Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема сочинения и ее раскрытие



Тема — это предмет сочинения, то, что составляет его содержание. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые в сочинении отражены. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависят правильность и полнота сочинения.

Первым по времени и по значимости шагом в работе учителя над предстоящим сочинением является выбор темы, а при планировании на длительный период — определение тематики устных и письменных сочинений.

Тема и заглавие не всегда совпадают в словесном выражении. Так, детям предложена тема «Первые признаки весны». Конечно, сочинение может быть так и озаглавлено, но учитель и сами школьники могут его озаглавить по-иному: «Добро пожаловать, весна! », «Первые вести о весне», «Весна идет». Дети любят яркие, меткие, художественные заглавия. В то же время нельзя забывать, что заглавие помогает понять замысел. Так, название сочинения «Бегут ручьи» предполагает живой, эмоциональный рассказ о наступлении долгожданной весны; природоведческая тема «Перелетные птицы нашего края» предполагает более строгое содержание, стиль, близкий к деловому.

Выше, в данном пособии, уже говорилось об идейной направленности детских сочинений. Идея художественного произведения — это мысль писателя, выраженная в художественных образах, т. е. в картинах жизни, в поведении действующих лиц, их переживаниях. Изображая людей и явления жизни, писатель выражает свое отношение к ним и стремится вызвать такое же отношение у читателя.

«Идейный замысел» школьных сочинений скромнее: их авторы не ставят перед собой цели воздействовать на читателя. Однако и дети стремятся выразить свое отношение к фактам, свои чувства, поделиться ими. В школьных сочинениях.отражается внутренний мир детей, содержатся оценки поступков людей, жизненных явлений. Это и есть идейное содержание детских рассказов и сочинений: в них отражается позиция авторов.

Если в работе над устным или письменным сочинением дети не просто выполняют задание учителя, а стремятся рассказать о чем-то для них важном, поделиться своими чувствами и стремлениями, то свободнее, полнее проявляется их творчество: в таких сочинениях идея неразрывно слита с раскрытием темы.

Залогом успеха детских сочинений является ясная, «узкая», конкретная тема. Если учащимся предлагается слишком «широкая тема», например «Осень» или «Зима», школьники теряются перед ней, не могут охватить ее с достаточной полнотой; пишут об отдельных деталях, слабо связывая их между собой. Тема «Осень» настолько широка, что школьник не может даже приблизиться к ее раскрытию хотя бы потому, что объем его сочинения очень мал. Отбор материала не может быть целенаправленным, так как цель сочинения не ясна из формулировки темы.

Узкая тема приучает школьника не только к полноте, но и самостоятельности: она конкретна, школьник сам накапливает материал и располагает его.

Самый распространенный, типичный недостаток раскрытия темы — неумение найти ее границы: тема оказывается неточно понятой. Дети пишут обо всем, что хотя бы отдаленно, по их мнению, связывается с темой. Рассмотрим с этой точки зрения сочинение, озаглавленное «Золотая осень»:

Быстро пролетело жаркое лето. Наступила золотая осень. Воздух стал холоднее. Лес теперь совсем тихий, только листья шуршат под ногами. Первыми стали опадать листья на осине и березе. По небу плывут серые тучи. Дни становятся короче. Бывают редкие заморозки.

Деревья скоро будут стоять голые. Река стала холодная и синяя. В лесу редко попадаются грибы. Лес почти уже без листьев. На окраине дороги только рябина краснеет. Белка запасает на зиму орехов и грибов. Медведь готовится к зиме, он готовит себе берлогу. Волк уже ходит голодный! С своей волчихою голодной выходит на дорогу волк.

Птицы улетают в жаркие края. Колхозники убрали с полей рожь, пшеницу, овес, горох, гречиху. Картофельная ботва легла на землю, как сгорелая. На очереди осталась капуста.

В этом сочинении немало конкретных признаков осени: описание леса, наблюдения над осиной и березой, замечание о капусте, которую убирают позже других овощей, о картофельной ботве. Но в целом сочинение — «не на тему»: материал отобран нецеленаправленно. Ученик не понял темы «Золотая осень», не сумел ее отграничить, придать сочинению нужную стилистическую окраску, внести в него элемент настроения.

Ученик не понял, какая пора осени называется золотой. Явление природы, называемое золотой осенью, — это сравнительно небольшая часть осени:

Есть в осени первоначальной –

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

(Ф. И. Тютчев.)

Леса в эту пору одеваются в багрец и золото, воздух чист и прозрачен, и паутины тонкой волос блестит на праздной борозде. Известны превосходные картины И. Левитана, И. Остроухова,; В. Поленова, на которых запечатлены картины золотой осени.

Сочинение на эту тему не может не быть эмоциональным. В нем описывается прогулка, поход, передаются наблюдения за изменениями в природе, наконец, оно может быть написано и по картине, но в любом случае оно должно раскрывать тему золотой осени. Поскольку тема предполагает изображение изумительных по красоте картин, вызывающих радостное настроение, то здесь неуместны сообщения о тучах, о медвежьей берлоге. А строки о волке, взятые из пушкинского описания поздней осени (стоял ноябрь уж у двора), находятся в явном противоречии с картинами золотой осени.

Наконец, разбираемое сочинение не соответствует действительности: лето в тот год было прохладное и дождливое, а осень, наоборот, сухая и ясная. Следовательно, школьник писал не о том, что он сам увидел и пережил", а повторил то, что принято говорить об осени (обобщенные признаки осенней природы).

Дети учатся раскрывать тему начиная с I класса. Здесь они составляют предложения на тему, например, о зимней погоде, о хитрой лисице, о родном селе. Затем составляют и пишут несколько предложений, объединенных одной темой, по вопросам.

Полезно деление темы на более узкие. Так, из темы «Осень», темы весьма широкой, могут быть выделены частные темы, достаточно узкие для учащихся: «Уборка овощей в нашем совхозе», «Погода в октябре», «Хмурый осенний день», «Золотая осень», «Как мы помогали убирать капусту», «Поздняя осень в саду» и др.

В работе над устным и письменным сочинением возможен путь не только от поставленной темы к ее раскрытию, но и обратный путь — от накопленного материала к формулировке темы. Так, вторым способом можно работать на материале длительных наблюдений.

Подводя итог работы над темой, приведем текст сочинения, которое может служить положительным примером раскрытия поставленной темы.

Поздняя осень

Золотая осень уже кончилась. Все листья осыпались, деревья стоят голые. Ветер свистит в ветках. По ночам уже бывают морозы. Утром на лужах стоит лед. Скворцы и грачи улетели на юг. На кустах появились птицы с красными грудками, — это снегири. Люди ходят в теплых пальто. Скоро придет настоящая зима. (II класс.)

Ученик дал вполне конкретное описание поздней осени, указал многие ее признаки. Сведений, не относящихся к теме здесь нет; язык живой, образный.

Составление плана

План — необходимая ступень любого речевого высказывания, его «проект», «каркас». Обдумывая свою речь, особенно монолог, человек всегда намечает основные вехи. Следовательно, без плана не может быть монолога, и споры о том, нужен ли план сочинения, по-видимому, должны быть переведены в несколько иной план: нужно ли записывать план сочинения? Насколько подробно он составляется? Может ли он изменяться в процессе составления текста?

В начальных классах специальная работа над планом обязательна при подготовке всех устных и письменных сочинений; исключение составляют зарисовки картин природы и другие сочинения-миниатюры. В то же время не следует забывать, что и эти тексты ученик проектирует в уме (например, решает, о чем сказать сначала, о чем — после).

В I классе, как правило, роль плана выполняют вопросы учителя (так называемый вопросный план); во II классе план предстоящего сочинения составляется коллективно под руководством учителя, в III классе — в основном самостоятельно. В начальных классах рекомендуется простой план (без подпунктов) из 3—5 частей.

Дети вначале составляют план на примере прочитанных рассказов и пересказывают их по плану, затем составляют план изложения, затем — план сочинения по серии картин (т. е. по картинному плану), озаглавливают эти картины. Затем составляют план сочинения, в котором легко обнаруживается четкая временная последовательность. Полезным приемом обучения плану является выяснение, о чем нужно сказать раньше, о чем — дальше, о чем — потом, чем нужно закончить свой рассказ. План составляется в виде вопросов, в виде повествовательных полных и, наконец, в виде номинативных предложений. Могут составляться также смешанные планы. Например1 план сочинения по впечатлениям от прогулки в лес:

I вариант

1. Наши приготовления.

2. Лесные картины.

3. Хозяева леса.

4. Наши игры на поляне.

II вариант

1. Мы собираемся в лес.

2. В лесу очень красиво!

3. Лес полон жизни.

4. Мы хорошо поиграли!

Чаще всего план составляется непосредственно перед письмом сочинения, подчас это единственно возможный вариант (например, в сочинении по картине). Но иногда бывает целесообразнее составить план заранее, в ходе подготовительной работы. Так, план экскурсии, план наблюдений, план общественно полезного труда может послужить основой плана предстоящего сочинения. В то же время такие планы могут быть полезны в процессе накопления материала, его отбора и упорядочения. В таких случаях перед письмом сочинения происходит лишь уточнение ранее составленного плана, причем изменения и уточнения могут носить индивидуальный характер. Например, перед экскурсией на стройку третьеклассники составляют такой план (общий для класса):

1. Какие здания строятся? Для чего?

2. Кто строит? Как работают строители? Их специальности?

3. Какие строительные машины применяются?

По этим вопросам строится беседа во время экскурсии, отбирается материал, а затем вопросы уточняются в классе и служат планом устного рассказа. В письменном варианте уточнения делаются индивидуально.

План имеет не только служебное, вспомогательное, но и самостоятельное значение. Поэтому иногда работа над темой ограничивается составлением более или менее подробного плана; текст не составляется. Этот прием помогает детям понять назначение плана: если составлен хороший план, то текст по нему составить намного легче.

Не следует давать учащимся готовых планов. Конечно, по готовому плану детям легче писать сочинение или рассказывать устно; но их работа оказывается не самостоятельной. Школьник, привыкший писать сочинения по готовому плану, продиктованному учителем, не разовьет самостоятельного мышления и не будет готов к жизненным ситуациям, в которых никто не подскажет готового плана доклада, отчета или статьи.

Подготовка к сочинению

В зависимости от типа и задач сочинения, устного или письменного, характер подготовительной работы меняется, но есть и общие положения, которые применимы к любому сочинению, независимо от его типа. Подготовку организует учитель, включает в нее учащихся, добиваясь их максимальной активности и познавательной самостоятельности. Подготовка — это, во-первых, создание такой ситуации, которая вызвала бы у учащихся потребность рассказать, описать что-либо; во-вторых, накопление достаточного полноценного материала для сочинения; в-третьих,, выбор языковых средств к данной теме, в соответствии с замыслом ее раскрытия.

Подготовка к сочинению начинается за несколько дней до самого сочинения во внеурочное время и на различных уроках, не только русского языка. Период работы над устным и письменным сочинением довольно отчетливо делится на три этапа:

а) накопление материала: наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, труд, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной и иной литературы;

б) отбор материала в соответствии с темой и замыслом ее раскрытия, систематизация материала, его расположение: беседы, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т. п.;

в) словесное, речевое оформление сочинения, т. е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

Первый и второй этапы обычно выходят за рамки специального урока письма сочинения или рассказывания. Так, накопление материала для сочинения по экскурсии происходит иногда задолго до письма; наблюдения за явлениями природы могут продолжаться неделю и даже месяц; картина же обычно рассматривается непосредственно перед сочинением. Иногда заблаговременно составляется план. Следовательно, урок, на котором пишется текст сочинения или рассказываются устные сочинения, в большинстве случаев должен рассматриваться как своего рода подведение итога работы, проведенной ранее. Обобщающая роль урока сочинения повышается по мере овладения умениями в области связной речи.

Если сочинение — итог длительной подготовки, то и построение урока сочинения зависит от характера подготовительного этапа. Чем больше было сделано на подготовительном этапе, тем больше возможностей глубокой работы над текстом возникает на самом уроке сочинения. Перед письмом сочинения или устным рассказыванием необходимо восстановить в памяти учащихся накопленный материал, создать у них настроение серьезной длительной работы, вызвать интерес, восстановить мотивы желание написать или рассказать.

Могут быть выделены некоторые основные общие черты уроков письма сочинений (что касается устных рассказов, то эта работа протекает свободнее, на разных уроках, на разных этапах этих уроков).

Для сочинения в I классе отводится обычно до одного урока, во II классе — обычно один урок и, в случае необходимости, 15—20 минут второго урока, в III классе — один-полтора урока, а в отдельных случаях — до двух уроков. Кроме того, еще на одном уроке, обычно в течение 20—25 минут, проводится анализ лучших сочинений и работа над ошибками (орфографическими, пунктуационными, речевыми, логическими и недочетами содержания).

На уроке письма сочинения обычно соблюдаются следующие этапы: во-первых, сообщение (или восстановление в памяти) темы и задач предстоящего сочинения и обсуждение их с учащимися; во-вторых, беседа с целью упорядочения материала, если он накоплен заранее — в ходе наблюдений, или для его накопления (например, рассматривание картин); в-третьих, составление плана или его уточнение, если план был составлен ранее; в-четвертых, речевая подготовка текста: запись слов, если нужно; составление отдельных словосочетаний, предложений или фрагментов связного текста; орфографическая подготовка к написанию трудных слов; затем — основная часть урока, наиболее продолжительная и важная: письмо сочинения всеми учащимися, наблюдение учителя за каждым пишущим, оказание индивидуальной помощи; наконец, самопроверка, совершенствование написанного текста, исправление замеченных недочетов и ошибок.

В начальных классах дети, как правило, не переписывают сочинения начисто, а все исправления делают аккуратно в чистовых тетрадях, и эти исправления не ведут к снижению оценки за сочинение (за хорошее исправление — удачную замену слова, улучшение построения предложения и т. п.—следует поощрять учащихся).

Дети сдают сочинения учителю на проверку, и проверка не должна продолжаться более двух дней, так как в противном случае учащиеся забывают если не основное содержание, то детали, лексику и синтаксис своего сочинения.

По проверенным сочинениям обязательно проводится итоговое занятие: выделяется 15—25 минут на очередном уроке русского языка или проводится индивидуальный разбор недостатков и достоинств.

Порядок работы покажем на примерах.

1. Сочинение-повествование о зимних играх (второе полугодие I класса; один урок). Проводится на следующий день после катания на санках с горки. Заглавие — «Весело зимой! ».

а) Начало работы: сообщение и обсуждение темы и цели сочинения. (2 мин.)

б) Беседа с целью вызвать активность детей, напомнить о радостных минутах, о переживаниях, восстановить в памяти факты и их последовательность, создать у школьников радостное настроение. (5 мин.)

в) Запись слов на доске (4—5 слов могут быть записаны заблаговременно н закрыты экраном).

г) Составление отдельных предложений по вопросам учителя и фрагментов текста. (4 мин.)

д) В слабом классе допускается устное составление всего текста, его рассказывание и обсуждение. Допускается запись коллективно составленного текста на доске, его совершенствование. Затем текст стирается. (8 мин.)

е) Запись текста учащимися. Наблюдения учителя и его индивидуальная помощь. (20 мин.).

ж) Проверка учащимися своих работ. Сбор тетрадей. Ответы учителя на вопросы учащихся.

2. Сочинение-повествование «Прогулка в лес» в IV четверти I класса. Сочинение на основе прогулки. На уроках, предшествующих сочинению, дети записывают слова на тему сочинения (черемуха, лютики, березка, ландыш и т. п.), составляют с ними предложения; слова включаются в различные упражнения по русскому языку. Сочинение проводится на следующий день после прогулки.

а) Напоминание темы, ее обсуждение; задачи сочинения.

б) Беседа, составление предложений по вопросам учителя (вопросный план) и фрагментов текста.

в) Запись и орфографический разбор трудных слов.

г) Устное рассказывание вариантов текста предстоящего сочинения (только в слабом классе).

д) Запись сочинений в тетради без предварительной записи на доске. (Индивидуальная помощь учителя.)

е) Самопроверка написанного.

3. Сочинение по серии картин (по картинному плану) (II класс). (60 минут — один урок и 15 минут второго урока.)

Возможное содержание картин:

1) Осень. Дети копают ямки вдоль улицы.

2) Дети сажают молодые деревца.

3) Взрослые забивают в землю колья вокруг посаженных деревьев.

4) Весна. Деревья зазеленели. Вокруг ходят козы, но не могут обгрызть кору на молодых деревцах. Дети прогоняют коз.

Ход урока.

а) Сообщение цели урока. На каждую парту дается комплект картин.

б) Тихое рассматривание картин. Дети раскладывают картины в нужной последовательности (т. е. составляют картинный план).

в) Выяснение и формулирование темы комплекта картин, т. е. темы сочинения по картинам.

г) Беседа по картинам: школьники составляют устно с помощью отдельных вопросов учителя небольшие фрагменты связного тенета по каждой картине. Дают имена действующим лицам.

Учитель подбирает варианты вопросов с учетом уровня подготовленности класса. В сильном классе можно обойтись без вопросов: школьники рассказывают по одной картине, затем по другой и т. д.

д) Озаглавливание картин (т. е. составление текстового плана), обсуждение пунктов плана, их запись на доске и, возможно, в тетради.

е) Предварительное рассказывание вариантов текста предстоящего сочинения (только в слабом классе в I четверти: в дальнейшем не следует допускать «проговаривания» текста даже в слабых классах).

ж) Самостоятельное письменное оформление текста, подготовленного в коллективной работе класса. Запись текста по плану (деление на абзацы). Индивидуальная помощь учителя в процессе самостоятельной работы учащихся над текстом.

з) Проверка детьми своих работ; совершенствование написанного. О поправках и дополнениях дети советуются с учителем.

Как говорилось выше учитель определяет для каждого сочинения (или другого упражнения) новую учебную задачу. Покажем эту задачу на примере данного сочинения:

Первая задача: ознакомление детей с новым видом сочинения— сочинением по серии картин (если до этого таких сочинений не было проведено).

Вторая задача: составление текстового плана на основе плана картинного (предполагается, что с картинным планом дети уже работали).

Третья задача: деление текста на абзацы (в соответствии с разделами плана) и запись их с красной строки.

Четвертая задача: новая ступень самостоятельности в самопроверке и совершенствовании текста — замена слов (в случае неоправданного повторения одинаковых слов).

4. Сочинение «Первый снег» на основе наблюдений над явлениями природы. III класс. Сочинению предшествовала экскурсия в парк. В ходе подготовки к сочинению проводилась беседа, дети читали стихотворения А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева. В орфографические упражнения включались слова из тематического словаря предстоящего сочинения. К уроку дети пришли уже в значительной степени подготовленными.

Ход урока.

а) Обсуждение темы и цели сочинения (что будет показано, объем темы, ее границы, с чего начать, от чьего имени вести рассказ).

б) Создание настроения, определенного эмоционального уровня в классе (небольшая беседа, чтение стихов, картины и т. п.).

в) Самостоятельное составление плана из 3—4 пунктов, в процессе краткой беседы (возможны элементы коллективного обсуждения частей плана).

г) Напутствие учителя: «Теперь вы хорошо подготовлены к сочинению. Вы знаете, о чем писать, в каком порядке, знаете многие слова, которые надо употребить. Каждый напишет о том, что ему больше понравилось, что лучше запомнилось. Старайтесь писать выразительно, красиво. Обращайтесь ко мне с вопросами».

д) Составление текстов сочинений каждым учащимся самостоятельно, индивидуальная помощь учителя (эта часть должна быть в III классе продолжительной — не менее 25—30 минут, а возможно, при полуторачасовом сочинении — 40—45 минут).

е) Самопроверка и совершенствование написанных работ, внесение необходимых исправлений в выборе слов, в построении предложений. Консультации с учителем.

В описанных четырех уроках показан рост требований, повышающийся уровень самостоятельности учащихся на всех этапах работы над сочинением.

Если у учащихся накоплено достаточно материала для сочинения, если этот материал осмыслен, упорядочен и подготовлена лексика, то составление самого рассказа обычно не вызывает у них серьезных затруднений.

Устные сочинения, при такой же подготовке, какая проводится перед письменными, могут быть представлены в трех вариантах.

Первый вариант — это такая же работа, какая была описана выше, но без письменной фиксации текста. Вместо записи проводится устное рассказывание 3—4 учениками. Естественно, что устные рассказы получаются менее строгими, чем -письменные, в них встречаются повторения, неудачный выбор слов, неправильное построение предложений, пропуски. Поэтому сразу после каждого устного воспроизведения подготовленного рассказа-сочинения нужно проводить небольшое обсуждение: дети указывают на недостатки рассказа, предлагают свои исправления и тем самым помогают его усовершенствовать.

Второй вариант устного рассказа-сочинения — это 10—15 минут, выделенные на уроке чтения (реже — на уроке русского языка) для рассказывания и краткого обсуждения. Рассказывают 2—3 ученика на заданную тему, обычно на тему, связанную с читаемым материалом или с картиной, или с личным опытом учащегося. Например, на уроке, посвященном чтению военных рассказов, может быть дана тема «Рассказ моего дедушки».

Третий вариант — это устные рассказы «делового» типа на уроках природоведения, труда. Примером может служить рассказ по наблюдениям, обобщение длительных наблюдений, описание процесса труда, составление инструкции к какому-либо трудовому процессу и т. п.

Устные рассказы-сочинения на уроках занимают много времени, поэтому нередко их проводят во внеурочное время, в порядке индивидуальной работы с учащимися. Они планируются так же, как и письменные, на длительный срок, с учетом всех общих требований к системе сочинений и изложений.

Проводя рассказы, учитель всегда должен помнить, что длительная устная работа утомляет учащихся: снижается умственная активность детей, особенно тех, кто сам не участвует в работе, а остается в числе слушателей.

Анализ сочинений учащихся.

Весьма актуальным для методики развития речи является вопрос о критериях оценки ученического сочинения. Естественно, что эти критерии должны учитывать основные требования, изложенные выше; оценка сочинения в зависимости от одной лишь орфографической грамотности, практиковавшаяся в прошлом, сегодня не может удовлетворять школу: необходимы более распространенные критерии. Разработке таких критериев в последние годы уделено значительное внимание, так же как и методике анализа ученических сочинений на основе тех или иных критериев. Вот один из вариантов:

1. Раскрытие темы сочинения (соответствует ли содержание теме, достаточно ли полно она раскрыта? ). Соответствует ли содержание действительности?

2. План, композиция, последовательность (правильно ли составлен план, соответствует ли порядок изложения материала плану, нет ли повторов в содержании или существенных пропусков, нарушений последовательности). Ясно ли выражена главная мысль, есть ли выводы?

3. Жанр, стиль (есть ли элементы описания в повествовательном тексте, элементы рассуждения; нет ли существенных нарушений единства стиля; оправдан ли жанр и стиль задачами раскрытия темы сочинения и ситуацией. Элементы изобразительности, художественности).

4. Размер сочинения (количество слов, предложений; лаконизм или многословие).

5. Лексика (правильность ее употребления, ее разнообразие, -наличие или отсутствие слов, обладающих оттенками значений, — использование синонимов, антонимов, фразеологизмов и пр.).

6. Синтаксис (размеры предложений, разнообразие или однообразие синтаксических конструкций, наличие сложных конструкций, глубина фразы).

7. Орфографическая и пунктуационная грамотность, характер ошибок (грубые и негрубые).

8. Каллиграфия, внешнее оформление (соблюдение полей, красная строка, расположение заглавия и т. п.).

Без единых критериев невозможен единый подход, невозможно единство требований учителей к сочинениям учащихся. Однако в методике разработаны и некоторые другие критерии, не противоречащие, впрочем, изложенным выше.

Одним из приемов анализа сочинения является выделение микротем. Этот прием позволяет с высокой точностью проанализировать содержательную сторону сочинения.

Микротемой называют компонент текста, посвященный относительно малой (минимальной) теме в рамках общей темы сочинения. Так, если тема сочинения «Первые признаки наступления весны», то микротемами могут быть: «Все, связанное с солнцем», «То, что связано со снегом, льдом», «Животный мир», «Человек» и т. д. В свою очередь микротема тоже может подвергаться делению: так, микротема «Человек» в рамках данной темы сочинения может расчленяться на темы: «Как люди одеваются», «Какие появляются у людей дела с приближением весны), «Весенние настроения» и т. п. Микротемы могут совпадать с планом, с названиями его пунктов, но бывают и мельче пунктов плана.

Выделение микротем помогает учителю и исследователю глубже и точнее выяснить полноту раскрытия вопросов в сочинении: микротемы могут быть только названы, но они могут быть развернутыми.

При подготовке к сочинению не следует перегружать учащихся количеством микротем, в противном случае они не успевают их развернуть, ограничиваются их перечислением.

Рассмотрим пример анализа сочинения «Как я провел лето», написанного учеником III класса в сентябре, в начале учебного года, на основе каникулярных впечатлений. Анализ проводится по изложенным выше пунктам.

Я провел лето в деревне Куганак. Рядом была железная дорога, дальше было ржаное поле, свеклобаза. Воздух там был замечательный.

Мы с дедушкой пилили дрова, очищали с них кору, кололи. Почти каждый день купались в реке Белой. Мы с дедушкой на лодке плавали ставить сети. Каждый день мы ели разную рыбу.

Однажды я пошел к роднику. Когда я набирал воду в бутылку, услышал шорох в траве. С испугу я не разобрал, кто это. Потом оказалось, что это был уж.

Я был очень доволен, что побывал в этом чудесном месте.

В тексте сочинения исправлены орфографические и пунктуационные ошибки и сделана небольшая стилистическая правка (уточнены некоторые неясные места). Итак, анализ:

1. Тема понята и раскрыта правильно, достаточно полно и правдиво: школьник рассказал о том, что произошло с ним самим во время летних каникул. В сочинении четыре микротемы, они достаточно раскрыты.

2. План не записан, но он легко прослеживается в содержании сочинения: сначала школьник-автор сообщает, где он провел каникулы, и кратко описывает местность; затем рассказывает о своих обычных занятиях; в третьем абзаце рассказывает об отдельном запомнившемся случае; завершается сочинение выражением собственных чувств.

3. Жанр — повествование с элементами описания. Сочинение представляет собой непринужденный рассказ; стилевые особенности не получили отчетливого выражения.

4. Объем сочинения средний для ученика III класса в начале учебного года: 88 слов (считая служебные), 13 предложений; изложение скорей лаконично, чем многословно.

5. Лексика в целом разнообразна, повторений одинаковых слов не много (мы с дедушкой — два раза; был, была, было в роли связки — четыре раза; местоимения я употреблено четыре раза). Хотя лексика в основном стилистически нейтральна, но есть слова, обладающие оттенками значения: замечательный, чудесный (синонимы). Все слова употреблены в правильном значении, уместно.

6. Средний размер предложения—6—8 слов (несколько выше «нормы»). Синтаксические конструкции в основном разнообразны: пять сложных предложений, среди них одно бессоюзное и четыре сложноподчиненных с тремя придаточными изъяснительными и одним временным. Однородные члены предложения использованы два раза; обособленных второстепенных членов нет.

7. 8. Орфографических ошибок было две, пунктуационных — одна. Внешиее оформление хорошее. Оценка — «4»,

Начало формы

Оглавление из 493

Преды

Конец формы

Задания

1. Напишите сами сочинения в жанре повествования и описания, стилем художественным и научным (темы могут быть разные, но могут и совпадать).

2. Разработайте методику всех этапов подготовки и проведения сочинения по наблюдениям природы.

3. Проанализируйте текст ученического сочинения по критериям, изложенным в данной главе.

4. Составьте перспективный план сочинений и изложений на учебное полугодие или на учебный год. Покажите, как в этом плане отражены методические принципы, изложенные в данной главе.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 825; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.081 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь