Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Образ Софьи в комедии а. С. Грибоедова «Горе от ума»



 

План

I. Софья Фамусова – один из главных персонажей пьесы «Горе от ума».

II. Изображение Софьи в пьесе «Горе от ума».

1. Искренность, сила любви Софьи к Молчалину.

2. Цельность натуры Софьи, чувство собственного достоинства.

III. Трагизм образа Софьи.

 

 

Воспоминания! Как острый нож оне.

 

А. С. Грибоедов

Главные герои комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» изображены с помощью разных художественных средств. Образ Александра Андреевича Чацкого раскрывается в его блестящих монологах и репликах; его стихия – мир идей. Фамусов и Молчалин – в поведении и поступках. Софья раскрывается в любви.

Пьеса начинается со сцены тайного свидания Софьи с Молчалиным. Мы еще не знаем, как ничтожен и низок ее возлюбленный, но сила чувства Софьи не вызывает сомнений. Она не боится отца, она намекает ему о своей любви, пересказывая будто бы приснившийся ей сон о дорогом для нее человеке, который «в бедности рожден».

Нам известно, что Софья «любила Чацкого когда-то», и все упрекают ее в том, что она его разлюбила: и сам Александр Андреич, и Лиза, и читатель (зритель). Ну как можно было предпочесть умному, искреннему, любящему Чацкому такое ничтожество, как Молчалин! Как? Да очень просто! Разве сердце подчиняется разуму, разве любят за какие-либо достоинства? Скорее, любящий человек наделяет любимого наилучшими качествами, идеализируя его. Так, Софья видит в своем избраннике и благородство, и скромность, и бескорыстие:

 

Чудеснейшего свойства

Он наконец: уступчив, скромен, тих.

В лице ни тени беспокойства,

И на душе проступков никаких,

Чужих и вкривь и вкось не рубит, —

Вот я за что его люблю.

 

«Конечно, нет в нем этого ума…» – говорит она о Молчалине, но ей кажется, что именно отсутствие ума есть залог чистосердечия.

Софья любит искренне, самоотверженно, бескорыстно. Она лишается чувств, когда Молчалин упал с лошади, а очнувшись, порывается «туда бежать, там быть, помочь ему стараться», не боясь скомпрометировать себя. Она не желает слушать язвительных речей Чацкого о своем возлюбленном, отвечает на них с раздражением, досадой. Она мечтает выйти замуж за Алексея Степаныча, хотя он не является выгодной партией, и отец никогда не благословит их брак («Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери). Но Софья умеет быть и гордой. Когда она становится свидетельницей сцены ухаживания Молчалина за Лизой, она говорит с бывшим возлюбленным категорически, резко, не допуская и мысли о каких-либо дальнейших отношениях:

 

Отстаньте, говорю, сейчас,

Я криком разбужу всех в доме

И погублю себя и вас…

Я с этих пор вас будто не знавала.

Упреков, жалоб, слез моих

Не смейте ожидать, не стоите вы их…

 

Образ Софьи драматичен. Мы искренне сочувствуем отвергнутому обществом Чацкому, но трагедия поруганной любви Софьи почему-то трогает нас не меньше. А что может быть печальнее, чем разочарование в своем избраннике, предательство любимого человека? У Чацкого остаются его идеи и чувство собственной правоты. А что остается у Софьи? Горечь потери, стыд, обида и воспоминания. И надежда.

 

Молчалины блаженствуют на свете? (по комедии А. С Грибоедова «Горе от ума»)

 

План

I. Имя, ставшее нарицательным.

II. Радости и трудности молчалиных.

1. Молчалин – персонаж пьесы А. С. Грибоедова.

2. Современные молчалины.

III. Счастье невозможно без внутренней свободы.

 

Вот он, на цыпочках и не богат словами…

 

А. С. Грибоедов

Имя Алексея Степановича Молчалина, героя пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума», стало нарицательным. Многократно осмеяны и превратились в поговорки его афористичные высказывания, обнажающие убогую жизненную философию, мелкую душу: «Ведь надобно ж зависеть от других», «Частенько там мы покровительство находим, где не метим», «Ваш шпиц – прелестный шпиц»… Но умница Чацкий сформулировал то ли закон, то ли проблему, актуальную и сегодня: «Молчалины блаженствуют на свете! » Так ли это? Счастливы ли, блаженствуют ли люди, подобные Молчалину?

В пьесе судьба Молчалина, действительно, складывается удачно. В точности следуя заветам отца, учившего сына угождать «всем людям без изъятья», Алексей Степанович проживает и служит секретарем в доме Фамусова, «дружбу всех он в доме приобрел». И, как предрекает Чацкий, «он дойдет до степеней известных: ведь нынче любят бессловесных! » Софья Фамусова, неглупая, интересная девушка полюбила Молчалина, наделив его достоинствами, которых у него никогда не было, и готова выйти за него замуж против воли отца. И он талантливо разыгрывает роль влюбленного, «в угоду дочери такого человека». Молчалин умеет все просчитать и предусмотреть: отправляясь на ночное свидание с Софьей, он берет с собой бумаги для доклада на случай, если неожиданно появится Фамусов. Алексей Степанович усвоил негласные правила служебного успеха; несомненно, он добьется всего, о чем мечтает: чинов, богатства, связей. И пусть такие, как Чацкий, его презирают, и ничего, что всю жизнь придется носить маску, не смея сказать ни слова своим настоящим голосом – Молчалин готов забыть, каков он, его настоящий голос. Главное – он умеет всех обойти, перехитрить, добиться успеха.

В наши дни волшебное слово «успех» заставляет порой забыть о том, какими путями следует к нему идти. Общество, в котором преобладают потребительские интересы, ставит успех на первое место в шкале жизненных ценностей, квалифицируя его как умение всех обойти, любой ценой достичь достатка, а лучше богатства, славы, власти. Легко ли в наш век молчалиным? Легко, если они сумели приспособиться к новым условиям, если могут не только угодливо молчать, но и возвысить голос, когда это необходимо. Современные молчалины стремятся понравиться не всем, а лишь тем, кто полезен, и не размениваются на поглаживание мосек и карточные партии «на всякий случай». Смолчать, когда при тебе совершается злое дело, не заступиться за обиженного, произнести пламенную речь, где и когда это необходимо – и добиться вожделенного успеха по службе, и служить не делу, а лицам, и, в конечном счете, устроить свою жизнь – вот в чем их удобная, хотя и убогая философия. Современные молчалины страшнее грибоедовского персонажа: они научились скрывать свою сущность, умеют держаться надменно и даже делают вид, что имеют чувство собственного достоинства, совесть, честь. Они профанируют высокие идеи, прикрываясь ими для достижения собственных мелочных целей, притворяясь порой Чацкими. Они успешны. Но счастливы ли?

Молчалины много добиваются, но счастливыми их не назовешь. Всю жизнь приспосабливаться, угодничать, подличать, прятать свои мысли, чувства, чтобы в один прекрасный день забыть, как выглядит твое подлинное лицо под вечной маской, – разве можно таким путем добиться «блаженства»? Счастье невозможно без внутренней свободы – чувства, незнакомого и опасного для молчалиных…

 

Тема поэта и поэзии в лирике а. С. Пушкина

 

План

I. Разнообразие трактовки темы поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.

II. Образ поэта и назначение поэзии.

1. Поэт и чернь («Поэт», «Поэту»).

2. Поэт – голос Бога («Пророк»).

3. Высокая миссия поэзии («Арион»).

4. «Бронзовая» слава поэта («Памятник»).

III. Живой голос поэта.

 

Тема поэта и поэзии занимает в творчестве А. С. Пушкина особое место. Она имеет и общественную направленность, и в то же время является глубоко личной.

Каким предстает поэт в лирике А. С Пушкина? Он – чуткое эхо, не получающее отклика на свой голос, и Арион, поющий отважным пловцам даже в бурю, даже после гибели судна. Он пророк, несущий людям Божье слово – и он же «сам свой высший суд». Он горд тем, что пробуждал в людях «чувства добрые» – и он же бежит, «дикий и суровый», от людей, «на берега пустынных волн». Каков же поэт, каково его истинное лицо и в чем предназначение?

Прежде всего, поэт, по мнению Пушкина, – человек, противопоставленный толпе, вознесенный над нею. Чернь не способна ни понять, ни оценить великое творение. Служить народу, добиваться его любви – дело суетное, недостойное великого дара, которым наделен поэт:

 

Поэт, не дорожи любовию народной…

…Ты царь. Живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум…

 

Свобода поэта – это прежде всего свобода мысли, творчества. Творца не в состоянии понять те, кого поэт именует чернью. И оценить великий труд поэта в состоянии лишь он сам:

 

…Ты сам свой высший суд,

Всех строже оценить сумеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит,

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

 

Кому же дороги песни поэта? Тем, кто сам стремится к свободе, кому она дорога больше жизни. Поэт не только певец красоты, он может и должен быть гражданином, воспевать высокие общественные идеалы. В стихотворении «Арион» Пушкин говорит о своей верности идеалам декабристов. Песнь свободы звучит даже тогда, когда не осталось уже в живых ни одного пловца:

 

Лишь я, таинственный певец,

На берег выброшен грозою,

Я гимны прежние пою…

 

В этом стихотворении песнь поэта – не знак избранности, возвышающий певца над бренным миром. Она нужна была, чтобы подбодрить пловцов во время их трудного пути, она нужна, чтобы не был забыт их подвиг, она нужна как знак верности погибшим друзьям. А значит, нет необходимости в чьей-либо оценке творения поэта: не для славы звучали эти песни.

Высокое служение требует мужества и несет на себе печать трагизма. Оно высоко, потому что бескорыстно и безнадежно.

Традиционно относят к теме поэта и поэзии и стихотворение «Пророк». Пророк – поэт – служитель Бога, носитель высшей правды. Он выполняет волю неба:

 

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

 

Миссия пророка высока, но понять слово Бога может лишь человек, равный пророку (поэту). Свобода и правда доступны только избранным. «Свободы сеятель пустынный», мечтавший взрастить «живительное семя» свободы, даром потерял «время, благие мысли и труды». Горько звучит голос поэта:

 

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

 

Чернь ждет от поэта практической пользы: «Ты можешь, ближнего любя, давать нам смелые уроки, а мы послушаем тебя». Но получает один ответ:

 

Подите прочь! Какое дело

Поэту мирному до вас!

 

И в этом ответе заключается не презрение к людям, а стремление уважать их, не опуститься до их уровня понимания жизни, а приблизить к себе хотя бы некоторых, кто способен понять высокие идеалы. Это и есть цель поэзии.

Поэт, вознесенный над толпой, обречен на непонимание. Пушкин как будто предвидит свою «бронзовую славу», предчувствует, что будет всеми признан, но не всеми понят. Да, его «назовут» все, даже «ныне дикой тунгус и друг степей калмык», но ценить его будут не за то, чем он в самом деле ценен. Будут любить за то, что он «чувства добрые… лирой пробуждал», забывая о том, что поэт служил прежде всего красоте и гармонии, и Пушкин только горестно вздыхает: «Не оспоривай глупца…»

Пушкина нельзя отождествлять с поэтом, чей образ изображен в его стихах, он своими произведениями будил «чувства добрые», прославлял свободу в «жестокий век» сеял семена добра и правды. Как настоящий поэт, он не мог быть равнодушным к бедам и нуждам мира. Стихи А. С. Пушкина о поэте и поэзии – не рифмованная декларация. Важно услышать в них живой голос поэта – ироничный, патетический, задумчивый, но главное, всегда предельно искренний…

 


Поделиться:



Популярное:

  1. V. Механизм, преобразующий крутящий момент, передающийся от двигателя через сцепление, по величине и направлению, позволяет отключать двигатель от ведущих мостов на длительное время.
  2. А. И. Черевко. Расчет и выбор судовых силовых трансформаторов для полупроводниковых преобразователей. Севмашвтуз, 2007.
  3. А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко Формирование перцептивных механизмов и предметных образов на основе внешних ориентировочно-исследовательских операций и действий субъекта
  4. А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  5. АДАПТАЦИИ К ПАРАЗИТИЧЕСКОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
  6. Аналого-цифровые преобразователи
  7. Аналого-цифровые преобразователи
  8. БИОГЕОГРАФИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
  9. Богатство и разнообразие речи
  10. Больной жалуется на диарею, схваткообразные боли по всему животу, чувство жара, гиперемию лица, приступы сердцебие-ния и удушья. О каком заболевании можно думать?
  11. Буквенные обозначения для построения преобразователей
  12. В Германии Х1Х в. развитие экономической мысли шло своим путем, что в немалой степени объясняется своеобразными условиями экономического и оциально-политического развития страны.


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1614; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь