Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Идеальная сторона чувственной (раздражительной) части души.
Действующая сила чувственной стороны души – сердце. Его называют центром жизни. В сердце остается все то, что входит в душу извне и что вырабатывается ее мыслительной и деятельной стороной. Из сердца же и исходят все помышления, чувства во внешний мир. Сердце чувствует все то, что касается личности человека: состояние души и тела, впечатления от окружающих предметов, внешнего положения человека, течения его жизни, действий других людей, понуждая человека доставлять ему во всем этом приятное и отвращать неприятное. Всякое воздействие на сердце производит в нем особое чувство, которое мы выражаем определенными терминами: приятно – неприятно, нравиться – не нравиться, весело – скучно, радость- горе и т.д.. Кроме этого сердце поддерживает энергию всех сил души и тела. Ведь как спешно делается дело, к которому лежит сердце и напротив, руки опускаются перед тем делом к которому не лежит сердце. То же и в умственной работе: предмет понравившийся сердцу, спешнее и всестороннее обсуждается. Поэтому очень хороший навык для человека – стремление и умение найти в любом деле приятную сторону, примерить с нею сердце. Ревность – движущая сила воли – из сердца исходит. Сердечные предпочтения, нравы, вкусы человека зависят от естественной предрасположенности его к тем или иным предметам, от первых впечатлений, воспитания, жизненных обстоятельств. Удовлетворение сердечных вкусов дает покой и счастье человеку. Как обстоит дело на самом деле. Если бы человек всегда в мыслительной части держался здравомыслия, в деятельности – благоразумия, то встречал бы в жизни наименьшую долю случайностей, неприятных его сердцу, и, следовательно, имел бы наименьшую долю счастья.(с.35) Но, к сожалению, в настоящей жизни человек предается мечтам и рассеянию, увлекается непостоянными желаниями, возбуждаемыми не естественными потребностями, а пришлыми страстями.Оттого и сердце покоя не имеет. Но более всего мучают сердце страсти, когда они бывают, удовлетворяемы, они дают кратковременную радость, а когда не бывают, удовлетворяемы, встречают противное, то причиняют скорбь продолжительную и несносную. Поскольку после грехопадения в природу человека привзошли страсти, сердце человека часто ошибается. Под действием страстей сердце неверно указывает состояние человека, впечатления и вкусы извращаются, силы направляются не в должную сторону. «Поэтому теперь закон – держать сердце в руках и подвергать чувства, вкусы и влечения его строгой критике. Когда очиститься кто от страстей, пусть дает волю сердцу, но пока страсти в силе, давать волю сердцу- значит явно обречь себя на всякие неверные шаги. Хуже всего поступают те люди, которые ставят в качестве цели жизни наслаждение(которое не имеет границ) они могут стать ниже той черты, которая отделяет человека от животных. ДУХ Душа человека обращена на устроение временного быта, земного. Ее познания строятся на основании того, что дает опыт, деятельность ее обращена на удовлетворение потребностей земной жизни, чувства е порождаются и держатся только из ее состояний и положений видимых.Что выше этого-дело духа. Дух- это та сила, которую вдунул Бог в лицо человека, завершая его сотворение. « Дух как сила от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в нем одном находит покой ».проявлениями этих движений жизни духа являются: страх Божий, совесть, жажда Бога. Проявление действия духа в душе. В мысленной части от действия духа появляется в душе стремление к идеальности т.е. стремление определить значение (назначение) тех вещей с которыми она сталкивается, их место в сотворенном мире.(например, назначение человека).Значение вещи есть ее идея. В деятельной части действие духа в душе проявляется как желание и производство бескорыстных дел или даже выше – стремление стать добродетельною. В этом случае душа совершает дела и начинания совсем не потому, что они нужны, полезны или приятны для нее, но потому, что они хороши, добры и справедливы, стремясь к ним со всею ревностию, несмотря на то, что они ничего не дают для временного быта и даже неблагоприятны ему и ведены бывают за счет его.(с.47).Откуда эти стремления в человеке даже вне христианства, вплоть до жертвенности? Из духа. В совести написаны нормы святой, доброй и праведной жизни. И нет ни одного человека, который по временам не посвящал бы своих трудов и своего достояния на дела в таком духе, отмечает свт.Феофан. В чувствительной части души действия духа проявляются в стремлении к любви и красоте. Так, у всякого человека возникают бескорыстные чувства, не зависящие от удовлетворения или неудовлетворения потребностей. Человек восхищается красотой окружающего мира, произведениями искусства, поэзии, наслаждается не только красотою внешней формы, но, прежде всего красотою внутреннего содержания, красотою умно-созерцательною, идеальною. Таким образом, в конечном итоге, можно выделить пять степеней жизни человека: духовная, духовно-душевная, душевная, душевно-телесная, телесная. Человек может жить то одной, то другой, то третьей жизнью и, судя по тому, какою жизнью он живет, получает особый характер, отражающийся и в его воззрениях, правилах, чувствах, то есть оно бывает или духовным - с духовными воззрениями, правилами, чувствами, или душевным, или плотским (телесным).Причем главенствующая сторона при этом подчиняет, проникает собою и остальные, например, если главенствующей стороной будет душевная она подчинит себе духовность и телесность. И на какой бы степени не находился человек, другие стороны его жизни остаются присущими в нем и всегда имеется возможность перехода от одной степени к другой, человек всегда свободен и он всегда виновник своего внутреннего состояния. По естественному назначению человек должен жить в духе, то есть ему подчинять и им проникать все душевное и телесное и все внешнее т.е. жизнь семейную и общественную. В соответствии с этим нормальная иерархия потребностей человека такова: духовные потребности выше всех, их удовлетворение дает человеку покой, если же они не удовлетворены при том что все другие удовлетворяются – покоя нет. Когда удовлетворяются духовные потребности они учат человека ставить в согласие с ними и удовлетворение потребностей души и тела тогда в человеке нет противоречий, водворяется полная гармония мыслей, чувств, желаний, предприятий, отношений, наслаждений.Напротив, когда дух не удовлетворяется. Все другие потребности разбегаются в разные стороны и каждая требует своего – человек расстраивается как лебедь, рак и щука. Отчего же жизнь человека искажается? Откуда беспорядочность, смятения в семьях и в обществе? Вовне человек бывает таков, каков внутри.Беспорядочность в семьях и в обществе исходит от самого человека. « Внешние влияния не дают ничего нового, а только возбуждают то, что уже есть внутри»(с.81)(пример детей прокаженных родителей которые рождаются чистыми, но потом прокажение проявляется).Это семя зла привнесено в природу человека силою падения прародителей. Что сделалось с человеком после грехопадения? Природа человека осталась той же, части и силы естества те же с теми же законами и требованиями. Но не туда направилось наше сознание со свободою – дух зазнался и засвоевольничал, жизнь человека расстроилась, он стал подвержен действию страстей. За то, что дух зазнался и засвоевольничал, он попал под владычество души и тела и всего внешнего. Отсюда смятение душевно-телесных потребностей и желаний, и особенно их безмерность. Эту безмерность сообщает им от себя дух, ими порабощенный.Сами по себе эти потребности мирны и не бурливы.То, что они меры не имеют и бурлят, - это оттого, что дух бушует в них, ибо у него по природе энергии безграничная. Отсюда обжорство, пьянство, копление денег…и прочее многое, чему меры не думает давать человек. Но главная болезнь – страсти, пришлые тираны. (с.90) Потеряв веру Богу и в Бога, приняли мы пагубное решение так я сам теперь нужно уничтожить это я сам.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 735; Нарушение авторского права страницы