О возложении правой руки на левую во время молитвы
Нет никаких сомнений в правомочности и законности возложения правой руки на левую во время молитвы, на что указывают множество достоверных хадисов.
Уаиль ибн Худжр (да будет доволен им Аллах) сказал: “Я видел, как, приступив к молитве, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поднял руки, произнёс слова «Аллаху акбар», потом закутался в свою одежду, а затем возложил правую руку на левую”. Муслим 401.
Сахль ибн Са’д (да будет доволен им Аллах) говорил: “Людям было велено, чтобы во время молитвы они возлагали правую кисть на левое предплечье”. аль-Бухари 740.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нам – пророкам, было велено разговляться пораньше, совершать предрассветную трапезу (сухур) позже, и класть во время молитвы правую руку на левую» ”. Ибн Хиббан 1770, ат-Таялиси 346, ат-Табарани в “аль-Кабир” 1/100. Хафиз аль-Хайсами назвал всех передатчиков хадиса надежными, а Ибн Хиббан, ад-Дыя аль-Макъдиси, ‘Аляуддин аль-Магълятай, ас-Суюты, аз-Зуркъани и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. «Шарх Сунан Ибн Маджах» 5/1386, «Тануир аль-хауаликъ» 1/174, «Сахих аль-джами’» 2286.
Абу ‘Усман ан-Нахди рассказывал: “Однажды Ибн Мас’уд совершал молитву, положив левую руку на правую, и увидев его, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) взял его правую руку и переложил на левую”. Абу Дауд 755, ан-Насаи 888, Ибн Маджах 811. Достоверность хадиса подтвердили ан-Науауи, Ибн Хаджар, Ибн Сайд а-Нас и аль-Альбани. См. «аль-Маджму’» 3/312, «Фатхуль-Бари» 2/187, «Сахих Сунан Аби Дауд» 3/342.
Сказал аш-Шаукани: “Хадис указывает на то, что следует класть именно правую руку на левую, а не наоборот. И нет в этом разногласия среди считающих правомочным возложение одной руки на другую”. См. “Найлюль-аутар” 4/83.
Но от сподвижника ‘Абдуллаха ибн аз-Зубайра (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он совершал молитву с опущенными руками. Так, ‘Амр ибн Динар рассказывал: “Когда Ибн аз-Зубайр совершал молитву, то опускал руки”. Ибн Аби Шейба 3974. Исследователь сборника «аль-Мусаннаф» (2/311) назвал иснад достоверным.
Однако этот поступок Ибн аз-Зубайра указывает на то, что складывание рук не является обязательным элементом молитвы, и никак не указывает на желательность такого поступка, как и не может быть противопоставлен тому, что передаётся достоверно от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). При том, что Сахль ибн Са’д сказал: “Людям было велено, чтобы во время молитвы они возлагали правую кисть на левое предплечье”. аль-Бухари 740.
Т.е. это было велено именно Посланником (мир ему и благословение Аллаха).
При том, что от самого Ибн аз-Зубайра также передают указание на желательность данного поступка. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Нет разногласия в сообщениях, передаваемых от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) касательно этой главы (возложении правой руки на левую). И я не знаю никого из числа сподвижников, кто противоречил бы этому, кроме того, что передают от Ибн аз-Зубайра, что он опускал руки. И от него же передаётся противоположное этому, что он сказал: «Выравнивание ступней и возложение одной руки на другую – из числа Сунны»”. См. “ат-Тамхид” 20/74.
Однако Ибн аль-Къасим передал, что имам Малик относительно возложения правой руки на левую сказал: “Я не знаю касательно этого поступка в обязательных молитвах ничего. Но что касается добровольных молитв, если стояние затянулось, то нет проблем”. См. “аль-Мудаууана” 1/84.
Но это мнение неоднозначно у Малика, так как он сам привел хадисы касательно возложения рук в молитве в своем сборнике и назвал главу следующим образом: “О возложении одной руки на другую во время молитвы”. См. “аль-Мууатта” 1/158.
И при этом он не делал разницы между обязательными и добровольными молитвами, как это передаётся от него в другом мнении. Ашхаб сказал: “Я спросил Малика о возложении одной руки на другую во время обязательной молитвы, и он сказал: «Я не вижу в этом проблем, будь то обязательная молитва или добровольная»”. См. “аль-Баян уа-ттахсыль” 1/394..
Как бы то ни было, маликиты разошлись в этом вопросе из-за различных мнений, передаваемых от Малика. Из них кто-то считал это просто дозволенным, но не желательным, а кто-то из них считал это даже нежелательным. Говорит маликит Ибн Рушд: “Порицание этого поступка Маликом, что передаётся в «аль-Мудаууана» означает: порицание того, чтобы считать возложение рук во время молитвы обязательным элементом”. См. “аль-Мукъаддимат” 1/117.
Передав мнения про опускание рук во время молитвы, Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Это не является противоречием, так как противоречием будет считать это (складывание рук) порицаемым. И учёный может опускать руки (не складывая их), чтобы люди видели, что складывание не является обязательным”. См. “ат-Тамхид” 20/76.
В любом случае, мнение тех из числа маликитов, считавших складывание рук во время молитвы неустановленным или нежелательным отвергается, так как оно противоречит достоверным пророческим хадисам. К тому же этот поступок как минимум является желательным, так как в хадисе Сахля ибн Са’да говорится: “Людям было велено, чтобы во время молитвы они возлагали правую кисть на левое предплечье”. аль-Бухари 740.
Сказал Ибн Хубайра: “Единогласны учёные в том, что является установленным возложение правой руки на левую во время молитвы. Исключением является то, что передаётся от Малика в одном из мнений, что это не установлено, но дозволено. Другое же его мнение подобно мнению аль-джама’а”. См. “Ихтиляф аль-аимма аль-‘уляма” 1/107.
Что касается мудрости о возложении рук на груди во время молитвы, то Мухаджир ан-Набаль говорил: “Возложение правой руки на левую является унижением перед Великим! ” См. “аль-Аусат” 3/94.
А хафиз Ибн Хаджар сказал: “Учёные говорили, что мудрость этого состояния (возложения одной руки на другую в молитве) состоит в том, что это является положением просящего и униженного человека перед своим Господом. И такое состояние сильнее удерживает от отвлечения и ближе к смиренности. Также из числа красивых слов некоторых (учёных): «Сердце является местом намерения, а обычаем людей является то, что когда они желают что-то уберечь и сохранить, то кладут на это свои руки»”. См. “Фатхуль-Бари” 2/633.
Таким образом, возложение одной руки на другую во время молитвы является установленной Сунной, в которой нет сомнения. Как и является установленным то, что следует класть именно правую руку поверх левой или же обхватывать правой рукой левую, но не наоборот.
Как именно следует складывать руки?
Касательно того, как именно следует складывать руки, есть два конкретизирующих хадиса, указывающих на то, каким образом это должно быть:
1. Положить правую ладонь поверх левой руки так, чтобы охватить кисть, запястье и предплечье.
Довод этому – хадис Уаиля ибн Худжра (да будет доволен им Аллах), который сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время молитвы клал правую ладонь на внешнюю часть кисти, запястья и предплечья”. Абу Дауд 727, ан-Насаи 889. Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, ан-Науауи, Ибн аль-Къайим и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Хуляса” 1/356, “Тухфа аль-мухтадж” 1/335, “Сахих Сунан Аби Дауд” 717.
Имам ан-Насаи назвал главу, в которой привёл этот хадис следующим образом: “Место, на которое во время молитвы кладётся правая рука вместе с левой”. См. “ас-Сунан” 1/147.
2. Обхватить правой рукой левую руку в районе запястья. См. «аль-Фуру’» 1/412, «аль-Инсаф» 2/46.
Довод этому – другая версия хадиса Уаиля ибн Худжра (да будет доволен им Аллах), который сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время молитвы взял свою левую руку правой”. Абу Дауд 726, ан-Насаи 887. Хадис достоверный. См. “Сахих Сунан Аби Дауд” 716, “Сахих Сунан ан-Насаи” 886.
А в другой версии хадиса сказано: “Он делал это близко к запястью”. ад-Дарими 1277, Ибн Хиббан 1805. Иснад достоверный. См. “Тахридж Сунан ад-Дарими” 2/790.
Следует отметить, что некоторые учёные считали желательным объединять обе эти версии хадиса. Они говорили, что следует положить правую руку на левую руку, подобно тому, как говорится в первом случае, но с тем исключением, что большим пальцем и мизинцем правой руки обхватить левую руку. См. “Шарх Фатх аль-Къадир” 1/292, “Ауджаз ас-салик” 3/306.
Однако другие учёные считали, что лучше так не делать, а просто делать иногда так, как описано в первом случае, а иногда как во втором. А некоторые учёные даже называли это совмещение двух вариантов нововведением. См. “Асль сыфа ас-саля” 1/215.
А Аллаху ведомо обо всём лучше.
Популярное:
- C4 (высокий уровень, время – 55 мин)
- II. Откровение, время и чудеса
- IV. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА
- IX. ЗНАЧЕНИЕ «УНИВЕРСАЛИЙ» КОСМОС, ВРЕМЯ, ПРОСТРАНСТВО И РЕАЛЬНОСТЬ ДЛЯ ПСИХОДРАМЫ
- LIII. О выкупе руки от котелка
- PortaTime (Portamento Time – время портаменто)
- Scrum во время боевых действий
- V. Механизм, преобразующий крутящий момент, передающийся от двигателя через сцепление, по величине и направлению, позволяет отключать двигатель от ведущих мостов на длительное время.
- Авария – это чрезвычайное событие техногенного характера, заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении тех, нического устройства или сооружения во время его работы.
- Автор говорит о том, кого мы видим перед собой во время беседы
- АРТАКСЕРКС I ЛОНГИМАН (Долгорукий)
- Атлантическое побережье США. Время. 05 ч. 25 мин.