Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Почему Господь Бог допустил грехопадение первых людей. А если допустил, то почему Господь просто («механически») не возвратил их после грехопадения в прежнее состояние райской жизни?



Всемогущий Бог, несомненно мог бы и не допустить падения первых людей, но Он не захотел подавлять их свободу, потому что не Ему же было уродовать в людях Свой собственный образ. Образ же и подобие Божье в первую очередь выражается в свободе воли человека.

Хорошо разъясняет этот вопрос проф. Несмелов: «Ввиду того, что невозможно механическое спасение Богом людей для многих представляется весьма неясной и даже совсем непонятной, мы считаем не лишним сделать более подробное объяснение этой невозможности. Спасти первых людей путем сохранения для них тех условий жизни, в которых они находились до своего падения, было не возможно потому, что погибель их заключалась не в том, что они оказались смертными, а в том что, они оказались преступными. Значит, пока они сознавали свое преступление, для них безусловно был невозможен рай именно в силу сознания ими своей преступности. А если бы случилось так, что они забыли бы о своем преступлении, то этим самым они бы только подтвердили свою греховность, и стало быть - для них опять таки был бы не возможен рай именно в силу их нравственной неспособности приблизится к тому состоянию, которым выражалась их первобытная жизнь в раю. Следовательно, возвратить себе потерянный рай первые люди не могли – не потому, что этого Бог не хотел, а потому, то этого не допускало и не могло допустить их собственное нравственное состояние.

Но дети Адама и Евы не были повинны в их преступлении и не могли сознать себя преступными только на том основании, то их родители были преступники. Поэтому несомненно, что, одинаково сильный создать человека и возрастить младенца, Бог мог бы изъять детей Адама из состояния греховности и поставить их в нормальные условия нравственного развития. Но для этого, разумеется, необходимо:

а) согласие Бога на погибель первых людей,

б) согласие первых людей уступить Богу свои права на детей и навсегда отказаться от надежды спасения и

в) согласие детей оставить своих родителей в состоянии погибели.

Если мы допустим, что первые два из этих условий могут, как нибудь считаться хотя-бы только возможными, то осуществить третье необходимое условие все-таки ни каким путем не возможно. Ведь, если бы дети Адама и Евы на самом деле порешили, что пусть, мол, их отец и мать погибают за сделанное ими преступление, то этим самым они, очевидно, показали бы только, что они совершенно не достойны рая, и стало быть – они несомненно потеряли бы его».

Можно было уничтожить согрешивших людей и создать новых, но воссозданные люди, имея свободную волю, разве не стали бы грешить? Но Бог не захотел допустить, чтобы созданный им человек действительно был создан напрасно и, хотя бы в отдаленном потомке своем, не победил того зла, которому он позволил восторжествовать над собой. Ибо Всемогущий Бог ничего не делает напрасно. Господь Бог Своею привычной мыслью объял весь план миротворения; и в Его первичный план входило и воплощение Его Единородного Сына для спасения нашего человечества.

Именно, необходимо было воссоздать падшее человечество состраданием, любовью, чтобы не нарушить свободную волю человека; но чтобы человек сам по своей воле захотел возвратиться к Богу, а не по принуждению или по необходимости, ибо в этом случае люди не могли бы стать достойными чадами Божьими. А по первичной мысли Бога люди должны создаться подобными Ему Самому причастниками вечной блаженной жизни с Ним.

Так премудр и благ всемогущий Господь Бог, не возгнушавшийся сойти на грешную землю, принять на себя нашу поврежденную грехом плоть, лишь бы спасти нас и возвратить к райскому блаженству вечной жизни.

 

ГРЕХОПАДЕНИЕ.

Свобода и любовь

 

Первородный грех, совершенный прародителями человечества Адамом и Евой, состоял в том, что, облагодетельствованные Творцом, поселившим их в райский сад Эдема, они не удовлетворились этим, а сами захотели стать как боги, вкусив для этого от запретного плода, который, по уверению диавола (конечно, ложному), сделал бы их богами.

Как это ни парадоксально, этот поступок был следствием, хотя и не неизбежным, того, что Творец наделил их богоподобием.

Кроме Сына, у задумавшего создать человека Отца был еще один сотворец - сам человек. Замысел о человеке предусматривал его свободу, а запрограммировать свободу, закодировать ее в ДНК нельзя, так как любое запрограммирование означает несвободу. В этом и состояла сложность замысла, потребовавшего для своего осуществ­ления высшего творческого усилия, выражаемого арамейским словом «бара».

В библейском рассказе о сотворении мира этот глагол употреблен три раза: когда говорится о создании «неба и земли», где под «небом» понимаются «силы небесные», т.е. ангелы; о создании высших животных («И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею») и о создании человека. Во всех этих случаях решалась, в принципе, одна и та же задача: получить существо, поведение которого не было бы вынужденным, а диктовалось бы собственной волей. Во всех других случаях в «Шестодневе» употреблен глагол «аса», означающий скорее мастерство, чем подлинное творчество.

С человеком Богу было особенно «трудно», так как он один из всех свободных существ должен был обладать богоподобием, а значит, и самой высокой степенью свободы - ведь Бог есть абсолютная свобода.

В программе человека была оставлена самая большая недописанная часть, так что Адама в большей степени можно было назвать «полуфабрикатом», чем ангелов. В его ДНК содержались пробелы, которые должны были заполняться им самим. Это давало ему уни­кальный шанс, но и возлагало на него великую ответственность. Ведь после заполнения пробелов в «программе» ничего добавить уже нельзя, и то, что туда вписано, будет передаваться из поколения в поколение по установленным Богом законам генетики.

Что же Адам должен был туда внести?

Добавление должно было определить вид свободы, которую он изберет. А вида у свободы всего два: угодная и не угодная Богу. Чтобы пояснить это, лучше использовать такой синоним свободы, как «воля».

С точки зрения Бога, воля человека может быть доброй - когда человек добровольно исполняет то, что ожидает от него Господь, и злой, не совпадающей с желанием Творца, а направленной на выполнение своих желаний, и тогда человек поступает своевольно.

Адам должен был сделать выбор между этими двумя вариантами, и сделать его не только за себя, но и за всех сво­их потомков. Он выбрал своеволие.

Он вписал туда не любовь, а себя­любие и сделал себя и своих потомков рабами греха и страстей, об­реченными на погибель.

Самое трагическое было в том, что после­дующие поколения уже не могли исправить его ошибку, так как ко­дировка ДНК была завершена, а изменить ее сам человек не в со­стоянии.

Это была двойная катастрофа. Во-первых, не осуществился Бо­жий проект создать подобное Себе существо, которое могло бы стать Его другом и собеседником в Небесном Царстве. Во-вторых, чело­век лишился блаженной вечной жизни.

Не странно ли, что всемогущий Бог потерпел неудачу? Нет, не странно. Да, в лице человека Он создал камень, который Сам не мог поднять, но Он этого и хотел. Он сознательно пошел на то, что бого­словы называют «Божественный риск», и в этом заключалась Его воля.

Грех исказил плоть человека, и это наследуемое искажение плоти не пускало его в Царство Небесное. Значит, надо было эту плоть «подремонтировать». В какой мере? Вернуть к исходному варианту? Но тогда грехопадение могло бы опять повториться. Творец избрал теперь другую стратегию обретения богоподобного человека: стратегию отбора.

На этот раз Он пожелал сделать человеческую плоть такой, чтобы человек мог стать пригодным для вхождения в Царство лишь при большом желании, большом старании и вере во Христа. Тем, кто имел или развивал в себе это, и было предназначе­но вечное блаженство, а остальных было решено отсеивать.

Такой метод наполнения Царствия может показаться негуманным, но вспомним, что такое «негуманное» к себе отношение человек на­влек на себя сам.

Тут возникает вопрос: а зачем Бог так упорно стремится создать святого человека? Читая жития, мы видим, что реакция святых лю­дей на окружающее примерно одинакова. Но это вроде бы означает, что они несвободны! Неужели Бог в итоге получил марионетку?

Да, у святого человека действительно есть нечто схожее с запрограммированностью: его поведение, в принципе, определено. Но эта детерминированность не устраняет свободы, а напротив, поднима­ет ее на самый высокий уровень.

Чтобы пояснить это, рассмотрим такую воображаемую ситуацию. Житель планеты с развитой наукой и техникой наблюдает в мощный телескоп за нашей жизнью и пишет диссертацию на тему «Есть ли у землян душа? » Для определенности он сосредоточивается на наблюдении за женщинами, имеющими маленьких детей. Он регистрирует случаи, когда мать идет с ребенком по берегу реки и ребенок падает в воду- Одно наблюдение, второе, третье, тысячное. Статистика набрана, пора делать научный вывод. Вывод, по его мнению, очевиден: во всей тысяче случаев мать бросилась в реку вслед за дитем, даже если не умела плавать. Следовательно, ее поведение жестко запрограммировано, то есть она является автоматом и не имеет души. Что тут сказать? Формально заключение правильно, но мы-то знаем, что на самом деле оно абсо­лютно ложно.

В самоотверженном поступке матери, готовой отдать собственную жизнь ради ребенка, как ни в чем другом раскрывается ее свобода, ее живая душа. Да, ее толкает на этот поступок начертанный в ее сердце закон, но это особый закон - закон любви. Он предоставляет человеку высшую форму свободы - свободу служения. Этот-то закон и следовало вписать Адаму в оставленное на его ДНК пустое место, и тогда он стал бы абсолютно свободным и в то же время угождающим Богу.

Но он вписал туда не любовь, а себя­любие и сделал себя и своих потомков рабами греха и страстей, об­реченными на погибель, Самое трагическое было в том, что после­дующие поколения уже не могли исправить его ошибку, так как ко­дировка ДНК была завершена, а изменить ее сам человек не в со­стоянии.

Зная, чем все кончилось, можем ли мы сегодня сказать: Божественный замысел потерпел поражение? Никаким образом. Как пишет апостол Павел Галатам, «Бог поругаем не бывает» (6, 7). После грехопадения Творец привел в действие, если говорить современным языком «Запасной план», позволяющий, несмотря ни на что, делать людей богоподобными, хотя и не всех.

По воле Отца Сын сошел с неба и, воплотившись в человека, прошел весь его земной путь от зачатия до смерти. Вместе с поврежденной Адамом плотью «взявший на Себя грех мира», как сказано в молитве, Он остался абсолютно безгрешным, в конечном счете освятив эту плоть Своим Божественным естеством до такой степени, что она после распятия воскресла и на сороковой день после этого вознеслась с Ним на небеса. Это преображенное индивидуальное тело стало прообразом созданного Им в день Пятидесятницы коллективного тела, тоже безгрешного, - Православной Церкви, которая поэтому имеет второе название - «Тело Христово». Замечательно то, что это даже не совсем метафорическое наименование, а почти предметное. Ведь что такое Тело Христово в физическом понимании? Это то тело, в котором обитал Христос в момент Его вознесения, - тело, которое было таким же, как наше, но к концу земной жизни Спасителя обоженное, ставшее пригодным войти в Царство Небесное, что и было продемонстрировано Вознесением. Именно это тело, но уже в чисто духовном воплощении вернулось к нам на землю в день Пятидесятницы, С тех пор всякий отдельный человек, который делает свою духовную составляющую частью этого не видимого, но вполне реального мистического тела, в той или иной мере очищает свою плоть от первородного греха и обретает черты богоподобия. Почему это происходит?

Незадолго до окончания Своей земной жизни Христос сказал ученикам: «Я истинно говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16, 7). Христос разъясняет и то, как Он это сделает: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребу­дет с вами вовек, Духа истины» (Ин, 14, 16). В первом речении надо обратить внимание на слова «лучше для вас». Казалось бы, что может быть лучше того, чтобы быть со Христом? Но для восстановления утраченного богоподобия этого недостаточно: попалять грех своим таинственным воздействием - это свойство не Второго, а Третьего Лица Троицы, Святого Духа, а Он исходит только от Отца, поэтому Сыну нужно «умолить» Его о ниспослании спасающего людей Духа истины, а для этого взойти к Нему на небеса. Без благодати Святого Духа спасти человека от его наследственного греха не­возможно, и об этом со всей определенностью говорит Христос: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»(Ин. 3, 5).

Таким образом, в деле восстановления в человеке потерянной Адамом святости участвует вся Троица: Сын создает Церковь, а Святой Дух наполняет ее спасительной благодатью, делая это по воле Отца, Но и этого недостаточно - необходимо еще и старание самого человека. Бог посылает благодать не каждому, а тому, кто этого достоин, кто угодит Богу своими делами, в первую очередь, делами веры и любви, а такие дела требуют усилия. Недаром сказано: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его»(Мф. 11, 12).

Такое самопонуждение удается только тому, кто обладает горячей верой и большой силой воли, но оно окупается сторицей, так как на середине такого восхождения к Богу Бог замечает его труды и проделывает другую половину пути навстречу ему. И тогда угодник Божий становится совсем другим человеком, что замечают все окружающие.

 

 

Человек (человечество ) отклонились от Божественного плана


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 799; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь