Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Телесная, душевная, духовная жизнь



Трехсоставная теория определяет наличие в человеке тела, души и духа. Поэтому вполне уместно говорить о телесной, душевной и духовной жизни. Телесная жизнь удовлетворяет лишь потребности тела, по сути своей она мало отличается от жизни животных: сон, еда, инстинктивные стремления и физиологические потребности в основном ограничивают круг ее интересов.

Душевная жизнь уже более тонкого плана. Душа услаждается красотой природы, эмоциональными переживаниями, возвышенными чувствами, навеянными, например, слушанием музыки, чтением художественной литературы, просмотром театральной постановки и пр.

Духовная жизнь несет на себе печать Высшего Начала и всегда (в истинном своем проявлении) ведет к Тому Бессмертному Источнику, Который дал жизнь как человеку, так и всему, что его окружает.

Самые высокие, не постижимые разуму творения человеческие изумительной красоты и великолепия, имеющие и нравственное воздействие на душу, всегда имеют отношение к бытию в духе Истины, Добра и Любви.

Ошибочным является бытующее понятие о том, что духовный человек — это есть лишь высокоинтеллектуальный человек или что духовная жизнь заключается в слушании музыки, чтении светских книг или посещении театров и музеев. Вовсе нет. Все это имеет по большей части отношение к душевной, но никак не духовной жизни, которая, напротив, может (и обычно бывает) быть лишена всего этого, но целиком подчинена и наполнена иными целями и смыслом. Проблемам духовной жизни посвящено множество специальных трудов и произведении святоотеческой литературы. Очень тонко исследует аспекты духовной жизни и дает обстоятельные рекомендации к ее следованию русский святой епископ Феофан Затворник в книгах «Путь ко спасению» и «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться».

 

 

Высказывания о душе

1. Душа есть естество разумное и духовное, быстродвижимое. непрестанно находящееся в деятельности, дражайшее всего мира, беспримерной и неописанной красоты... (сет. Иоанн Златоуст),

2. Душа есть естество созданное, невидимое, разумное, бестелесное, бессмертное, богоподобнейшее, образ, ищущий Создателя своего (блаженный Августин).

3. Целый мир неравноценен душе: мир преходит, а душа нетленна и пребудет нетленною (преп. Иоанн Лествичник).

4. Всякая человеческая душа есть приснодвижна {св. Антоний Великий).

5. Душа есть образ Божий потому, что имеет тройственную силу, а естество единое (сет. Димитрий Ростовский).

6. Соединение души с телом есть великая тайна (Иннокентий, архиеп. Херсонский и Таврический).

7. В душе есть две стороны и два сознания: низшее, обыкновенное, логическое и высшее, необыкновенное («Душа человеческая», с. 36).

8. Человек должен иметь душу, как блестящее зеркало. Когда на зеркале есть ржавчина, то не может быть видимо в зеркале лицо человеческое (Еп. Сильвестр. «Опыт Православного догматического богословия»).

9. Что касается до духа, который, на основании некоторых мест Писания почитают третьей составной частью человека, то, по словам святого Иоанна Дамаскина, он не есть что-либо отличное от души и подобно ей самостоятельное, а есть высшая сторона той же души; что глаз в теле, то ум в душе (Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви, §120).

В течение XIX века, и особенно второй его половины, господствовала так называемая «эмпирическая психология», которая сама себя провозгласила «психологией без души». «Душа» считалась понятием метафизическим, не только излишним, но и вредным для объективного научного познания душевной жизни. Душевную жизнь представляли как бессвязный набор отдельных элементов («представлений», «ощущений» и т.д.). Эта атомистическая психология, эта. по меткому выражению Джемса, теория «душевной пыли» в настоящее время... отвергнута и опровергнута (С. Франк).

11. При жизни дух и душа человека соединены в единую сущность, которую можно назвать просто душою (архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий).

Итак, душу можно понимать как совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов... (архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий).

 

 

Силы и свойства души, сам человек изменился после грехопадения поэтому прежде чем рассмотреть качества и «работу» сил души до и после грехопадения (в том числе по соответствующим схемам), рассмотрим суть грехопадения (Беседа о грехопадении), а затем обратимся к понятиям образа и подобия Божия в человеке

 

Беседа о грехопадении

Когда Бог сотворил первых людей, то увидел, то «добро зело есть», т.е. человек любовью своею устремлен к Богу, что в созданном человеке нет никаких противоречий. Человек представляет собою полное единство духа, души и тела, - одно гармоничное целое, именно, дух человека устремлен к Богу, душа соединена или свободно подчинена духу, а тело – душе; единство цели, стремления и воли. Человек был свят, обожествлен.

Воля Божья, именно, состоит в том, чтобы человек свободно, т.е. с любовью стремился к Богу, - источнику вечной жизни и блаженства, - и вечной жизни. Таковы были Адам и Ева. Потому то у них и был просветленный разум и «знал Адам каждую тварь по имени», значит ему были открыты физические законы мироздания и животного мира, которые мы теперь отчасти постигаем и постигаем в будущем. Но грехопадением своим люди нарушили в себе гармонию, - единство духа, души и тела, - расстроили свое естество. Не стало единства цели, стремления и воли.

Напрасно некоторые желают видеть смысл грехопадения иносказательно, т.е. что грехопадение состояло в физической любви между Адамом и Евой, забывая о том, что Сам Господь им заповедовал: «плодитесь и размножайтесь…» Моисей ясно повествует, что «Ева согрешила прежде одна, а не вместе с мужем», - говорит Митрополит Филарет. «Как же мог написать это Моисей, если -бы он написал иносказание, которое здесь найти желают».

Суть грехопадения состояла в том, то прародители, поддавшись искушению, перестали взирать на запрещенный плод, как на предмет заповеди Божьей, а стали рассматривать его в предполагаемом отношении к себе, - к своей чувствительности и своему сердцу, своему разумению (Ккл. 7, 29), с уклонением от единства истины Божьей в многочисленность собственных помыслов, собственных желаний, не сосредоточенных на воле Божьей, т.е. с уклонением в похоть. Похоть же, зачав грех, рождает действительный грех (Иак. 1, 14-15). Ева, искушаемая дьяволом, увидела в запрещенном дереве не то, что оно есть, но то, чего она сама желает, по известным видам похоти. Какие же похоти открылись в душе Евы перед вкушением запрещенного плода? «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи», т.е. она предположила некоторый особенный, необыкновенно приятный вкус в плоде запрещенном, - это похоть плоти. «И что оно приятно для глаз», т.е. жене показался более всех красивым плод запрещенный, это похоть очей, или страсть к наслаждению. «И вожделенно, потому что дает знание», т.е. жене захотелось изведать того высшего и божественного знания, которое сулит ей искуситель, - это гордость житейская.

Первый грех рождается в чувственности – стремлением к приятным ощущениям, - к роскоши, в сердце, желанием наслаждаться без рассуждения, в разуме – мечтанием кичливого многоведения, и следовательно, проницает все силы естества человеческого.

Расстройство естества человеческого и заключается в том, что грех отклонил или оторвал душу от духа, и душа, вследствие этого, стала иметь влечение к телу, к плоти и опираться на него, а тело, потерявшее эту возвышающую силу души и как само созданное из «хаоса», стало иметь влечение к чувственности, к «хаосу», к смерти. Поэтому и результат греха есть болезни, разрушение и смерть. Ум человеческий помрачился, воля ослабла, чувство исказилось, возникли противоречия, и душа человека потеряла целеустремленность к Богу.

Таким образом, преступивши за пределы, положенные заповедью Божьей, человек уклонил свою душу от Бога, истинного всеобщего сосредоточения и полноты, образовали для нее ложное сосредоточение в ней самой, заключили ее во тьму чувственности, в грубости вещества. Ум, воля и деятельность человека отвратились, уклонились, ниспали от Бога к твари, от небесного к земному, от невидимого к видимому.Обманутый прельщением искусителя человек добровольно «приложился к скотам немыслимым и уподобился им».

Расстройство человеческого естества первородным грехом, оторванность души от духа в человеке, которая и теперь имеет влечение к чувственности, к похоти, ясно выражены в словах Ап. Павла: «Добро, которое хочу, не делаю, а зло, которое не хочу, делаю. Если же делаю то, чего нехочу, уже не я делаю то, а живущий во мне грех». Человек постоянно имеет в себе «угрызение совести», сознавая свою греховность, преступность. Другими словами: поврежденного и расстроенного грехом естества своего человека собственными силами, без вмешательства или помощи Божьей, восстановить не возможно. Поэтому потребовалось снисхождение или пришествие самого Бога на землю, - воплощение Сына Божьего, - для воссоздания падшего и растленного естества человеческого, для спасения человека от гибели и вечной смерти.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1018; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь