Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Римское государство в период империи



В 27 г. до н.э. Октавиану были присвоены полномочия, фактически закрепившие за ним верховную власть в Республике, сенат пожаловал ему почетное звание Август («священный» или «возвеличенный» божеством). Это событие принимается за точку отсчета времени Империи. С этого момента ее история распадается на два основных периода:

27 г. до н.э. – 284 г. н.э. – принципата;

284–476 гг. н.э. – домината.

Изменения в правовом положении населения. Империя в период принципата унаследовала в основном социальную структуру республиканской эпохи. От прежнего времени сохранились два высших сословия – сенаторское и всадническое. Имущественный ценз для представителей обоих сословий был повышен: для сенаторов – более 1 млн сестерциев, для всадников – от 400 тыс. до миллиона. Принадлежность к определенному сословию стала передаваться по наследству. Как и прежде, из сенаторского сословия в основном рекрутировался состав сената и производилось наполнение республиканских магистратур. Сословие же всадников стало поставлять кадры для императорской администрации как в столице, так и в провинциях. В дальнейшем сенаторское сословие превращается в сословие высшей общеимперской бюрократии. В это сословие входили те, кто в силу своего высокого должностного положения носил звание clarissimus («светлейший»). Такое звание передавалось по наследству, но могло быть и пожаловано императором. Члены высшего сословия не подлежали местной юрисдикции и не несли местных повинностей, но должны были платить специальные подати и выполнять особые повинности в пользу монарха.

В период принципата начали оформляться другие сословия, более низкого уровня, которых не было в эпоху республики. Высшие слои городского населения образовали сословие декурионов (или куриалов). К нему принадлежали в основном крупные и средние землевладельцы, располагавшие имениями в городской округе и участвовавшие в муниципальном управлении. В эпоху домината представители высшего сословия городов были прикреплены к куриям (городским советам). Они отвечали за правильное поступление налоговых сборов и содержание городского хозяйства. Недоимки по сбору налогов они должны были восполнять за свой счет. Эти обязанности были для куриалов обременительны, что приводило к частым их побегам от курий. Ниже куриалов располагались плебеи, лица, которые были лишены телесной неприкосновенности: они могли быть подвергнуты пыткам, телесным наказаниям, сосланы на рудники. Для поздней Империи было также характерно прикрепление лиц к профессиям, например, военных, ремесленников и т.д. Принадлежность к профессии передавалась по наследству.

В эпоху империи шел процесс выравнивания прав провинциальных жителей и предоставление им новых прав, принадлежавших римским гражданам. По эдикту императора Каракаллы 212 г. все свободные жители Империи (за очень небольшим исключением) получили права римских граждан. Эта мера привела также к распространению римского права на новые территории, где прежде применялось право местных народов.

Институт рабства претерпел серьезные перемены. Сокращение завоевательных походов и притока военнопленных, низкий естественный прирост привели к уменьшению количества наличных рабов. Чтобы повысить эффективность их труда, государство шло на облегчение положения рабов и предоставление им ограниченной правоспособности. В ряде случаев оно даже вставало на защиту рабов от жестокого обращения господина. Так, по эдикту императора Клавдия старый и больной раб, брошенный господином, получал свободу, а по конституции Антонина Пия, если из-за жестокости хозяина раб ищет убежища в храме или у статуи императора, предписывалось расследовать дело и при необходимости заставить господина продать раба в другие руки. Беспричинное убийство раба могло повлечь для хозяина уголовное преследование. В период империи получила распространение другая форма эксплуатации зависимых людей, которая в определенном смысле стала альтернативой рабовладению. Речь идет о колонате. Первоначально колон являлся свободным арендатором земли на определенный срок, но со временем отношения колоната приобрели характер пожизненный и могли переходить по наследству. Положение колона приблизилось к положению крепостного крестьянина: его стали прикреплять к земле. Этот процесс был законодательно оформлен изданием в 332 г. конституции императора Константина Великого, которая запретила уход колонов с земли и требовала их возвращения на прежний участок. Закон 357 г. уже запретил продажу земли без колона. В Империи могли использоваться и квазиколоны – рабы, посаженные на землю.

Государственный строй в эпоху принципата. Обозначение правления в ранней Римской империи было связано с титулом главы государства. Октавиан Август и его преемники носили титул принцепса (princeps senatus et universorum – «первый в сенате и среди всех вообще»). Принцепс почитался только первым сенатором и первым гражданином в Республике, но отнюдь не царем. Право эпохи принципата признавало суверенитет народа, но не суверенитет принцепса. В юри-дическом смысле принцепс не обладал собственной властью, но только той, которой его наделил римский народ. Однако реально первый располагал властью, намного превышавшей власть других органов государства. Поэтому можно определить принципат фактически как монархию, облеченную в республиканские формы[5]. Преобладание принцепса над республиканскими структурами власти достигалось кумуляцией в его руках одновременно нескольких важнейших магистратур. Отказавшись стать диктатором, Октавиан Август в одно и то же время исполнял должности разных ординарных магистратов: являлся консулом, народным трибуном, цензором. Консульская магистратура предоставляла в его руки военное командование, высшую гражданскую власть и возможность вмешательства в деятельность других магистратов. Должность народного трибуна давала право наложить veto на решения сената, народных собраний и распоряжения магистратов. Магистратура цензора позволяла формировать сенат и осуществлять чистки его состава. Октавиан был и великим понтификом, которому принадлежали верховные жреческие права. Его титул императора, переводимый на греческий язык словом «автократор» (самодержец), подчеркивал не только военное значение главы государства (во времена республики это титул полководца-победителя, имевшего право на триумф в Риме), но и положение Августа как носителя верховной власти в государстве.

Суверенитет народа проявлялся в том, что власть принцепса формально не имела наследственного характера. Каждый принцепс получал свои полномочия от акта избрания. Императоры Август и Тиберий избирались сенатом и народом Рима, последующие императоры – только сенатом, который выражал волю Республики. Впрочем, преемник обычно назывался самим императором, а его избрание носило формальный характер. Смена императорских династий и отдельных принцепсов производилась нередко во время дворцовых переворотов при участии армии, прежде всего, преторианской гвардии, охранявшей монарха.

Органы власти, сохранившиеся со времен республиканского периода, претерпели серьезные изменения. Постепенно прекратили свое действие центуриатные комиции, трибутные комиции стали созываться намного реже. Со II в. н.э. народные собрания вообще не проводились. Законодательные полномочия от народных собраний переходят к сенату. Сенатус-консульты, постановления сената,
с I в. н.э. получили силу закона. Император был подчинен законам, он сам мог издавать нормативные акты (конституции), но они нуждались в одобрении сената. К сенату также перешли полномочия по избранию магистратов; ему принадлежала судебная и административная власть (по управлению провинциями). Несмотря на обширные полномочия, сенат во многом зависел от принцепса. Даже право императора как первого сенатора выступать раньше остальных сенаторов давало возможность предопределять решения данного органа. Магистраты тоже были ограничены в своей компетенции. Так, консулы потеряли право верховного командования армией и в основном только председательствовали в сенате. (В отличие от них преторы сохранили прежнее значение в судебной системе.) Цензоры уже не проводили традиционные переписи граждан и не формировали состав сената. Начиная с эпохи Домициана (81–96 гг.), цензорская власть стала признаваться неотъемлемой частью власти императорской. В ведении эдилов находились только надзор за рынками и суд по делам о торговле, квесторы действовали как должностные лица казначейства.

Параллельно с республиканскими магистратурами начал создаваться личный аппарат власти императора. При монархе были организованы совет-«консилиум» (consilium principis) и канцелярия. В составе совета находились высшие должностные лица, но до правления императора Адриана
(117–138) он не являлся официальным государственным органом. В состав императорской канцелярии входили ведомства финансов, прошений, официальной переписки, личного имущества императора, императорского суда, ученых изысканий, императорских увеселений. Среди императорских чиновников наиболее влиятельной фигурой являлся префект претория, командовавший преторианской гвардией. Кроме того, выделялись префект города Рима (praefectus urbi) – начальник полиции; префект, отвечавший за пожарную безопасность столицы (praefectus vigilum); префект, отвечавший за поставки продовольствия в Рим (praefectus annonae); «попечители» (curatores) по разным отраслям.

Управление провинциями было поделено между службами сената и императора. Все провинции делились соответственно на сенатские и императорские. При этом число сенатских провинций оставалось неизменным, а все вновь образуемые провинции причислялись к императорским, поэтому количество последних неуклонно возрастало. Во главе сенатских провинций стояли проконсулы и пропреторы (сенаторы из бывших консулов и преторов). Особу же императора в них представляли прокураторы, назначаемые из числа всадников. Во главе императорских провинций находились легаты и прокураторы, назначенные принцепсом. В личной собственности императора находился Египет, во главе которого стоял особый префект. Только к III в. двойное разделение провинций исчезло: все провинции стали непосредственно подчиняться императору.
В стране была создана и двойная финансовая система. Государственная казна эрарий находилась в ведении сената, казна фиск – у императора. Эрарий мог чеканить только медную монету, а фиск – золотую и серебряную. Кроме того, в фиск шли поступления с императорских провинций, которые были намного богаче сенатских.

Кризис III в. Рост социальной напряженности, участившиеся восстания рабов и колонов, противостояние муниципальной и сенаторской знати, неравномерность в развитии Запада и Востока Империи породили серьезный кризис, который пришелся на III столетие. В государстве царила политическая нестабильность, которая особенно проявилась в эпоху солдатских императоров
(235–284 гг.). Тогда в результате военных переворотов свыше двух десятков императоров сменяли один другого, оставаясь у власти лишь непродолжительное время. В ходе кризиса сенат окончательно потерял свои прежние позиции в государстве, и сам кризис был преодолен за счет усиления власти императора и полного подчинения ему аристократии. Наступление новой эпохи уже стало ощущаться в правление императора Аврелиана (270–275 гг.), который стал носить царскую диадему и назывался dominus et deus natus – «господин и богочеловек». Обозначение императора «господином» сделалось общепринятым и дало название следующему периоду в истории Империи – доминату.

Государственный строй в период домината. Период домината начался в 284 г., когда к власти пришел император Диоклетиан (правил до 305 г.). Он смог укрепить единоличную власть и утвердить в Империи форму правления в виде абсолютной монархии. Отныне все римские граждане превращались в подданных императора. Император уже рассматривался не как «первый среди равных», но как «господин», стоящий над своим народом. Утвердился принцип: что угодно императору, имеет силу закона. Особа монарха была окружена особым почитанием, при императорском дворе был установлен строгий и торжественный церемониал (по образцу персидских правителей). Однако по-прежнему в Империи отсутствовал наследственный принцип передачи престола. Формально императора продолжал избирать сенат, хотя фактически своего преемника называл сам император либо его провозглашала армия.

В целях более эффективного руководства Империей, противостояния ее внешним врагам и внутренним смутам, а также чтобы закрепить преемственность власти Диоклетиан ввел систему тетрархии («четверовластия»). Он сделал своим соправителем полководца Максимиана, присвоив ему в 285 г. титул цезаря, а в 286 г. титул августа (равный собственному). Между ними Империя была поделена на две части: Восток взял себе Диоклетиан, Запад достался Максимиану. Столица первого была расположена в Никомедии (Малая Азия), столица второго – в Медиолане (современный Милан). Далее с 293 г. было введено еще одно деление. Августы назначили двух помощников с титулами цезарей: Диоклетиан – Галерия, а Максимиан – Констанция Хлора. Восток и Запад Империи были поделены еще на две части, со своим правителем в каждой. При этом Диоклетиан продолжал считаться старшим среди тетрархов и, в принципе, мог вернуть себе делегированную власть. Предполагалось, что по истечении 20 лет августы сложат свои полномочия в пользу цезарей, которые затем назначат двух других цезарей, своих преемников. Так должна была отныне наследоваться власть в государстве. В дальнейшем система тетрархии, однако, продолжения не получила. Более того, после отречения от власти августов в 305 г. настала полоса междоусобных войн, которая закончилась в 324 г. победой одного правителя – сына Констанция Хлора, Константина I Великого (306–337). Таким образом, призванная обеспечить порядок в государстве тетрархия, напротив, привела к ослаблению центральной власти в Империи и оказалась бесперспективной.

Сенат окончательно потерял свое прежнее значение, а должности республиканских магистратов (консулов, преторов и др.) превратились в почетные титулы. Вместе с тем возросла роль императорского совета и имперских чиновников. Совет из консилиума был преобразован в консисториум («собрание стоящих»: члены совета могут лишь стоять в присутствии императора). Он состоял из высших сановников Империи. В совете обсуждались вопросы законодательства и администрации, рассматривались судебные дела, поданные императору в порядке апелляции. Управление государством было соединено с дворцовым управлением. Оно осуществлялось из «священного дворца» и «священной опочивальни императора». В составе императорской администрации была введена строгая иерархия, служащие были поделены по разным разрядам. Высшими должностными лицами при монархе являлись: препозит «священной опочивальни» (praepositus sacri cubiculi), заведовавший императорским дворцом; начальник (магистр) ведомств (magister officiorum), управлявший императорской канцелярией и личным составом бюрократии; квестор «священного дворца» (questor sacri palatii), бывший председателем консисториума; руководители финансовых служб, общегосударственной и дворцовой (comes largitionum и comes rei privatae). В качестве главы юридической службы при императоре выступал квестор. Он мог представлять правосудие от лица императора. Важной была также должность магистра – начальника ведомств. В его ведении находилась не только императорская канцелярия и императорские курьеры, развозившие депеши монарха, но и государственная почтовая служба. Ему принадлежал административный контроль над гвардией, он же руководил внешнеполитическими делами и занимался аудиенциями императора.

Рост влияния эллинистического Востока в составе Римской державы, более стабильная экономическая ситуация, чем на Западе, приводят к переносу столицы Империи. В 330 г. Константин Великий основал на месте греческого города Византия новый центр, названный в честь императора – Константинополь. Сюда были переведены основные службы императорского двора. Был создан новый Константинопольский сенат, в который вошли отчасти сенаторы, переселившиеся из Рима, и сенаторы, вновь назначенные императором.

Хотя система тетрархии при Константине I была отменена, но деление Империи на четыре части было сохранено. Каждая из двух основных территорий, Запад и Восток (Occidens и Oriens), делилась, в свою очередь, на две префектуры, во главе с префектами претория. Каждая префектура делилась на диоцезы, во главе с викариями. В состав диоцезов входили провинции, управлявшиеся президами или ректорами. При формировании местной администрации был проведен принцип разделения гражданской и военной власти. Должность префекта претория стала сугубо гражданской, а командование войсками было передано военным магистрам. Их также было введено четыре: два начальника пехоты и два начальника конницы. Разделение военной и гражданской властей преследовало цель ослабления местной администрации и усиления влияния центра: разные начальники должны были взаимно контролировать друг друга и доносить высшей власти. Однако разделения административной и судебной власти введено не было. Правители разных уровней представляли местную администрацию и являлись одновременно соответствующей судебной инстанцией. От суда презида провинции можно было подавать апелляцию викарию, от викария – префекту претория, от префекта претория – самому императору. На самом низшем уровне продолжали еще сохраняться самоуправляющиеся единицы – общины (civitates). В них действовали советы (сенаты) общин и выборные муниципальные магистраты. На эти местные органы был возложен контроль над исполнением государственных повинностей, выплатой податей, поставкой рекрутов в армию и пр.

С именем Константина Великого был связан важный переворот в религиозной жизни Империи. До Константина христианская религия преследовалась властями: христиане создавали тайные общины и не желали соблюдать общеимперских языческих культов, в том числе культа божественного императора. Языческий Рим обвинял их в безбожии и оскорблении величества. Но к IV в. христианская церковь превратилась уже в массовую организацию и имела в своих рядах верующих из всех слоев общества. Ее признание отвечало объективным потребностям государства. Константин смог уловить глубокий смысл нового учения и его возможности в плане укрепления государственной идеологии. В отличие от своих предшественников император встал на защиту христиан. Сначала в 313 г. был издан Медиоланский эдикт о введении свободы христианского вероисповедания и равенстве его с другими конфессиями. В 325 г. при участии императора в Никее прошел церковный собор, который утвердил Никейский символ веры – краткое изложение догматов христианского вероучения. Собор более точно определил организацию церкви. Во главе клира (духовенства) городов встали епископы, во главе клира провинций – архиепископы. Епископы Рима, Александрии и Антиохии стали называться патриархами, а первые два еще удостоены звания пап. Перед своей кончиной в 337 г. Константин I принял веру Христа, тем самым христианской религии был придан официальный характер. В 380 г. императором Феодосием I был издан эдикт De fide catholica («О вселенской вере»), по которому все подданные должны были исповедовать православную веру (она же католическая – «вселенская»). Никейская формула веры была признана законом единственно правильной, все остальные течения (ереси) в христианстве и язычество были запрещены.

Наметившийся уже в начале домината раскол Империи на западную и восточную части был официально закреплен Феодосием в 395 г. Он разделил территорию государства между своими сыновьями Гонорием (Запад) и Аркадием (Восток). Единство Империи было формально восстановлено в 476 г., когда командир императорской гвардии германец Одоакр низложил последнего западно-римского императора, малолетнего Ромула Августула («августишку»), и отпра-вил знаки императорского достоинства восточно-римскому императору Зенону. Себя же Одоакр провозгласил королем Италии. Фактически это означало конец Западной Римской империи
и образование на ее обломках варварских германских королевств.

Римское право

Для обозначения права в латинском языке использовалось слово ius. Как учили римляне, «право получило свое название от правосудия (iustitia), ибо, согласно превосходному определению Цельса, право есть наука о добром и справедливом»[6].

Периодизация истории римского права. Обычно в развитии римского права выделяют три основных периода (возможна и другая периодизация):

1. Раннеримское право – VI – середина III вв. до н.э.;

2. Классическое право – середина III в. до н.э. – конец III в. н.э.;

3. Постклассическое право – IV–VI вв. н.э.

Источники римского права

Основными источниками римского права являлись: обычаи; правотворчество жрецов, магистратов, светских юристов; законодательство. В ранний период наибольшее распространение имели обычаи (mores). Первоначально они не были закреплены в письменной традиции, но со временем получили признание со стороны государства и послужили основой для формирования первых римских законов. Хотя в Риме довольно рано стали отделять собственно правовые нормы (ius) от религиозных предписаний (fas), древнее римское право в значительной мере носило сакральный характер, поэтому ведущую роль в правотворчестве играли жрецы. Они являлись первыми римскими юристами, формулировали нормы права, давали им толкование, следили за их соблюдением. Особое значение в юридической сфере имела коллегия понтификов. Свои сведения о праве понтифики сохраняли в строгой тайне, поэтому юридические знания были долгое время монопольной привилегией жрецов. В 304 г. до н.э. писец Гней Флавий похитил записи, содержавшие формулы исков, толкования норм и обычаев, сведения о судебном календаре. Они были преданы гласности и с этого времени больше не являлись секретом для народа: жрецы утратили свою монополию в юриспруденции. Ведущая роль в правотворчестве перешла к римским магистратам и светским юристам. Особое место среди них занимали преторы. Они участвовали в отправлении правосудия и одновременно создавали новое право, которое опиралось на их судебную практику. Оно дополнило старое цивильное право – право римской общины, предназначенное исключительно для римских граждан. Со временем цивильное право, с его приверженностью к архаичным юридическим процедурам, перестало отвечать новым потребностям гражданского оборота, вызванным бурным развитием рабовладения и торговых связей. Поэтому рядом с цивильным правом выросла система преторского права. С одной стороны, преторы при вершении суда стали вводить новые нормы права, которые восполняли пробелы цивильного права либо даже заменяли его нормы (в случае противоречия с ними). В последнем случае норма цивильного права сохранялась, но уже не обеспечивалась преторской защитой. С другой стороны, претор, вступая в должность, издавал свой эдикт, где определял те юридические правила, которых он будет придерживаться в своей будущей деятельности. Эдикт претора не имел силы закона, но являлся обязательным для исполнения, так как поддерживался властью претора в течение года его полномочий. Обычно новый претор вносил в эдикт предшественника лишь некоторые изменения, так что основная его часть оставалась неизменной. Аналогично этому порядку в Риме сложилось также право народов (ius gentium). Его появление было связано с введением магистратуры перегринского претора в III в. до н.э. Разрешая споры между иностранцами либо между ними и римскими гражданами, этот претор мог свободно обращаться к правовому наследию других стран (например, Греции или Ближнего Востока), опираться на нормы справедливости (aequitas) или положения «естественного разума». В своих эдиктах перегринские преторы не были связаны нормами цивильного права и синтезировали нормы из разных правовых источников, поэтому созданное ими право отличалось высоким уровнем развития. В императорскую эпоху возможности для правотворчества преторов были ограничены. По поручению императора Адриана юристом Сальвием Юлианом (примерно в 125–128 гг. н.э.) был составлен и одобрен сенатом вечный эдикт (edictum perpetuum), который стал обязательным для всех последующих преторов. В результате преторский эдикт перестает быть источником новых норм права.

Значительным был вклад в развитие права римских юристов. Они принимали участие в юридической практике, учебной и научной деятельности. Первым стал давать публичные консультации по правовым вопросам Тиберий Корунканий (первый великий понтифик из числа плебеев, III в. до н.э.). Квинт Муций Сцевола первый дал систематическое изложение цивильного права в 18 книгах (I в. до н.э.). Создателями двух школ классического римского права, прокульянской и сабиньянской, являлись юристы Лабеон и Капитон (I в. н.э.). Юрист Гай (II в.) прославился своим учебником по римскому праву, получившему название Институции Гая. Для правотворчества имели, прежде всего, значение консультации юристов, даваемые магистратам и частным лицам по разным юридическим вопросам. Юристы могли принимать участие в создании формул для юридических актов или подавать советы относительно исковых заявлений и ведения судебных дел. Император Октавиан Август официально подтвердил значимость их высказываний: «для возвышения авторитета права» юристы могли давать ответы «на основании власти» императора. Решения правовых вопросов, предлагаемые в их консультациях, стали носить обязательный характер (ius respondendi). Они могли применяться при рассмотрении аналогичных случаев. Закон императора Валентиниана III о цитировании (426 г.) установил обязательную силу для высказываний только пяти юристов: Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая и Модестина. В случае несовпадений их мнений вопрос решался по принципу большинства, при равенстве голосов приоритетом обладало мнение Папиниана.

Уже в ранний период развития римского права начало складываться законодательство. Есть указания на существование законов римских царей, в частности, Ромула, Нумы Помпилия и Сервия Туллия, но их историчность находится под вопросом. Первыми писаными законами Рима стали Законы XII таблиц (451–450 гг. до н.э.). Они были составлены по требованию плебеев комиссией из экстраординарных магистратов (децемвиров – «десяти мужей»). Текст Законов был представлен на двенадцати медных досках и до настоящего времени не сохранился. Он был реконструирован на основании высказываний позднейших римских писателей и юристов. По сути, Законы XII таблиц являлись записью обычного права, они несли на себе сильный отпечаток родовых отношений и отражали еще низкий уровень развития правовой техники. Законом в узком смысле (lex) в Римской республике обозначались решения комиций, позднее силу закона получили и плебисциты – решения собраний плебеев по трибам. Закон обычно назывался по имени магистрата, предложившего его. Постановления сената (senatusconsultum) в республиканский период законами не признавались, но в эпоху империи они были приравнены к законам. Тогда же распространение получили указы императоров – конституции. Поначалу они тоже не имели силу закона, только в эпоху Адриана (II в.) юристы стали придавать им такое значение в рамках цивильного права. Существовало несколько видов конституций: эдикты – общие распоряжения императора, издаваемые так же, как прежде распоряжения республиканских магистратов; мандаты – инструкции императора чиновникам и правителям провинций по вопросам управления и суда; декреты – решения императора по судебным делам; рескрипты – ответы императоров на запросы должностных или частных лиц по юридическим вопросам (для разрешения сомнений при толковании и применении права). Поначалу эдикты и мандаты имели силу только на период правления императора, их издавшего, позднее они получили более долговременный характер.

В императорскую эпоху делались попытки систематизации римского права, прежде всего составления сборников конституций. Сначала такие сборники носили частный характер: сборник конституций императора Марка Аврелия (II в.) в 20 книгах, составленный Папирием Юстом; Кодексы Грегориана в 14 книгах (конец III в.) и Гермогениана в одной книге (начало IV в.). Первым официальным сборником конституций стал Кодекс Феодосия II (Codex Theodosianus) в 16 книгах, изданный в 438 г. Кодекс появился в Восточной Римской империи, но был принят и получил распространение также в Западной Римской империи и продолжал применяться даже в варварских королевствах после ее падения. Но наиболее значимой попыткой систематизации не только императорского законодательства, но и всего вообще римского права стала кодификация, предпринятая в Восточной Римской империи (Византии) в VI в. при Юстиниане I. С 528 по 534 гг. над созданием всеобъемлющего Свода трудились комиссии во главе с императорским чиновником
и юристом Трибонианом. Свод включил в себя три части: Кодекс Юстиниана, Институции и Дигесты. Кодекс Юстиниана в 12 книгах представлял собой сборник императорских конституций, начиная с императора Адриана и кончая самим Юстинианом. Он заменил три прежние кодекса (Грегориана, Гермогениана и Феодосия). Институции являлись простым и доступным учебником по римскому праву, в его основу были положены Институции Гая. Дигесты (Digesta – «собранное», «приведенное в систему»), или по-гречески Пандекты (Pandectae – «содержащее в себе все»), представляли самую объемную часть Свода. Это сборник высказываний выдающихся римских юристов. Было процитировано 39 юристов, все цитаты были разделены на 50 книг. Большая часть цитат относилась к упоминавшимся пяти юристам, отмеченным в Законе 426 г. о цитировании.
В приводимых фрагментах содержались ссылки на древние законы, решения преторов, выдержки из работ более ранних авторов. В результате был создан грандиозный компендиум античного права. Всем частям Свода была дана сила действующего закона. Впоследствии Свод был дополнен изданием четвертой части – Новелл, конституций императора Юстиниана, изданных в период между 535 и 565 гг. Начиная с XII в., Свод Юстиниана получил название Corpus iuris civilis – «Свод цивильного права», которое продолжает использоваться и сейчас.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 971; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь