Ответ на оставшиеся возражения
Возражение № 1:
«Имам Ахмад передал в своём сборнике хадис от Хульба ат-Таи о складывании рук на груди, но, тем не менее, не опирался на него сам, а более того, порицал этого действие, что указывает на недостоверность этого хадиса для него»
Во-первых, большинство имамов считали, что суть именно в хадисе, который передаёт передатчик, а не в его мнении, даже если он сам не поступал в соответствии с ним, поэтому у них даже сложилось на этот счёт следующее правило: «Довод в том, что передал передатчик, а не в его мнении».
Это и есть истина, ведь в противном случае можно отвергнуть хадисы, которые есть даже в обоих Сахихах аль-Бухари и Муслима по причине того, что тот или иной передатчик не опирался на него или даже пошёл ему в противоречие.
Например, у нас имеются случаи, когда даже тот или иной сподвижник передавал хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха), но сам шёл в противоречие ему. В числе этого хадис от Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах), который передавал от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, что он поднимал руки во время молитвы до и после поясного поклона. Но, тем не менее, от него самого Муджахид передаёт, что кроме первого такбира он никогда не видел, чтобы Ибн ‘Умар поднимал руки. Ибн Аби Шейба 2452, аль-Байхакъи в “аль- Ма’рифа” 2/428.
Или хадис, который передаёт ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах), что нет никаха, кроме как при согласии опекуна. Однако, тем не менее сообщается от неё, что она выдала замуж свою племянницу сама, так как её отец отсутствовал. Ибн Аби Шейба 3/457, аль-Байхакъи 7/112.
Или хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), который передавал хадис о том, что посуду, которую лизнула собака необходимо промыть водой семь раз. Однако от Абу Хурайры самого передаётся, что он давал фатуа о том, что промывать после этого следует три раз. ад-Даракъутни 1/65, аль-Байхакъи в “аль- Ма’рифа” 2/60.
При этом следует отметить, что касательно достоверности поступков Ибн ‘Умара и Абу Хурайры в противоречие переданных ими хадисов вызывает сомнение, так как касательно слабости асара, что Ибн ‘Умар не поднимал руки во время молитвы высказывался хафиз Ибн Хаджар. См. “Фатхуль-Бари” 2/220.
А касательно слабости сообщения Абу Хурайры высказывался имам аль-Байхакъи. См. “Ма’рифа ас-Сунан уаль-асар” 2/60.
Что же касается сообщения от ‘Аиши, то оно является достоверным, однако в других сообщениях поясняется, что на самом деле выдавал её племянницу замуж мужчина из их рода, однако ‘Аиша лишь взяла на себя организацию, настояла на женихе, и т.п. См. “Шарх ма’ани аль-асар” 3/10, “Фатхуль-Бари” 9/186.
В любом случае, даже если упомянутые вещи были бы достоверными и понимались бы иначе, нет в них аргумента в противоречия пророческим хадисам, как и не указывает противоречие передатчика переданному им хадису на слабость самого хадиса или его отмену, не говоря уже об оставлении им действия по переданному.
Во-вторых, нет ясных слов от самого Ахмада с тем, чтобы он высказался о слабости этого хадиса, а более того, как уже было сказано, одно из мнений, которое передают некоторые ханбалиты от Ахмада – это складывание рук на груди, как это говорили имамы Шамсуддин ‘Абду-р-Рахман Ибн Къудама аль-Макъдиси и Ибн Раджаб аль-Ханбали, чьи слова упоминались раннее. См. «аш-Шарх аль-кабир ‘аля матн аль-Мукъни’» 1/514, «Фатхуль-Бари» 4/335.
Возражение № 2:
«Имам Ибн аль-Мунзир сказал, что нет ничего достоверного от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) касательно места складывания рук на теле»
Ибн аль-Мунзир сказал: “Нет касательно места возложения рук достоверного сообщения от Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Если человек пожелает, то кладёт руки под пупком или выше”. См. “аль-Аусат” 3/94.
Во-первых, сказавший это Ибн аль-Мунзир не привёл ни одного хадиса касательно складывания рук на груди из числа тех, что были рассмотрены. Напротив, он сказал это после того, как привёл хадис от ‘Али и Абу Хурайры о складывании рук именно под пупком. Его слова являются обобщёнными и нельзя их относить ко всем хадисам касательно складывания рук на груди. Если бы он привёл непосредственно эти хадисы, а затем высказался бы так, тогда можно было бы считать, что он считал эти хадисы слабыми. И сколько было случаев, когда тот или иной имам говорил обобщённо, что в такой-то главе или таком-то вопросе нет достоверного хадиса, а они имели место быть. А как гласит известное правило: «Утверждающему отдаётся предпочтение перед отрицающим».
Во-вторых, имам Ибн аль-Мунзир отрицает наличие достоверного хадиса касательно обсуждаемого вопроса в общей форме, а не разбирая слабость конкретного хадиса и обосновывая это, тогда как другие имамы утверждают достоверность хадисов о складывании рук на груди, обосновывая это.
В-третьих, с этими словами Ибн аль-Мунзира не были согласны многие исследователи. Так, в книге «аль-Аусат» изданной под редакцией шейха Хаммада аль-Ансари после упоминания Ибн аль-Мунзиром этих слов, исследователь этой книги – доктор Сагъир Ахмад Ханиф говорит в примечании (№ 178): “Касательно этого вопроса передаётся хадис Уаиля ибн Худжра, который привёл Ибн Хузайма. И даже если иснад его слабый, достоверный хадис касательно этого передаётся другим путём”.
Также и шейх-мухаддис ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут возразил на эти слова имама Ибн аль-Мунзира, сказав: “Напротив, достоверно от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) возложение правой руки на левую на груди. Это привёл Абу Дауд (759), Ибн Хузайма (479) и Ахмад (5/226). Этот хадис является хорошим по причине различных путей и усиливающих свидетельств”. См. “Тахкыкъ Кифая аль-ахъяр” 143.
Возражение № 3:
«Имам Ибн Рахауайх сказал: “Хадис о складывании рук под пупком сильнее, и это ближе к смиренности”»
Во-первых, каким образом хадис о складывании рук под пупком может быть сильнее, если есть единогласное мнение касательно его слабости? К тому же у хадиса о складывании рук под пупком нет даже каких-то иных версий, чтобы его можно было усилить, ибо все эти версии, и от ‘Али и Абу Хурайры на этот счет передаются от передатчика по имени ‘Абду-р-Рахман ибн Исхакъ аль-Уаситы аль-Куфи. И помимо неприемлемости этого передатчика, его приписывание этого хадиса то одним, то другим также указывает на его путаницу (идтыраб). А другие версии на этот счёт вообще не имеют основы, как хадис Анаса, не имеющий даже иснада, и просто приводящийся в книгах некоторых ханафитов. Так и хадис Уаиля с добавкой «под пупком», который в действительности не приводится у Ибн Аби Шейбы в «аль-Мусаннаф».
Единственно, что имеет основу у этого мнения – это хадис от одного ‘Абду-р-Рахмана ибн Исхакъа аль-Уаситы, а слова Ахмада и Абу Хатима о том, что он «мункар хадис», как и слова Ибн Ма’ина с аль-Байхакъи о том, что он «матрук» уже приводились. Также имам Ибн Хиббан сказал о нём: “Он был из числа тех, кто перемешивал тексты и иснады (хадисов), и уединялся в передачи отвергаемых сообщений, приписывая их известным передатчикам. Не дозволено опираться на него”. См. “аль-Маджрухин” 2/54.
И даже если бы этот хадис имел иную версию, то она не усиливала бы хадис такого передатчика. Ведь хадисы матрука из числа отвергаемых, которые не усиливаются. Так, комментируя слова ан-Науауи: “Если говорится: «Матрук аль-хадис» или «Часто допускающий ошибки» или «Лжец», то это отвергаемый передатчик, чьи хадисы не записываются”, говорит ас-Суюты: “Хадисы такого передатчика не записывают, не берут в расчёт и в качестве усиливающего свидетельства”. См. “Тадриб ар-рауи” 1/188.
Он также сказал: “«Матрук хадис» не является пригодным в качестве усиливающего свидетельства”. См. “Тадриб ар-рауи” 1/129.
И как хадис такого передатчика может быть сильнее, чем хадисы про возложения рук на груди, среди которых нет ни одного, кто был бы подобен ему?! Максимум что говорилось про тех, к которым имелись претензии из числа передающих хадисы про возложение рук на груди: иногда допускал ошибки; память была плохая; неизвестный (маджхуль). Но даже в таком случае эти хадисы могут усилить друг друга без проблем, в отличие от хадиса ‘Абду-р-Рахмана ибн Исхакъа аль-Уаситы.
Говорит шейхуль-Ислям Ибн Таймия: “Если хадис передал неизвестный (маджхуль), то есть опасение того, что он является лжецом или, что у него плохая память. Но если другой передатчик (через другой путь) передал то же самое, о котором известно, что он не взял именно от него, то становится ясным, что этот (маджхуль) не солгал”. См. “Маджму’уль-фатауа” 18/23.
Сказал ас-Суюты: “Из того, что пояснил хафиз Ибн Хаджар, следующее: Слабый хадис по причине подтасовки (тадлис) передатчика или же из-за неизвестности положения передатчика (джахаля) достигает уровня хорошего по причине различный путей передач”. См. “аль-Бахр аллязи захара фи шарх алфия аль-асар” 3/1084.
По этой причине хадис о возложении рук под пупком никогда не будет сильнее хадисов о возложении рук на груди, кто бы ни говорил подобное.
Во-вторых, если имам Исхакъ ибн Рахауайх посчитал хадис о складывании рук под пупком сильнее и смиреннее, то были имамы, которые считали иначе, что хадис о складывании рук на груди сильнее и ближе к смиренности. Ибн Амир аль-Хадж аль-Ханафи в «Шарх Мунья аль-мусалли» сказал: “Нет достоверного хадиса, который бы конкретизировал, где именно следует складывать руки на теле, кроме упомянутого хадиса Уаиля”. См. “Фатх аль-Гъафур” 48, “Мир’атуль-мафатих” 3/60.
Имам аш-Шаукани сказал: “Нет ничего достовернее в этой главе, чем упомянутый хадис Уаиля”. См. “Найлюль-аутар” 4/85.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Лучше всего класть руки в молитве на груди, поскольку хадис Уаиля об этом – это самое лучше, что передаются в данной главе”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 13/164.
А имам аль-Мауарди, который говоря о том, почему следует складывать руки именно под грудью, а не под пупком, сказал: “Потому что то, что ниже пупка – это ‘аурат (лобок), а то, что ниже груди – это сердце, и это место смирения. И, следовательно, положить руки на этом месте ближе к смиренности, чем положить их на ‘аурат”. См. “аль-Хауи” 2/100.
В-третьих, от того же Исхакъа передаётся и другое мнение на этот счёт, которое передал имам аль-Маруази, что “Исхакъ в молитве Уитр поднимал руки во время мольбы-къунут, произносил къунут до поясного поклона и складывал руки на сосках или под ними”. См. “Масаиль аль-Маруази” 222.
Возражение № 4:
«Нет необходимости настаивать на каком-либо мнении, пусть человек сам выбирает, где и как складывать руки на теле, поскольку ат-Тирмизи передал широту по этому вопросу от саляфов»
В действительности ат-Тирмизи не передавал таких слов от саляфов, что человек может держать руки где, и как пожелает, однако сказал: “Так поступали обладающие знанием из числа сподвижников, таби’инов и тех, кто был после них: они считали, что во время молитвы человек должен класть свою правую руку на левую. Некоторые из них считали, что следует класть руки выше пупка, а некоторые считали, что ниже пупка. Но всё это имеет для них широту в выборе”. См. “Сунан ат-Тирмизи” 1/284.
Он не сказал, что человек может держать руки, где пожелает, а передал непосредственно два мнения: под пупком и выше пупка. А что под словами «выше пупка» речь идёт о груди были уже приведены слова имамов.
Нет никакого сомнения в том, что вопрос возложения рук на теле из числа добровольных элементов молитвы, а не обязательных вещей по единогласному мнению, как это передал Къады ‘Ийяд. См. “аль-Икмаль” 2/291.
Но на желательность этого указывает хадис Сахля: “Людям было велено, чтобы во время молитвы они возлагали правую кисть на левое предплечье”. аль-Бухари 740.
Как и нет сомнения в том, что вопрос о том, на каком именно месте следует складывать руки, является приемлемым для разногласия, если не выходить за рамки мнений, которые имели место быть среди имамов ахлю-с-Сунна.
Однако стремящийся к истине и не ограничивающийся слепым следованием должен стараться выбирать более обоснованное и сильное мнение по мере своих возможностей. Например, мнение о том, что руки следует складывать выше груди под бородой, не имеет никакой основы даже в виде слабого хадиса.
Также и мнение о разделении этого положения между мужчинами и женщинами не имеет основы, кроме как аналогии, в которой уединились имамы ханафитского мазхаба, с разделением которого не были согласны другие имамы.
Как и мнение с конкретизацией того, что руки следует держать выше пупка, но именно под грудью, не опирается на прямой хадис, будь даже слабый. Напротив, высказавшие такое мнение опирались на хадисы, в которых ясно сказано о возложении рук именно на груди.
На прямые сообщения касательно данного вопроса опираются именно два мнения, а это: «складывание рук под пупком» и «складывание рук на груди». Что касается хадиса про складывание рук под пупком, то представители всех мазхабов назвали его слабым, за исключением некоторых поздних ханафитов.
А что касается мнения о степени достоверности хадисов про складывание рук на груди, то читатель уже ознакомился с именами имамов и учёных, подтверждавших их достоверность.
И даже если согласиться с тем, что эти хадисы также слабы, то всё равно их слабость не подобна слабости хадиса о складывании рук под пупом. И опираться на такой хадис, даже если согласиться с заявлением, что он слабый, куда лучше, чем опираться на мнение кого-либо из имамов, аналогию и прочее, что являлось мнением всех саляфов. К тому же основа, как возложение правой руки на левую установлена без сомнения, а конкретизация этого положению грудью упоминается в трёх прямых хадисах, достоверность которых подтверждали признанные имамы и учёные. И как было сказано, даже если настаивать на слабости этих хадисов тоже, то опираться на них куда лучше, чем на голое мнение и аналогию. Саляфы нашей уммы отдавали предпочтение слабому хадису перед аналогией и личным мнением людей, если хадис не противоречил общеизвестным положениям, и если его слабость не была чрезмерной.
Имам Ахмад говорил: “Слабый хадис любимей нам, чем мнения людей”, а в другой версии сказано: “Слабый хадис лучше, чем аналогия”. См. “аль-Мухалля” 1/68, “ат-Тахкыкъ” 1/143.
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Опираться на хадис мурсаль и слабый хадис, если в какой-то главе нет того, что этому противоречит, является тем, что отдаётся предпочтение перед аналогией. Однако под слабым хадисом он (Ахмад) не имеет в виду такой, который является ложным, отвергаемым или в иснаде которого передатчик, обвиняемый во лжи, чтобы нельзя было опираться на него. Напротив, слабый хадис для него близок к разделу достоверных или хороших. Он не разделял хадис на достоверный (сахих), хороший (хасан) и слабый (да’иф), а делил только на достоверные и слабые. Что касается слабых хадисов, то они для него имеют разные степени. И если в какой-то главе нет хадиса, слов сподвижника, единогласного мнения (иджма’), противоречащих этому хадису, то поступать в соответствии с ним первичнее, чем опираться на аналогию. И нет никого из числа имамов четырёх мазхабов, кто противоречил бы ему в этой основе. И нет среди них никого, чтобы он не ставил слабый хадис перед аналогией”. После чего Ибн аль-Къайим стал приводить примеры тому, как имамы каждого мазхаба опирались на слабые хадисы, относительно недостоверности которых были единогласны мухаддисы, и дойдя до имама Малика он сказал: “Что касается Малика, то он отдавал предпочтение хадису мурсаль, прерванному хадису, сообщениям без иснада и словам сподвижника перед аналогией”. См. “И’лям аль-мууаккъи’ин” 1/56-58.
Хафиз Ибн Хаджар передал, что имам Ибн Мандах относительно имама Абу Дауда говорил: “Он использовал хадис со слабым иснадом, если не находил ничего иного по теме, ибо это для него было сильнее, чем просто мнения людей”. См. “ан-Нукат” 1/435.
И как мы видим, хадисы о возложении рук на груди в молитве не противоречат никаким установленным положениям религии, а наоборот, конкретизируют обобщённые тексты о возложении правой руки на левую. К тому же даже если признать, что эти хадисы слабые, их слабость именно такова, как говорил Ибн аль-Къайим выше, не мешающая опираться на них, которая лучше, чем аналогия или голое мнение и понимание какого-то имама. При том, что в действительности эти хадисы достоверные, о чём говорило множество обладателей знания.
Заключение
Исходя из всего сказанного, следует:
- Является установленной Сунной, в которой нет сомнения, класть правую руку на левую в молитве. И это также является одним из мнений Малика и множества маликитов.
- Класть следует именно правую руку поверх левой, а не наоборот.
- Что касается вопроса, как именно следует складывать руки, то в хадисах упоминается два варианта:
1. Положить правую ладонь поверх левой руки так, чтобы охватить кисть, запястье и предплечье.
2. Обхватить правой рукой левую руку в районе запястья.
- Что касается места, на котором следует складывать руки, то имамы разошлись в этом вопросе, однако более распространённое мнение в том, что следует возлагать руки под пупком или на груди.
- Касательно слабости хадиса о складывании рук под пупком все имамы единогласны.
- Касательно хадисов о складывании рук на груди, то нет слов ранних имамов, за исключением некоторых современников, кто высказывался бы об их слабости, не считая некоторых обобщённых слов, подобно словам Ибн аль-Мунзира.
- Что касается имамов и учёных, которые считали достоверными хадисы о возложении рук на груди и опирались на них, то из их числа: ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн ‘Абдуль-Барр, ан-Науауи, ‘Аляуддин Магълятай, Ибн аль-Муляккъин, Ибн Хаджар, Бадруддин аль-‘Айни, Ибн Амир аль-Хадж, Мухаммад Хаят ас-Синди, аш-Шаукани, ас-Сан’ани, Абу-ль-Хасан ас-Синди, Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади, Мухаммад Сафар аль-Мадани, Мухаммад аль-Мубаракфури, Сафийю-р-Рахман аль-Мубаракфури, ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури, аль-Альбани, Ибн Баз, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут, Ибн ‘Усаймин, Мукъбиль, Бакр Абу Зейд, Мухаммад аль-Атьюби, а также учёные Постоянного комитета и множество исследователей.
Нет сомнения, что достоверность хадиса зависит от его соответствия условиям достоверности, а не от того, сколько учёных считают тот или иной хадис слабым или же достоверным. Однако когда более двадцати пяти обладателей знания, среди которых признанные мухаддисы говорят о достоверности хадиса, и неизвестно чтобы кто-либо вообще назвал хадис недостоверным, то тут безусловно стоит призадуматься. И в частности это касается простолюд.
- Также необходимо отметить, что непозволительно сторонникам какого-либо из мнений, будь это мнение о том, что руки следует держать под пупком; или на груди; или под грудью, порицать друг друга и превращать данный вопрос в причину для порывания между мусульманами и порочения учёных. Это положение из числа вопросов по фикъху, в которых разногласие среди ахлю-с-Сунна является приемлемым. Весь вопрос в том, какое мнение для кого является более сильным и обоснованным, а также в доверии тому, за кем из имамов в этом вопросе слепо следует тот или иной простолюд.
И в завершении, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!
Да благословит Аллах нашего Пророка Мухаммада, членов его семьи, его сподвижников
и всех, кто последовал по их пути вплоть до Судного дня!
Использованная литература
- «аль-Ахадис уаль-асар алляти хакама ‘алейха аль-имам ан-Науауи фи кутубих» Собрал: Насыр ибн Су’уд ас-Саляма.
- «аль-Бахр аль-мухыт ас-саджадж фи шарх Сахих Муслим ибн Хаджадж» Мухаммад ибн ‘Али ибн Адам аль-Атьюби.
- «аль-Биная фи шарх аль-Хидая» Бадруддин аль-‘Айни.
- «аль-Мухаррар филь-хадис» Мухаммад ибн Ахмад Ибн ‘Абдуль-Хади.
- «ад-Дурра фи изхар гъаш накъд ас-Сурра» Мухаммад Хаят Синди.
- «ад-Дурруль-мансур фи-ттафсир аль-маъсур» Джалялюддин ас-Суюты.
- «ан-Нафх аш-шаззи шарх Джами’ ат-Тирмизи» Ибн Сайд ан-Нас аль-Я’мари.
- «аш-Шарх аль-кабир ‘аля матн аль-Мукъни’» Шамсуддин ‘Абду-р-Рахман Ибн Къудама аль-Макъдиси.
- «Асль сыфа ас-саля» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
- «‘Аунуль-Ма’буд ‘аля шарх Сунан Аби Дауд» Мухаммад Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади.
- «Захыра аль-‘укъба фи шарх аль-Муджтаба» Мухаммад ибн ‘Али ибн Адам аль-Атьюби.
- «Икмаль аль-му’лим би-фауаид Муслим» ‘Ийяд ибн Муса ‘Ийяд аль-Яхсуби.
- «Иршад аль-факъих иля ма’рифа адилля ат-танбих» Исма’иль ибн Касир ад-Димашкъи.
- «Ируа аль-гъалиль» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
- «И’лям аль-мууаккъиин ‘ан Раббиль-‘алямин» Шамсуддин ибн Къайим аль-Джаузия.
- «Кифая аль-ахъяр фи халль гъая аль-ихтияр» Такъиюддин аль-Хусни / ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.
- «Ля джадид фи ахкам ас-саля» Бакр Абу Зейд.
- «Манахидж аль-мухаддисин фи такъуия аль-ахадис аль-хасана уа-дда’ифа» аль-Муртада аз-Зейн Ахмад.
- «Миннатуль-мун’им фи шарх Сахих Муслим» Сафийю-р-Рахман аль-Мубаракфури.
- «Мир’атуль-мафатих шарх Мишкат аль-масабих» ‘Убайдуллах ар-Рахмани аль-Мубаракфури.
- «Мусталях: манхадж аль-мутакъаддимин уаль-мутаъаххирин» Мухаммад ибн ‘Умар Базмуль.
- «Найлюль-аутар мин асрар Мунтакъа-ль-ахбар» Мухаммад ибн ‘Али аш-Шаукани.
- «Рияд аль-джанна фи-ррадд ‘аля адаъ ас-Сунна» Мукъбиль ибн Хади аль-Уади’и.
- «Субулю-с-Салям шарх Булюгъ аль-марам» Исма’иль ибн Амир ас-Сан’ани.
- «Тухфатуль-ахуази шарх Джами’ ат-Тирмизи» Мухаммад ибн ‘Абду-р-Рахман аль-Мубаракфури.
- «Тухфатуль-мухтадж иля адилля аль-минхадж» Сираджуддин аль-Ансари Ибн аль-Муляккъин.
- «Фатхуль-Бари шарх Сахих аль-Бухари» Зайнуддин ибн Раджаб аль-Ханбали.
- «Фатхуль-Бари би шарх Сахих аль-Бухари» Ахмад ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни.
- «Фатх аль-Гъафур фи уад’ аль-айди ‘аля-ссудур» Мухаммад Хаят Синди.
- «Шарх Сунан Ибн Маджах» ‘Аляуддин Магълятай.
- «Шарх Сунан Ибн Маджах» Абу-ль-Хасан ас-Синди.
Популярное: