Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема формирования материнства и адекватного материнского поведения в современных культурно-экономических условиях ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Д.В. Винникотт в своей работе под названием «Маленькие дети и их матери» сказал: «Я думаю, что ко времени появления ребенка на свет мать — если о ней достаточно заботится муж или государство, или и муж, и государство, — готова действовать, прекрасно зная нужды ребенка». В первом параграфе, выявляя классификацию изучения подходов к изучению материнства в контексте данного исследования, мы дифференцировали эту проблему в зависимости от принадлежности потребностей: существует демографическая потребность в материнстве государства, а также потребность в материнстве индивидуальная, присущая женщине. Требования к женщине, желающей стать матерью, и ее намерение соответствовать таковым рассмотрены в предыдущих параграфах. Необходимо сказать несколько слов о сложности реализации соответствия этим требованиям в контексте демографической потребности государства (и уровня приоритетности для него этой задачи). В наши дни вопрос материнства приобрел особую остроту: современная женщина обладает качественно иным уровнем жизненных притязаний, приоритетов, целей и, наконец, – возможностей. Далеко не в первую очередь она рассматривает себя как мать или будущая мать. Принятие и воплощение этой социальной роли смежно с реализацией многих очень сложных задач, которые она часто вынуждена ставить перед собой. Во-первых, социальный уровень семьи самой женщины: если он низкий, то женщина либо задается целью подняться на следующую ступень за счет какой-либо области, в которой она может быть социуму полезной, что позволит ей задуматься о содержании ребенка, либо, махнув на все рукой и уповая на «помощь ближнего», она родит ребенка, будучи не подготовленной к этому в финансовом плане. Таким образом, перед ней встанет выбор: потратить годы на создание соответствующих условий и родить ребенка в не очень благоприятном репродуктивном возрасте или не брать на себя ответственность за условия вообще, может быть, даже критикуя преувеличенную, на ее взгляд, необходимость создания условий. Во втором случае мать осознанно лишает ребенка (детей) тех социальных возможностей и потребностей, для реализации которых фактор социального уровня жизни является решающим – это, в первую очередь, образование и медицинские услуги. Конечно, обозначенная проблема испокон веку решалась не женщиной или, во всяком случае, не ею одной. Но на данный момент мужчина как семьянин и «участник» родительства уже не добытчик. В создании финансовых и жилищно-коммунальных условий он давно уже скорее «соучастник», поэтому выполнение этой функции женщина в какой-то мере – в большей или в меньшей – берет на себя. Во-вторых, к рождению ребенка женщина должна быть готова не только психологически, но и физически: состояние ее здоровья на момент беременности должно быть по крайней мере удовлетворительным, о чем она должна заранее позаботиться, иначе о какой готовности к материнству может идти речь? «Биение крохотного, как персиковая косточка, сердца-эхо твоего пульса. Твое дыхание дает ему кислород. В вас обоих течет общая кровь (…). Ломоть хлеба, который ты жуешь, -строительный материал ног, на которых он будет бегать, кожи, которая будет его покрывать, глаз, которыми он будет видеть, мозга, в котором родится мысль» - писал известный польский врач и педагог Януш Корчак. Женщины, обладающие критическими для течения беременности и родов хроническими заболеваниями (например, ВИЧ-инфекция, гепатит, панкреатит, ревматизм, пиелонефрит и др.) идут на осознанный риск для ребенка дабы удовлетворить свою потребность в продолжении рода. Они понимают, что являются недостаточно хорошим сосудом для создания новой жизни, что возможны серьезные последствия, и, тем не менее, идут на это. Если и не уходить в крайность, а рассматривать хотя бы уровень информационной подготовки женщины к беременности, родам и взращиванию ребенка, то оказывается, что каждая вторая мама плохо себе представляет, как устроен детский организм, что составляет принципы ухода за ним, какие существуют элементарные экстренные способы доврачебной помощи ребенку. Уровень базовой медицинской грамотности в этих вопросах крайне низкий. В третьих, отдельного внимания заслуживает психологическая готовность женщины к материнству. Она также определяется рядом различных факторов: семья родителей, состояние психического здоровья, представления и ожидания, связанные с будущим материнством, и многое другое. Женщины, не успевшие столкнуться с уходом за детьми до рождения собственного ребенка, оказываются не осведомлены о множестве трудностей материнства. Представляя себя матерьми, они не думают о том, что им, возможно, придется не высыпаться, что они будут уставать от звука детского крика, что ребенок может родиться больным или просто периодически болеть и требовать особого ухода. Упомянутый ранее Я. Корчак так сказал об этом: «Крик ребенка – неприятная неожиданность, с которой сталкивается молодая мать. Она знала, конечно, что дети плачут, но, думая о своем ребенке, не принимала это в расчет: ждала от него одних только очаровательных улыбок. Она будет прислушиваться к его желаниям, она будет воспитывать его разумно, современно, под руководством опытного врача. Ее ребенок не должен плакать». Государство, в свою очередь, пропагандирует многодетность или просто демонстрирует посредством СМИ, как прекрасны материнство, дети. Когда ожидания и последующая реальность не совпадут, женщина или разочаруется в себе, или найдет виноватых на стороне – например, будет говорить, что государство не подготовило ее к этой социальной роли. В четвертых, большой проблемой является и кризис семьи во всем мире. Количество неполных семей в РФ возросло до шести миллионов. [3] http: //www.rg.ru/2012/04/26/semiya-anons.html При этом социальный уровень жизни среднестатистической матери-одиночки в России по сравнению с ситуацией, например, в США, оставляет желать лучшего. В итоге неготовность к материнству и несостоятельность материнства определяется сразу несколькими неблагоприятными факторами: отсутствие супруга и как следствие -психологические проблемы, финансовые трудности, невозможность привить ребенку (детям) необходимые семейные ценности и установки.
Выводы по главе 1: Современное семейное воспитание и взаимодействие ребенка с матерью не создают необходимых предпосылок для готовности девочки к материнству: малодетность не дает опыт нянченья, поглощенность матери работой не всегда позволяет сформировать интерес к материнству на примере собственной семьи, ценностный разрыв поколений препятствует обретению образа матери, который бы позволил ориентироваться на него в собственной жизни; Готовность к материнству сегодня имеет тенденцию к расширению проблем и противоречий (проблемы социальной самореализации, повышение статуса материальной обеспеченности, рост генетических заболеваний и т.п.) и к динамике изменений представлений о готовности; Согласно психологическим исследованиям именно поведение матери и обстановки детства оказывают решающее влияние на отношение девушки к материнству.
Список использованной литературы: 1. Алифиренко О.В. Воспитание культуры отношения к материнству у студентов // Дис. канд. пед. наук. Москва, 2009.-212 с. 2. 2. Васягина Н.Н. Субъективное становление матери в современном социокультурном пространстве России: автореферат дис.... доктора психологических наук: 19.00.07. Екатеринбург, 2011. – 46 с. 3. Коняева H.A. Формирование материнского поведения в условиях социально-культурной деятельности // Дис. канд. пед. наук. Москва, 2005.-227 с. 4. 4. Рамих, В.А. Материнство как социокультурный феномен. дис.. д-ра филос. наук. Ростов-на-Дону, 1997. 5. Рудова Н.а воспитания ценностного отношения к материнству // Дис. Канд. Пед. Наук. СПб, 2009. – 216 с. 6. Тронина Л. Н. Этико-психологические проблемы современного материнства // дис. Канд. Филос. Наук. Тула, 2010. – 136с. 7. Чибисова М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины // Дис. канд. психол. наук.-М., 2003.-259 с. 8. Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. Под ред. В.Л.Иноземцева. М.: Логос, 2002.- 390 с. 9. Брутман А. Я, Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал. 2000. - №2. - с. 79 - 87. 10. Брутман, В.И., Варга, А.Я., Сидорова, В.Ю., Хамитова, И.Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения, //Семейная психология и семейная психотерапия, 1999. 11. Варга. А.Я. Структура и типы родительских отношений // Дисс..канд. психол. наук. М., 1986. - 206 с. 12. Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери / Пер. с англ. Н.М. Падалко. М.: Класс, 1998. - 120 с. 13. Зверева О.Л., Ганичева А.Н., Кротова Т.В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 256 с. 14. Исенина Е.И. О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери // Журнал практического психолога. 2003. - № 4-5. - с. 49-63. 15. Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России // Социс. - 2000. - №10. – С. 27 – 35. 16. Мухина B.C. Проблема материнства и ментальности женщин в местах лишения свободы // Развитие личности. - 2003. - №1. - с. 141-154. 17. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для вузов. М.: Академия, 2000. - 456 с. 18. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. -М.: Ин-т психотерапии, 2003. 315 с. Овчарова Р.В.Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 Спиваковская A.C. Популярная психология для родителей. СПб: Союз, 1997.-304 с 19. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. - М: Издательство Института Психотерапии, 2002. - 240 с. 20. Хямяляйнен Ю.И. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы. СПб., 2000. - 107 с. 21. Чодороу Н. Воспроизводство материнства: Психоанализ и социология гендера / Пер. с англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 496 с. 22. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с. 23. Щепанская Т.Б. Миф материнства и техники управления (женские символы и техники власти в русской этнической традиции) // Женщина в структурах власти архаических и традиционных обществ. - СПб., 1999. - С. 126 – 158.
ПИСЬМО АЛЛЫ КОНСТАНТИНОВНЫ: (6, 5 СТРАНИЦ) Вика!!!!!! I. 1. Исследование может быть историко-педагогическое, тогда в фокусе влияние изменяющихся условий. 2. Теоретическое: Развитие представлений о материнстве в междисциплинарном контексте: с позиций философии, культурологии, социологии, психологии, педагогики: различные направления, школы и подходы. 3. Диагностическое: в фокусе нахождение адекватного инструментария для выявления проблем материнства и их многофакторной обусловленности. 4. Экспериментально формирующее: экспериментальное нахождение ситуаций, позволяющих влиять на проблему. Мне кажется, что ты склонна к третьему варианту. II. В чем суть проблемы: - современное семейное воспитание и взаимодействие ребенка с матерью не создают необходимых предпосылок для готовности девочки к материнству: малодетность не дает опыт нянченья, поглощенность матери работой не всегда позволяет сформировать интерес к материнству на примере собственной семьи, ценностный разрыв поколений препятствует обретению образа матери, который бы позволил ориентироваться на него в собственной жизни; - готовность к материнству сегодня имеет тенденцию к расширению проблем и противоречий (проблемы социальной самореализации, повышение статуса материальной обеспеченности, рост генетических заболеваний и т.п.) и к динамике изменений представлений о готовности; - согласно психологическим исследованиям именно поведение матери и обстановки детства оказывают решающее влияние на отношение девушки к материнству. Вика!!! Готовность к материнству очень многофакторная проблема, а у нас курсовая. Посмотри в твоем опрос е- про что больше материала? Может это влияние на желание стать матерью или на отношение к деторождению образа собственной матери? Теперь про условия все, что ты написала, -верно. Но это не предмет твоего исследования, иначе бы оно было историко-педагогическое, а принцип анализа, сквозь призму условий. Что получается. Актуальность. Необходимость укрепления института семьи актуализирует вопросы воспитание готовности девушек к материнству. Известно, что решающим фактором формирования у девушек мотивации материнства является обстановка детства и пример собственной матери. Однако в современных условиях этот традиционный механизм не всегда действует успешно, вследствие разрушения института семьи в контексте выхода в пространство нового этапа цивилизационного развития. Несмотря на то, что вопросы психологии и педагогики семьи являются в центре научных исследований, выяснение характера влияния матери на отношение дочери к материнству в контексте современной социально психологической ситуации, остается в дальнейших исследованиях. Противоречие между социальной востребованности решения данных вопросов и их недостаточной научной освещенностью обуславливает проблему исследования, цель которого раскрыть влияние поведения матери как фактор формирования отношения к материнству у дочери. Объект исследования –формирование готовности к материнству. Предмет исследования –влияние поведения матери на формирования готовности девочки к материнству. Задачи: -раскрыть основные подходы, представленные в современной психолого-педагогической литературе к понятию «готовность к материнству»; -охарактеризовать основные проблемы процесса формирования готовности к материнству в современных условиях; -выявить содержательное наполнение феномена « материнское поведение» и охарактеризовать позитивное и негативное материнское поведение в свете становления готовности к материнству у девочек в родительской семье; -проследить в процессе диагностических ситуаций (бесед, наблюдений, опроса) изменения представлений о влиянии родительской семьи по мере взросления ребенка( сравнение молодых мам (дети груднички) и мам детей подросткового возраста); -разработать рекомендации для социальных педагогов по психологическому сопровождение молодых матерей. Гипотеза: материнское самоощущение и поведение испытывает влияние родительской семьи (поведения матери), которое меняется на протяжении взросления ребенка. -. Актуальность. Вика! К сожалению, по стандарту в курсовых актуальность составляет два абзаца. Социальная актуальность и научная актуальность. То, что ты написала верно и хорошо написано, можно оставить в тексте, но не во введении. У тебя видимо здесь должны быть две темы изложения: усложнение в современных условиях проблемы психологической и физиологической готовности молодой женщины к материнству, снижение????? фактора влияния матери и семейного воспитания на формирование готовности к материнству. проблемы формирования матерью готовности девочки к материнству обусловлена рядом факторов самого различного характера: социальный, культурный, биологический. Это позволяет нам говорить о материнстве как о биосоциокультурном феномене. [1] Это не актуальность В наши дни вопрос материнства приобрел особую остроту: современная женщина обладает качественно иным уровнем жизненных притязаний, приоритетов и целей. Далеко не в первую очередь она рассматривает себя как мать или будущая мать. Принятие и воплощение этой социальной роли смежно с реализацией многих очень сложных задач, которые она часто вынуждена ставить перед собой. Во-первых, социальный уровень семьи самой женщины (мезосистема [2]*): если он низкий, то женщина либо задается целью подняться на следующую ступень за счет какой-либо области, в которой она может быть социуму полезной, что позволит ей задуматься о содержании ребенка, либо, махнув на все рукой и уповая на «помощь ближнего», она родит ребенка, будучи не подготовленной к этому в финансовом плане. Таким образом, перед ней встанет выбор: потратить годы на создание соответствующих условий и родить ребенка в не очень благоприятном репродуктивном возрасте или не брать на себя ответственность за условия вообще, может быть, даже критикуя преувеличенную, на ее взгляд, необходимость создания условий. Во втором случае мать осознанно лишает ребенка (детей) тех социальных возможностей и потребностей, для реализации которых фактор социального уровня жизни является решающим – это, в первую очередь, образование и медицинские услуги. Конечно, обозначенная проблема испокон веку решалась не женщиной или, во всяком случае, не ею одной. Но на данный момент мужчина как семьянин и «участник» родительства уже не добытчик. В создании финансовых и жилищно-коммунальных условий он давно уже скорее «соучастник», поэтому выполнение этой функции женщина в какой-то мере – в большей или в меньшей – берет на себя. Во-вторых, к рождению ребенка женщина должна быть готова не только психологически, но и физически: состояние ее здоровья на момент беременности должно быть по крайней мере удовлетворительным, о чем она должна заранее позаботиться, иначе о какой готовности к материнству может идти речь? «Биение крохотного, как персиковая косточка, сердца-эхо твоего пульса. Твое дыхание дает ему кислород. В вас обоих течет общая кровь (…). Ломоть хлеба, который ты жуешь, -строительный материал ног, на которых он будет бегать, кожи, которая будет его покрывать, глаз, которыми он будет видеть, мозга, в котором родится мысль» - писал известный польский врач и педагог Януш Корчак. Женщины, обладающие критическими для течения беременности и родов хроническими заболеваниями (например, ВИЧ-инфекция, гепатит, панкреатит, ревматизм, пиелонефрит и др.) идут на осознанный риск для ребенка дабы удовлетворить свою потребность в продолжении рода. Они понимают, что являются недостаточно хорошим сосудом для создания новой жизни, что возможны серьезные последствия, и, тем не менее, идут на это. Если и не уходить в крайность, а рассматривать хотя бы уровень информационной подготовки женщины к беременности, родам и взращиванию ребенка, то оказывается, что каждая вторая мама плохо себе представляет, как устроен детский организм, что составляет принципы ухода за ним, какие существуют элементарные экстренные способы доврачебной помощи ребенку. Уровень базовой медицинской грамотности в этих вопросах крайне низкий. В третьих, отдельного внимания заслуживает психологическая готовность женщины к материнству. Она также определяется рядом различных факторов: семья родителей, состояние психического здоровья, представления и ожидания, связанные с будущим материнством, и многое другое. Женщины, не успевшие столкнуться с уходом за детьми до рождения собственного ребенка, оказываются не осведомлены о множестве трудностей материнства. Представляя себя матерьми, они не думают о том, что им, возможно, придется не высыпаться, что они будут уставать от звука детского крика, что ребенок может родиться больным или просто периодически болеть и требовать особого ухода. Упомянутый ранее Я. Корчак так сказал об этом: «Крик ребенка – неприятная неожиданность, с которой сталкивается молодая мать. Она знала, конечно, что дети плачут, но, думая о своем ребенке, не принимала это в расчет: ждала от него одних только очаровательных улыбок. Она будет прислушиваться к его желаниям, она будет воспитывать его разумно, современно, под руководством опытного врача. Ее ребенок не должен плакать». Государство, в свою очередь, пропагандирует многодетность или просто демонстрирует посредством СМИ, как прекрасны материнство, дети. Когда ожидания и последующая реальность не совпадут, женщина или разочаруется в себе, или найдет виноватых на стороне – например, будет говорить, что государство не подготовило ее к этой социальной роли. В четвертых, большой проблемой является и кризис семьи во всем мире. Количество неполных семей в РФ возросло до шести миллионов. [3] http: //www.rg.ru/2012/04/26/semiya-anons.html При этом социальный уровень жизни среднестатистической матери-одиночки в России по сравнению с ситуацией, например, в США, оставляет желать лучшего. В итоге неготовность к материнству и несостоятельность материнства определяется сразу несколькими неблагоприятными факторами: отсутствие супруга и как следствие -психологические проблемы, финансовые трудности, невозможность привить ребенку (детям) необходимые семейные ценности и установки. К слову о физической и психологической готовности к материнству, стоит привести высказывание … Эриха Фромма, взятое из его работы под названием «Искусство любить»: «Материнская любовь (…) это безусловный приоритет заботы о жизни ребенка и его потребностях. Однако к этому утверждению следует сделать одно важное добавление. Забота о жизни ребенка имеет два аспекта; один – это забота и ответственность, абсолютно необходимые для сохранения жизни и развития ребенка. Второй аспект не сводится только к сохранению и касается его развития. Это установка, прививающая ребенку жизнелюбие, дающая ему чувство, что жить хорошо, хорошо быть маленьким мальчиком или девочкой, хорошо быть на этой земле! » Многие ли матери своим существованием демонстрируют ребенку, что «хорошо быть на этой земле», если, формируя неполные семьи, рожая ребенка «для себя» (в качестве способа избегания одиночества) или формируя полные семьи с теми мужчинами, которые не подходят на роль отца и мужа, они создают атмосферу «недолюбви», несчастья, тоски, усталости, социальной или духовной бедности, зачастую бедности эмоциональной? Все эти вопросы обусловливают актуальность данной проблемы. Целью данной работы является изучение роли матери в формировании готовности девочки к материнству в различных исторических условиях, а также поиск адекватных способов ее решения на уровне психолого-педагогической помощи населению. Объект иследования: изучение роли матери в формировании готовности девочки к материнству в различных исторических условиях. (? ) (Не должно же звучать идентично с темой работы? ) Предмет исследования: Оценка психологической, физической и социальной готовности к материнству женщин репродуктивного возраста. (Обязательно ли оценивать в практической части исследования именно тех, кто стал матерьми? Ведь отдельную анкету можно создать для тех, кто собирается, и, может быть, сравнить с теми, другими? ) Задачи исследования: 1) Изучение и анализ данной темы (проблемы? ) с помощью различных информационных источников 2) Подбор информации (? Звучит криво) в качестве обоснования практической части исследования 3) Анкетирование и опрос женщин репродуктивного возраста с целью получения необходимых статистических данных 4) Анализ полученных данных и разработка адекватных решений проблемы формирования готовности к материнству Гипотеза Изучение материнства началось с обращения к нему как к образованию ранних личностных структур в психоанализе и других направлениях психологии личности (З. Фрейд, Э. Эриксон, К. Хорни). (Информация взята из библиотечного учебника нашего иститута Л.Б. Шнайдер – не знаю, является ли он программным и можно ли его использовать в списке литературы), а также в связи с практическими исследованиями нарушений психического развития детей (А. Фрейд, М. Маллер, М. Кляйн и другие). Отечественная психология в рамках последнего изучала вопросы материнского отношения, материнской (родительской) позиции и детского-родительского взаимодействия (А. Я. Варга, И. Ю. Ильина, А. С. Спиваковская и другие). Современная психология обращается к вопросам отношения женщины к роли матери, характеризующего стадию личностной и половой идентификации. Рассмотрение данной проблемы психологической наукой произошло сравнительно недавно (впрочем, как и формирование самой психологической науки). Однако в художественной литературе обращение к материнству возникло задолго до того. Л. Н. Толстой на примере литературного героя Алексея Вронского показал влияние матери (распутный и легкомысленный образ жизни он перенял от нее), а на примере Анны Карениной – противоречивые чувства женщины, любящей своего сына и желающей быть с любимым мужчиной (любовь к детям, если анализировать уход Анны из семьи и особенно – суицидальный исход, не была для нее приоритетом). А. Н. Толстой показал нам горе матери, потерявшей по неосторожности новорожденного малыша («Хождение по мукам», судьба Дарьи Булавиной). Аналогичное проявление материнского и супружеского инфантилизма мы наблюдаем в произведении Гюстава Флобера «Госпожа Бовари». Роль матери – одна из наиболее сложных социальных ролей женщины. Даже самой чуткой и ответственной, желающей стать безупречной родительницей женщине ошибок не избежать. Кроме того, так много факторов, которые нужно учесть, чтобы счесть себя «готовой» к материнству и совершить наконец этот шаг, что, имея хотя бы удовлетворительный уровень жизни и здоровья, стоит, может быть, начать «думать сердцем», поскольку сознательный анализ своего поведения на фоне трудностей, с которыми сталкивается каждая мать как мать и как женщина, не всегда лучший вывод. Эмоциональный голод негативнее сказывается на формировании готовности ребенка и, в частности, девочки в будущем самой стать родителем.
Обычная преданная мать:
К счастью, у женщин есть девять месяцев, чтобы постепенно переключиться с одной формы эгоизма на другую. Нечто похожее происходит и с отцами, а также с теми, кто решил стать приемными родителями. Они обдумывают саму возможность усыновления, добиваются ее осуществления, но момент «материализации» ребенка иногда сопровождается разочарованием: люди уже не уверены, что они его хотят.
...природа распорядилась так, что младенцы не выбирают себе матерей. Младенцы просто «являются» к ним, а матерям отпущено время, чтобы переориентироваться. У матери есть несколько месяцев, чтобы привыкнуть к тому, что теперь ее ориентиром будет не солнце на востоке, а нечто в самом центре ее существа (или этот центр несколько смещен? )
Я думаю, что ко времени появления ребенка на свет мать — если о ней достаточно заботится муж или государство, или и муж, и государство, — готова действовать, прекрасно зная нужды ребенка. Я говорю не о том, что она знает, голоден ребенок или нет, и другие простейшие вещи; я имею в виду те многочисленные тонкости
Через три или четыре месяца после рождения ребенок может быть способен продемонстрировать, что он знает, что это такое — быть матерью, то есть матерью в ее состоянии «преданности» («посвященности») чему-то, то есть когда она фактически не является самой собой. Следует помнить, что требуется длительное время, прежде чем способности, впервые возникающие в начале жизни, разовьются в более или менее отлаженный механизм психической деятельности ребенка. То, что имелось в некий момент, позже может быть утрачено
Приходит время, когда ребенку становится необходимо, чтобы мать потерпела «неудачу» в своих стараниях приспособиться к нему. Эта «неудача» — тоже постепенный процесс, о котором не узнать из книг.
!!! Наблюдая процесс развития ребенка во всей его сложности, мы должны быть способны сказать: в этом конкретном случае мать не сумела быть «обычной преданной матерью», причем сказать, никого в этом не обвиняя.
Но мы должны быть способны видеть этиологию и, если необходимо, констатировать, что некоторые неудачи процесса развития, с которыми мы встречаемся, проистекают из неудачи матери при попытке быть «обычной преданной матерью» (или, другими словами, из отсутствия «фактора обычной преданной матери») в определенный момент или на протяжении целой фазы развития. Это не имеет ничего общего с моральной ответственностью. Это совсем иная тема.
!!!!!! Легко говорить о более очевидных, хотя и менее простых потребностях подросшего ребенка или детей на той ступени развития, когда их отношения лишь с одной матерью сменяется отношениями в треугольнике. Легко заметить, что в этом случае ребенок нуждается в жесткой рамке — (сеттинге), чтобы проработать его конфликт любви и ненависти и две его основные тенденции: одну — базирующуюся на ориентации на родителя того же пола и другую — базирующуюся на ориентации на родителя противоположного пола. К этому можно относиться как к борьбе гетеро- и гомосексуальной направленностей в объектных отношениях.
С точки зрения ребенка, на свете нет ничего кроме него самого, и поэтому вначале мать — тоже часть ребенка. Иначе говоря, это то, что называют «первичной идентификацией». Это начало начал, отсюда получают смысл простые слова — такие, как «быть» (being).
Можно пользоваться «офранцуженным» словом — «существовать» (existing) — и говорить о существовании; в философии это называют экзистенциализмом, но я почему-то предпочитаю отталкиваться от слова «бытие» и утверждения «я есть».
Противоположностью интеграции является неудача интеграции, или дезинтеграция, расщепление цельности. Это непереносимо. Это одна из основных немыслимых форм тревоги, а предотвратить ее может обычная забота, которую почти все дети получают от взрослых. Укажу еще на один-два основных аспекта роста. Не следует считать, что психика ребенка обязательно успешно формируется вместе с сомой, то есть с телом и его функциями. Психосоматическое существование является достижением. И хотя такого рода единство базируется на врожденной тенденции роста, оно не реализуется без активного участия взрослого человека — того, кто нянчит ребенка (осуществляет холдинг) и заботится о нем. Провал в этой области имеет отношение к нарушению телесного здоровья, что фактически проистекает из нечеткости личностной структуры. Такая «поломка» на ранних этапах роста немедленно приводит нас к совокупности симптомов, характерных для пациентов психиатрических клиник, поэтому предупреждение заболеваний психики начинается с заботы о младенце — с того, что естественно получается у матери, желающей иметь ребенка и заботиться о нем. ((На основе: Если окружение достаточно благоприятное[6] — а вокруг должны быть люди, непосредственно заинтересованные в нем, — врожденная тенденция ребенка к росту реализуется, и он делает первые важные достижения. Какие? Назову. Для важнейшего из них есть определение «интеграция». Все элементы, частицы ощущений и действий, формирующие конкретного ребенка, постепенно соединяются, и наступает момент интеграции, когда младенец уже представляет собой целое, хотя, конечно же, в высшей степени зависимое целое. )) ПРОДОЛЖЕНИЕ №1 Д.В. Винникотт Маленькие дети и их матери
Обычная преданная мать:
Хотя мы говорим вроде бы о самом простом, речь идет о вещах жизненной важности, которые являются основой для психического здоровья. Разумеется, многое оформляется на более поздних ступенях развития, но только при условии удачного начала все, что происходит потом, даст положительный эффект. Иногда матерей будоражит мысль, что все, что они делают, имеет огромное значение, и в таком случае лучше не говорить им этого. Иначе они начинают обдумывать свои действия и хуже с ними справляются. Научиться материнству невозможно, и тревога не может служить заменой очень простой любви почти физического свойства. Тогда зачем трудиться и разбирать все эти вопросы? (...) Если мать — без особых усилий — способна быть матерью, мы никогда не должны вмешиваться. Она не сможет защитить себя, потому что просто не поймет, в чем ее обвиняют. А мы покалечим ее. Только это будет не перелом ноги, не кровоточащая рана на руке. Все это обернется изувеченной психикой ее ребенка. Как часто мать тратит долгие годы, пытаясь исцелить увечье, которое фактически нанесли мы, без надобности вмешавшись во что-то столь простое, что кажется неважным.
2. Знание и учение.
[как обращение к матерям] Мне кажется, для вас[7] важно четко понимать разницу между двумя типами знания. То, что вы делаете и знаете просто благодаря факту материнства, так же далеко отстоит от того, что вы узнаете в процессе обучения, как восточное побережье Англии от западного. Я не преувеличиваю. Профессору, знающему, какие витамины предупреждают рахит, есть чему научить вас, но и вам есть чему научить его — тому, чем вы наделены от природы. (...) Конечно, многое недоступно ее интуиции, а мать действительно хочет узнать о твердой пище, о всем разнообразии продуктов, которые способствовали бы росту и здоровью ребенка. Но следует подождать, пока она будет в состоянии усвоить эти сведения.
Фактически главная ценность интуитивного постижения кроется в его естественности, не искаженной обучением. При составлении серии бесед, при создании книг об уходе за ребенком всегда возникает определенная трудность — ведь необходимо найти способ преподнести полезные, добытые научной мыслью сведения, которые не повредили бы материнской интуиции.
Иногда девочка, сама еще ребенок, просит, чтобы ей дали подержать новорожденного братика или сестричку, и это важное событие. Мудрая мать, однако, не передаст полностью ответственность за ребенка малышке, а если и доверит младенца в неопытные руки, всегда будет рядом, чтобы взять его обратно. Мудрая мать не понадеется, что на руках у старшей сестренки младенец будет в безопасности. Это было бы полным непониманием смысла происходящего. Я знаю людей, которые на всю жизнь запомнили пугающее чувство собственной ненадежности, когда держали на руках маленького братика или сестричку, и кошмарные сновидения, в которых они роняли ребенка. Страх, оборачивающийся в кошмарном сне причинением вреда, в реальности, заставляет старшую сестру слишком сильно стискивать ребенка в руках.
Отсюда ясно: то, что делаете вы — естественно, потому что вы всецело преданы ребенку. Вы не испытываете тревоги, а значит, не вцепитесь в ребенка что есть сил. Вы не боитесь, что уроните его на пол. Вы чувствуете, насколько крепко надо держать ребенка.
Разумеется, есть разные матери, и некоторые не удовлетворены тем, как у них получается держать ребенка. Некоторые недоумевают: ребенок кажется счастливее в колыбели, чем у них на руках. Возможно, в этих матерях еще жив страх, испытанный в детстве, когда им, маленьким девочкам, их матери доверили подержать новорожденного ребенка. А возможно, матери этих матерей сами не очень хорошо справлялись с холдингом и, в частности, с таким делом, как держать ребенка на руках, и вот теперь их взрослые дочери боятся передать своему младенцу уходящую корнями в прошлое некую материнскую неуверенность. Тревожная мать старается, чтобы младенец оставался в колыбельке как можно больше, или доверяет его заботам тщательно подобранной няни, от природы наделенной умением обращаться с детьми. На свете столько разных матерей — одним лучше удается одно, другим — другое. Или уж мне сказать вам: одним не удается одно, другим — другое? Есть такие, которые держат детей и испытывают тревогу.
Но как же часто ребенку постарше необходимо пусть на несколько минут, а может быть, и на несколько часов вернуться назад — к тому, что является принадлежностью более ранних стадий. Предположим, с вашим ребенком произошло что-то неприятное и он в слезах бросается к вам. Пять—десять минут — и он снова побежит играть. Но эти пять—десять минут вы будете держать ребенка на руках, и все будет происходить в той же последовательности ПРОДОЛЖЕНИЕ №2 Винникотт Маленькие дети и их матери.
3.Кормление грудью я сожалею о каждом случае, когда мать не могла кормить ребенка грудью, просто потому, что считаю: мать или ребенок, или же и мать, и ребенок что-т Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы