Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Индуистские культы в Европе и Америке.
Индуистские служители культа (их называют “брахманами”) говорят, что “индуистом нельзя стать - им надо родиться”. Имеется в виду, что сторонниками индуизма могут быть только индусы по национальности. Однако несмотря на утверждения служителей культа, что неиндусы не могут быть индуистами, в США, Канаде и Великобритании среди индуистов можно встретить и лиц другой национ. наиболее крупная община индуистов Европы - в Великобритании (500 тыс. последователей). Согласно проведённому в 2001 году исследованию, в США индуизм исповедовали 1, 1 млн чел., что составляло 0, 4 % населения страны. Большинство британских индуистов проживают в Англии, причём почти 50 % из них — в районе Лондона. В Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе существуют только сравнительно небольшие индуистские общины. В январе 2010 года в Великобритании открылась первая индуистская начальная школа Кришна-Аванти, основанная и построенная кришнаитами на средства, выделенные британским правит. В 1960-е и 1970-е годы интерес америк публики к индуизму оказал заметное влияние на формир движения нью-эйдж. В те же самые годы заметную роль в популяризации индуизма в США сыграла вайшнавская религиозная организация Межд общество сознания Кришны. В 2003 году был основан Индуистский американский фонд — общественная организация, отстаивающая права индуистов в США. Согласно результатам проведённого в 2012 году исследования, 53 % американских индуистов не относят себя к какому-либо конкретному направлению внутри индуизма, 19 % называют себя последователями вайшнавизма, 10 % — шиваитами, 3 % — кришнаитами, и 2 % — последователями веданты. Вайшнавизм — одно из основных направлений индуизма, отличительной особенностью которого является поклонение Вишну и его аватарам (преимущественно Кришне и Раме). Все ветви вайшнавизма отличает приверженность монотеизму. Верования и практики данной традиции, в особенности такие ключевые концепции как бхакти и бхакти-йога, базируются на таких текстах, как «Вишну-пурана», «Падма-пурана», «Бхагавата-пурана» и «Бхагавад-гита». Последователей вайшнавизма обычно называют вайшна́ вы или вишнуи́ ты. Согласно статистическим данным, вайшнавы составляют примерно 70 % от числа всех последователей индуизма. Подавляющее большинство вайшнавов проживают в Индии. Гаудия-вайшнавизм, являющийся одной из ветвей вайшнавизма, начиная с 1960-х годов распространился по всему миру. Это произошло в основном благодаря проповеди Бхактиведанты Свами Прабхупады и основанного им Международного общества сознания Кришны. Основные верования вайшнавов: Вишну как Верховный Бог. Вайшнавизм основывается на вере в то, что Вишну или Нараяна является Верховной формой Бога, а Его аватары (такие как Кришна, Рама и Нарасимха), упомянутые в Пуранах, выступают как различные Его воплощения и ипостаси. В таких традициях кришнаитского бхакти, как Валлабха-сампрадая, Нимбарка-сампрадая и гаудия-вайшнавизм, Кришна, а не Вишну, рассматривается как Верховная ипостась Бога и источник всех аватар. Описываемые в Ведах девы (такие как Брахма, Ганеша, Индра и Сурья), относятся к категории обыкновенных живых существ (джив) и считаются слугами Вишну. Тогда как Шива занимает особое промежуточное положение между обыкновенными дживами и Вишну. Поклонение. Вайшнавское богословие включает в себя основные верования индуизма, такие как: переселение душ, сансара, карма, а также различные виды йоги, но с основным уклоном на поклонение (бхакти) Вишну и его аватарам посредством процесса бхакти-йоги, который обычно состоит в воспевании имён Вишну (бхаджане или киртане), медитации на его форму (дхаране) и в поклонении мурти Вишну (пудже). Практика поклонения мурти основывается на текстах Панчаратры и различных Самхитах. В своём поклонении вайшнавы видят себя (по крайней мере частично) отдельными или отличными от объекта своего поклонения — Господа Вишну. В отличие от других школ индуизма, где главной целью является освобождение (мокша) или слияние с верховным Брахманом (как например в школе адвайта-веданты), конечной целью вайшнавской религиозной практики выступает вечная жизнь в блаженстве (ананде) служения Вишну или одной из его аватар в духовном мире Вайкунтхе, находящимся за пределами этого иллюзорного мира (майи). В «Бхагавата-пуране» описываются три основных ипостаси Абсолюта — Брахман, Параматма и Бхагаван, — которые соответственно рассматриваются как три ипостаси Вишну или Кришны: Вселенский Вишну, Вишну в сердце каждого живого существа и Личностная форма Вишну. Духовное посвящение. Вайшнавы обычно следуют процессу духовного посвящения (дикши), которую даёт гуру, руководящий обучением учеников в вайшнавских практиках и философии. Во время дикши ученик, как правило, получает определённую мантру, которую он должен повторять, как про себя так и вслух в качестве процесса поклонения Вишну или одной из его аватар. Этот процесс повторения мантры называется джапа. Система получения духовного посвящения и обучения от гуру основана на наставлениях тех писаний индуизма, которые считаются священными в вайшнавских традициях. Отношение к священным писаниям. Различные вайшнавские традиции ссылаются на труды предшествующих ачарьев своей сампрадаи как на авторитетные толкования священных писаний. В то время как другие школы, такие как традиции смарты и адвайты, поощряют метафорическую интерпретацию писаний и как правило не одобряют их буквального толкования. Четыре вайшнавских сампрадаи. В вайшнавизме существуют четыре основных богословских традиции, называемых сампрадаи, которые берут своё начало у одной из ведийских личностей. Каждая из сампрадай имеет свою собственную философскую систему, в которой по-разному толкуются взаимоотношения между дживой и Богом (Вишну): Рудра-сампрадая, Брахма-сампрадая, Лакшми-сампрадая, Кумара-сампрадая. Кришнаи́ зм — термин, которым называют группу религиозных течений внутри вайшнавизма, основанных на поклонении Кришне. Кришнаизм базируется на таких индуистских текстах, как «Бхагавата-пурана» и «Бхагавад-гита». Новейшим элементом кришнаизма принято считать культ Радхи-Кришны — поклонение Кришне как возлюбленному пастушек гопи, среди которых особое положение занимает Радха, почитаемая как женская ипостась Кришны. Первые попытки проповеди культа Кришны на Западе были предприняты в 1900-е годы в США Преманандой Бхарати и в 1930-е годы в Европе учениками Бхактисиддханты Сарасвати из Гаудия-матха. Кришнаизм приобрёл значительное количество последователей за пределами Индии только во второй половине XX века, в основном благодаря проповеднической деятельности гаудия-вайшнавского гуру Бхактиведанты Свами Прабхупады и основанной им религиозной организации «Международное общество сознания Кришны». Кришна – одно из воплощений верховного бога Вишну – является Парабрахманом (Высшим Брахманом) и представляет собой верховную личность божества. Последователи кришнаизма предают большое значение внешнему виду. Они носят одежду особого покроя и цвета, мужчины броют голову налысо, оставляя на затылке косичку, на лоб белой глиной наносится знак в форме буквы « Y». Кришнаиты живут общинами, устанавливают алтари Кришны и Радхи. Вероучение основывается на произвольной интерпритации индуистской канонической книги «Бхагавадгита». Ритыалы предусматривают: медитации, коллективное моление, чтение особой молитвы-мантры «Харе кришна».
17. Христианство и античная культура. Христианство возникло на развалинах античного мира и было результатом крушения полисных и общинных структур классической античности. Будучи новой религией и новой системой мировосприятия, отвечавшей изменившимся условиям развития античного мира в рамках Римской империи, христианство несло в себе элементы новой культуры и новой цивилизации. Христианство, таким образом, объективно выступало как историческое явление, отрицавшее античную цивилизацию, но в то же время, как историческое явление, христианство основывалось на синтезе всех достижений античного мира - Древнего Востока, Древней Греции, эллинизма и Древнего Рима. В силу этого в самом христианстве существовали две тенденции, одна из которых отвергала и отрицала классическую античность и ее достижения, а другая стремилась использовать античность для обогащения плодами античного гения самой христианской религии. Эти две тенденции нашли отражение как в борьбе христианства и язычества, шире, античности, так и в синтезе и сближении христианства античной культуры. Причем эти тенденции проявлялись на уровне обыденного сознания населения Римской империи и на уровне лидеров церкви II-IV вв. На уровне обыденного сознания сохранение античных традиций у последователей христианской религии находило свое выражение в сочетании языческих представлений с христианскими символами в искусстве (например, на надгробиях), в литературе (использование образов античной мифологии даже отцами церкви), в философии (неоплатонизм), в бытовой сфере и даже в самой религии (возрождение античного политеизма в культе христианских святых). На уровне христианской церкви и ее лидеров следование античным традициям можно наблюдать в церковной политике: следование античным моделям - император руководитель религиозного культа (доктрина цезарепапизма), в возникновении арианского спора (попытка рационального истолкования христианского триединства), в стремлении приспособить церковные структуры к административно-территориальному устройству Римской империи. Одна из самых сложных проблем - вопрос об отношении лидеров христианства и церкви в целом к античному наследию. Изучение церковной истории II-V вв. и патристической литературы позволяет увидеть весь спектр такого отношения - от ярой нетерпимости ко всему, что хоть каким-то образом ассоциируется с язычеством до прямого заимствования из языческих авторов и стремления использовать античную мудрость для обогащения самого христианства. Особый интерес в этом отношении представляет IV в. и начало V в. - время христианизации Римской империи и победы христианства над язычеством. В начале IV в., когда христианство было легализировано в результате Миланского эдикта императора Константина, в трудах христианских апологетов Арнобия и Лактанция можно увидеть стремление соединить христианство с античной культурной традицией. Так, Арнобий полагал, что христианство должно использовать те ценности, которые произвел античный мир, и передать их потомкам. Лактанций считал, что следует соединить христианскую религию с античной образованностью и доказал, что никакая религия не может поддерживаться без мудрости и никакая мудрость не может быть достигнута без религии. В середине IV в. в трудах Илария и Викторина прослеживается стремление перенести в христианство основные идеи греческой философии и делаются попытки перенести в христианство основные идеи греческой философии и делаются попытки синтеза христианства и неоплатонизма. Эта традиция получила свое дальнейшее развитие в трудах Григория Нисского, которого можно назвать создателем христианского неоплатонизма. В конце IV в. появляются идеи о том, что языческие авторы не были наделены истинной мудростью, а черпали ее из Ветхого Завета. Так, Амвросий Медиоланский находил возможным доказать заимствования из Библии у таких светочей античной мудрости как Сократ, Платон, Аристотель, Пифагор, Цицерон. Эта идея вытекала, с одной стороны, из понимания, что на просвещенных римлян невозможно воздействовать путем голого отрицания христианскими истинами всех достижений античной культуры, а с другой стороны, из возможно подсознательного стремления приобщить христиан к лучшим ценностям античного гения, приостановить процесс начинавшегося разрушения античной культуры, сохранить преемственность древней языческой и новой христианской культуры. Именно такое отношение позволило сохранить многие произведения языческих писателей и философов и обеспечить определенную преемственность античной и христианской культуры. Впрочем, существовала и другая, разрушительная тенденция, от которой пострадали в конце IV - начале V вв. прежде всего языческие храмы и статуи, но порой уничтожались и произведения языческой литературы и подвергались насилию сами носители античной культуры, как это было с Александрийской библиотекой и знаменитой Ипатией. В целом отношение христианской церкви к античной культурной традиции определялось в IV в. в значительной степени образованностью ее лидеров и их личным отношением к прошлому. Пока сохранялось языческое образование и пока лидерами церкви становились люди, воспитанные в рамках античных культурных традиций, сохранялось в целом терпимое отношение к этим традициям. С появлением же христианских школ и династий клириков изменяется и отношение к античному наследию, что было одной из причин культурного упадка V в. и последующего раннего средневековья на западе. Византия в силу исторических обстоятельств сохранила большую преемственность с античной культурой, но и там отношение церкви к античному наследию стало более нетерпимым, чем в период христианизации IV в.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 1094; Нарушение авторского права страницы