Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Историзм, сюжеты,
значение произведения для русской культуры.
«Война и мир» — роман-эпопея Льва Николаевича Толстого, описывающий русское общество в эпоху войн против Наполеона в 1805—1812 годах. В исследовании, посвященном " Войне и миру", к этим соображениям важно присоединить еще замечания о существенном различии между критериями историчности в историческом романе, с одной стороны, и эпопее - с другой. Исторический роман - жанр позитивный, отличающийся определенностью в изображении эпохи. Классический образец жанра - романа, там, где автор ставит своей задачей с наибольшей яркостью раскрыть своеобразие данной эпохи, отличающее ее от предшествующего и в особенности от последующего. Несомненно, одно, что яркость колорита была всегда главной задачей исторического романиста. Это объяснялось тем, что исторический роман возникал всегда как попытка художественной реконструкции определенного момента прошлого. Эпопея же, подобно исторической песне, возникала как отклик на текущие события, на недавнее прошлое. В эпопее важно не то, что отличает прошлое от настоящего, а то, что роднит прошлое с настоящим. Поэтому эпопея как отстоявшийся литературный жанр ориентирована не на истерический колорит эпохи, не на своеобразие прошлого, отличающее его от последующих эпох, а на общее, коренное, исконное, равно присущее и прошлому и настоящему. Это, разумеется, не значит, что эпопея лишена историзма; это значит, что основной смысл эпопеи - раскрыть в исторически конкретном непреходящее, показать то, что присуще народной жизни на большом отрезке времени, - ее коренные внутренние начала, отражающиеся и в народных судьбах, и в исторических положениях, и в характерах; показать то, что вырастает из этих начал с внутренней необходимостью, объединить на одном полотне прошлое с настоящим. Эпопея - жанр обобщающий, в котором общенациональное господствует над историческим. Таким образом, в использовании Толстым исторических первоисточников мы обнаруживаем не механическое сочетание достоверных фактов с вымыслом, а глубокое единство строгого знания и творческого начала. Не отступая от внутренней правды в вымысле, Толстой никогда не ограничивался простой пересадкой исторического факта в ткань романа. Факты и документы подвергались строжайшему отбору по признаку их исторической верности и потенциальной художественной силы. Контекст давал им образное звучание, которое усиливалось скрытой или явной интерпретацией. Психологическая разработка фактов служила главным методом художественного освоения материала, но наряду с этим и сюжетно-фабульное развитие скупых данных источника оказывалось средством образного раскрытия их смысла. Вымысел не примыкал к факту, а вырастал из него, становясь его художественным, многоплановым видением. Живое воплощение факта вело к его драматической разработке - высшей форме образного раскрытия явлений. Великая эпопея Толстого - не только художественное произведение, но необыкновенный синтез искусства и знания, в котором историческая достоверность достигла наивысшей степени, доступной художнику. …(Действия: приехавшие гости ищут выгоду для себя в полезных знакомствах, выделяются два персонажа которые противопоставлены высшему обществу(Андрей Болконский и Пьер Безухов), большинство разговоров на этом балу посвящено политике и грядущей войне с Наполеоном, несмотря на это, большинство диалогов гостями ведётся на французском, знакомство Наташи и Андрея, ранение Андрея на войне, ранение Николая Ростова, приезд Пьера Безухова…) II Том. Второй том можно поистине назвать единственным „мирным“ во всем романе. Он отображает жизнь героев между 1806 и 1812 годами. Большая часть его посвящена личным отношениям героев, теме любви и поиска смысла жизни. Основные события 2 тома: Возвращение с войны Николая Ростова, отношение к нему домашних, дружба с Долоховым, проигрыш в карты. Охота старого князя Ростова, Николая, Пети, Наташи. III Том. В связи с планом нового замужества Элен Безухова переходит в католичество. В обществе нескольких солдат Пьер возвращается в Можайск. После ночлега едет в Москву. В приемной Растопчина адъютант рассказывает о деле Ключарева и Верещагина. Растопчин предлагает Пьеру прекратить связь с масонами и поскорее оставить Москву. Пьер уезжает из дома. Ростовы собираются покинуть Москву. Наташа сначала с энтузиазмом упаковывает ковры, посуду и другие ценности, готовя их к эвакуации. Но потом она же заставляет слуг снять с подвод часть домашнего скарба семьи, чтобы освободить место для раненых русских солдат, которых не на чем вывезти из побежденного города. Наполеон ожидает депутацию из Москвы. Император отдает приказ вступать в город, который уже пуст. IV Том. Основные события: Н. Ростов и княжна Марья. Безухов в плену. Каратаев. Смерть князя Андрея. Тарутинское сражение. Наполеон в Москве. Бегство французов. Отряды Денисова и Долохова. Смерть Пети Ростова. Речь Кутузова под Красным. Березинская переправа. Безухов в Москве. Значение. Роман Толстого был воспринят как шедевр мировой литературы. Г.Флобер высказал свое восхищение в одном из писем к Тургеневу (январь 1880 г.): «Это перворазрядная вещь! Какой художник и какой психолог! Два первых тома изумительны… Мне случалось вскрикивать от восторга во время чтения… Да, это сильно, очень сильно! » Позднее Д.Голсуорси назвал «Войну и мир» «лучшим романом, какой когда-либо был написан». Эти суждения выдающихся европейских писателей общеизвестны; они много раз цитировались в статьях и книгах о Толстом. В последнее время впервые опубликованы многие новые материалы, свидетельствующие о всемирном признании великой эпопеи Толстого. Они собраны в 75-м томе «Литературного наследства» (вышел в 1965 г.). Р. Роллан писал, например, о том, как еще совсем молодым человеком, студентом, он читал роман Толстого: это «произведение, как жизнь, не имеет ни начала, ни конца. Оно — сама жизнь в ее вечном движении». Художники реалисты 20 века особенно высоко оценили правду военных описаний. Э. Хемингуэй признавал, что он учился у Толстого писать о войне «как можно правдивее, честнее, объективнее и скромнее». «Я не знаю никого, кто писал бы о войне лучше Толстого», — утверждал он в книге «Люди на войне». Высокий нравственный пафос «Войны и мира» волнует писателей 20 века, свидетелей новых опустошительных войн, в гораздо большей степени, чем современников Толстого. Немецкий писатель Леонард Франк в книге «Человек добр» назвал создателя «Войны и мира» величайшим борцом за те условия человеческого существования, при которых человек действительно может быть добр. В романе Толстого он увидел страстное участие к страданиям, которые война принесла всем людям и, прежде всего, русским людям. По книге Толстого весь мир учился и учится Россия. В 1887 году американец Джон Форест писал Толстому: «Ваши персонажи для меня — живые, настоящие люди, такие же, как и Вы сами, и составляют столь же неотъемлемую часть русской жизни. Приехав теперь в Россию, я стал бы разыскивать Наташу, Соню, Анну, Пьера и Левина с большей уверенностью, что встречусь с ними, чем с русским царем. И если бы мне сказали, что они умерли, я очень огорчился бы и сказал: «Как? Все? ». Художественные законы, открытые Толстым в «Войне и мире», составляют и поныне непререкаемый образец. Голландский писатель Тойн де Фрис выразился об этом так: «Больше всего захватывает меня всегда роман «Война и мир». Он неповторим». В наш век трудно найти человека, на каком бы языке он ни говорил, который не знал бы «Войну и мир». В книге ищут вдохновения художники, перевоплощающие ее в традиционных (опера С. Прокофьева) и в новых, неизвестных во времена Толстого формах искусства, подобных кино и телевидению. Помочь читателю глубже, яснее, тоньше понять поэтическое слово. Его силу и красоту — в этом главная задача и условие их успеха. Они дают возможность как бы увидеть своими глазами ту действительную жизнь, любовь к которой мечтал пробудить Толстой своей книгой. «Война и мир» — это итог нравственных и философских исканий Толстого, его стремлений найти правду и смысл жизни. Каждое произведение Толстого — это он сам, в каждом заключена частица его бессмертной души: «Весь я — в моих писаниях». 38) Творчество А.П. Чехова. Основные произведения и сюжеты.
Чехов Антон Павлович, русский писатель, родился 17(29) января 1860 г. в Таганроге в семье купца третьей гильдии. С детства помогал отцу в лавке, в 1879 г., окончив таганрогскую гимназию, переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. Окончив его в 1884 г. и получив звание уездного врача, Чехов некоторое время занимался врачебной практикой. С конца 70-х гг. Чехов начал литературную деятельность как автор коротких юмористических рассказов, публикуясь в журналах «Осколки», «Стрекоза», «Будильник» и других под псевдонимами Антоша, Человек без селезенки, Брат моего брата, Чехонте и др. Подготовленный к печати в 1882 г. сборник «Шалопаи и благодушные» (затем озаглавленный «Шалость») не вышел в свет, очевидно по цензурным причинам, и первая книга рассказов Чехова — «Сказки Мельпомены», — увидела свет в 1884 г., за ней последовали «Пестрые рассказы» (1886). В 1885—1889 гг. Чехов начинает профессиональную литературную деятельность как сотрудник ежемесячных журналов «Северный вестник», «Русская мысль», «Жизнь». К этому периоду относятся рассказы и повести «Степь», «Именины» (1888), «Припадок», «Скучная история» (1889), сборники «В сумерках» (1887, в 1888 отмечен половиной Пушкинской премии), «Невинные речи» (1887), «Рассказы» (1888), «Хмурые люди» (1890). Во 2-й половине 80-х годов Чехов много работает для театра: в этот период он пишет пьесы «Иванов» (1887—1889), «Свадьба» (1889, опубл. 1890), «Леший» (1889, опубл. 1890; затем переделана в пьесу «Дядя Ваня»), водевили «Медведь», «Предложение», «Юбилей» и др. В 1890 г. Чехов предпринимает поездку на о. Сахалин, итогом которой становится очерково-публицистическая книга «Остров Сахалин» (1893—1894, отд. изд. 1895). В том же 1890 г. покупает имение Мелихово в Московской губернии, где строит школы, помогает неимущим и занимается лечением крестьян, работает участковым врачом во время эпидемии холеры 1892—1893 гг., участвует во всеобщей переписи населения 1897 г. В 1898—1900 г. писатель создает самые известные свои рассказы: трилогию «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», а также «Ионыч» и «Дама с собачкой». Двумя годами позже появляется высшая точка в развитии критического реализма Чехова конца 80-х — начала 90-х годов — повесть «Палата № 6». Примерно с 1893 г. начинается новый этап в творчестве Чехова, который увенчиваются пьесами «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1900—1901, отмечена Грибоедовской премией), «Вишневый сад» (1903—1904) — все были поставлены на сцене созданного в 1898 г. МХТ.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 1793; Нарушение авторского права страницы