Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Любимые герои Л. Н. Толстого в романе «Война и мир».
Л.Н. Толстой принадлежит к числу тех писателей, которые очень эмоциональны в своих авторских оценках, прежде всего, – по отношению к героям своих произведений. Толстой не скрывает своих симпатий – антипатий к ним. Показывая путь духовных исканий своих героев, Толстой отвечает на вопрос: « Что значит правильно жить? » По мнению Толстого, «сопрягать надо». Пока человек жив, утверждал Толстой, он идет по пути разочарований, обретений и новых потерь. Это относится и к Андрею Болконскому, и к Пьеру Безухову, и к Наташе Ростовой. 1. Любимые герои Толстого легко узнаваемы. В портрете любимого героя писатель прежде всего выделяет глаза, которые являются зеркалом души человека. Вспомним, к примеру, удивительные живые глаза Наташи Ростовой, прекрасные лучистые глаза Марьи Болконской. Автору очень симпатичны и князь Ростов, и его сыновья Петя и Николай, и старый князь Болконский, и Пьер Безухов, и Андрей Болконский. Мне кажется, особую любовь испытывает Толстой к Пьеру Безухову. Этот смешной, толстый чудак впервые появляется на страницах романа, когда А.П. Шерер устраивает в своем шикарном салоне светский вечер. Украшениями его она делает аббата, виконта и красавицу Элен. Неизящный, неуклюжий, лишенный светского лоска Пьер пугает хозяйку салона отсутствием аристократизма в своем облике. Его появление очень напомнило мне первое появление Наташи. В обоих случаях чопорная, неестественная обстановка будто освещается теплым солнечным лучиком. Толстой отмечает в Пьере «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд». Наверное, когда-то такой взгляд был и у Андрея Болконского – еще одного героя, который тоже очень дорого Толстому. Теперь же Андрей Болконский знает цену никчемным гостям Анны Павловны... Писатель наделил своих героев прекрасной душой, не наделив их прекрасной внешностью, и убедительно показал, что первое неизмеримо выше второго. Тем самым он бросил вызов всем Анатолям и Элен, “сорвал с них маски”, пусть внешне прекрасные, и все увидели под ними уродливую душу. Толстой убеждает читателя в том, что бездуховность, отсутствие идеалов, веры в доброе и прекрасное — самый страшный порок, порождающий множество других. Нравственность, чистота души, истинные идеалы — вот что писатель ценит в человеке более всего.Именно глаза позволяют нам понять душу героев, которая обладает свей «диалектикой». 2. « Диалектика души »- особенное свойство, присущее любимым героям Толстого. Это свойство души «работать», совершенствоваться. Периоды заблуждений и разочарований, сменявшие духовное просветление, не были нравственной деградацией героев. Духовное развитие персонажей Толстого - сложная спираль, каждый новый виток которой не только в чем-то повторяет предыдущий, но и выводит их на новую духовную высоту. Толстой очень хорошо разбирается в женской душе. Его любимые героини – Наташа Ростова и Марья Болконская. Они обладают тем качеством, которыми Толстой очень дорожит в женщинах. Это то великое женское начало, которое делает женщину женщиной: способность преданно любить, быть всегда прекрасной в глазах любимого и любящего мужа, черпать счастье в заботах о близких людях, быть прекрасной матерью. Когда умер князь Андрей, Наташе стало казаться, что жизнь ее кончилась, что больше никогда ей не будет хорошо и весело. Девушка ушла в себя. Но вот в дом пришло непоправимое горе: убивают на войне ее младшего брата Петю, и графиня мать почти теряет рассудок. И тогда окаменевшее от горя сердце Наташи оттаяло. Любовь к матери показала Наташе, что «сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь – и проснулась жизнь». Всю свою дочернюю любовь и преданность Наташа отдает матери, и это ее тепло отогревает сердце графини. 3. В героях романа «Война и мир» писатель ценит простоту, душевность, умение мыслить, способность любить, стремление найти какой-то высокий смысл в своем существовании. Толстой любуется непосредственностью Наташи, ее очарованием, умением согревать окружающих своим теплом, заботой. Такова и Марья Болконская: она счастлива, когда чувствует себя нужной близким и дорогим людям: она заменила мать племяннику Николушке, она любящая дочь и сестра. Писатель далек от идеализации своих героев, они совершают ошибки, иногда очень серьезные. Вспомним Наташу, которая поддается чарам подлого, беспринципного Анатоля, не желая слушать Соню, стремящуюся спасти любимую сестру от этого страшного шага. Вспомним Пьера, прожигающего жизнь в компании никчемных людей, серых личностей, Пьера, опрометчиво связавшего свою жизнь с холодной, расчетливой, низкой женщиной. 4.Любимые герои Толстого- настоящие патриоты. Все герои в романе Толстого испытываются Отечественной войной 1812 года. Писатель показывает нерасторжимую связь своих любимых героев с жизнью народа. В народной среде оказываются нужными лучшие качества Пьера – физическая сила, пренебрежение к удобствам жизни, бескорыстие, простота, отсутствие эгоизма. Прекрасные черты Пьера особенной яркостью раскрываются в его прекрасном поступке, когда он, рискуя своей жизнью, спасает из огня ребенка. Высшая похвала Андрею Болконскому – прозвище «наш князь», данное ему солдатами полка. К сожалению, Болконский умирает, еще будучи молодым. И нам вдвойне горько, потому что герой Толстого наконец-то нашел ответ на вопросы, которые он так мучительно и долго искал: как жить? в чем смысл жизни? что есть добро? Эти ответы пришли к нему перед самой смертью: «Да мне открылось новое счастье, неотъемлемое от человека, - думал он, лежа в полутемной тихой избе и глядя вперед лихорадочно-раскрытыми глазами. - Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! » Толстой демонстрирует патриотизм Наташи. Без колебания, не видя в этом никакого героизма, Наташа отдает подводы раненым. Когда она узнает, что мать, желая вывезти из Москвы как можно больше ценных вещей, жалеет подводы, то приходит в ярость: «- По – моему, - вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, - по моему эта такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь?...» А какое живое участие принимает Марья Болконская в судьбе мужиков, умирающих от голода! Она спрашивает: «- Мужики разорены? У них хлеба нет? – спросила она. И получив утвердительный ответ, Марья огорчилась до глубины души. - Да отчего же ты не сказал, Дронушка? Разве нельзя помочь? Я все сделаю, что могу… - княжне Марье странно было думать, что теперь, в такую минуту, когда такое горе наполнило ее душу, могли быть люди богатые и бедные и что могли богатые не помочь бедным». И еще: «Она была рада тому, что ей представился предлог заботы, такой, для которого ей не совестно забыть свое горе». 5.Удивительно отношение любимых героев Толстого к природе : она является частью их жизни, переплетаясь с их судьбами. Вспомним, например, «разговор» князя Андрея с дубом в Отрадном, или восхищение Наташи лунной ночью… 6. Любимые герои Толстого создают настоящую семью. В последних главах романа перед нами повзрослевшие Наташа и Марья. Они очень близки друг другу. Толстой любуется этими двумя молодыми женщинами, которые нашли свое счастье: обе любят и любимы, у обеих замечательные мужья, обе прекрасные матери Самые любимые герои Толстого – Пьер и Наташа – создают семью. Оба они прошли через соблазны, страдания, лишения, оба выполнили огромную духовную работу, которая подготовила их к любви. Пройдя свой» путь исканий», любимые герои Толстого: Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова, Марья - остаются прекрасными людьми. В этих образах писатель показал человеческий идеал, каким он его себе представляет. Нет, идеал не в смысле “ходячая добродетель”, образ выдуманный и бесплотный. Толстовский идеал воспринимается совсем иначе: это человек “во плоти и крови”, которому не чуждо ничто человеческое, который может ошибаться, радоваться, и разочаровываться, который стремится к счастью, — как все люди. Но, кроме этого, в своих героях Толстой подчеркивает высочайшую нравственность, духовную чистоту, глубину, искренность мыслей и чувств, что свойственно немногим 2. « Твоя любовь любому чувству может быть примером …». Любовная тема в лирике А. С. Пушкина (на примере 2-3 стихотворений). Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося). В. Г. Белинский считал, что любовное чувство Пушкина — «это не просто чувство человека, но чувство человека-художника, человека-артиста. Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».
1.Любовь сопровождает поэта всю жизнь. В ранний период творчества любовная лирика А. С. Пушкина была проникнута модными эпикурейскими мотивами французской поэзии, идеями чувственных наслаждений. Земная любовь к женщине в ранней лирике Пушкина означает скорее радость тела, отраженная в его «легкой поэзии». Почти все стихотворения этого периода отличаются игривыми мотивами, как в стихотворении «Красавице, которая нюхала табак»: Ах! Если превращенный в прах, И в табакерке, в заточенье, Я в персты нежные твои попасться мог, Тогда в сердечном восхищенье, Рассыпался на грудь под шелковый платок Так, в стихотворениях «Красавице, которая нюхала табак», «Монах», «К Наташе» всё обращается в шутку, в игру. Настоящего, возвышенного душевного единства нет, лишь позже поэт осознает единство физического и духовного счастья.
2. Со становлением личности поэта мы видим, как меняется его лирика. Чувство любви становится для поэта более возвышенным, духовным. Все явнее мысль о том, что любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда она безответна, любовь – дар жизни. Идеал любимой представляется поэту как «гений чистой красоты», как «чистейшей прелести чистейший образец». Любви присущи и трагические проявления – ревность, разлука и даже смерть любимой. Пушкин касается трагического в любви, но его «печаль светла», и он никогда не впадает уныние. Нередко тема любви сливается в стихотворении Пушкина с лирическим пейзажем, гармонирующим с тем чувством, которое владеет поэтом. Таково, например, стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Это стихотворение - воспоминание. Все чувства уже в прошлом, однако в душе лирического героя оживает любовь-воспоминание. Воспоминания о прошедшей любви становятся источником новых ярких эмоциональных переживаний: И сердце вновь горит и любит оттого, Что не любить оно не может. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 4418; Нарушение авторского права страницы