Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О заявлении, что никто из ранних имамов не говорил о складывании рук именно на груди




Тут необходимо затронуть момент, который стал распространяться касательно обсуждаемого вопроса некоторыми представителями позднего поколения, что такое явление, как складывание рук именно на груди якобы не имело места среди ранних имамов, и что это мнение высказывали лишь некоторые из числа поздних.
Говорит ас-Сахаранфури из числа ханафитов: “Мазхабы мусульман заключаются в трёх мнениях: Первое – складывание рук под пупком; второе – выше пупка и ниже груди; и третье мнение – опускание рук. Более того, складывание ограничено двумя положениями: под грудью и под пупком. И нет мазхаба из числа мазхабов мусульман касательно того, что руки следует складывать на груди. А мнение о возложении рук на груди в молитве является выходящим за границы мазхабов мусульман и разрывающим их установленное единогласие”. См. “Базль аль-маджхуд” 4/485.
И это говорит человек, живший всего сто лет назад, тогда как прочитавший внимательно то, что упоминалось в предыдущей главе, увидит опровержение этому заявлению.
Касательно такой конкретизации, как возложение рук выше пупка, но именно под грудью, говорит ан-Науауи: “Это говорило большинство (шафиитов), что складывание рук должно быть под грудью выше пупка”. См. «аль-Маджму’» 3/269.
Приведя мнения тех, кто считал, что руки следует складывать выше пупка и под грудью, аш-Шаукани сказал, упомянув хадис Уаиля о складывании рук именно на груди: “Этот хадис не указывает на то, к чему склонились они, говоря: «Складывать следует под грудью», поскольку хадис ясно говорит, что возложение рук должно быть именно на груди”. См. “Найлюль-аутар” 4/85.
Следует отметить, что учёные разногласили касательно однозначного мнения того или иного имама по данному вопросу. К примеру, более ранние имамы, говоря: «выше пупка» имели в виду как раз складывание рук на груди. Однако более поздние стали конкретизировать, говоря: «выше пупка и ниже груди», что не имеет под собой основы даже в виде слабого хадиса.
Тем более подобное понимание сложно состыковывается с тем, какой аргумент в качестве этого использовали те, кто высказывал такое мнение. Ведь все они опирались при этом на хадис, в котором ясно говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) складывал руки именно на груди, а не под грудью. Сказал ан-Науауи: “Касательно этого вопроса (складывания рук) есть много хадисов. А довод тому, что следует класть руки выше пупка – хадис от Уаиля, сказавшего: «Я совершал молитву вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он клал правую руку на левую руку у себя на груди»”. См. “Шарх Сахих Муслим” 4/94.
Обратите внимание на то, как говоря про то, что складывать руки следует выше пупка, ан-Науауи приводит в довод хадис, в котором ясно говорится, что руки следует складывать именно на груди.
Также, передавая различные мнения имама Ахмада касательно данного вопроса, имам Ибн Къудама сказал: “Также от него передаётся, что следует их складывать выше пупка, и это мнение Са’ида ибн Джубайра и аш-Шафи’и по причине того, что передаётся от Уаиля ибн Худжра: «Я видел, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха), совершая молитву, положил одну руку на другую на груди»”. См. “аль-Мугъни” 2/141.
Говорит шейх Бакр Абу Зейд: “Обрати внимание на понимание Ибн Къудамы, да смилуется над ним Аллах, как он в подтверждение мнению Ахмада: «Следует складывать руки выше пупка» привёл хадис Уаиля, в котором говорится: «Складывал на груди»”. См. “Ля джадид фи ахкам ас-саля” 33.
Шейх Мухаммад Хаят ас-Синди сказал, перечисляя мнения имамов касательно данного вопроса: “«Складывать на груди», что говорил также аш-Шафи’и и что является редким мнением от Ахмада”. См. “Фатх аль-Гъафур фи уад’ аль-айди ‘аля-ссудур” 46.
Также это мнение от Ахмада подтверждает ханбалитский имам – Ибн Раджаб, сказавший: “Разошлись те, кто считал, что руки следует складывать в молитве, нужно ли их складывать именно на груди или под пупком, или же можно выбирать между этими двумя положениями? Все эти три мнения передаются от Ахмада”. См. “Фатхуль-Бари” 4/335.
Более того, об этом ясно утверждает известный ханбалит своего времени – Шамсуддин ‘Абду-р-Рахман Ибн Къудама аль-Макъдиси, сказавший: “От Ахмада передаётся, что следует класть руки на груди выше пупка. И это также мнение Са’ида ибн Джубайра и аш-Шафи’и. Они опирались на то, что передаётся от Уаиля ибн Худжры, сказавшего: «Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), совершая молитву, положил одну руку на другую на своей груди»”. См. «аш-Шарх аль-кабир ‘аля матн аль-Мукъни’» 1/514.
Это также подтверждает тот факт, что под словами «выше пупка» речь идёт о складывании именно на груди, ведь в приводившемся ранее сообщении от Са’ида ибн Джубайра он не говорил «на груди», однако сказал: «выше пупка», но тем не менее имам Шамсуддин ‘Абду-р-Рахман Ибн Къудама понял эти слова как именно на груди.
Что касается подобного мнения от аш-Шафи’и, то оно также не особо распространено среди шафиитов, хоть и передаётся у них.
Кстати, обратите внимания на то, как шафиитский имам – Ибн аль-Муляккъин, говоря о том, что следует складывать руки выше пупка и под грудью также приводит хадисы, в которых конкретизируется именно грудь. Так, Ибн аль-Муляккъин сказал: “И если мы говорим, что правой рукой следует взять левую, то место этому – под грудью выше пупка исходя из хадиса Уаиля: «Я совершал молитву вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), и он клал правую руку на левую руку у себя на груди». Этот хадис привёл Ибн Хузайма у себя в «ас-Сахих». А у аль-Баззара сказано: «возле груди»”. См. “ат-Таудых” 6/641.
Сказал шафиит аль-Къасталяни в своём комментарии на «Сахих аль-Бухари»: “Сунной является поместить руки под грудью. В хадисе у Ибн Хузаймы сказано: «Он складывал их под грудью»”. См. “Иршад ас-сари” 2/75.
На самом деле у Ибн Хузаймы нет версии, в которой говорилось бы: «под грудью», однако в его версии ясно сказано: «на груди».
Говорит ханафитский имам – ‘Аляуддин ас-Самаркъанди: “Следует класть правую руку на левую. А аш-Шафи’и сказал, что следует делать это на груди”. См. “Тухфа аль-фукъха” 1/127.
Также и ханафит – аль-Маргъинани, после того, как сказал, что следует складывать руки под пупком и после того, как привёл хадис их мазхаба касательно этого: “Этот хадис является доводом против Малика касательно того, что руки следует опускать по швам; и доводом против аш-Шафи’и касательно того, что руки следует складывать на груди”. См. “аль-Хидая шахр аль-бидая” 1/294.
Сказал шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади: “От аш-Шафи’и касательно складывания рук передаётся три мнения. Одно из них: «под грудью и выше пупка», другое: «на груди», и эта та версия, которую передал автор книги «аль-Хидая» из числа шафиитов. И третье: «складывать под пупком». Эти три мнения также упомянул выдающийся учёный Хашим ас-Синди в некоторых своих посланиях относительно данного вопроса”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 2/456.
Эти различия у шафиитов попытался совместить шейх Мухаммад Хаят ас-Синди. Так, опровергая послание ханафита Мухаммада Хашима ас-Синди ат-Татауи «Дирхам ас-сурра фи уад’ аль-ядейн тахта-ссурра», в которой последний доказывал правильность ханафитского мазхаба касательно возложения рук под пупком, он сказал: “Что касается его (ат-Татауи) указания на то, что такой-то шейх пошёл в противоречие имамам четырёх мазхабов, выведя пятый мазхаб (тем, что складывал руки на груди), то ответ этому следующее: Некоторые исследователи из числа шафиитов объединяли слова их: «складывать под грудью» с хадисом: «складывал на груди», что смысл их слов: «под грудью» – это верхняя часть, а в хадисе речь идёт о нижней части груди. Так говорил Ибн Хаджар аль-Макки, аль-Махалли и автор труда «ар-Рауда». И на правильность этого объединения указывает то, что все они или же большинство из них приводили в качестве довода хадис, в котором говорится: «складывал на груди». И мудрость этого, которую они упоминали, заключалась в том, чтобы молящийся оберегал своё сердце, а известно, что сердце находится в груди. Что касается поступка того шейха, то это соответствует хадису, и это известно в мазхабе аш-Шафи’и. Более того, это мнение большинства, независимо от того, класть руки напротив верхней части груди, посередине или же нижней части груди. А что касается выражения некоторых из них: «над грудью», то смысл этого «поверх груди», т.е. на самой груди, а не над грудью в смысле «выше»”. См. “Дурра фи изхар гъаш накъд ас-сурра” 4.
И такое пояснение подкрепляют слова шафиитского имама аль-Мауарди, который говоря о том, почему следует складывать руки именно под грудью, а не под пупком, сказал: “Потому что то, что ниже пупка – это ‘аурат (лобок), а то, что ниже груди – это сердце, и это место смирения. И следовательно, положить руки на этом месте ближе к смиренности, чем положить их на ‘аурат”. См. “аль-Хауи” 2/100.
Т.е. говоря «под грудью» он имеет в виду нижнюю часть груди, а не возле пупка выше, ибо сердце о котором он говорит, находится в груди.
Также следует отметить, что многие муфассиры, толкуя аят: «Так совершай же молитву ради своего Господа и заколи» (аль-Каусар 108: 2), говорили, что речь в этом аяте идёт о возложении рук на груди во время молитвы. Это толкование передаётся от ‘Али ибн Аби Талиба, аш-Ша’би и др. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 22/527.
Дело в том, что слово «ан-нахр» упоминаемое в этом аяте означает, как «жертвоприношение», так и «грудь». Ибн аль-Джузай аль-Малики, передавая пять мнений касательно толкования аята: «Так совершай же молитву ради своего Господа и заколи» (аль-Каусар 108: 2), сказал в своём тафсире: “Четвёртое мнение: «Нахр» – это возложение правой руки на левую на груди во время молитвы. Исходя из этого слово «ан-нахр» а данном случае – грудь”. См. “ат-Тасхиль ли ‘улюм ат-танзиль” 2/617.
Однако подобное токование данного аята не является сильным, о чём будет сказано далее.
Имам аль-Байхакъи, живший более, чем тысячу лет назад, в своем сборнике хадисов в разделе о молитве привёл сначала главу, названную следующим образом: «Глава о возложении правой руки на левую во время молитвы». После чего он назвал следующую главу так, конкретизируя обобщённые хадисы: «Глава о том, что складывание рук на груди во время молитвы является Сунной». См. “ас-Сунан аль-Кубра” 3/375.
Также и имам, который жил за восемьсот лет до появления ас-Сахаранфури, назвавшего мнение о складывании рук на груди новоявленным, а это – Къады ‘Ийяд, перечисляя мнения имамов, касательно места складывания рук, сказал: “Было разногласие касательно места складывания рук на теле. Было сказано: «На груди», и это передаётся от Пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Икмаль аль-му’лим би-фауаид Муслим” 2/291.
Также Къады ‘Ийяд в своей книге «аль-И’лям» в главе о желательных действиях в молитве сказал: “Поднять руки с вступительным такбиром (аль-ихрам) и положить правую руку на тыльную сторону левой на груди (нахр)”. См. “аль-И’лям би-худуд уа къауа’ид аль-Ислям” 58.
Сказал Ибн Манзур: “«Ан-Нахр» – это грудь (ас-садр), а множественное число «ан-нухур», что означает «ас-судур». Сказал Ибн Сидах: «Нахр – это верхняя часть груди». И было сказано, что это место, на которое ложится ожерелье”. См. “Лисан аль-‘араб” 14/209.
То же самое сказал Файруз-Абади в «аль-Къамус аль-мухит» и аль-Фараби в «ас-Сыхах фи-ллюгъа».
В книге по маликитскому мазхабу «аль-Хуляса аль-фикъхия ‘аля мазхаб ас-сада аль-маликия» (1/88) говорится ясно о возложении рук именно на груди, а не под или над, и т.п.
Имам аль-Багъауи из числа шафиитов сказал: “Сунной является взять запястье левой руки правой и сложить их между верхней и нижней частью груди”. См. “ат-Тахзиб филь-фикъх аль-имам аш-Шафи’и” 89.
Всё это является ясным опровержением заявлениям некоторых поздних, что такого мнения, как складывания рук на груди не высказывали ранние имамы, и что у них было лишь три мнения: либо выше пупка, либо ниже, либо опускание рук. Напротив, как нам стало ясно, мнение о возложении рук именно на груди имело место среди ранних имамов, и об этом мнении передавали представители всех мазхабов за сотни лет до шейха аль-Альбани!


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь