии. 3. Какие реликты матриархата сохранились в древнеегипетском праве? 4. В чем заключалась судебная реформа царя Хаммурапи? 5. Как применялся принцип талиона по Законам Хаммурапи? Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1076; Нарушение авторского права страницы