Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В чем смысл названия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»?
План I. Понятие «мертвая душа». II. Покупка Чичиковым «мертвых душ». III. Метафоричность понятия «мертвая душа».
Что такое душа? Над созданием четкого, объективного и правильного определения, которое можно было бы применить к слову «душа», не одно столетие трудились самые выдающиеся философы. Душа – понятие метафизическое, это нечто, обозначающее присутствие божественного начала в человеке, являющееся воплощением нематериальной основы человеческой личности. Поэтому словосочетание «мертвая душа» согласно своему смысловому наполнению стремится к оксюморону – ведь жизнь, по сути, это и есть душа, а смерть человека – это момент, в который душа покидает тело. Но в значении более приземленном, обывательском, распространенном в гоголевскую эпоху, слово «душа» скорее являлось не символом бессмертного начала в человеке, а скорее тем фактором, который отличает покойника от живого – и не более того. Словом «душа» называли помещики и отдельную человеческую единицу – крепостного крестьянина, свою собственность. Сюжет поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» построен именно на том, что Чичиков путешествовал от помещика к помещику, скупая «мертвые души» – умерших крепостных крестьян, существующих только на бумаге. Данная сюжетная линия объясняет одно из значений названия поэмы, более «прямое», лежащее на поверхности. Но автор выбрал такое название для своего произведения не случайно – ведь понятие «мертвой души» в данном случае следует рассматривать немного шире, осознавая всю его многозначность. По мере раскрытия сюжета поэмы, когда мы ближе и лучше знакомимся с теми типичными представителями российского общества, которых описывает автор, постепенно изменяется и само содержание понятия «мертвая душа». И читатель видит, что по-настоящему «мертвыми душами» в произведении называются далеко не крепостные – как раз крепостные здесь показаны как неординарные, интересные, колоритные люди, ушедшие в мир иной, но не оставившие после себя ни ощущения пресности, ни ощущения безжизненности. А вот их хозяева, помещики, каждый из которых влачит по-своему жалкое существование, все больше и больше с каждым годом жизни погрязая в мелких и крупных пороках, как раз предстают перед нами людьми пустыми, бездушными, бесполезными. Помещики ведут какую-то хозяйственную деятельность, чем-то занимаются, подписывают бумаги и подсчитывают прибыль – но в то же время внешние проявления бурной деятельности отнюдь не означают, что их внутренняя, духовная жизнь не похожа на стоячее болото или на холодную пустыню. Обыватели, чиновники, помещики, забывшие о существовании любых нравственных ценностей и о «великих и святых обязанностях» человека, полностью поглощенные своими, по сути, «ничтожными страстишками к чему-нибудь мелкому» – вот чьи души, по мнению автора, являются действительно мертвыми.
Как предыстория Чичикова помогает понять его характер? (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
План I. Образ Чичикова. II. Чичиков – герой «новой формации». III. Ключ к пониманию характера Чичикова – его прошлое.
Сатирические образы представителей господствующих классов «помещичьей» России в сатирической поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» прорисованы автором максимально четко. Написанная в форме путешествия, поэма адресует читателя от одного помещика к другому, и этот вояж мы совершаем вместе с центральным персонажем произведения – Чичиковым. Каждый новый образ помещика очерчивает перед нами типичные черты, присущие представителям данного класса: Ноздрев – типичный прожигатель жизни, Плюшкин – мелочный, скупой и внутренне пустой человек и т. д. Через беседы Чичикова с остальными персонажами поэмы автор дает нам понять некое превосходство главного героя над ними: он знает, как к кому подступиться (следовательно, является грамотным психологом, четко подмечая черты характера помещиков и выстраивая общение с ними согласно исповедуемой ими системе ценностей). Кроме того, Чичикову нельзя отказать в рассудительности, целеустремленности, хитрости, рациональности. Является ли Чичиков при этом положительным персонажем? Естественно, нет, так как все свои способности и задатки он употребляет «не на благое дело». Изображая Чичикова, Гоголь являет миру портрет героя «новой формации». Подобные этому персонажу люди только начинают появляться в России переходного периода. В момент, когда страна переходит от старого, отжившего свое, помещичьего образа жизни к новому – капиталистическому, как раз и начинают формироваться Чичиковы – предприимчивые, рациональные, осторожные люди, все моральные и нравственные ценности которых подчинены потребностям их практической деятельности. Ловкий делец, проницательный и неглупый человек, Чичиков всегда знает, как и к кому подступиться так, чтобы это в итоге принесло ему самому какую-либо практическую пользу. Но почему Чичиков так отличается от всех остальных персонажей поэмы? Какие обстоятельства повлияли на формирование этого «рыцаря копейки», сделав его именно таким, каким его видит читатель? Автор неслучайно рассказывает предысторию Чичикова, делая тем самым его образ динамичным (в отличие от помещиков, образы которых в основной своей массе являются статичными). Он рассказывает нам о становлении личности Чичикова – о том, каким бедным было его детство, как отец с детства приучал его к экономии и умению находить личную выгоду во всем, как он усвоил отцовскую систему ценностей, в которой «копейка решает все». И последующая жизнь Чичикова – его работа на таможне, в суде, равно как и его путешествие, описанное в поэме – является яркой иллюстрацией к системе жизненных ценностей этого персонажа. Благодаря поэтапному изображению жизненного пути Чичикова мы имеем возможность объективно оценивать его характер и более полно составить впечатление о нем, понимая, откуда «растут ноги» всепоглощающей жажды наживы, которая превалирует над всеми эмоциями и устремлениями данного персонажа.
«Каждое лицо в «Мертвых душах» есть в то же время вывод из целой категории людей…» (В. Н. Майков)
План I. Проблематика поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». II. Образы помещиков в поэме «Мертвые души». III. Образы крестьян.
Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» раскрывает и ярко иллюстрирует те социальные конфликты, которые были свойственны российскому обществу в середине девятнадцатого века. Все социальные явления, которые описывает автор, представлены в поэме так выразительно и точно благодаря персонажам, которые их выражают и олицетворяют – типизированным собирательным образам чиновников, помещиков, крестьян. Центральный персонаж поэмы – Чичиков – является типизированным образом капиталиста-дельца. Такие люди еще не были широко представлены в российском обществе того времени, но тип предприимчивого и рационального капиталиста-практика, умеющего во всем находить возможность для повышения уровня своего материального достатка, уже начинал формироваться. Чичиков – яркий представитель этого относительно нового для крепостной России класса, и его образ вобрал в себя все наиболее характерные для героя «новой формации» черты: он сообразителен, смышлен, любит все продумывать и просчитывать, способен адаптироваться к любым обстоятельствам для того, чтобы впоследствии заработать на этом необходимое количество денег. Образы помещиков также можно назвать собирательными: каждый из них является действительно «выводом из целой категории людей». Вот перед нами помещик Манилов: манерный, праздный, ничем особо не интересующийся человек. У него нет в жизни каких-то особых целей: Манилов не способен не только на великие свершения, но даже и на то, чтобы дочитать начатую им еще два года назад книгу. Он любит проводить время за пустыми размышлениями и разговорами, ни на что большее его попросту не хватает. Именно такими были многие российские помещики того времени. Еще один типичный представитель этого класса – Ноздрев: азартный и энергичный, в отличие от Манилова, человек (в нем нет такой инертности и безразличия), который при этом умудряется жить бесцельно, ничем полезным не занимаясь и даже не интересуясь. Единственное, что его интересует – карточные игры, пьянство, кутежи. Деньги он спускает, не задумываясь о последствиях, оставаясь при этом необразованным, неинтересным, грубым и, по сути, пустым человеком, эдаким «прожигателем жизни». И таких помещиков, как Ноздрев, тоже было немало. Коробочка и Собакевич – типичные помещики-накопители, материалисты, не способные ни на какие особые «душевные порывы». Их жизнь сводится к удовлетворению обыденных, приземленных, почти животных потребностей. А вот Плюшкин – это уже образ полностью деградировавшего человека, скупого, недалекого, почти сошедшего с ума на почве собственной жадности и мелочности. К сожалению, и таких людей существует предостаточно при любом общественном строе. Крестьяне, напротив, представлены в поэме «Мертвые души» трудолюбивыми и находчивыми людьми. Образ крепостного крестьянина, который, несмотря на то, что его жизнь полна тяготами и бедами, не теряет к ней интереса, является олицетворением всего русского народа – искреннего, жизнелюбивого, открытого. Автор, адресуя читателя от общего к частному – раскрывая характеристики целого класса через тщательно выписанные образы отдельных его представителей – тем самым раскрывает основные конфликты и проблемы российского общества, экономика которого опиралась преимущественно на использование труда крепостных крестьян.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1615; Нарушение авторского права страницы