Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ранняя реформация уиклеф. гус



Реформаторское учение Уиклефа. явилось выражением идейной борьбы в английском обществе накануне УотаТайлера восстания 1381. Согласно учению У., человеческое общество представляет собой земную " воинствующую церковь"; бог как верховный сюзерен обладает правом владеть всем существующим на земле, но в силу своей милости передаёт всё это людям во временное держание за службу ему, состоящую в " праведном поведении" на основе точного исполнения " божьего закона", обязательного для всех людей, независимо от их социального положения. Обязанности людей в обществе разделены между тремя сословиями: духовенством (" проповедниками" ), светскими лордами (" защитниками" ) и простым народом (" рабочими людьми" ). Отстаивая примат светской власти над духовной, У. выступал за подчинение духовенства королю как " викарию бога" на земле, за секуляризацию церковной собственности, упрощение церковных обрядов, за лишение духовенства социальных привилегий. В 1377 папа Григорий XI осудил учение У., но английское правительство взяло У. под защиту. Идеи У. были восприняты народными массами как критика феодальных порядков в целом и сыграли важную роль в идеологической подготовке восстания УотаТайлера. Однако сам У. дальше борьбы против церковного феодализма не пошёл, считая, что отношения между " господами" и " слугами" должны строиться на основе строгого выполнения взаимных обязанностей. В нарушении сословиями " божьего закона" он видел главную причину восстания 1381 и считал ограничение размера собственности средством предотвращения дальнейших социальных столкновений. В 1382 собор английских епископов осудил учение У. как еретическое. Констанцский собор в 1415 объявил У. еретиком. Реформационные идеи У. оказали влияние на лоллардов в Англии, на Я. Гуса и М. Лютера, а также деятелей английской Реформации. Ещё в середине 1380-х в Чехии стали распространяться труды английского реформатора Джона Виклифа. Под влияние идей Виклифа попал и Гус. Во время Великого западного раскола (схизмы) в римско-католической церкви Гус был в числе тех, кто сохранял нейтралитет по отношению к противоборствующим сторонам.Проповедуя в Вифлеемской часовне, Гус высказывал мнение, отличное от официальной политики Католической Церкви. Ниже перечислены его мнения по некоторым вопросам.

Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.

Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».

Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.

Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.

Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.

Чтобы распространить свои учения, Гус не только проповедовал с кафедры: он также приказал расписать стены Вифлеемской часовни рисунками с назидательными сюжетами, сложил несколько песен, которые стали народными и провёл реформу чешского правописания, сделавшую книги более понятными для простого народа. Хорошо известен его латинский труд «Чешская орфография». Именно он добился передачи каждого звука речи отдельной буквой: он разработал диакритические знаки (те, что пишутся над буквами).

В 1409 году в Пражском университете прошла острая дискуссия об учениях Виклифа, среди сторонников Виклифа был и архиепископ Праги, пригласивший Гуса выступить на заседании синода. Сильное сопротивление духовенства заставило архиепископа отказаться от поддержки Гуса.

В 1408 году были арестованы и обвинены в ереси друзья Гуса: Станислав из Знойма и Стефан Палеч, которые позже отказались от своих убеждений.

В 1409 г. папа издал буллу против Гуса, позволившую архиепископу пражскому, противнику реформатора, предпринять против него карательные действия. Проповеди Гуса были запрещены, все подозрительные книги собраны и сожжены. Однако власти поддержали Гуса, и его влияние среди прихожан продолжало расти. Осенью того же года были запрещены проповеди в частных часовнях, одной из которых была Вифлеемская часовня. Гус отказался выполнить приказ и апеллировал к Христу.

В 1411 году архиепископ Збинек прямо обвинил Гуса в ереси. Это обвинение бросило тень на университет и на короля Вацлава IV, который оказывал поддержку Гусу. Вацлав назвал заявление Збинека клеветой и приказал конфисковывать владения тех священников, которые распространяли эту «клевету». Збинек бежал в Венгрию. Он умер в дороге 28 октября 1411.

В 1412 году антипапа Иоанн XXIII начал продажу индульгенций, так как хотел организовать поход против другого антипапы Александра V. Гус выступил как против индульгенций, так и против права иерархов христианской церкви поднимать меч на их врагов. Иоанн XXIII наложил на Гуса интердикт. Чтобы не подвергать интердикту всю Прагу, Гус по совету короля уехал в Южную Чехию (вначале в замок Козий-Градек, а затем в Краковец), где шляхта не подчинялась решениям папы. Там он продолжил открыто критиковать церковную и светскую власть.

 

Лютеранство

Лютеранство возникло на территории Германии, впоследствии распространилось в Финляндии, Швеции, Дании, Исландии, странах Прибалтики; после 1740-х гг. — в Северной Америке. Первоначально сторонники этого движения предпочитали называться «евангелическими христианами», в знак того, что ни имели своей целью возрождение принципов апостольской, евангельской церкви. Название «лютеранство» было дано противниками движения и имело уничижительный оттенок. В числе вероучительных писаний лютеранства «Большой ка-пехизис» и «Малый катехизис» Лютера (1529), «Аугсбургскоеисповедание» (1530) и «Апология Аугсбургского исповедания» (1530). Меланхтона, «Шмалъкалденские статьи» (1536) Лютера и «Фор-мула согласия» (1580); однако лишь два признаются всеми лютеранскими церквами: «Малый катехизис» Лютера и «Аугсбургскоеисповедание».Лютеранство принимает доктрину оправдания единой верой. За человеком признается свобода воли исключительно во внешней, не связанной с верой сфере. Деятельность церкви в лютеранстве должна сводиться к проповеди Евангелия и отправлению обрядов. В этическом учении принципиальны два положения: добрые дела понимаются не как условие, но как результатверы; человек свободен от заботы о собственном спасении (благодаря Богу) и потому должен направить все свои силы на служение ближним. В лютеранском храме нет икон, но сохранены распятие, церковное облачение, алтарь. Большое значение в богослужении отводится музыке (преимущественно органной) и исполнению гимнов.

Вероучение (конфессия) исчерпывающе изложено в Книге Согласия. Лютеране относят себя к теистам-тринитариям и исповедуют Богочеловеческую природу Иисуса Христа, распятого на кресте, спустившегося в ад, воскресшего и вознесшегося на небо, чтобы в конце времен прийти вновь для суда над живыми и мертвыми. Важное место в доктрине занимает концепция первородного греха, который может быть преодолен исключительно действием благодати (лат.SolaGratia), выражаемой в вере (лат.SolaFide). Вместе с тем отрицая роль свободы в спасении, лютеране не отрицают свободы в мирских делах, поэтому они не являются сторонниками предопределения (Бог все знает, но не все предопределяет). Главным и единственным критерием правильности веры они считают Библию (лат.SolaScriptura). В качестве дополнительного авторитета лютеране прибегают к Священному Преданию Отцов Церкви и другим традиционным источникам, вовсе не обязательно лютеранским, однако подчёркивая, что они (как и Книга Согласия) истинны настолько, насколько соответствуют Писанию, и ни в коем случае не самодостаточны. Такой же критический взгляд применяется и к мнениям богословов, стоявших у истоков исповедания, в том числе и к сочинениям самого Лютера, отношение к которому у лютеран уважительное, но без культа.

Лютеране признают два таинства: крещение и причастие (в то же время Апология Аугсбургского исповедания относит к таинствам исповедь и рукоположение, арт. XIII). Посредством крещения люди становятся христианами. В причастии они укрепляются в вере. Особенностью лютеранского причастия внутри западной традиции является то, что потиром причащаются все верующие, а не только священники. Это связано с особым взглядом на церковь, где священники являются лишь пасторами (проповедниками), то есть, всего лишь особыми профессионалами в своей общине, и ничем не возвышены над мирянами. Между тем лютеранская церковь возводит свое преемство к апостольским временам. Это преемство понимается не обязательно непосредственно, как, например, в православии, а скорее в духовном смысле[источник не указан 290 дней]. В строгом смысле не обладают статусом таинства: конфирмация, венчание, отпевание и ординация.

Евангелические церкви, наименование ряда протестантских церквей (Евангелическая церковь аугсбургского и гельветического вероисповедания — в Австрии; Датская лютеранско-евангелическая церковь, Евангелическая церковь — в ФРГ, ГДР, Западном Берлине; Евангелическая церковь чешских братьев — в Чехословакии; Евангелическая методическая церковь — в Чехословакии и др.). Источником вероучения Е. ц. считают Священное писание, в первую очередь Евангелия (отсюда название). Большинство Е. ц. — лютеранские.

ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ГЕРМАНИИ, крупнейшая церковная организация Германии и самая значительная объединённая (то есть охватывающая более одной конфессии) протестантская организация мира.

В 1817 лютеранские и реформатские церкви Пруссии были объединены в Евангелическую церковь в землях Прусского королевства, через 4 года подобное же объединение было создано в Великом герцогстве Баден.

В 1852—1903 в Германии периодически созывались так называемые Эйзенахские конференции руководства территориальных церквей. В 1903 эти церкви создали Комитет германских евангелистских церквей. В 1922 была образована Федерация германских евангелических церквей, охватившая все основные территориальные протестантские церкви в Германии, однако в 1933 она прекратила своё существование. Вместо неё была создана Германская евангелическая церковь, внутри которой наметились два течения: откровенно пронацистское движение Германских христиан и так называемая Исповедующая церковь, занявшая более независимую позицию. В 1945 было объявлено о создании Евангелической церкви в Германии, охватывающей все территориальные объединённые (лютеранско-реформатские), лютеранские и реформатские «земельные» церкви страны, однако фактически эта организация стала функционировать с 1948.

В момент возникновения Евангелической церкви в Германии в неё вошли 8 территориальных церквей Восточной Германии и 19 территориальных церквей Западной Германии. Из 27 церквей 13 были лютеранскими, 12 — объединёнными лютеранско-реформатскими (такие церкви обычно называют просто «евангелическими» без определения их конфессиональной специфики) и 2 — реформатскими. В настоящее время в Евангелическую церковь в Германии входит 24 церкви. В подавляющем большинстве случаев эти церкви, часто называемые земельными, функционируют не в пределах созданных после 2-й мировой войны земель, а в границах государственных и административных образований, которые существовали в первой половине XX в., а иногда и в начале второй половины XIX в. Так, в современной земле Мекленбург-Померания действуют 2 «земельные» церкви: Мекленбурга (на территории 2 бывших великих герцогств — Мекленбург-Шверин и Мекленбург-Стрелиц, ставших в годы Веймарской республики 2 землями, а в 1934 объединённых в одну землю) и Померании (в западной части бывшей прусской провинции Померания). 2 «земельные» церкви имеются в нынешней земле Саксония-Анхальт: церковной провинции Саксония (территориально соответствует бывшей провинции Саксония) и Анхальта. 2 церкви функционируют и в нынешних границах земли Саксония: Саксонии (в пределах бывшего королевства, в веймарское время — земли Саксония) и церковной области Силезский Верхний Лаузиц (на северо-западе бывшей прусской провинции Силезия). Также 2 «земельные» церкви представлены в созданной после 2-й мировой войны объединённой земле Баден-Вюртемберг: Бадена (в бывшем великом герцогстве, затем земле Баден) и Вюртемберга (в бывшем королевстве, позже земле). Имеется ещё одна земля, где действуют 2 «земельные» церкви, — Гессен. На севере её функционирует церковь Кургессена-Вальдека. Под Кургессеном подразумевается бывшее курфюршество Гессен, присоединённое в 1866 к Пруссии и включённое в прусскую провинцию Гессен-Нассау. Вальдек — бывшее княжество, позже земля. И Гессен-Нассау, и Вальдек после 2-й мировой войны были включены в землю Гессен. Юг же этой новой земли находится в сфере церковной деятельности церкви Гессена и Нассау. Эта церковь действует на территории бывшего великого герцогства Гессен, ставшего после 1-й мировой войны землёй, и бывшего герцогства Нассау, присоединённого в 1866 к Пруссии и образовавшего вместе с также включённым в Пруссию курфюршеством Гессен её провинцию Гессен-Нассау.

В новой земле — Нижняя Саксония — функционируют 4 церкви: Ганновера (в пределах бывшей прусской провинции того же названия), Евангелическо-реформатская церковь, прежде называвшаяся Евангелическо-реформатской церковью Северо-Западной Германии (в области Восточная Фрисландия на крайнем северо-западе бывшей прусской провинции Ганновер и современной земли Нижняя Саксония; эта церковь объединяет реформатские общины и за пределами Нижней Саксонии: в Бремене-Рекуме, Бремергафене, Гамбурге-Альтоне, Любеке и даже в расположенных далеко за пределами этой земли Штутгарте и Баварии), Ольденбурга (на территории бывшего великого герцогства того же имени, после 1-й мировой войны преобразованного в землю), Брауншвейга (в границах бывшего герцогства соответствующего названия, позже земли).

Церковь в Берлине-Бранденбурге действует в 2 землях: Берлине и Бранденбурге. Североэльбская церковь также функционирует в 2 современных землях: Шлезвиг-Гольштейне и Гамбурге.

Сложный характер имеет пересечение земельных и церковных границ в 3 созданных после 2-й мировой войны землях: Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц и Саар. На северо-востоке современной земли Северный Рейн-Вестфалия, где прежде находилась прусская провинция Вестфалия, функционирует церковь Вестфалии. В восточной части этой земли находятся церковные территории ещё двух, весьма малочисленных «земельных» церквей: Липпе и Шаумбург-Липпе (в границах бывших княжеств, позже ставших землями). Южная же часть современной земли Северный Рейн-Вестфалия, находившаяся ранее в составе бывшей прусской провинции Рейнланд, входит в сферу деятельности церкви Рейнланда. Однако последняя действует и в соседних районах: на большей части территории земли Рейнланд-Пфальц (кроме её крайнего юга) и в современной земле Саар (которая прежде также входила в состав прусской провинции Рейнланд). На крайнем же юге земли Рейнланд-Пфальц (который был баварским анклавом — округом Пфальц) находится церковная территория «земельной» церкви Пфальца.

Таким образом, соответствие между границами церквей и границами современных земель является в Германии исключением.

Высшим законодательным органом Евангелической церкви в Германии является Синод, избираемый на 6-летний срок и состоящий из 160 человек. Большинство членов Синода избираются синодами церквей, входящих в состав Евангелической церкви в Германии. Членами Синода могут быть как священнослужители, так и миряне.

Помимо Синода в решении важнейших дел Евангелической церкви в Германии участвует и Церковная конференция, в которой представлено руководство церквей-членов (причём вне зависимости от своей численности каждая из этих церквей имеет на конференции один голос). Высшим исполнительным органом Евангелической церкви в Германии является Совет, 19 членов которого избираются на 6-летний срок на совместном заседании синода и Церковной конференции из числа высшего духовенства и мирян. Совет является постоянно действующим органом.

Функции Евангелической церкви в Германии ограничиваются миссионерской и благотворительной деятельностью, вопросами экуменизма и взаимоотношений церкви и государства.

Объединяемые Евангелической церковью в Германии церкви-члены в большой степени самостоятельны и сами решают свои внутренние дела. Руководители этих церквей именуются земельными епископами, епископами, президентами, суперинтендентами. Церковными законодательными органами церквей-членов являются земельные синоды. Церкви подразделяются на окружные суперинтендентства, а те, в свою очередь, на районные суперинтендентства. Каждое районное суперинтендентство объединяет большее или меньшее число церковных общин.

Общая численность членов Евангелической церкви в Германии составляет 28, 5 млн. человек.

Помимо членов-церквей в Евангелическую церковь в Германии входят также коллективные члены: Евангелическая церковь союза (включает часть объединённых лютеранско-реформатских церквей, являющихся членами Евангелической церкви в Германии), Объединённая евангелическо-лютеранская церковь Германии (охватывает большинство евангелическо-лютеранских церквей — членов Евангелической церкви в Германии), Реформатская лига (её образуют реформатские церкви, а также другие реформатские церковные организации) и Арнольдехайнская конференция (созданный в 1967 союз руководителей Евангелической церкви союза и его церквей-членов, объединённых лютеранско-реформатских церквей, 2 реформатских церквей и Евангелическо-лютеранской церкви в Ольденбурге).

 

Англиканство

Англиканство возникло в XVI в. в Англии и является госу-дарственной церковью этой страны. Англиканские церкви также существуют в Шотландии, Ирландии, США и Новой Зеландии, процесс Реформации в Англии был поддержан верхними слоями общества, и парламентским актом 1534 г. король Генрих VIII был объявлен главой церкви, которая, таким образом, официально гделялась от Рима. Вероучение англиканства изложено в «Книге общинного богослужения» (1549) и «Символе веры» (1571), состоящем из 39 статей. Англиканство сохраняет целибат, таинств, учение о пресуществлении, торжественное богослужение. В качестве священных текстов почитаются Писание и труды отцов церкви. В рамках англиканства выделяются три церкви: высокая — наиболее близкая к католицизму; низкая — сближающаяся с пуританизмом (английский кальвинизм, выступивший за преобразование англиканства в духе последовательного протестантизма) и пиетизмом; широкая — представляющая собой доминирующее направление. По отношению к государству англиканская церковь занимает умеренную позицию: церковь должна почитать государственную власть, однако не является зависимой от нее. Во 2-й четверти XVIII в. в англиканской церкви зародилось движение методистов (его приверженцы отличались особым рвением и методичностью в изучении Библии, отсюда название «методизм»). Сохранив основные положения англиканства и его культ, методисты создали собственную централизованную организацию; ее высший орган — ежегодно созываемая конференция. Методизм распространен в Англии, США, Канаде, Австралии и других странах. В 1881 г. был создан Всемирный методистский совет, который каждые 10 лет созывает Всемирную конференцию методистской церкви. В рамках англиканства существуют формально самостоя-тельные церкви в Шотландии, Уэльсе, Ирландии и т.д. В США англиканство представлено Епископальной церковью, получившей автономию в 1789 г. Основными принципами устройства Епископальной церкви являются выборность и признание ак-тивной роли мирян в церковных делах. В 1867 г. был создан Англиканский союз церквей. Его высший орган — Ламбетские конференции, созываемые с 1866 г. приблизительно каждые 10 лет архиепископом Кентерберийским; решенияЛамбетских конференций, однако, не имеют обязательного характера.

 

Цвинглианство

Идеологом и вождём швейцарской Реформации был Ульрих Цвингли (1484-1531). Он изучал богословие в Венском и Базельском университетах, получил степень магистра искусств. Большое влияние оказали на Цвингли сочинения Эразма Роттердамского. В 1515 г. они познакомились. С 1518 г. Цвингли был священником в Цюрихе, в 1521 г. стал членом городского совета, а год спустя начал свою реформаторскую деятельность. Он, как и Лютер, провозглашал независимость верующих от папы и епископов, отрицал культ святых и требовал разрешить священникам вступать в брак. В 1523 г. Цвингли опубликовал " б7 тезисов" и успешно защитил их на последующих диспутах. В результате городской совет Цюриха избрал своей религией протестантство. В том же году Цвингли сложил с себя сан, и совет назначил его проповедником.

Цвингли шёл к идеям Реформации независимо от Лютера, но его учение - цвинглианство - во многом сходно с лютеранством. Как и Лютер, Цвингли был приверженцем строгого детерминизма (т. е. учения об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений). Согласно его учению, спасение - участь немногих избранных. Основываясь на посланиях апостола Павла, Цвингли полагал, что первородный грех человека искуплен жертвой Христа и что божественная благодать дарует человеку спасение через веру.

Цвингли строже, чем Лютер, относился к проверке церковных утверждений на истинность: если для Лютера правильно всё, что не противоречит Писанию, то Цвингли признавал истинным только то, что прямо подтверждается Писанием. Цвингли считал, что всё отвлекающее от самоуглубления и рассчитанное на чувственное воздействие, должно быть удалено из храмов. Он полагал, что таинства лишены мистического смысла и Божией благодати. По Цвингли, пресуществления даров в евхаристии не происходит, а этот обряд - только воспоминание о жертве Иисуса Христа. Уже в 1524 г. из цюрихских церквей были изгнаны живопись и музыка, отменена католическая месса, которую заменили проповеди на библейскиетемы. В бывших монастырях устраивали школы и больницы, а монастырское имущество перешло в фонд благотворительности и образования. В конце XVI - начале XVII в. цвинглианство слилось с кальвинизмом.

Ведущим мотивом Ц. можно считать безусловный приоритет Священного Писания: истинно только то, что подтверждается Библией. Искупление Христом первородного греха и обретение человеком божественной благодати к спасению через оправдание верой лишают церковные таинства свойств священнодействия. Поэтому Ц. отказывается от иерархии, монашества, культа святых, упрощает богослужение, главную роль отводит библейской проповеди. Место священников занимали проповедники-миряне. Руководители общин избирались прихожанами и подчинялись городским магистратам.

Особая роль в истории движения принадлежит швейцарскому теологу Генриху Буллингеру (1505—1575), который после гибели Цвингли фактически стал самым авторитетным его последователем. В своих теологических трудах (их свыше 150) Буллингер стремился к согласованию разногласий, имевшихся в реформатской среде по вопросу о причащении, формулировал позиции для достижения вероисповедной общности. С его именем связан один из самых значительных программных текстов реформатской церкви — " Второе гельветическое исповедание" 1566 г.

С возобладанием кальвинизма цвинглианское движение стало постепенно распадаться. Доктринально оно вполне совмещалось с общереформатской идеологией. Организационно же утратило прежнюю самостоятельность. В итоге, на рубеже XVI—XVII вв. Ц. соединяется с др. церквями кальвинистской традиции.

 

Кальвинизм

Кальвинизм - протестантское вероучение, основателем которого был Ж. Кальвин; возникло в 16 в. в процессе Реформации. В основе К., отвечавшего "... требованиям самой смелой части тогдашней буржуазии", лежат доктрины об абсолютном предопределении и о божественного невмешательстве в закономерность мира. Согласно учению об абсолютном предопределении, бог ещё до сотворения мира предопределил одних людей к " спасению", других к погибели, одних — к раю, других — к аду, и этот приговор бога абсолютно неизменен. Учение о предопределении "... было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. Определяет не воля или действие какого-либо отдельного человека, а милосердие могущественных, но не ведомых экономических сил". Однако учение о предопределении не предрасполагало человека к фаталистической покорности судьбе. Согласно К., человек должен быть уверен в том, что он является " божьим избранником" и доказать это своей жизнью и деятельностью. Бог, как утверждал К., непосредственно не нарушает закономерности созданного им мира, и показателем предызбранности человека является успех в его профессиональной деятельности. Т. о., получала религиозное оправдание предпринимательская деятельность буржуа с его стремлением к накоплению и наживе. Проповедовавшийся К. так называемый мирской аскетизм выражался в простоте жизни и скопидомстве, в уничтожении многочисленных католических праздников и в увеличении числа рабочих дней. Из Женевы (родины К.) это вероучение распространилось в Англию, Шотландию, Нидерланды, некоторые области Германии, Францию, Венгрию, Польшу. Как религиозная идеология буржуазии эпохи первоначального накопления капитала К. сыграл крупную организующую роль в двух ранних буржуазных революциях — нидерландской (16 в.) и особенно английской (17 в.). Республиканская организация кальвинистской церкви коренным образом отличается от иерархического построения католической церкви. Во главе церковной общины стояли старейшины (пресвитеры), избираемые из светских членов общины, и проповедники, обязанности которых не были связаны со священнической деятельностью, а являлись лишь службой. Пресвитеры и министры составляли консисторию. Такая организация церкви давала простор влиянию наиболее сильных людей в общине и была чрезвычайно благоприятной для экономически крепкого слоя буржуазии; в ней был также полностью осуществлен буржуазный идеал " дешёвой церкви" (упрощение культа, устранение роскоши и т.п.). К. не менее нетерпим к инаковерующим (особенно народным реформационным течениям), чем католицизм. В отличие от народных " еретических" учений, отрицавших необходимость церкви как общественного института, К. проповедовал, что спасение возможно исключительно в рамках церкви. Церковная организация К. строилась на основе жесточайшей дисциплины и беспрекословного подчинения рядовых членов руководству общины. Церковная организация К. была воспринята не только буржуазией; она явилась удобным орудием для борьбы аристократических слоев дворянства с королевским абсолютизмом, например во Франции. К. вместе с цвинглианством, быстро слившимся с К., в различных своих разновидностях (реформатские церкви, пресвитерианство, конгрегационализм) получил наибольшее распространение в США, Великобритании, Нидерландах, Швейцарии; насчитывал к концу 1960-х гг. приблизительно 45 млн. приверженцев.

 

Протестантское вероучение

Протестантизм (лат.— протестующий) возник на севере Европы в ответ на кризис Римско-католич церкви Средневековья. Оформление доктрины и практики протестантизма связано с деятельностью Мартина Лютера и Жана Кальвина. Особенности протестантской догматики: 1. Оправдание только личной верой. Человек должен признать свою ограниченность, незнание, грех, вину. Он не может оправдаться перед Богом посредством добрых дел, как в католицизме, так как первородный грех извратил природу человека и сделал его неспособным к добру. Также он не может быть наделен благодатью ни через таинства, проводимые священниками, ни практикуя монашеский аскетизм. Бог существует, поскольку человек верит в Него. 2. Священство всех верующих. Каждый верующий может быть наделен священностью непосредственно от Бога, вследствие чего он получает возможность персонального общения с Богом, право проповедовать, совершать богослужения. В протестантизме не существует монашества как такового. Каждый верующий обязан соблюдать заповеди «мирского аскетизма». 3. Исключительный авторитет Библии в вопросах вероучения. В качестве единственного авторитета протестантизм почитает Священное Писание, осуждая католичество как «небиблейскую» религию. 4.Особенностью протестантской теологии является то, что в ней на передний план в структуре Троицы вьдвигаетсяХристос (так называемый христоцентризм), понимаемый в качестве нравственного авторитета; неприятие идеи чистилища, отсутствие монашества, отказ от обета безбрачия для духовенства. Протестантизм выдвигает особую этику. Человек в ней понимается в свете идей благодати, предопределения, божественного призвания. Особо подчеркивается роль труда; предпринимательство приобретает статус освященного религией занятия. Приобретение профессии и достижение успеха в профессиональной деятельности почитаются первейшей обязанностью и добродетелью человека. Нравственный идеал предполагает в числе основных качеств бережливость, приумножение капитала, прилежание, честность. К злейшим порокам относятся леность, мотовство, стремление к роскоши и развлечениям, гордыня. Наибольшеераспростр протестантизм получил в США, ФРГ, странах Скандинавии, Великобр, Канаде, Швейцарии. Современному протестантизму свойственно: активная миссионерская деятельность; продолжающееся формирование новых сект и направлений; распространение фундаментализма (непогрешимость Библии; божественная природа Христа; физическое воскрешение мертвых; второе пришествие).

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 796; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь