Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЛЕКЦИЯ № 1. Предмет, задачи и методология социальной психологии



Мельникова Н.А.

Социальная психология

Конспект лекций

 

 

Издательство: Эксмо, 2008 г.; 160 стр.

 

 

Пособие в компактной форме излагает учебный материал по курсу «Социальная психология». Книга позволит в сравнительно короткие сроки ознакомиться с основными понятиями учебной дисциплины, предусмотренными государственным стандартом, а также эффективно подготовиться к экзамену. Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений.

 

 

Оглавление

 

ЛЕКЦИЯ № 1. Предмет, задачи и методология социальной психологии

ЛЕКЦИЯ № 2. Социально-психологическая характеристика личности

ЛЕКЦИЯ № 3. Понятие и стереотипы социального развития личности

ЛЕКЦИЯ № 4. Социальные взаимодействия и закономерности поведения личности в группе и обществе

ЛЕКЦИЯ № 5. Понятие социализации: этапы и механизмы ее воздействия на личность

ЛЕКЦИЯ № 6. Отклонения социального поведения

ЛЕКЦИЯ № 7. Понятие социальной роли и характеристика влияния ее на развитие личности

ЛЕКЦИЯ № 8. Общение как социально-психологическое явление

1. Понятие общения

2. Разновидности восприятия и взаимодействия объектов общения

ЛЕКЦИЯ № 9. Понятие социального конфликта и возможные пути его разрешения

ЛЕКЦИЯ № 10. Определение и характеристика социальных групп

ЛЕКЦИЯ № 11. Проблематика малой группы в социальной психологии

ЛЕКЦИЯ № 12. Лидерство – понятие и классификация

ЛЕКЦИЯ № 13. Теория и функции референтной группы

ЛЕКЦИЯ № 14. Динамические процессы, протекающие в группе

ЛЕКЦИЯ № 15. Социально-психологическая сущность и содержание явлений в группах

ЛЕКЦИЯ № 16. Социальная установка. Определение и классификация

1. Исследования понятия и динамики социальных установок

2. Разновидности существующих в обществе социальных установок

ЛЕКЦИЯ № 17. Исследования закономерностей межгруппового взаимодействия

ЛЕКЦИЯ № 18. Большие социальные группы

1. Психология нации

2. Психология класса

3. Толпа как стихийно организованная группа

ЛЕКЦИЯ № 19. Медицинская психология. Способы диагностики и лечения в психологии

ЛЕКЦИЯ № 20. Психологические проблемы личности в профессиональной деятельности

ЛЕКЦИЯ № 21. Взаимодействие психологии с другими социальными науками

1. Социальная психология в правосудии

2. Экономическая психология

3. Особенности социальной психологии политики

ЛЕКЦИЯ № 22. Психология религии. Особенности религиозного сознания

ЛЕКЦИЯ № 23. Методы и средства исследований в социальной психологии

 

Шаг 1. Наблюдатель должен осознать чрезвычайность ситуации.

Чтобы сделать первый шаг к оказанию помощи, мы должны перевести свое внимание с собственных дел на происшествие.

Шаг 2. Правильная интерпретация ситуации как чрезвычайного происшествия.

Шаг 3. Ответственность за действия. Наблюдатель может взять или не взять на себя ответственность за предполагаемые действия.

Никто, кроме него, не может взять на себя ответственность. Распределение (диффузия) ответственности является одним из объяснений того, почему сторонние наблюдатели иногда никак не реагируют.

Шаг 4. Знать, что делать. Наблюдатель должен понять, знает ли он, как оказать помощь.

ЛЕКЦИЯ № 8. Общение как социально-психологическое явление

Понятие общения

При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности.

Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной структуры.

Существует согласие относительно вклада, который должен внести каждый исполнитель роли.

Поведение каждого участника ограничено экспектациями, обусловленными культурными нормами.

Включаясь в такие предприятия, люди остаются уникальными живыми существами.

Реакции каждого из них оказываются зависимыми от определенных качеств тех, с кем они вступают в контакт.

Характер взаимного притяжения или отталкивания в каждом случае различен.

Шаблон межличностных отношений, развивающихся между людьми, включенными в совместное действие, создает еще одну матрицу, которая накладывает дальнейшие ограничения на то, что каждый человек может или не может делать.

Даже в самых мимолетных взаимодействиях имеют место межличностные реакции.

В большинстве происходящих контактов такие реакции не имеют большого значения и скоро забываются.

Когда люди продолжают общаться друг с другом, возникают более устойчивые ориентации.

Характер этих взаимоотношений в каждом случае будет зависеть от личностных черт, включенных во взаимодействие индивидов.

Поскольку человек ожидает особого внимания от своих ближайших друзей и не склонен ждать хорошего отношения от тех, кого он не любит, каждая сторона в системе межличностных отношений связана рядом особых прав и обязанностей.

Конвенциальные роли стандартизованы и безличны.

Но права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, целиком зависят от индивидуальных особенностей участников, их предпочтений.

В отличие от конвенциальных ролей, большинству межличностных ролей не обучаются специально.

Каждый развивает свой собственный тип обращения.

Хотя нет совершенно одинаковых систем межличностных отношений, бывают повторяющиеся ситуации, и сходные личности реагируют одинаково на один и тот же вид обращения.

Наблюдаются типичные шаблоны межличностных взаимоотношений и могут быть названы типичные межличностные роли.

Среди межличностных ролей, возникающих, когда люди конкурируют из-за сходных интересов, могут быть соперник, враг, заговорщик и союзник.

В каждой организованной группе существует общее понимание того, какие чувства участникам полагается испытывать друг к другу.

В семье, например, конвенциально определены отношения между матерью и сыновьями.

Участвующие в согласованном действии люди одновременно взаимодействуют на языке двух систем жестов.

Как исполнители конвенциальных ролей, они пользуются конвенциальными символами, являющимися объектом социального контроля.

В то же время особая личностная ориентация каждого действующего лица проявляется в стиле его исполнения, в том, что он делает, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора.

Проявление личностных черт в свою очередь вызывает ответные реакции, часто бессознательные.

Эти две формы взаимодействия незаметно переходят одна в другую.

Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения к другому.

В психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем.

Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации ( коммуникативный аспект общения ); взаимодействие ( интерактивный аспект общения ); понимание и познание людьми друг друга ( перцептивный аспект общения ).

Ключевыми словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения.

Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются спецификой обратной связи.

Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.

Непосредственное общение – это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств.

Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию.

Непосредственное общение может быть формальным и межличностным.

Оно может также осуществляться между субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе.

Однако непосредственное общение реально только для малой группы, т. е. такой, в которой все субъекты взаимодействия лично знают друг друга.

Прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью.

Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.

К особому виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы.

Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации.

Массовое общение может быть прямым и опосредованным.

Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.

Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей одновременно, обратная связь весьма затруднена, но все же существует.

У людей под влиянием содержания информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы, установки, которые в дальнейшем определяют их социальные поступки.

Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами.

Доминирующими оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу.

Самый примитивный уровень общения – фатический (от лат. fatuus – «глупый»), предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться.

Его примитивность заключается не в том, что реплики просты, а в том, что за ними нет глубокого смысла, содержания.

Иногда это уровень обозначают как конвенциональный (конвенция – «соглашение»).

Следующий уровень общения – информационный.

Происходит обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой).

Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей.

Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека.

Личностный, или духовный, уровень характеризует только такое общение, которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом.

Функций общения определяются по различным критериям: эмоциональному, информационному, социализирующему, связующему, самопознания ( А. В. Мудрик ); установления общности, инструментальному, осознания, самоопределения ( А. Б. Добрович ); сплочения, инструментальному, трансляционному, самовыражения ( А. А. Брудный ); контактному, информационному, побудительному, координационному, понимания, эмотивному, установления отношений, оказания влияния ( Л. А. Карпенко ) и др.

Если рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность групп функций.

1. Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности.

В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности.

Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (эффективность).

2. Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы.

Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.

3. Инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами.

Концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек – деятельность – общество.

Психология нации

Большие социальные группы – общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные не меньше и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь.

Одна из классификаций людей в истории развития мировой цивилизации делит людей на расы.

По другой люди делятся по принадлежности к различным этносам.

Этнос – социальная общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осознающая свое этническое единство и обладающая относительно стабильными особенностями культуры, в том числе общим языком.

В основе существования этносов – осознание ими своей целостности.

Две исторические формы этнической общности людей – племя и нация.

В основе племенного разобщения людей по территории расселения, культуре и языку лежат родовые отношения.

С переходом от первобытной формации к экономической, основанной на товарно-денежных отношениях, этнос в виде племени превращается в этнос в виде нации.

Отличие нации от племени: объединяет людей, характеризуется социальным неравенством; возникновением государства, четких границ расселения, наличием публичной власти и других атрибутов государства, распространением культуры, традиций и обычаев, внедрением государственного языка; формированием и развитием национальной гордости, проявлением национализма и шовинизма.

Нация – высший этап развития этнической общности, который соответствует определенной экономической формации.

Психология этнической общности (нации) – национальная психология – имеет свою материальную базу, носителей и отражает общее, что есть у представителей целой нации в мировосприятии, устойчивых формах подведения, чертах психологического облика, в реакциях, речи и языке, отношениях к другим людям.

Национальная психика – составная часть общественного сознания, его важнейшего компонента – общественной психологии.

Национальная психология – результат длительного и специфического развития, в котором задействованы факторы:

Социально-политическое и экономическое развитие. Национальная психика зависит от производственных и общественных отношений.

Историческое развитие этнической общности – жесткие рамки многочисленных, но закономерных, временных, но качественных трансформаций жизни и особенностей психики ее представителей, внешние и внутренние атрибуты которых предопределяют своеобразие зарождения, функционирования и проявления национальной психики.

Возраст этнической общности свидетельствует о длительности формирования национальной психики людей, возможностях ее перспективного развития или деградации.

Межнациональные отношения, их характер и исторические традиции влияют на характер формирования и проявления национального сознания и самосознания ее представителей, на специфику и динамику проявления чувств по отношению к другим нациям.

Культурное развитие этнической общности оказывает влияние на основные качественные характеристики национальной психики людей.

Язык и письменность определяют своеобразие мышления ее представителей, отражают разнообразие их мировоззрения, взглядов на особенности своей жизни и деятельности.

Структура национальной психологии – совокупность национально-психологических явлений, составляющих ее содержание, включающая системообразующие и динамические компоненты.

К системообразующим относят национальное самосознание, национальный характер, национальные интересы, ориентации, национальные чувства и настроения, традиции и привычки.

Национальное самосознание – осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и ее положения в системе общественных отношений.

Национальный характер – исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической общности, определяющих типичный образ действий.

Национальное сознание этнических общностей – сложная совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, религиозных и других взглядов и убеждений, характеризующих уровень духовного развития нации.

Национальные интересы и ориентации – общественно-психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности.

Национальные чувства и настроения – эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям.

Национальные традиции и привычки – сложившиеся на основе опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни правила и нормы поведения, соблюдение которых стало общественной потребностью.

Динамические компоненты психологии нации позволяют осмыслить и наиболее точно выявить специфику проявления и функционирования национально-психологических феноменов.

Структура динамических компонентов: мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования психики представителей конкретных этнических общностей.

Мотивационно-фоновые национально-психологические особенности характеризуют побудительные силы деятельности представителей той или иной этнической общности, показывают своеобразие их мотивов и целей; интеллектуально-познавательные – определяют своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики.

Эмоционально-волевые национально-психологические особенности обусловливают функционирование у представителей этнической общности четко выраженных своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит их деятельность.

Коммуникативно-поведенческие – определяют информационное и межличностное взаимодействие и взаимоотношения представителей конкретных народов.

Свойства национально-психологических особенностей:

1) способность детерминировать на уровне личности или группы характер функционирования всех других психологических явлений, придавая им особую направленность;

2) невозможность приведения их своеобразия к какому-то общему знаменателю;

3) еще большее по сравнению с другими психологическими явлениями консервативность и устойчивость;

4) их многообразие.

Психология класса

Классы в социальной психологии – большие организованные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства (закрепляемому в праве собственности), по их роли в общественной организации труда и по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Существование классов связано с исторически определенными способами производства.

Классовые различия в обществе возникают на основе общественного разделения труда и появления частной собственности на средства производства.

Психология социального класса – форма духовного освоения классом условий его бытия, включающая в себя сознание класса, потребности и интересы класса, его взгляды, убеждения, чувства, настроения, традиции и некоторые другие элементы.

В качестве детерминантов психологии социального класса выступают социально-экономическое положение класса, его место в общественной системе, отношение к средствам производства, историческая роль, уровень развития, социально-экономические отношения данной формации.

Основу образования психологии социального класса составляют условия его жизни, характер общественно-практической деятельности, отношения с другими классами и межклассовыми группами, социальный опыт, образ жизни и другие субъективные и объективные характеристики жизнедеятельности его представителей.

На характер классовой психологии оказывают влияние историческая ситуация, соотношение классовых сил в обществе, социальная база, на основе которой пополняется данный класс, психология других классов.

Психология класса формируется под воздействием его идеологии и испытывает влияние идеологии других социальных классов и межклассовых групп, прежде всего господствующих.

В классовом обществе общественное сознание существует и функционирует в форме сознания классов.

Сознание класса – продукт длительного социально-исторического развития, в основе которого лежит динамика потребностей людей, принадлежащих к данному классу, и возможностей их осуществления, а также связанных с этим представлений и практических социальных действий людей.

Различающиеся условия существования разных социальных классов порождают различные потребности, интересы и мотивы деятельности людей.

В своей совокупности они складываются в специфические психологические особенности, общие для большинства представителей класса.

Осознаваемые элементы классовой психологии, трансформируясь определенным образом, составляют содержание сознания класса.

Развитие сознания класса включает три уровня:

1) типологический, при котором представители класса идентифицируют себя и друг друга по внешним признакам;

2) идентификационный, когда появляется групповое самосознание на уровне первичной общности;

3) уровень солидарности, при котором возникает осознание единства интересов и ценностей большой общности и своей принадлежности к ней.

Психология социального класса выступает как выражение психологической общности его интересов, взглядов, представлений, чувств.

В представлении о границах и структуре социальных классов, во-первых, всегда констатируется наличие рабочего класса (пролетариата), включающего наемных индустриальных и сельскохозяйственных рабочих, а также низших и средних служащих (торговых и конторских работников).

Во-вторых, отмечается существование класса буржуазии, в который входят крупные и средние собственники средств производства, в том числе и крупные фермеры, а также высший слой менеджеров.

В-третьих, выделяют средние социальные слои, включающие в себя мелкую буржуазию в промышленности и сельском хозяйстве и мелких собственников предприятий торговли и сферы обслуживания.

Многочисленную социальную общность во многих странах мира составляют представители маргинальных слоев.

Многие исследователи ведущим классообразующим признаком считают уровень дохода. Наиболее распространенная в США модель:

1) высший высший класс, который составляют очень богатые и знатные люди, представители влиятельных и богатых династий, обладающих весьма значительными ресурсами власти, богатства и престижа в масштабах государства;

2) низший высший класс, включающий банкиров, видных политиков, владельцев крупных фирм, которые достигли высших статусов в ходе конкурентной борьбы или благодаря различным личным качествам;

3) высший средний класс, включающий в себя преуспевающих бизнесменов, наемных управляющих фирмами, крупных юристов, врачей, выдающихся спортсменов, научную элиту;

4) низший средний класс, который составляют наемные работники – инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, руководители подразделений на предприятиях, высококвалифицированные рабочие и т. д.;

5) высший низший класс, состоящий из наемных рабочих, которые создают прибавочную стоимость в данном обществе;

6) низший низший класс составляют нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие и другие представители маргинальных групп населения.

У данной модели общества много критиков, считающих, что уровень дохода нельзя читать главным критерием классовой принадлежности.

Классы являются не только экономическими, но и социально-психологическими образованиями.

Сообразно условиям жизни людей того или иного класса у них вырабатывается более или менее определенное классовое сознание, формируются соответствующие черты классовой психологии.

Психология класса выступает как форма духовного освоения классом условий его бытия и представляет собой совокупность психологических черт, процессов и состояний.

Психология одного класса отличается от психологии другого по тому, какие из общественно психологических явлений в ней доминируют и каково их содержание в данный исторический момент.

В классовой психологии находят свое отражение и национально-психологические особенности людей.

Социальные условия жизни класса не создают всей совокупности психических черт индивида, но они подавляют одни черты, стимулируют развитие других и тем самым формируют типичные для данного класса черты личности.

Поэтому в общности психологических черт, типичных для представителей данного класса, и выражается реальность классовой психологии.

Психология класса включает в себя его потребности, интересы, ценностные ориентации, ролевые представления, нормы поведения, традиции и другие социально-психологические явления.

На каждом этапе экономического, социального и культурного развития общества классовое положение обусловливает объем и состав доступных им материальных и духовных благ, основное содержание их деятельности, их реальные возможности обладать теми или иными вещами.

Содержание потребностей зависит от того, что имеет человек, представитель класса и чего ему недостает.

Специфика его деятельности развивает в нем одни потребности и подавляет другие.

Интересы класса обусловлены положением класса в системе производственных отношений данного общества.

Они могут различаться по степени зрелости, которая зависит от уровня развития объективных потребностей класса.

Существуют и другие факторы, например субъективные, которые могут влиять на них (например, степень зрелости других классов).

Классовые интересы нельзя сводить только к экономическим, она затрагивает всю совокупность институтов, норм и ценностей, действующих в данном обществе.

Особо остро столкновение интересов различных классов проявляется в политической сфере, поскольку политические интересы – обобщенное выражение всех прочих интересов, в том числе и экономических.

Субъективная сторона интереса в том, что он представляет собой продукт деятельности психики и поэтому испытывает на себе влияние других элементов общественной психологии, в частности ценностей, норм поведения и др.

В основе формирования и развития ценностей класса лежат его потребности, определяющие базовую значимость всей их системы – характер собственности на средства производства.

Ценности объективно определяются экономическими условиями деятельности класса.

Наряду с материальными ценностями выступают и феномены общественного сознания, выражающие эти интересы в идеальной форме, – духовные ценности.

Важное место в содержании классовой психологии занимают нормы поведения, функционирующие в виде определенных требований, предписаний и ожиданий соответствующего поведения. Класс или межклассовая группа с помощью норм, выработанных ими, регулируют, контролируют и оценивают поведение своих представителей.

Нормы поведения вырабатываются с учетом систем общественных отношений, интересов классов и представлений его о должном, допустимом, одобряемом, приемлемом или о нежелательном, неприемлемом.

По мнению ряда исследователей, классовая психология включает «психический склад» – некоторый психический облик социального класса, проявляющийся в социальном характере, традициях, нравах, привычках и т. д.

Они играют роль важных регуляторов поведения членов класса или межклассовой группы, а потому имеют большое значение в понимании особенностей классовой психологии.

Все составляющие классовой психологии находятся между собой в отношениях тесной взаимосвязи и взаимовлияния.

Изучение ее должно осуществляться с учетом этих взаимосвязей и взаимовлияний, что позволит глубже понять и объяснить ее своеобразие.

Экономическая психология

Политическая экономия изучает производственные отношения в тесной связи с производительными силами, причем отношения эти рассматриваются как независимые от воли и желания человека.

Значит, вопросы о том, как эти отношения представлены в психологии людей, оказывает ли психология человека какое-либо влияние на экономические отношения, политическую экономию, мало интересуют.

Что касается психологической науки, то отношения людей всегда находились в центре внимания последней, но рассматриваются они обычно вне экономического контекста.

Естественное и тесное взаимодействие экономики и психологии привело к появлению нового направления в современной науке – экономической психологии.

Экономика и психология имеют общее поле для исследовательского поиска – поведение индивидов и социальных групп.

На побуждения, решения и поступки экономических субъектов воздействуют эмоции.

Задача экономической психологии состоит в применении психологического метода к оценке экономической реальности и разработке моделей или систем психологического воздействия на экономический мир.

Экономическая психология, «родителями» которой являются экономика (теоретическая и прикладная) и психология, включает следующие взаимосвязанные аспекты изучения:

1) побуждения, или мотивы деятельности, экономического человека;

2) экономическое сознание личности, формирующееся на основе жизненных переживаний, накопленного опыта, преодоления трудностей;

3) бессознательное начало в психике индивида и масс (иллюзии, ажиотаж, страхи и психозы), возникающее из закрепившихся в памяти событий, взаимосвязей, эмоций;

4) экономическое поведение, активные волевые действия, целенаправленно изменяющие окружающую среду.

Экономическая психология раскрывает процесс познания экономической реальности, состоящий из восприятия, представления и мышления, предлагает соответствующие методики действий.

Экономическая психология имеет много общего с медициной.

Медико-биологические исследования и открытия создают эффективные средства борьбы с болезнями, являются руководством для медицинской практики.

Накопление знаний в области экономической психологии позволяет преодолевать трудности общения, решать задачи повышения жизненного уровня, занятости, трудовой дисциплины, совершенствовать экономическую политику.

Экономическая психология превращается в интенсивно развивающееся поисковое направление.

Она применяется как в фундаментальных теоретических исследованиях, например в развитии концепции маржинализма, так и в изучении сфер менеджмента и маркетинга.

Предметом внимания стали и специальные области макроэкономики.

Новое научное направление позволяет найти объяснения фактам и побуждениям, которых не могут постичь экономика и психология, взятые в отдельности, например неприятию со стороны населения тех или иных, казалось бы, благоприятных политических решений.

Своеобразие религии.

Выделяют ряд психологических показателей, помогающих понять, что такое религия.

Во-первых, религия – это специфическая форма общественного сознания (общественной жизни) людей, имеющая свои собственные особенности и вызывающая своеобразные состояния психики верующих.

Во-вторых, религия предполагает наличие особых групп – групп верующих и конфессиональной (групповой) исключительности.

В-третьих, религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные.

В-четвертых, религия подразумевает определенную совокупность верований, выраженных в религиозных канонах.

В-пятых, религия предполагает особую совокупность определенных культовых действий и ритуалов.

Классификация религий. Основные подходы к классификации религий многообразны.

Существуют нормативные, географические, этнографические, философские, морфологические, лингвистические и другие принципы их классификации.

Для психологии важно классифицировать религии по двум основаниям – по направленности и по географическому признаку, позволяющим четко обозначить и их специфику, и видимое невооруженным глазом их одинаковое происхождение, сходство. Обычно различаются:

1) религии авраамического монотеизма (веры в единого бога), вырастающие из древнего иудаизма и включающие в себя иудаизм, христианство и ислам;

2) религии индийского происхождения, представленные индуизмом, южным буддизмом (тхеравада), джайнизмом и сикхизмом;

3) дальневосточные религии – конфуцианство, даосизм, синтоизм, северный буддизм (махаяна).

Этот перечень дополняют этнические религии, принадлежащие к разнообразным культурам малых обществ, которые иногда рассматриваются как первобытные, – это религии аборигенов Африки, Полинезии, Австралии, североамериканских индейцев.

Другие древнейшие религии уже утратили существование: это религии вавилонян, древних греков и римлян, индейцев майя, ацтеков и т. д.

Религиозное сознание – иллюзорное отражение действительности.

Для него характерно осмысление не реальной действительности, а вымышленной.

Религиозное сознание как индивида, так и группы не может существовать вне определенных мифов, образов и идей, которые усваиваются людьми в процессе их социализации.

Религиозное сознание отличают высокая чувственная наглядность, создание воображением различных религиозных образов, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, наличие религиозной веры, символичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики и других специальных знаков.

Специфику содержанию религиозного сознания придает единство двух его сторон – содержательной и функциональной.

Содержательная сторона религиозного сознания формирует конкретные ценности и потребности верующих, их взгляды на окружающий мир и потустороннюю реальность, способствуя целенаправленному внедрению в их психику определенных идей, образов, представлений, чувств и настроений.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Предмет и задачи дидактики
  2. II. Предполагаемые союзники и их задачи
  3. III. Целевые установки, задачи и направления обеспечения транспортной безопасности
  4. Адаптивные процессы и адаптационные технологии в социальной работе.
  5. Актуальные проблемы отечественной специальной психологии.
  6. Алгоритм решения транспортной задачи
  7. Анализ подходов и методов решения задачи
  8. Анализ современного состояния АПК в России: задачи и экономическая стратегия развития
  9. БИЛЕТ 1. Цели, задачи и основные принципы православной педагогики. Сотериологический характер педагогических воззрений Святых Отцов Церкви
  10. БИЛЕТ 9. Вопрос 2. Психолого-педагогические задачи процесса духовно-нравственного становления личности на этапе вхождения в мир (наследство, зачатие, внутриутробное развитие, роды, новорожденность).
  11. Бихевиоризм в истории психологии.
  12. Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.107 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь