Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Чувство трагического одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова



 

План

I. Поэзия Лермонтова – меланхолия лунной ночи.

II. Тема одиночества поэта на его жизненном пути.

1. Символика грусти и трагизма.

2. Трагический разлад между тонкой душой поэта и железным миром.

III. Поэтический крест – чувствовать, страдать, мучиться.

 

М. Ю. Лермонтов, ставший литературным преемником Пушкина, резко отличался от своего учителя. Если Пушкина называют «солнцем русской поэзии», то в творчестве Лермонтова больше сумрачности, грусти, трагизма и одиночества – меланхолии лунной ночи.

Как показательно начинается стихотворение «Выхожу один я на дорогу…»:

 

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

 

Каждое слово в этом стихотворении подчеркивает тему одиночества поэта на его жизненном пути: один он вышел на эту дорогу жизни, на «кремнистый путь». Символ пустыни – еще один штрих к картине одиночества. Туман, символизирующий неизвестность, тишина – и только светлые звезды да голос Бога указывают путь поэту.

Эта картина характерна для эпохи романтизма: подчеркнутое одиночество героя, трагизм, противопоставление его и толпы. Лермонтов-романтик очень остро чувствовал трагический разлад между тонкой душой поэта и железным миром. Непонимание окружающих делает поэта одиноким – даже в толпе, особенно в толпе! «Как часто, пестрою толпою окружен», – чувствует поэт, что ему претит вся эта фальшь, суета и показное добродушие! Вокруг «Мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски», и тогда —

 

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!..

 

(«Как часто, пестрою толпою окружен…»)

Внутреннее одиночество не оставляет поэта нигде: ни в толпе знакомых, ни даже на войне. «Валерик», написанный Лермонтовым в форме фронтового письма безответно любимой женщине, описывает страшные батальные сцены. Но даже здесь чувствуется какая-то отстраненность Лермонтова, как будто он со стороны наблюдает за событиями, в которых сам участвует:

 

И с грустью тайной и сердечной

Я думал: «Жалкий человек.

Чего он хочет!.. небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем? »

 

Здесь тема одиночества звучит уже во вселенском масштабе: из-за своего несовершенства человек не ощущает единства со Вселенной, он погружен в ненужные войны и раздоры, вместо того, чтобы наслаждаться жизнью.

Доминирующая тема одиночества, на разные голоса звучащая во многих произведениях Лермонтова – результат острого ощущения несовершенства мира поэтом-романтиком. В его лирике отразилось осознание поэтом своего места в современном ему мире – мире, который и чужд, и мил для поэта. И Лермонтов с благодарностью принимает свой крест: чувствовать, страдать, мучиться непониманием и одиночеством – чтобы донести до людей понимание поэзии и красоты.

 

Как Печорин относится к проблеме судьбы? (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

 

План

I. Интерес к вечным тайнам.

II. Проблема фатализма в романе.

1. Нравственный характер проблемы судьбы.

2. Значение слова «судьба» для Печорина.

3. Игры с судьбой.

4. Представитель своего поколения.

III. Проблема, не имеющая решения.

 

 

Я люблю сомневаться во всем…

М. Лермонтов

 

Лермонтова называют ночным светилом русской литературы. И не только потому, что в его произведениях высказываются грустные, мрачные мысли об эпохе безвременья, в которую довелось жить поэту. И в судьбе, и в творчестве Лермонтова заметен интерес к тайнам, которые не дано раскрыть простому смертному.

Григорий Александрович Печорин, главный персонаж романа «Герой нашего времени», представляется нам человеком скептического склада ума. Он легко, не задумываясь, играет и чужими жизнями, и своей собственной, как будто либо не ценит ее, либо верит в свою неуязвимость. С Печориным связана одна из главных проблем романа: проблема предопределения, фатализма. Причем проблема эта имеет нравственный характер: если предопределения не существует, то человек сам выбирает свой путь и несет ответственность за свои поступки; если же судьба назначена каждому заранее, то человек может считать себя свободным от любых нравственных обязательств.

Верит ли Печорин в судьбу? Он говорит: «Когда я был еще ребенком, одна старуха гадала про меня моей матери; она предсказала мне смерть от злой жены; это меня глубоко поразило…» – и это высказывание не вызывает доверия: оно слишком наивно, чтобы принять его всерьез, слишком похоже на отговорку закоренелого холостяка, не желающего расстаться со своей свободой. Но, если внимательно вчитаться в текст романа, можно заметить, что Печорин постоянно упоминает судьбу. «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? » – думает он, едва не утонув после приключения с прекрасной «ундиной». «Судьба заботится о том, чтоб мне не было скучно! » – радуется он, предвкушая интрижку с Мэри. Встретив Веру, пытается угадать: «Судьба ли нас свела опять на Кавказе или она нарочно сюда приехала, зная, что меня встретит?..» Перед балом размышляет: «Неужели… мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды? …судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние. Какую цель имела на это судьба?..» Подобных примеров можно привести множество. Конечно, слово «судьба» мы не всегда употребляем в его высоком, буквальном значении, но слишком уж часто и слишком серьезно звучит оно в устах Печорина.

Все, что делает Григорий Александрович Печорин, похоже на вызов, брошенный судьбе. Он из любопытства преследует контрабандистов, играет чувствами (и судьбами) Бэлы, княжны Мэри, провоцирует дуэль с Грушницким. Но ярче всего мотив предопределения звучит в последней части произведения – в главе «Фаталист». Возвращаясь домой пустыми переулками станицы, Печорин глядит на звездное небо. «Мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права! » – говорит он. Что же заставило его в эту же ночь броситься под пули пьяного казака, если не желание еще раз испытать судьбу? «Выстрел раздался… над самым ухом, пуля сорвала эполет», но казак обезоружен, а судьба в очередной раз сберегла Печорина. Для чего? «Я еще не осушил чаши страданий и чувствую, что мне еще долго жить», – говорит герой.

Как же все-таки относится Печорин к проблеме судьбы? Он не похож ни на суеверного, ограниченного человека, способного принять всерьез, например, предсказания гадалки, ни на глубоко верующего, считающего, что «все в руце Божьей». Скорее всего, это человек, ищущий и не находящий веры – в судьбу, в Бога, в самого себя. «Какую силу воли придавала… уверенность, что целое небо… смотрит с участием!.. (о предках) А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха… мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия…» – грустно размышляет он. И это мысли целого поколения, старящегося в бездействии «под бременем познанья и сомненья». Может быть, для Печорина стремление постоянно испытывать судьбу – единственная возможность проявить силу воли, характера, возможность преодолеть страх перед смертью – и перед жизнью.

Проблема фатализма не решена в романе до конца. Установлена лишь ее непосредственная связь с главным вопросом бытия – о назначении человека и вере.

 

Любовь в жизни Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

 

План

I. Печорин – герой своего времени.

II. Любовь в жизни Печорина.

1. Бэла.

2. Княжна Мэри.

3. Вера.

4. Эгоизм, цинизм Печорина в отношении к женщинам.

III. Трагизм образа Печорина.

 

Григорий Александрович Печорин – герой своего времени, представитель разочарованного, бездеятельного, потерянного поколения. В стихотворении «Дума» Лермонтов предрекает своим современникам бесславную участь:

 

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно…

 

Поколение Печорина уйдет в небытие, «не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда», и причина этому – постыдное равнодушие к добру и злу, неспособность к любви, сердечный холод. Неумение любить – и вина, и беда Печорина. О любви он говорит как о странной потребности души, но в душу-то он любовь пустить как раз и не хочет. Герой привык брать от жизни все, чего захочется, не желая понимать, что судьба рано или поздно заставит расплатиться за все. Печорин расплачивается опустошенностью собственной души, глубоким одиночеством – и заставляет страдать, а иногда и губит тех, кого любил.

Печорин увидел Бэлу на черкесской свадьбе. Девушка сразу понравилась ему, а Григорий Александрович так уж был устроен, что всегда добивался своего. Он даже не выкрал ее, а фактически поменял на коня, и на упрек Максима Максимыча в том, что поступил нехороню, отвечает: «Да когда она мне нравится?..» Любил ли он девушку? Добиваясь ее, он говорит, что готов расстаться с жизнью, если Бэла не сможет полюбить его, и Максим Максимыч обмолвился: «Я думаю, он в состоянии был исполнить в самом деле то, о чем говорил шутя». Понимал ли Печорин, что его привязанность не будет длиться долго? «Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни», – говорит он Максиму Максимычу. И расплачиваться за эту ошибку придется Бэле. Она расплатится собственной жизнью.

Встретив на водах княжну Мэри, Печорин обрадовался: «Явно судьба заботится о том, чтобы мне не было скучно! » И, действительно, скучно не было никому: ни самому Печорину, ни Мэри, вряд ли когда-либо сумевшей залечить сердечную рану, ни Грушницкому. Начав ухаживать за Мэри назло Грушницкому, Печорин неожиданно увлекается девушкой. Объясняясь с нею, он признается себе, что был готов упасть перед нею на колени, но, словно испугавшись, отрезает себе пути к отступлению: «Княжна, вы знаете, что я над вами смеялся?.. Вы должны презирать меня». «Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади! » – упрекает Печорина Грушницкий, услышав его высказывание о княжне Мэри. Конечно, Печорин «шутит» с Грушницким, нарочито цинично отзываясь о девушке, привлекшей внимание приятеля. Но в его фразе о презрении к женщинам заключается и вполне серьезная мысль. В том, как лермонтовский герой ведет себя с женщинами и отзывается о них, чувствуется презрение. «Я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть… или мне просто не удавалось встретить женщину с упорным характером? Надо признаться, что я, точно, не люблю женщин с характером: их ли это дело!..»

Но похоже, что наш герой все-таки встретил женщину, способную вызвать у него «давно забытый трепет». Что привлекает его в Вере? «Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться… и я буду за это наказана: ты меня разлюбишь! » – говорит она. Печорин заставляет ее страдать, в отношении к ней он так же циничен, как и в разговорах о других женщинах: «Любовь, как огонь, без пищи гаснет. Авось ревность сделает то, чего не могли мои просьбы». Но похоже, что герой сам испытал испепеляющую силу ревности: когда Вера уезжает навсегда, он признается: «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете». Печорин поскакал за нею, и, загнав коня, «долго лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий», как обычный человек, а не демоническая личность. Но горе не исцелило нашего героя от гордыни, для него и сейчас важно, что могут подумать о нем окружающие: «Если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся». Интересно, если бы Вера не уехала, если бы всегда оставалась рядом, на какое время хватило бы любви Печорина?

«Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страдания – и никогда не мог насытиться! » – говорит герой. Любовь нужна Печорину как лекарство от скуки, как средство самоутверждения, у него нет ни желания, ни способности любить всем сердцем, не рассуждая, не анализируя, отдавая всего себя. В этом одна из причин его трагедии.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. III. ТИПЫ МЕЖЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ВЧУВСТВОВАНИЕ, ПЕРЕНОС И ТЕЛЕ
  2. Билет 48. Роль правосознания в правотворчестве и реализации права.
  3. Больной жалуется на диарею, схваткообразные боли по всему животу, чувство жара, гиперемию лица, приступы сердцебие-ния и удушья. О каком заболевании можно думать?
  4. В которой автор размышляет об одиночество по-русски и рассказывает, какие шаги должен сделать тот, кто хочет от этого одиночества избавиться
  5. Вечное чувство вины и тревоги
  6. Высказывания и афоризмы об искусстве и творчестве
  7. Жанр экспериментального романа в творчестве Джона Фаулза
  8. Значение простейших физических действий в творчестве актера
  9. И 27 апреля в Литературном музее говорили о жизни и творчестве выдающегося сибирского писателя, яркого представителя русской культуры начала ХХ века Георгия Андреевича Вяткина.
  10. Изобель почувствовала, что ее мышцы снова напряглись, сворачиваясь в клубок, готовясь к тому, что убьет их в любую секунду.
  11. Как преодолеть чувство беспокойства.
  12. Как преодолеть чувство беспокойства.


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1592; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь