Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Афинское государство в эпоху классики



Демократические реформы V в. до н.э. Эпоха классики в Афинах явилась временем расцвета демократического строя. В целях окончательного ослабления влияния аристократии в 462 г. до н.э. была проведена реформа Ареопага (реформа Эфиальта). Ареопаг потерял свои политические функции: право утверждать рекомендованные народным собранием законы и судить за преступления должностных лиц. За ним были сохранены только некоторые судебные полномочия (суд по уголовным делам). По реформе Эфиальта была также учреждена коллегия номофилаков (стражей закона) из 7 членов. Коллегия следила за тем, чтобы в решениях народного собрания, Совета 500 и в действиях должностных лиц не было ничего противозаконного.

Были расширены права граждан по занятию государственных должностей. Право избираться в архонты получили лица 2-го и 3-го имущественных разрядов. По реформе Перикла была введена оплата государственных должностей, что позволило даже неимущим гражданам участвовать в управлении государством и отправлять должности. Правда, обратным результатом этой реформы стала нехватка средств в казне и необходимость ограничения числа граждан. В связи с этим по предложению Перикла был принят закон о гражданстве (450 г. до н.э.). Гражданином признавалось лишь лицо, рожденное от афинских граждан, отца и матери. Лица, происходившие от смешанных браков, потеряли права граждан.

Только в V в. до н.э. стала применяться процедура остракизма: первый был проведен в 488 г., последний – в 417 г. до н.э. На смену ему был введен институт графé паранó мон – «иск о противозаконии». В течение года после принятия закона против его автора мог быть выдвинут иск в случае, если этот закон нарушал демократическую конституцию Афин. Удовлетворение иска могло повлечь за собой наказание вплоть до смертной казни.

Государственный строй Афин в классическую эпоху. Для афинского государства в эпоху классики было характерно применение принципа разделения властей. Законодательная власть была сосредоточена в руках народного собрания (экклесии), исполнительная – в руках Совета 500
и магистратов, судебная – у гелиэи и нижестоящих судебных органов.

Экклесú я – «собрание вызванных». Граждане призывались на народное собрание глашатаями, ходившими по стране. В собрании могли принимать участие все граждане мужского пола, достигшие 20-летнего возраста. Собрания проводились от двух до четырех раз в месяц на холме Пникс в Афинах. О повестке дня собрания граждане извещались заранее. На народном собрании могли обсуждаться вопросы внешней политики, обороны, финансов, продовольственного снабжения. Главная функция экклесии заключалась в принятии законов (ν ό μ ο ς – «номос») и декретов (ψ ή φ ι σ μ α – «псефизма»). Псефизмы издавались по частным вопросам на основе уже существующего законодательства. В 403 г. до н.э. была введена более сложная процедура принятия законов, которая привела к усилению роли судебной ветви власти в принятии законов (и исказила действие принципа разделения властей). Законопроект подлежал не только предварительному обсуждению в Совете 500 и принятию в экклесии, но окончательно принимался уже в особой коллегии номофетов, выделенной из состава гелиэи. Для введения в силу псефизмы было достаточно одного голосования в народном собрании. Принятие закона в коллегии номофетов проводилось в форме импровизированного судебного процесса. Автор законопроекта выступал в роли обвинителя старых законов, пять синегоров (адвокатов) – в роли их защитников. Решение принималось голосованием номофетов.

В экклесии также проводилось избрание должностных лиц и заслушивались их отчеты. Голосование могло осуществляться двояко: открыто (путем поднятия рук) и тайно (путем подачи черепков, цветных камешков или бобов).

Булé (Совет 500) включал в себя представителей фил, которые избирались по жребию из числа граждан, достигших 30 лет. Срок полномочий булевтов – один год. Внутри Совета сохранялось деление членов по филам. Представители одной филы занимались его делами только одну десятую часть года. Такой срок получил название притании, а сами действующие булевты стали называться пританами. Ежедневно из состава пританов по жребию избирался председатель – эпистат. Ему вручали государственную печать, казну и ключи от храмов с государственными документами. Если день председательства в Совете совпадал с днем проведения народного собрания, эпистат также председательствовал на экклесии, являясь, по сути, главой афинского государства на один день. Пританом можно было стать только два раза в жизни. Учитывая, что количество афинских граждан было небольшим (в разное время оно колебалось от 20 до 40 тыс.), почти каждый их них становился членом Совета. Совет 500 выступал и в качестве рабочего органа народного собрания, и в качестве самостоятельного органа власти. В первом случае буле готовил дела для обсуждения в собрании и предлагал проекты его решений. Без предварительного обсуждения в Совете, решение, принятое в народном собрании, считалось незаконным. Это должно было уберечь экклесию от принятия непродуманных решений. В качестве самостоятельного органа власти Совет действовал в перерывах между сессиями народного собрания. Он отвечал за государственные финансы и оборону страны, вел афинскую дипломатию и ведал делами Афинского морского союза (симмахии) – международного объединения полисов под властью Афин. Совет 500 также вел наблюдение за действиями должностных лиц и обладал правом привлечения их к ответственности.

Магистраты (должностные лица) были двух видов: регулярные (обычно избирались на один год) и экстраординарные. Экстраординарные магистраты (эпимелеты) выполняли определенные поручения в установленный срок (например, надзиратели за постройками, послы и др.). Все должности в полисе были выборными, срочными, почти все они являлись коллегиальными. Подавляющее большинство из них оплачивалось государством. Занятие должностей (кроме судейских) было доступно только лицам первых трех имущественных разрядов. Финансовые должности могли замещаться исключительно богачами, так как в случае каких-либо растрат и хищений из казны, магистрат должен был отвечать своим имуществом. Избрание на финансовые и военные командные должности проводилось путем открытого голосования на народном собрании, остальные должности замещались по жребию (в том числе должности архонтов – с 487 г. до н.э.). Лицо, вступавшее в должность, подвергалось особой проверке на благонадежность и способность к исполнению службы. Проверка носила название докимасú и. Во время докимасии выявлялись данные о происхождении лица, его отношении к родителям, службе в армии и уплате налогов. Данные подтверждались свидетелями. Представление ложных сведений могло повлечь за собой судебное преследование. Особое значение в Аттике V в. до н.э. приобрела должность стратега. Стратеги первоначально избирались по одному от каждой филы, затем от всего состава граждан. На должность могло претендовать лишь лицо, состоящее в браке и имеющее недвижимость. Она была доступна только состоятельным лицам, поскольку не оплачивалась государством. Коллегию стратегов поначалу возглавлял архонт-полемарх, затем из ее состава стали выбирать особого руководителя – стратега-автократора. Прежде всего стратеги осуществляли военные функции: командование армией, строительство крепостей, расходование средств на военные нужды и т.д. Но одновременно с этим они участвовали в работе Совета 500, вели вместе с ним афинскую дипломатию, могли созывать чрезвычайные сессии народного собрания. Стратег-автократор приобрел значение руководителя во всей Аттике. Должность стратега требовала знаний и опытности, поэтому среди афинских должностей она была единственной, на которую можно было переизбираться неограниченное количество раз. Но провинившийся стратег мог быть отозван до срока и присужден к тяжелому наказанию, вплоть до смертной казни. Помимо данной должности в афинском государственном аппарате находилась масса других должностей. Выборные должности имелись и на местах: в филах и демах.

Судебная система классических Афин. Высшим судебным органом была гелиэя – суд присяжных. Он получил название в честь бога солнца Гелиоса, так как заседания суда проводились в дневное время суток (в отличие от Ареопага, вершившего священный суд по ночам). Гелиэя формировалась по жребию из числа граждан, достигших 30 лет. Имущественный ценз для гелиаста не требовался. В составе суда присяжных 6 000 чел. – 5 000 действующих судей и 1 000 запасных. Гелиэя делилась на десять коллегий – дикастерий. В каждой коллегии по 500 судей и 100 запасных. Обычно же в суде заседал 501 судья (требовалось нечетное количество голосов). Для предотвращения злоупотреблений судей по жребию распределяли по судебным помещениям, так что никто из них заранее не знал о существе разбираемого дела. Гелиэя выступала в качестве суда первой инстанции по делам особой важности: о преступлениях против государства или должностных. Во всех остальных случаях она являлась апелляционной инстанцией для нижестоящих судов. Определенными судебными полномочиями обладали народное собрание и Совет 500. Народное собрание могло рассматривать дела по особо тяжким преступлениям, а Совет принимал доносы о государственных преступлениях и разбирал самостоятельно менее важные дела, обладая лишь правом наложения штрафа не более 500 драхм.

Судами по уголовным делам выступали Ареопаг, суд эфетов и коллегия 11. Ареопаг после реформы Эфиальта рассматривал дела о предумышленном убийстве, нанесении ран с целью причинения смерти, о поджогах и отравлениях со смертельным исходом, а также святотатстве. Суд эфетов вел дела о непредумышленном убийстве, убийстве дозволенном или не преследуемом законом (дозволенное убийство: убийство любовника жены или вора, пойманного на месте преступления, убийство при самообороне; убийство, не преследуемое по закону: случайное причинение смерти товарищу на войне или противнику на спортивном состязании). Эфетам были подсудны и дела об убийстве метека или раба, приравнивавшиеся к неумышленным преступлениям. Одна из четырех коллегий суда эфетов (возле Пританея) выполняла функции церемониального суда, разбиравшего дела в тех случаях, когда преступник неизвестен или смерть причинена человеку животным или неодушевленным предметом. Коллегии 11 были подсудны остальные уголовные дела (прежде всего дела об имущественных преступлениях). Она также вела наблюдение за исполнением наказаний и осуществляла надзор за тюрьмами.

Судами по гражданским делам являлись суд диэтетов (третейский суд) и суд коллегии 40. Подсудность дела определялась суммой иска: если она не превышала 10 драхм, дело рассматривалось членами коллегии 40, заседавшими по филам (по четыре человека), если сумма была большей – то диэтетами.

Значительную роль в судебной системе продолжали играть архонты. Архонты-фесмофеты осуществляли руководство афинскими судами. Архонт-эпоним мог рассматривать жалобы граждан и привлекать к суду; его ведению подлежали семейные дела, дела о сиротстве, о наследствах и пр. Архонт-басилей был председателем суда Ареопага; он разбирал споры между родами и жрецами по богослужебным вопросам, дела о нечестии и жреческих правах. Архонт-полемарх вел дела метеков.

Афинская судебная система выделяла различные судебные инстанции и допускала апелляционное производство. Апелляция от Совета 500 велась к народному собранию, а от собрания к гелиэе. Также можно было апеллировать к гелиэе от диэтетов и архонтов. Решения гелиэи обжалованию не подлежали, исключение составляли лишь дела, связанные с иностранцами, когда по заключенным договорам можно было апеллировать от гелиэи к международному суду.

Афинское право

Источники права. В древнейшее время источниками права были обычаи. В эпоху архаики зарождается законодательство. Самые древние афинские законы, Законы Драконта 621 г. до н.э.,
в своем первозданном виде не сохранились. Известно, что Драконт установил процедуру судебного разбирательства по делам об убийствах, ввел запрет на кровную месть и различал предумышленное и непредумышленное убийства (последнее наказывалось не смертной казнью, а изгнанием). По Законам Драконта можно было судить не только людей, но и животных и неодушевленные предметы. В законах были предусмотрены суровые наказания за незначительные преступления, вроде кражи овощей или плодов, так что эти законы стали символом всех вообще жестоких законов («Драконовские законы»). В дальнейшем большая часть Законов Драконта была отменена Солоном. Были сохранены только положения об убийстве, нанесении ран и попытке установления тирании.
В начале VI в. до н.э. Солон ввел в Афинах свое законодательство, которое послужило основой афинского права в конце архаики и в классическую эпоху. Важным нововведением Солона стало также установление исономии, равенства всех граждан перед законом.

Регулирование имущественных отношений. Афинское право не проводило четкого различия между вещами. Оно выделяло «видимое» и «невидимое» имущество. К первому относились земля, скот, рабы. Ко второму – деньги и драгоценности. Они «невидимы», так как используются в качестве средства обращения и могут ускользать от налогообложения и конфискации. Афиняне уже различали понятия собственности и владения, но в законодательстве отсутствовало точное определение прав собственника. (Не было даже особого термина для обозначения совокупности данных прав.) Право выделяло государственную и частную формы собственности. Особое развитие институт частной собственности получил после реформ Солона. Однако даже в это время частная собственность на недвижимость могла принадлежать только гражданам, метеки и прочие иностранцы ею не обладали. Таким образом, отношения собственности были поставлены в прямую зависимость от принадлежности к гражданской общине. Ограничениями прав собственников были и так называемые литургии – повинности, наложенные на состоятельных афинских граждан. За свой счет они были обязаны снаряжать военные корабли и их экипажи, готовить театральные представления, организовывать гимнастические состязания и т.д. Литургии выступали своеобразным налогом на имущество богатых лиц.

Выделялось два вида обязательств: вольные и невольные (известны по Никомаховой этике Аристотеля). Вольные обязательства – вытекающие из договора, невольные – вытекающие из причинения вреда (из деликтов). В первом случае основанием обязательства служило соглашение любого рода. Афинское право знало разные виды договоров: купли-продажи, найма, товарищества, займа, поклажи и др. Договор мог быть заключен как в письменной, так и в устной форме. Договор купли-продажи обычно заключался без письменного оформления. Право собственности переходило на покупателя с момента достижения договоренности о цене и оплате за покупку. Продавец обязан был дать гарантию от эвикции вещи и возместить убыток в случае обнаружения в ней скрытых недостатков (после ее продажи). В Афинах свободно продавались любые вещи, но приобретателем недвижимых вещей мог стать лишь гражданин полиса. Предметом купли-продажи являлись также рабы. Но торговля рабами была поставлена под контроль государства. Она могла осуществляться строго по определенным дням (в первый день каждого месяца), в отведенном месте и специально назначенными лицами, подобные сделки были обложены налогом в пользу казны. В письменную форму, как правило, облекались договоры товарищества или найма, заключенного с товариществом. Участники договора товарищества делали вклады в общее имущество для осуществления определенной цели. Доходы и убытки распределялись между членами товарищества в зависимости от заключенного соглашения, при отсутствии определенных условий – пропорционально сделанному вкладу. Договор поклажи предполагал хранение вещи с условием ее возвращения по первому требованию хозяина. Договор о хранении денег оформлялся с помощью особой расписки – хирографа, выполненной на коже. Большое распространение в Аттике имели договоры займа. До Солона выполнение данного обязательства гарантировалось личной ответственностью должника. Солон ликвидировал долговое рабство. В результате распространение получили другие средства обеспечения долговых обязательств – залог и поручительство. Они применялись и в случае возникновения других обязательств. Формой залога была ипотека, при которой заложенная вещь оставалась во владении и пользовании должника, и только в случае невыплаты долга она переходила к кредитору (широко применялась земельная ипотека). Обязательства могли возникнуть и из причинения вреда. Такого рода обязательства влекли за собой возмещение ущерба пострадавшей стороне. Если ущерб причинен умышленно, следовало возмещение в двойном размере. За вред, причиненный рабом, ответственность нес его хозяин; за вред, причиненный ребенком, отвечал его отец.

Брачно-семейное и наследственное право. Вступление в брак являлось обязательным, уклонение от него рассматривалось как забвение культа предков. В целях сохранения чистоты крови и удержания собственности за определенными родами в Афинах не только допускались, но и приветствовались близкородственные брачные союзы. Для дочерей-наследниц отцовского имущества такие браки были предписаны законом. Вступление в брак запрещалось родителям и детям, брату и сестре, рожденным от одних отца и матери (но разрешался брак между братом и сестрой по отцу). Брачный договор заключался между женихом и отцом невесты (либо другим ее родственником или опекуном). Договор, особенно в раннее время, носил характер покупки невесты. Для действительности союза требовалось также выполнение особого обряда, во время которого невесту в торжественном порядке вводили во фратрию мужа. Первоначально отец обязан был давать за дочерью приданое. Солон отменил этот обычай, но если невесту выдавал замуж брат, то на него возлагалась обязанность дать приданое. Приданое переходило под управление мужа при условии, что оно перейдет в наследство детям, рожденным в этом браке.

В браке супруги не были равноправны. Замужняя женщина была лишена имущественной самостоятельности и не могла вступать в сделки от своего имени. Жена обязана была вести затвор-нический образ жизни и все время проводить на женской половине дома. В случае прелюбодеяния жены муж не имел права ее убивать, но обязан был с нею развестись. Если мужчина продолжал с ней жить, он тем самым себя бесчестил и лишался всех прав гражданина. Неверная жена не могла больше посещать афинские храмы. Измена мужа не была предосудительна. Мужчина вполне мог содержать наложниц (вне общего дома) и проводить время с гетерами, обученными для развлечения мужчин. Развод для мужчины осуществлялся без особых формальностей. Если жена не была виновна в прелюбодеянии, при разводе ей возвращалось приданое. Развод по инициативе жены осуществлялся в более сложной форме: женщине необходимо было лично подать архонту-эпониму письменное заявление с изложением мотивов к расторжению брака. Архонт принимал решение по делу.

Власть отца над детьми в раннее время была довольно обширной, он вполне мог распоряжаться жизнью и свободой своих детей. Солон отменил продажу детей в рабство (исключение составлял случай продажи дочери, уличенной в связи с посторонним мужчиной). Но даже после этого отец обладал правом наказания детей, мог лишить их наследства и изгнать из дома. Отцовская власть прекращалась над сыном по достижении им 18 лет, над дочерью полновластие отца сохранялось до выхода ее замуж. Дети от наложниц получали права законнорожденных при условии их официального признания отцом (в случае отсутствия у него других законных детей). Гражданин, не имевший сына, мог усыновить чужого ребенка и передать ему свои права, если тот порывал всякие связи с прежней семьей. Дочь такого гражданина должна была выйти замуж за его приемного сына.

Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Законными наследниками признавались сыновья, при их отсутствии могли наследовать и дочери. При наличии сыновей дочери получали определенное содержание до выхода замуж. В случае отсутствия прямых наследников имущество могло перейти в боковую линию. Незаконнорожденные дети наследственными правами не обладали. Наследование по завещанию было установлено при Солоне и предполагало отсутствие законных детей у наследодателя. Если у него были только дочери, он должен был завещать имущество тому лицу, которое женится на одной из них и обеспечит приданым остальных. При определении действительности завещания учитывалась свободная воля наследодателя. Лишены были права составлять завещание женщины, несовершеннолетние и приемные дети.

Уголовное право. По объекту посягательства все преступные деяния можно разделить на следующие группы: 1) государственные (измена родине, оскорбление богов, святотатство, обман народа, внесение противозаконных предложений в народное собрание); 2) должностные (хищения казенного имущества, взяточничество); 3) воинские (дезертирство, уклонение от военной службы, незаконный переход из пехоты в кавалерию); 4) против семьи и нравственности (дурное обращение с родителями, прелюбодеяние жены, похищение девушки, сводничество, изнасилование); 5) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений, шантаж, злостная клевета, оскорбление словом и действием); 6) имущественные (различные виды краж, поджог).

Обращает на себя внимание то, что религиозные преступления квалифицировались как государственные. К государственным преступлениям могло быть отнесено и преступление против личности, например, убийство, совершенное в храме. Оно считалось очень тяжким деянием, в случае его совершения проклятие распространялось даже на потомков преступника. При оценке преступных деяний право уже различало умысел и неосторожность, выделяло подстрекателя и исполнителя преступления, ему было знакомо понятие самообороны. Вместе с тем в афинском праве можно обнаружить еще архаичные черты, унаследованные от эпохи первобытности. Долго сохраняются пережитки кровной мести. Право преследования убийцы принадлежало близким родственникам жертвы. Вполне допускалась их сделка с убийцей: виновный мог выплатить им денежную компенсацию или удалялся в изгнание. Применялся и принцип талиона. В частности, закон Солона гласил: «кто выколет глаз одноглазому, тому за это выколоть оба глаза» (в изложении Диогена Лаэртского). Наказания различались для свободных и рабов. К свободным вообще не применялись телесные наказания, но они широко использовались в отношении рабов. Рабов подвергали бичеванию, клеймили, отправляли на каторжные работы в рудники. По афинскому праву наказания могли применяться также к животным и неодушевленным предметам. Животное, причинившее смерть человеку, убивали, а труп вывозили за пределы Аттики. Предметы, оскверненные человеческой кровью, также подлежали удалению с афинской земли.

Система наказаний, применявшихся к свободным лицам, включала в себя: смертную казнь, изгнание, лишение прав, продажу в рабство, конфискацию имущества, денежный штраф и тюремное заключение. В качестве дополнительных наказаний могли быть применены позорящие наказания: запрет носить украшения и посещать храм; отказ в погребении; надпись на стеле, содержащая проклятие. Смертная казнь часто приводилась в исполнение путем самоубийства: на выбор осужденному давались меч, веревка и яд и трехдневный срок для приведения казни в исполнение. Казнь могла совершаться также палачом или особыми служителями. Применялись такие виды смертной казни, как побивание камнями и сбрасывание в пропасть (баратрон). Лишение прав, атимú я, являлось наказанием за большинство преступлений. Атимия могла быть полной или частичной (лишение отдельных прав: избираться в Совет 500, выступать на народном собрании, быть жрецом и т.д.). В случае, если осужденный самовольно начинал пользоваться утраченными правами, его могли приговорить к смерти. Для снятия атимии требовалось решение народного собрания с участием не менее 6 000 граждан. Тюремное заключение в Афинах применялось редко, обычно для государственных должников, не представивших поручительства.

Судебный процесс. В афинском праве отсутствовали четкие различия между гражданским и уголовным процессом. Одни уголовные дела рассматривались в частноправовом порядке, другие –
в государственно-правовом. Так, дела об убийствах относились к частноправовому разбирательству. Они могли возбуждаться только лицами, близкими к жертве. То же самое касалось мелких хищений частного имущества: дело возбуждалось самим потерпевшим. Но дела о нарушении супружеской верности или дела о крупных хищениях частного имущества, в которых афиняне усматривали угрозу общественным интересам, а равно дела о государственных или должностных преступлениях подлежали государственно-правовому разбирательству. В этом случае дело мог возбудить любой гражданин, даже не имевший к нему личного касательства. В связи с таким разграничением выделяли два типа процессов: дú ке (δ ί κ η ) и графé (γ ρ α φ ή ), соответственно частноправовое и государственно-правовое судебное разбирательство. Процесс дике мог быть прекращен его инициатором на любой стадии, процесс графе обязательно должен быть доведен до конца. В процессе дике истец мог рассчитывать на получение какой-либо материальной выгоды, в процессе графе (за редкими исключениями) выгода не предполагалась, истец должен был действовать бескорыстно. Более того, проигрыш такого процесса (при голосовании в пользу истца менее пятой части судей) мог завершиться для истца выплатой штрафа.

В общем виде афинский процесс был обвинительным. Стороны сами заботились о движении дела в суде, обеспечении его необходимыми доказательствами, они сами вели защиту своих интересов. Возбудить дело мог лишь полноправный гражданин. За женщину иск вчинял глава семьи (или ее опекун), за метека – его простат, за раба – его господин. Ответчиками же выступали мужчины и женщины всех званий. Сбор доказательств производился на стадии предварительного следствия.
В качестве доказательств привлекались документы, показания свидетелей, они составлялись заранее и скреплялись клятвами. Все доказательства фиксировались в письменной форме и помещались в медные или глиняные сосуды (ехины), которые затем опечатывались. Во время судебного разбирательства можно было ссылаться только на те доказательства, которые находились в сосуде (даже в случае обнаружения новых доказательств по делу). Из числа свидетелей исключались женщины, несовершеннолетние и близкие родственники сторон. Показания у рабов снимались под пыткой (только «голос тела» заслуживал доверия), но в делах об убийствах рабы могли давать показания наравне со свободными. По закону использовать адвокатов было запрещено, но на практике закон обходили. Стороны должны были выступать на суде с речами самостоятельно, поэтому такие речи сочиняли заранее (с помощью искусных ораторов) и заучивали наизусть.
В частных делах обе стороны могли произнести две речи, в государственных – одну. Время выступления строго фиксировалось. Решение по делу принималось путем голосования судей. После вынесения обвинительного приговора, судьи приступали к обсуждению меры наказания. По обычаю меру наказания мог предложить и сам подсудимый.

Государство Древнего Рима

Периодизация римской истории. Традиционно считается, что город Рим основан царем Ромулом в 754 или 753 г. до н.э. (по Варрону). Римская история с этого момента до падения Западной Римской империи в V в. н.э. делится на три периода:

754 / 753 – около 509 гг. до н.э. – царский Рим;

около 509 – 27 гг. до н.э. – Римская республика;

27 г. до н.э. – 476 г. н.э. – Римская империя.

Рим в эпоху царей

Социальная структура. Римский полис возник в результате объединения трех племен (триб) разного этнического происхождения: латинов, сабинян и этрусков. Это родоплеменное объединение составило в совокупности «римский народ» (populus romanus). Видимо, первоначально оно включало в себя 100, а позже 300 родов. Мужское население этих родов входило в военные объединения – курии, которые нельзя полностью отождествлять с фратриями у греков, но курии были генетически связаны с фратриями. На каждую трибу приходилось по 10 курий, каждая курия представляла 10 родов. Члены рода вели свое происхождение от общего предка и имели общее родовое имя. Их стали называть патрициями («имеющими отцов (patres)»). Патриции являлись полноправными членами римской общины, они владели наследственными участками земли и могли пользоваться общей землей общины («общественной землей» – ager publicus). Они обладали политическими правами: могли участвовать в народных собраниях, занимать общественные должности и служить в куриатном ополчении. Патрициям противостояло неполноправное население, находившееся вне рамок родоплеменной организации и первоначально не входившее в состав «римского народа» – плебеи (собирательное plebs, что значит «толпа, множество»). Плебеи были лишены политических прав и права на пользование «общественной землей», но обладали другими имущественными правами. В литературе также отмечается отсутствие у них права на брак с патрициями. Юридически такого запрета не существовало до издания Законов XII таблиц (около 450 г. до н.э.), но, очевидно, что подобные браки не поощрялись.

Римское общество раннего времени знало разные формы зависимости. Одной из них был патронат, отношения личной связи между покровителем – патроном и опекаемым лицом – клиентом, основанной на их верности друг другу. Патрон обязывался обеспечить защиту своего клиента, а клиент должен был оказывать ему послушание, служить в доме патрона, сопровождать его в военном походе. Позднее в первых законах римского полиса – Законах XII таблиц нарушение патроном верности расценивалось как религиозное преступление. В Царский период существует и рабовладение, но оно не получило еще широкого распространения и носило патриархальный характер: рабы считались низшими членами семьи господина и обладали ограниченной правоспособностью.

Управление римской общиной. Во главе римской общины находился царь – rex. Его положение вполне сопоставимо с положением басилея в Афинах. Он являлся военачальником, верховным жрецом и судьей. Традиция называет семь римских царей, большинство из них выбиралось общиной (за исключением, видимо, двух последних царей Сервия Туллия и Тарквиния Гордого). Царь избирался на пожизненный срок. Его власть не была абсолютной и ограничивалась волей совета старейшин и народного собрания. Совет старейшин получил название сенат (от лат. senex – «старик»). Первоначально в его состав входило 100 членов (по числу патрицианских родов), затем – 300. Сенаторы являлись советниками царя по важным вопросам. Вместе с царем они утверждали либо отклоняли решения народных собраний. Власть сената значительно возрастала в период междуцарствия, когда после смерти царя еще не выбран его преемник. Правление в это время осуществлялось членами сената попеременно (одним из них в течение пяти дней). Уже в эпоху царей в Риме появились должностные лица (магистраты; от лат. magister – «начальник»). В частности, на время своего отсутствия в Риме царь мог назначать префекта города.

Народные собрания в раннем Риме были известны только в одном виде – куриатных комиций, собраний народа по куриям (comitia curiata). Ведению комиций подлежали наиболее важные дела всей общины, вопросы религиозного культа и семьи. Комиции объявляли войну и могли избирать царя. Они обладали правом суда по тяжким преступлениям. Решения на комициях принимались открытым голосованием. При этом каждая курия имела один голос.

Реформы Сервия Туллия. Рост плебейского населения и его экономического влияния совершенно не соответствовал его приниженному в правовом отношении положению. В середине VI в. до н.э. в Риме были проведены реформы, которые были направлены на ослабление старых родоплеменных связей и включение плебеев в состав римской общины[4]. Царь Сервий Туллий разделил всех свободных жителей на пять классов (classis) по имущественному признаку. В основу деления, видимо, было положено обладание определенным участком земли, но в сохранившихся источниках ценз указан в денежном выражении (в ассах – медных монетах, которые появились в Риме не ранее IV в. до н.э.): 1-й – 100 тыс. ассов; 2-й – 75 тыс.; 3-й – 50 тыс.; 4-й – 25 тыс.; 5-й – 12, 5 (или по другим сведениям 11 тыс.) ассов. В зависимости от имущественной состоятельности каждый класс должен был выставлять строго определенное количество центурий (сотен) воинов для римской армии: 1-й – 80; 2–4-й – по 20 и 5-й – 30 центурий пехоты.

Кроме того, часть самых богатых граждан образовывала 18 центурий всадников. Ремесленники и музыканты выставляли 4 центурии. Неимущие же лица получили название пролетарии (от лат. proles – «потомство»; у них не было ничего, кроме детей). Они выставляли только одну центурию. В результате армия должна была насчитывать 193 центурии. В ней служили граждане в возрасте от 17 до 60 лет, экипировавшиеся за свой счет: характер вооружения определялся принадлежностью к имущественному разряду. Но цензовая реформа имела и политическое значение. По центуриям граждане могли принимать участие в новых народных собраниях – центуриатных комициях (comitia centuriata). При этом каждая центурия (вне зависимости от числа граждан, ее выставлявших) имела только один голос. Учитывая, что лица с имущественным цензом в 100 тыс. ассов выставляли в общей сложности 98 центурий (80 пехоты и 18 всадников), а все остальные – 95, можно заключить, что на этих комициях исход голосования определяли самые состоятельные граждане Рима. Как в римской армии, так и в народных собраниях по центуриям наравне с патрициями могли принимать участие и плебеи. Таким образом, последние приобрели политические права.

Другая важная реформа Сервия Туллия заключалась в создании территориальных округов, названных так же, как прежние племена, трибами. В самом городе было образовано 4 таких трибы, еще больше триб (по разным данным от 16 до 26) было образовано в сельской местности. К каждой трибе были приписаны граждане, имевшие в ее пределах земельное имущество, и патриции, и плебеи. Создание таких округов, как и цензовая реформа, нанесло удар по старым родоплеменным связям. Проведение этих преобразований завершило процесс складывания в Риме государства.

Падение царского режима. В следующее правление возник конфликт царя Тарквиния Гордого с аристократией. Тарквиний попытался править самостоятельно, не прибегая к помощи сената, стал осуществлять репрессии в отношении представителей знати. Его политика вызвала ответную реакцию аристократических кругов. Возможно, это патрицианское движение также являлось выражением разногласий на этнической почве: против царя этрусского происхождения выступила латино-сабинская знать. В результате около 509 г. до н.э. Тарквиний Гордый был изгнан из Рима, были избраны высшие должностные лица государства. В Риме была установлена республика.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 877; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь