Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема : Основы православной антропологии и психологииСтр 1 из 6Следующая ⇒
Телесная, душевная, духовная жизнь Трехсоставная теория определяет наличие в человеке тела, души и духа. Поэтому вполне уместно говорить о телесной, душевной и духовной жизни. Телесная жизнь удовлетворяет лишь потребности тела, по сути своей она мало отличается от жизни животных: сон, еда, инстинктивные стремления и физиологические потребности в основном ограничивают круг ее интересов. Душевная жизнь уже более тонкого плана. Душа услаждается красотой природы, эмоциональными переживаниями, возвышенными чувствами, навеянными, например, слушанием музыки, чтением художественной литературы, просмотром театральной постановки и пр. Духовная жизнь несет на себе печать Высшего Начала и всегда (в истинном своем проявлении) ведет к Тому Бессмертному Источнику, Который дал жизнь как человеку, так и всему, что его окружает. Самые высокие, не постижимые разуму творения человеческие изумительной красоты и великолепия, имеющие и нравственное воздействие на душу, всегда имеют отношение к бытию в духе Истины, Добра и Любви. Ошибочным является бытующее понятие о том, что духовный человек — это есть лишь высокоинтеллектуальный человек или что духовная жизнь заключается в слушании музыки, чтении светских книг или посещении театров и музеев. Вовсе нет. Все это имеет по большей части отношение к душевной, но никак не духовной жизни, которая, напротив, может (и обычно бывает) быть лишена всего этого, но целиком подчинена и наполнена иными целями и смыслом. Проблемам духовной жизни посвящено множество специальных трудов и произведении святоотеческой литературы. Очень тонко исследует аспекты духовной жизни и дает обстоятельные рекомендации к ее следованию русский святой епископ Феофан Затворник в книгах «Путь ко спасению» и «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться».
Высказывания о душе 1. Душа есть естество разумное и духовное, быстродвижимое. непрестанно находящееся в деятельности, дражайшее всего мира, беспримерной и неописанной красоты... (сет. Иоанн Златоуст), 2. Душа есть естество созданное, невидимое, разумное, бестелесное, бессмертное, богоподобнейшее, образ, ищущий Создателя своего (блаженный Августин). 3. Целый мир неравноценен душе: мир преходит, а душа нетленна и пребудет нетленною (преп. Иоанн Лествичник). 4. Всякая человеческая душа есть приснодвижна {св. Антоний Великий). 5. Душа есть образ Божий потому, что имеет тройственную силу, а естество единое (сет. Димитрий Ростовский). 6. Соединение души с телом есть великая тайна (Иннокентий, архиеп. Херсонский и Таврический). 7. В душе есть две стороны и два сознания: низшее, обыкновенное, логическое и высшее, необыкновенное («Душа человеческая», с. 36). 8. Человек должен иметь душу, как блестящее зеркало. Когда на зеркале есть ржавчина, то не может быть видимо в зеркале лицо человеческое (Еп. Сильвестр. «Опыт Православного догматического богословия»). 9. Что касается до духа, который, на основании некоторых мест Писания почитают третьей составной частью человека, то, по словам святого Иоанна Дамаскина, он не есть что-либо отличное от души и подобно ей самостоятельное, а есть высшая сторона той же души; что глаз в теле, то ум в душе (Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви, §120). В течение XIX века, и особенно второй его половины, господствовала так называемая «эмпирическая психология», которая сама себя провозгласила «психологией без души». «Душа» считалась понятием метафизическим, не только излишним, но и вредным для объективного научного познания душевной жизни. Душевную жизнь представляли как бессвязный набор отдельных элементов («представлений», «ощущений» и т.д.). Эта атомистическая психология, эта. по меткому выражению Джемса, теория «душевной пыли» в настоящее время... отвергнута и опровергнута (С. Франк). 11. При жизни дух и душа человека соединены в единую сущность, которую можно назвать просто душою (архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий). Итак, душу можно понимать как совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов... (архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий).
Силы и свойства души, сам человек изменился после грехопадения поэтому прежде чем рассмотреть качества и «работу» сил души до и после грехопадения (в том числе по соответствующим схемам), рассмотрим суть грехопадения (Беседа о грехопадении), а затем обратимся к понятиям образа и подобия Божия в человеке
Беседа о грехопадении Когда Бог сотворил первых людей, то увидел, то «добро зело есть», т.е. человек любовью своею устремлен к Богу, что в созданном человеке нет никаких противоречий. Человек представляет собою полное единство духа, души и тела, - одно гармоничное целое, именно, дух человека устремлен к Богу, душа соединена или свободно подчинена духу, а тело – душе; единство цели, стремления и воли. Человек был свят, обожествлен. Воля Божья, именно, состоит в том, чтобы человек свободно, т.е. с любовью стремился к Богу, - источнику вечной жизни и блаженства, - и вечной жизни. Таковы были Адам и Ева. Потому то у них и был просветленный разум и «знал Адам каждую тварь по имени», значит ему были открыты физические законы мироздания и животного мира, которые мы теперь отчасти постигаем и постигаем в будущем. Но грехопадением своим люди нарушили в себе гармонию, - единство духа, души и тела, - расстроили свое естество. Не стало единства цели, стремления и воли. Напрасно некоторые желают видеть смысл грехопадения иносказательно, т.е. что грехопадение состояло в физической любви между Адамом и Евой, забывая о том, что Сам Господь им заповедовал: «плодитесь и размножайтесь…» Моисей ясно повествует, что «Ева согрешила прежде одна, а не вместе с мужем», - говорит Митрополит Филарет. «Как же мог написать это Моисей, если -бы он написал иносказание, которое здесь найти желают». Суть грехопадения состояла в том, то прародители, поддавшись искушению, перестали взирать на запрещенный плод, как на предмет заповеди Божьей, а стали рассматривать его в предполагаемом отношении к себе, - к своей чувствительности и своему сердцу, своему разумению (Ккл. 7, 29), с уклонением от единства истины Божьей в многочисленность собственных помыслов, собственных желаний, не сосредоточенных на воле Божьей, т.е. с уклонением в похоть. Похоть же, зачав грех, рождает действительный грех (Иак. 1, 14-15). Ева, искушаемая дьяволом, увидела в запрещенном дереве не то, что оно есть, но то, чего она сама желает, по известным видам похоти. Какие же похоти открылись в душе Евы перед вкушением запрещенного плода? «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи», т.е. она предположила некоторый особенный, необыкновенно приятный вкус в плоде запрещенном, - это похоть плоти. «И что оно приятно для глаз», т.е. жене показался более всех красивым плод запрещенный, это похоть очей, или страсть к наслаждению. «И вожделенно, потому что дает знание», т.е. жене захотелось изведать того высшего и божественного знания, которое сулит ей искуситель, - это гордость житейская. Первый грех рождается в чувственности – стремлением к приятным ощущениям, - к роскоши, в сердце, желанием наслаждаться без рассуждения, в разуме – мечтанием кичливого многоведения, и следовательно, проницает все силы естества человеческого. Расстройство естества человеческого и заключается в том, что грех отклонил или оторвал душу от духа, и душа, вследствие этого, стала иметь влечение к телу, к плоти и опираться на него, а тело, потерявшее эту возвышающую силу души и как само созданное из «хаоса», стало иметь влечение к чувственности, к «хаосу», к смерти. Поэтому и результат греха есть болезни, разрушение и смерть. Ум человеческий помрачился, воля ослабла, чувство исказилось, возникли противоречия, и душа человека потеряла целеустремленность к Богу. Таким образом, преступивши за пределы, положенные заповедью Божьей, человек уклонил свою душу от Бога, истинного всеобщего сосредоточения и полноты, образовали для нее ложное сосредоточение в ней самой, заключили ее во тьму чувственности, в грубости вещества. Ум, воля и деятельность человека отвратились, уклонились, ниспали от Бога к твари, от небесного к земному, от невидимого к видимому.Обманутый прельщением искусителя человек добровольно «приложился к скотам немыслимым и уподобился им». Расстройство человеческого естества первородным грехом, оторванность души от духа в человеке, которая и теперь имеет влечение к чувственности, к похоти, ясно выражены в словах Ап. Павла: «Добро, которое хочу, не делаю, а зло, которое не хочу, делаю. Если же делаю то, чего нехочу, уже не я делаю то, а живущий во мне грех». Человек постоянно имеет в себе «угрызение совести», сознавая свою греховность, преступность. Другими словами: поврежденного и расстроенного грехом естества своего человека собственными силами, без вмешательства или помощи Божьей, восстановить не возможно. Поэтому потребовалось снисхождение или пришествие самого Бога на землю, - воплощение Сына Божьего, - для воссоздания падшего и растленного естества человеческого, для спасения человека от гибели и вечной смерти. ГРЕХОПАДЕНИЕ. Свобода и любовь
Первородный грех, совершенный прародителями человечества Адамом и Евой, состоял в том, что, облагодетельствованные Творцом, поселившим их в райский сад Эдема, они не удовлетворились этим, а сами захотели стать как боги, вкусив для этого от запретного плода, который, по уверению диавола (конечно, ложному), сделал бы их богами. Как это ни парадоксально, этот поступок был следствием, хотя и не неизбежным, того, что Творец наделил их богоподобием. Кроме Сына, у задумавшего создать человека Отца был еще один сотворец - сам человек. Замысел о человеке предусматривал его свободу, а запрограммировать свободу, закодировать ее в ДНК нельзя, так как любое запрограммирование означает несвободу. В этом и состояла сложность замысла, потребовавшего для своего осуществления высшего творческого усилия, выражаемого арамейским словом «бара». В библейском рассказе о сотворении мира этот глагол употреблен три раза: когда говорится о создании «неба и земли», где под «небом» понимаются «силы небесные», т.е. ангелы; о создании высших животных («И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею») и о создании человека. Во всех этих случаях решалась, в принципе, одна и та же задача: получить существо, поведение которого не было бы вынужденным, а диктовалось бы собственной волей. Во всех других случаях в «Шестодневе» употреблен глагол «аса», означающий скорее мастерство, чем подлинное творчество. С человеком Богу было особенно «трудно», так как он один из всех свободных существ должен был обладать богоподобием, а значит, и самой высокой степенью свободы - ведь Бог есть абсолютная свобода. В программе человека была оставлена самая большая недописанная часть, так что Адама в большей степени можно было назвать «полуфабрикатом», чем ангелов. В его ДНК содержались пробелы, которые должны были заполняться им самим. Это давало ему уникальный шанс, но и возлагало на него великую ответственность. Ведь после заполнения пробелов в «программе» ничего добавить уже нельзя, и то, что туда вписано, будет передаваться из поколения в поколение по установленным Богом законам генетики. Что же Адам должен был туда внести? Добавление должно было определить вид свободы, которую он изберет. А вида у свободы всего два: угодная и не угодная Богу. Чтобы пояснить это, лучше использовать такой синоним свободы, как «воля». С точки зрения Бога, воля человека может быть доброй - когда человек добровольно исполняет то, что ожидает от него Господь, и злой, не совпадающей с желанием Творца, а направленной на выполнение своих желаний, и тогда человек поступает своевольно. Адам должен был сделать выбор между этими двумя вариантами, и сделать его не только за себя, но и за всех своих потомков. Он выбрал своеволие. Он вписал туда не любовь, а себялюбие и сделал себя и своих потомков рабами греха и страстей, обреченными на погибель. Самое трагическое было в том, что последующие поколения уже не могли исправить его ошибку, так как кодировка ДНК была завершена, а изменить ее сам человек не в состоянии. Это была двойная катастрофа. Во-первых, не осуществился Божий проект создать подобное Себе существо, которое могло бы стать Его другом и собеседником в Небесном Царстве. Во-вторых, человек лишился блаженной вечной жизни. Не странно ли, что всемогущий Бог потерпел неудачу? Нет, не странно. Да, в лице человека Он создал камень, который Сам не мог поднять, но Он этого и хотел. Он сознательно пошел на то, что богословы называют «Божественный риск», и в этом заключалась Его воля. Грех исказил плоть человека, и это наследуемое искажение плоти не пускало его в Царство Небесное. Значит, надо было эту плоть «подремонтировать». В какой мере? Вернуть к исходному варианту? Но тогда грехопадение могло бы опять повториться. Творец избрал теперь другую стратегию обретения богоподобного человека: стратегию отбора. На этот раз Он пожелал сделать человеческую плоть такой, чтобы человек мог стать пригодным для вхождения в Царство лишь при большом желании, большом старании и вере во Христа. Тем, кто имел или развивал в себе это, и было предназначено вечное блаженство, а остальных было решено отсеивать. Такой метод наполнения Царствия может показаться негуманным, но вспомним, что такое «негуманное» к себе отношение человек навлек на себя сам. Тут возникает вопрос: а зачем Бог так упорно стремится создать святого человека? Читая жития, мы видим, что реакция святых людей на окружающее примерно одинакова. Но это вроде бы означает, что они несвободны! Неужели Бог в итоге получил марионетку? Да, у святого человека действительно есть нечто схожее с запрограммированностью: его поведение, в принципе, определено. Но эта детерминированность не устраняет свободы, а напротив, поднимает ее на самый высокий уровень. Чтобы пояснить это, рассмотрим такую воображаемую ситуацию. Житель планеты с развитой наукой и техникой наблюдает в мощный телескоп за нашей жизнью и пишет диссертацию на тему «Есть ли у землян душа? » Для определенности он сосредоточивается на наблюдении за женщинами, имеющими маленьких детей. Он регистрирует случаи, когда мать идет с ребенком по берегу реки и ребенок падает в воду- Одно наблюдение, второе, третье, тысячное. Статистика набрана, пора делать научный вывод. Вывод, по его мнению, очевиден: во всей тысяче случаев мать бросилась в реку вслед за дитем, даже если не умела плавать. Следовательно, ее поведение жестко запрограммировано, то есть она является автоматом и не имеет души. Что тут сказать? Формально заключение правильно, но мы-то знаем, что на самом деле оно абсолютно ложно. В самоотверженном поступке матери, готовой отдать собственную жизнь ради ребенка, как ни в чем другом раскрывается ее свобода, ее живая душа. Да, ее толкает на этот поступок начертанный в ее сердце закон, но это особый закон - закон любви. Он предоставляет человеку высшую форму свободы - свободу служения. Этот-то закон и следовало вписать Адаму в оставленное на его ДНК пустое место, и тогда он стал бы абсолютно свободным и в то же время угождающим Богу. Но он вписал туда не любовь, а себялюбие и сделал себя и своих потомков рабами греха и страстей, обреченными на погибель, Самое трагическое было в том, что последующие поколения уже не могли исправить его ошибку, так как кодировка ДНК была завершена, а изменить ее сам человек не в состоянии. Зная, чем все кончилось, можем ли мы сегодня сказать: Божественный замысел потерпел поражение? Никаким образом. Как пишет апостол Павел Галатам, «Бог поругаем не бывает» (6, 7). После грехопадения Творец привел в действие, если говорить современным языком «Запасной план», позволяющий, несмотря ни на что, делать людей богоподобными, хотя и не всех. По воле Отца Сын сошел с неба и, воплотившись в человека, прошел весь его земной путь от зачатия до смерти. Вместе с поврежденной Адамом плотью «взявший на Себя грех мира», как сказано в молитве, Он остался абсолютно безгрешным, в конечном счете освятив эту плоть Своим Божественным естеством до такой степени, что она после распятия воскресла и на сороковой день после этого вознеслась с Ним на небеса. Это преображенное индивидуальное тело стало прообразом созданного Им в день Пятидесятницы коллективного тела, тоже безгрешного, - Православной Церкви, которая поэтому имеет второе название - «Тело Христово». Замечательно то, что это даже не совсем метафорическое наименование, а почти предметное. Ведь что такое Тело Христово в физическом понимании? Это то тело, в котором обитал Христос в момент Его вознесения, - тело, которое было таким же, как наше, но к концу земной жизни Спасителя обоженное, ставшее пригодным войти в Царство Небесное, что и было продемонстрировано Вознесением. Именно это тело, но уже в чисто духовном воплощении вернулось к нам на землю в день Пятидесятницы, С тех пор всякий отдельный человек, который делает свою духовную составляющую частью этого не видимого, но вполне реального мистического тела, в той или иной мере очищает свою плоть от первородного греха и обретает черты богоподобия. Почему это происходит? Незадолго до окончания Своей земной жизни Христос сказал ученикам: «Я истинно говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16, 7). Христос разъясняет и то, как Он это сделает: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин, 14, 16). В первом речении надо обратить внимание на слова «лучше для вас». Казалось бы, что может быть лучше того, чтобы быть со Христом? Но для восстановления утраченного богоподобия этого недостаточно: попалять грех своим таинственным воздействием - это свойство не Второго, а Третьего Лица Троицы, Святого Духа, а Он исходит только от Отца, поэтому Сыну нужно «умолить» Его о ниспослании спасающего людей Духа истины, а для этого взойти к Нему на небеса. Без благодати Святого Духа спасти человека от его наследственного греха невозможно, и об этом со всей определенностью говорит Христос: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»(Ин. 3, 5). Таким образом, в деле восстановления в человеке потерянной Адамом святости участвует вся Троица: Сын создает Церковь, а Святой Дух наполняет ее спасительной благодатью, делая это по воле Отца, Но и этого недостаточно - необходимо еще и старание самого человека. Бог посылает благодать не каждому, а тому, кто этого достоин, кто угодит Богу своими делами, в первую очередь, делами веры и любви, а такие дела требуют усилия. Недаром сказано: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его»(Мф. 11, 12). Такое самопонуждение удается только тому, кто обладает горячей верой и большой силой воли, но оно окупается сторицей, так как на середине такого восхождения к Богу Бог замечает его труды и проделывает другую половину пути навстречу ему. И тогда угодник Божий становится совсем другим человеком, что замечают все окружающие.
Человек (человечество ) отклонились от Божественного плана Человек должен вернуться ДУХ Душа человека обращена на устроение временного быта, земного. Ее познания строятся на основании того, что дает опыт, деятельность ее обращена на удовлетворение потребностей земной жизни, чувства е порождаются и держатся только из ее состояний и положений видимых.Что выше этого-дело духа. Дух- это та сила, которую вдунул Бог в лицо человека, завершая его сотворение. « Дух как сила от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в нем одном находит покой ».проявлениями этих движений жизни духа являются: страх Божий, совесть, жажда Бога. Человек
Что делать и когда делать. Святость и Свет Всемогущество Всеблаженство Благость, Любовь и Милость Правда Грехопадение
Духом Божиим, БОГ человек
Трехсоставная теория человека
Потребности человека
Наличное и духовное «я» Концепция доктора психологических наук Т.А. Флоренской:
В каждом человеке присутствуют два «Я»- наличное «Я» и идеальное духовное «Я».
Наличное «Я»- то, что налицо - эмпирическое «Я», и то, что на сегодняшний день в человеке есть, это его наличное душевное и психическое состояние.
Духовное «Я» (образ Божий) человека проявляется как совесть, а также в голосе творческой интуиции, бескорыстной любви, правды, в стремлении к вечности.
Совесть - законодатель, потому что она указывает человеку требования нравственного закона Совесть - судия, так как она производит суждения о наших намерениях и действиях. Соответствует ли они требованиям нравственного закона или не соответствуют. Совесть - мздовоздаятель, потому что она или награждает человека душевным миром или наказывает его муками и угрызениями за те или иные его поступки. Во всех этих проявлениях совести присутствует сознание. Причем совесть это тот единый для всех нравственный закон, позволяющий отличить добро от зла, сделать правильный нравственный выбор в каждом поступке, мысли, желании человека. Но, к сожалению, далеко не все и не всегда слушают ее голос, хранят ее и тогда совесть искажается, может стать погрешающей, ожесточенной, сожженной. Совесть в таком состоянии перестает быть нравственным законом для человека.
Состояния совести Совесть – законодатель: неведующая колеблющаяся погрешающая
Совесть – судия: немощная усыпленная ожесточенная Совесть - мздовоздаятель пристрастная лицемерная сожженная
Отношения между двумя типами «Я» человека, описанные Т.А.Флоренской, помогают понять природу внутриличностного конфликта. Духовное «Я» может быть : осознаваемо и неосознанно человеком, реализовано и нереализовано. Законы роста души человека
При отношениях человека с другими людьми имеет место закон взаимного влияния — передачи чувств, как бы взаимного «резонанса», т. е. пробуждение в человеке того душевного переживания, которое он чувствует в другом. Степень этого влияния зависит от идентичности (одинаковости, унисона) состояния соприкасающихся в чувстве душ. Сильна способность восприятия положительных эмоций у мягких сердцем, легко - восприимчивых, нежных, чувственных душ и слаба у душ с черствым сердцем — у «грубых натур». На основе этого закона возникают чувства ответной любви, жалости, сочувствия, сострадания. Эта восприимчивость положительных эмоций особенно обострена у душ, исполненных Христовой любовью, и затихает по мере того, как человек приближается к состоянию эгоцентричности, или «автоэротизма» (обращенности на себя — эгоизма). Для последних будет, наоборот, характерно легкое восприятие от других уже отрицательных эмоций — гнева, раздражения, неприязни, озлобления, ненависти и т. п. В связи с тем, что люди большей частью находятся в промежуточном состоянии между любовью и грубым эгоизмом и испорченностью, у людей под влиянием окружающих могут в какой-то мере последовательно зарождаться и положительные, и отрицательные эмоции.
Поскольку между душами человеческими существует тесная внутренняя связь, имеет место и закон взаимного подражания. Мы склонны перенимать манеры, привычки и обычаи окружающих нас людей и проникаться их мыслями, стремлениями и желаниями. На основе подражания передаются и вера, энтузиазм, мужество и т. п. Равно также заразительны противоположные качества — неверие, скептицизм, боязливость и т. д. Поэтому окружающая нас среда имеет для нас очень большое значение: она как бы формирует нашу психику, толкает наши мысли в определенном направлении, зарождает соответствующие ей чувства, пробуждает свойственные ей стремления.
Народная мудрость говорит: с кем поведешься, от того и наберешься. А премудрый Соломон писал: «Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми — развратится» (Притч. 13, 21).
Эта опасность настолько велика, что прп. Исаак Сириянин говорит: «Лучше жить со зверями, чем с людьми худого поведения».
Как пишет архимандрит Иоанн: «Основной закон духовного совершенства — окружение себя обстановкой, возвышающей, а не принижающей уровень души».
Как говорят св. отцы: «С преподобным преподобен будеши, с мужем неповинным неповинен будеши, со избранным избран будеши, а со строптивым развратишися».
Старец о. Амвросий Оптинский приводит такой пример: «Когда дикая лошадь присмотрится, что прочие лошади идут спокойно, и сама пойдет в ряд. Так и человек», — добавляет старец.
Смысл жизни человека
Назначение человека по отношению к Богу:
познание Бога, соединение с Богом, служение Ему - это терминальная цель человеческой жизни. Назначение человека по отношению к самому себе:
через раскрытие своих сил и способностей, через деятельное устремление и приближение к своему первообразу достичь полной, возможной для конечного существа меры Богоподобия, т.е. теснейшего единения с Богом. Это цель инструментальная, (т.е. цель-средство) она предполагает определенную деятельность человека – исполнение заповедей, подвиг веры и возрастание в любви.
«Да светит свет Ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем»
Назначение человека по отношению к безличному творению: Священное писание видит в человеке посредника, способного привести весь созданный Богом мир к осуществлению его конечной цели.
«Не имея ничего вне себя, кроме одного Бога, человеку ничего не оставалось бы, как полностью себя отдать в порыве любви и вручить Ему всю Вселенную, соединенную в его человеческом существе, тогда Сам Бог со своей стороны отдал бы Себя человеку, который по этому дару, т.е. по благодати, имел бы все то, что Бог имеет по природе, таким образом совершилось бы обожение человека и всего тварного мира»
Человек (человечество ) отклонились от Божественного плана Человек должен вернуться Наличное «Я» Подавление (сосредоточенность на себе: Эгоизм, самость, своеволие) Духовное «Я»
Результат – саморазрушение
Тема: Основы православной антропологии и психологии (человек в христианстве)
Есть только один предмет выше души человеческой — это ее Создатель Блаженный Августин
Постепенная подмена понятий в связи с господством материалистических теорий в XIX веке привела к фактической редукции самого понимания души до уровня сознания и психики. Однако низведение души человеческой до абстрактной категории и даже отрицание ее вовсе не меняют сути вещей (так же, как и отмена Бога не означает Его отсутствие или неучастие в жизни каждого из нас). Оно лишь способствует воспитанию бездушного поколения людей, не понимающих смысла своего истинного предназначения в жизни, идущих по заведомо ложному пути развития. «Случалось слышать и отвержение существования души! — писал свт. Игнатий Брянчанинов. — Суждение это принадлежит тем, которые, по пословице, не слышат в себе души, конечно, по причине преобладающего плотского состояния, причем весь человек делается плотью». Рассмотрим кратко святоотеческую концепцию морфологии души человека и ее влияние на всю нашу жизнь. Когда мы говорим, что человек состоит из души и тела, то мы этим выражаем что человек состоит не из одного лишь мертвого вещества – материи, но из того высшего начала, которое эту материю оживотворяет, делает живой. В действительности же человек трехсоставен и состоит из тела, души и духа. Ап. Павел говорит: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, оно проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12). 1 ТЕЛО. Тело человека создано Богом «из праха земного» (Быт. 2, 7)и потому оно принадлежит земле: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3, 19), сказано первому человеку после его грехопадения. Своей телесной жизнью человек ничем не отличается от прочих живых существ – животных и состоит она в удовлетворении потребностей тела. Потребности тела много различны, но в общем все они сводятся к удовлетворению двух основных инстинктов: 1) инстинкта самосохранения и 2) инстинкта продолжения рода. Оба эти инстинкта вложены Творцом в телесную природу всякого живого существа, с вполне понятной и разумной целью – чтобы эти живые существа не погибли и не пропали бесследно. Для общения с внешним миром тело человека наделено пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом и осязанием, без которых человек был бы в этом мире вполне беспомощен. Весь этот аппарат человеческого тела необыкновенно сложен и премудро устроен, но сам по себе он был бы лишь мертвой машиной без движения, если бы его не оживотворяла душа. 2.ДУША. Душа дана Богом, как оживотворяющее начало для того, чтобы управлять телом. Иначе сказать, душа есть жизненная сила человека и каждого живого существа; ученые так ее и называют: виталистическая (жизненная) сила. Душа есть и у животных, но она вместе с телом была произведена землей. «И сказал Бог: да произведет вода душу живую…рыб, пресмыкающихся и сказал Бог: да произведет земля душу живую … скот, гадов, зверей … по роду их: и стало так» (Быт. 12, 20-24). И только о человеке сказано, что после создания тела его из праха земного Господь Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7).Это «дыхание жизни» и есть высшее начало в человеке, т.е. его дух, которым он безмерно возвышается над всеми другими живыми существами. Поэтому, хотя душа человеческая во многом схожа с душой животных, но в высшей своей части она несравненно превосходит душу животных, именно благодаря сочетанию ее с духом, который от Бога. Душа человека является как бы связующим звеном между телом и духом, представляет собой, как бы мост от тела к духу. Все действия, или вернее движения души столь многообразны и сложны, так переплетаются друг с другом, столь молниеносно изменчивы и за частую трудно уловимы, что их для удобства различия принято разделять на три вида, три разряда: мысли, чувства и делания. Эти движения души служат предметом изучения науки, называемой «психологией». 1. Органом тела, с помощью которого душа производит свою мыслительную работу, является мозг. 2. Центральным органом чувств принято считать сердце. Оно является мерилом того, что нам приятно, что не приятно. Сердце естественно рассматривается, как некий центр жизни человека, центр в котором вмещается все, что входит в душу снов, из которого исходит все, что обнаруживается душою вовне. 3. Желаниями человека руководит воля, которая не имеет для себя вещественного органа в нашем теле, а орудия для исполнения ее предначертаний, это наши члены, приводимые в движение при помощи мускулов и нервов. Результаты деятельности нашего ума и чувства, порожденные сердцем, оказывают то или иное давление на волю, и наше тело производит то или иное действие или движение. Таким образом, душа и тело тесно связаны друг с другом. Тело, с помощью органов внешних чувств, дает те или иные впечатления душе, а душа, в зависимости от этого, так или иначе управляет телом, руководит его деятельностью. Ввиду такой связи души с телом, эту жизнь не редко называют общим термином: «жизнь духовно - телесная». Однако, все же необходимо различать: жизнь телесную, как удовлетворение потребностей тела, и жизнь душевную, как удовлетворение потребностей души. В чем состоит жизнь телесная, мы уже говорили. Она состоит в удовлетворении требований двух главных инстинктов: инстинкта самосохранения и инстинкта продолжения рода. Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства. 3. ДУХ. Но жизнь человеческая далеко не исчерпывается удовлетворением одних только вышеперечисленных потребностей тела и души. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы