Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема сущности и происхождения человека. Космический анализ антропосоциогенеза ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Все условия материальной и духовной жизни современного человека есть продукт труда многих поколений людей. Предпосылки антропогенеза. Предполагается, что общие предки человекообразных обезьян и человека — стадные узконосые обезьяны, жившие на деревьях в тропических лесах. Переход их к наземному образу жизни, вызванный похолоданием климата и вытеснением лесов Переход от использования предметов к изготовлению орудий труда - рубеж между обезьяной и человеком. Эволюция руки шла путем естественного отбора мутаций, полезных для трудовой деятельности. Таким образом, рука не только орган труда, но и его продукт. Первыми орудиями труда были ор5§|ия охоты и рыболовства. Наряду с растительной стала шире использоваться более калорийная мясная пища. Приготовленная на огне пища уменьшила нагрузку на жевательный и пищеварительный аппараты, в связи с чем потерял свое значение и постепенно исчез в процессе отбора теменной гребень, к которому у обезьян прикрепляются жевательные мышцы, стал короче кишечник. Наряду с прямо хождением важнейшей предпосылкой антропогенеза явился стадный образ жизни, который по мере развития трудовой деятельности и необходимости обмениваться сигналами обусловил развитие членораздельной речи. Медленный отбор мутаций преобразовал неразвитую гортань и ротовой аппарат обезьян в органы речи человека. Первопричиной возникновения языка послужил общественно-трудовой процесс. Труд, а затем и членораздельная речь - те факторы, которые контролировали генетически обусловленную эволюцию мозга и органов чувств человека. А это, в свою очередь, привело к усложнению трудовой деятельности. Конкретные представления об окружающих предметах и явлениях обобщались в абстрактные понятия, развивались мыслительные и речевые способности. Формировалась высшая нервная деятельность, и развивалась членораздельная речь. Переход к прямо хождению, стадный образ жизни, высокий уровень развития мозга и психики, использование предметов в качестве орудий для охоты и защиты - те предпосылки очеловечивания, на основе которых развивались и совершенствовались трудовая деятельность, речь и мышление. Начало антропогенеза (греч. anthropos - человек, genesis - возникновение) - процесс возникновения человека датируют 2, 5-3 млн. лет. Причины антропогенеза: Переход к прямохождению. Рука. Развитие мозга. Социальный фактор, а именно трудовая деятельность. Весьма сложным представляется вопрос о прародине человека. Некоторые ученые помещают прародину туда, где было найдено наибольшее количество останков. Существуют, по крайней мере, две точки зрения в вопросе о прародине: 1.Азиатская прародина (останки питекантропов и синантропов, находки в Индии). Африканская прародина (объясняется сходством человека именно с африканскими человекообразными обезьянами). Среди множества теорий происхождения человека основными являются: 1)жизнь была создана сверхъестественным существом в определенное время (креационизм) 2)жизни возникала неоднократно из неживого вещества (самопроизвольное зарождение) 3)жизнь существовала всегда (теория стационарного состояния) 4)жизнь занесена на нашу планету извне (панспермия) 5) жизнь возникла в результате процессов, подчиняющихся химическим и физическим
Содержание понятий: «человек», «индивид», «индивидуальность», личность. Индивид - представитель какой либо социальной группы, с которой он себя отождествляет. Индивидуальность - Личность - результат общественного развития на данном этапе, результат социализации. Социализация - последовательная смена состояний стадий социального развития. Социализация - процесс формирования, становления личности. Процесс восхождения от индивида через индивидуальность к личности можно в какай то мере рассматривать и как процесс социализации (влияния общества ) с одной стороны и как процесс самосовершенствования человека изнутри, с другой. Избежать этого процесса во взрослом возрасте человек может, лишь изолировав себя от общества. Процесс социализации человека представляет собой взаимосвязь трех других процессов: идентификация, индивидуализация, персонализация. Эти процессы не происходят автономно, а взаимно дополняют друг друга. Другое дело, что в начале становления личности все-таки превалирует процесс идентификации. Уникальность процесса социализации для человека состоит еще и в том, что он одновременно является и ее объектом и ее предметом. На процесс социализации личности влияет всякого рода факторы, но основными можно выделить биологические и социальные. От того, какого рода гены заложены в человека, во многом зависит его развитие, особенно на ранней стадии. Но не обязательно у гениальных родителей рождаются гениальные дети. Очень многое зависит и от окружения, в котором воспитывается человек. Так, наглядным примером этому может служить русские народные сказки, в одной из которых волею судеб в младенческом возрасте поменялись семьи у представителей разных социальных слоев. Процесс социализации отдельной личности неразрывно связан с развитием всего общества, а в настоящее время, в связи с открытость границ и возможностью получения информации со всего мира, и всего человечества. Процесс социализации обусловлен тремя факторами: ожиданиями, изменитнием поведия, стремлением к конформизму. Он приводит пример из жизни школьников, когда часть ребят, выделившись из общей массы, навязывают модели поведения другим. Можно выделить выделяет три основных аспекта социализации: биологический, культурный и социокультурный. Уже при рождении в человеческом организме заложены определенные элементарные модели поведения и навыки, которые помогают ему органично вливаться в общество. Но, навыки эти очень и очень ограниченны и поэтому, особенно в первые годы для ребенка столь важно присутствие родителей. С точки зрения Смелзара для процесса социализации особенно важно влияние культуры, сложившейся в том или ином обществе. Так, в соответствии с культурными традициями ребенок с самого начала жизни через коммуникативные каналы вынужден усваивать нормы и ценности принятые в данном обществе. Все проявления индивидуальности в той или иной мере наказуемы.
Исторические типы личности. В своём первоначальном значении слово " личность" обозначало маску (персона - в древнегреческом), которую надевал актер древнегреческого театра. Затем так стали называть исполняемую актером роль. Данное понимание личности можно рассматривать в качестве своеобразной " предыстории" некоторых современных направлений персонализма, в рамках которых личность рассматривается как сумма ролей (например, женщина: дочь, мать, жена, подруга, работница, покупатель и т.д.). Вообще, в некоторых философских системах и у отдельных философов проблема личности является центральной. Примером тому является экзистенциализм - философия существования, в рамках которой бытие (т. е. объективно существующая реальность) рассматривается как непосредственно данное человеческое существование. Основоположник указанной философии Н.А. Бердяев считал проблему личности основной проблемой экзистенциальной философии. Личность не торжественна индивиду, ибо последняя категория биологическая (индивидом может быть растение, животное), личность-категория духовная, ее нет без работы духа над душой и телом человека. Личность целостна, в нее входят дух, душа и тело, она открыта ко всей космической и социальной жизни. А в силу своей целостности личность не может быть частью какого-то целого (космического или социального), значит, она обладает самоценностью, может быть, лишь целью и не может быть обращена в средство. Это аксиома. Есть еще один существенный признак личности - она способна испытывать страдание и радость. " Я" может стать личностью путем самоограничения. " Я" может быть эгоцентрическим, но эгоцентризм разрушает личность. Борьба за личность есть борьба против " ячества". В личности важно подчеркнуть то, что она разностное существо, существо не похоже ни на какое другое. Всякий человек призван стать личностью, и ему должна быть предоставлена эта возможность. Для многих философов вопрос о личности есть вопрос о конкретном человеке (в философском понимании). Личность есть человек как представитель определенной эпохи, народа, социальной группы, соединяющий в себе общее -индивида и единичное - индивидуальность. Личность как носитель определенных социальных качеств, всегда включена в определенную социальную реальность и отражает ее. Значит, с точки зрения философии личностью является любой человек. Если личность формируется обществом и выступает его конкретным представителем, то она развивается и изменяется вместе с развитием общества. Ретроспективный взгляд на историю позволяет сделать два принципиальных вывода: 1.В разное время в разных обществах складывался свой особый тип личности - отсюда многообразие их в истории; 2.Но при столь значительном разнообразии все-таки можно говорить об определенных исторических типах личности. Личность формируется совокупностью материальных, социальных, политических, духовных и других условий. Значит, каждая историческая эпоха создает свой тип личности; первобытный; докапиталистический, капиталистический, после капиталистический. Причем, каждый тип формируется в зависимости от отношений личности и общества. Проблема личности в первобытную эпоху остается открытой. С одной стороны, очевидно, что личность первобытной эпохи имела ярко выраженные отличительные особенности в сравнение с личностями других эпох. Но можно ли говорить о том, что человек первобытной эпохи являлся личностью - это вопрос дискуссионный. Суть проблемы заключается в том, что личность осознает свое " я", выделяет себя среди других, т. е. имеет самосознание. О человеке первобытной эпохи этого не скажешь, коллективный образ жизни формировал в нем коллективное сознание: человек не смотрел на себя как самостоятельно существующее целое, а считал себя частью рода, племени. Косвенным подтверждением этому является тот факт, что, изучая жизнь и быт современных племен, этнографы обнаружили в языках некоторых из них отсутствие местоимения " я"; каждый человек говорил о себе " мы"; подразумевая под этим весь род. А отсюда и определенный тип мировоззрения. Таким образом, можно предположить, что общественная собственность первобытного типа формировала тип личности главным отличительным свойством которой было отсутствие личностного начала, отношение к себе как части значимого целого (рода), полное подчинение его интересам. Отсюда можно предположить, что исходной, объективной основой формирования личности является частная собственность. С ее появлением род распадается, и каждый отдельный индивид начинает смотреть на себя как отдельно существующее целое, осознавать ответственность за себя, т. е. формируется собственное " я" С переходом к капитализму меняются условия формирования личности. Разрушаются существовавшая социальная структура, отношения личной зависимости, внеэкономического принуждения к труду и т. д. Человек становится лично свободным, между ним и обществом вкладываются отношения вещной зависимости. Все индивиды связаны друг с другом посредством свободного обмена результатами своего труда. К этому следует добавить и тот факт, что рынок, разрушивший натуральную замкнутость прежней эпохи, расширил свободу человека с точки зрения реализации его возможность, он перестал быть обречен на повторение жизненного пути своих предков. Однако, капитализм не дал человеку " полной свободы", более того, он породил такой феномен как отчуждение. Оно, прежде всего, касается экономической сферы и непосредственных производителей, которые, не будучи собственниками средств производства (отчужденные от них), играют в процессе производства исполнительскую роль. А машинное производство превращает работника в придаток машины, жестко требуя от него выполнения производственных обязанностей. В этом смысле работа средневекового ремесленника выглядит более творческой. Естественно, что в капиталистическую эпоху меняются обычаи, традиции, мораль, идеология и т. д. Общество становится более анонимным (следствие перехода к преимущественно городскому образу жизни), рациональным (говоря упрощенно: рынок, требует постоянного счета денег и учета), прагматичным и т.д. Отсюда, личность капиталистической эпохи человек рационалист и прагматик. Выделенные исторические типы личности подчеркивают лишь то принципиально общее, что присуще людям, живущим в ту или иную историческую эпоху. Хотя в рамках каждого исторического этапа каждый тип общества и даже каждая конкретная культура создают свой особый тип личности.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы