Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Групповая терапия с женщинами — жертвами насилия
Групповые психотерапевтические технологии для женщин, подвергающихся насилию, направлены на оказание психологической помощи через групповую поддержку и выявление позитивных личностных ресурсов. В процессе реабилитации им рекомендуется предлагать следующие установки. 1. Насилие ни в какой форме и ни при каких обстоятельствах не может быть приемлемым в интимных и семейных отношениях. 2. Насилие — это социальная проблема. Женщина, подвергающаяся насилию, потенциально способна позаботиться о себе и своих детях, опираясь на общественную поддержку. Ответственность за насилие лежит на агрессоре, но не на человеке, испытавшем насилие. 3. Люди, испытавшие семейное насилие, нуждаются в поддержке и информации для самостоятельного принятия решений. Специалист, пытающийся «спасти» такого человека, решить за него проблемы, лишь усугубляет его чувство вины и беспомощности. Жертвам изнасилования также показана групповая терапия. Многие кризисные центры, работающие с жертвами изнасилования, опираются на теорию кризиса и используют группы поддержки. Основой такого подхода является доступ к нужной информации, активное слушание и эмоциональная поддержка ( Resick et al ., 1988). Группа, в которой можно делиться травматическим опытом, избавляет клиента от изоляции и страха насилия (Rosenhan et al ., 1989). Cryer и Beutler (1980) обнаружили, что большинство членов группы становятся заметно компетентнее в распознавании у себя признаков тревожности и страха. Поддерживающая психотерапия может включать в себя не только обмен переживаниями и поддержку, но и обучение. Члены групп поддержки сами выбирают темы для обсуждения ( Resick et al ., 1988). Часто сюда входят такие темы, как: страх, тревога, реакция семьи и друзей, реакция жертвы на изнасилование и на стимулы, напоминающие о травме. Также групповая терапия может сочетаться с арт-терапией. McKay (1989) описывает, как жертвы сексуального нападения смогли преодолеть свои травмированные чувства, занимаясь рисованием портретов, рассказывая истории, делая кукол. Говоря в группе о случаях преследования и нападения (даже не о том, что случилось конкретно с ними), жертвы выходили из состояния оцепенения, начинали лучше понимать, что с ними произошло и как можно снизить травмирующее воздействие этого события. В работе психотерапевта с жертвами насилия, особенно физического, сексуального, как правило, может оказаться недостаточно вербальных методов. Объектом его воздействия должно стать и тело пациента. Ряд физических симптомов, сопровождающих воспоминания о насилии, можно прорабатывать с помощью приемов телесно-ориентированной терапии. Бланш Эван, создатель метода танцевально-двигательной терапии для жертв сексуального насилия, утверждает, что невербальные творческие способы работы с подобной травмой способствуют достижению психофизического единства, целостности, интеграции расщепленных частей «Я» жертвы. При этом, по мнению терапевтов этого направления, физические и психологические границы жертвы остаются неприкосновенными, что снижает риск вторичной виктимизации ( Evan , 1991). Тренинг по ритмодвигательной терапии для женщин-жертв насилия приведен в работе (Малкина-Пых, 2005). При проведении групповых форм работы обязанность психотерапевта — в первую очередь обеспечить взаимоуважение, уверенность, доверие и уравновешенность членов группы, а также предоставить возможность для того, чтобы рассмотреть проблему насилия более подробно. Необходимо не просто обсуждать значимые события, факты, но и говорить о чувствах, переживаниях в прошлом и настоящем, обсуждать конкретные планы действия. В процессе работы необходимо: 1. обеспечивать связанность высказываний. Важно спрашивать мнение участниц об услышанном, объединять одно высказывание с другим, резюмировать. В этом случае появляется ощущение целостности группового процесса; 2. использовать прием «зеркало», то есть отражает сказанное той или иной участницей, перефразируя и уточняя; 3. направлять ход мыслей членов группы в соответствии с базовой установкой, целью, переориентируя ход дискуссии. У ведущей два «заказчика» — это каждый член группы в отдельности и группа в целом; 4. стимулировать группу, предлагая вопросы «как? », а не «почему? ». Вопрос о решении проблемы ведущая переадресует группе. При групповой работе обсуждаются следующие основные темы: 1. насилие в семье (циклы насилия и влияние насилия на женщину и детей); 2. самозащита и план действий; 3. самооценка; 4. отношения между людьми, созависимость; 5. сексуальная зависимость; 6. родительская семья, проблемы родительской семьи. Женщины не всегда готовы к обсуждению и работе в когнитивном стиле, так как часто впадают в отчаяние, например, вспоминая родительскую семью. Отчаяние следует заменить надеждой, напоминая группе о том, что только сам человек отвечает за свою судьбу и за свою жизнь. В некоторых случаях, работая с женщинами, пострадавшими от различных форм внутрисемейного насилия, более эффективными методами реабилитационной работы является включение в арттерапевтические группы. Как известно, изобразительное творчество облегчает доступ к подавленным в результате травмы чувствам, восстанавливает самоуважение и дарит положительные эмоции. В изобразительной деятельности часто выплескиваются агрессивные чувства, что прерывает новый цикл насилия. Как правило, групповое занятие по арт-терапии начинается с легких разогревающих упражнений типа «каракули» или «нарисуй свое состояние». Эти техники снимают страх перед красками и листом бумаги. После этого предлагается основная процедура занятия — сюжет, требующий большей вдумчивости. Обсуждение художественных образов сосредоточивается на вербализации переживаний и ассоциациях на рисунки. Основными задачами арт-терапевтической группы являются усиление позиции женщин, работа с чувством вины, страха, гнева, повышение самооценки, поиск ресурсов для восстановления физического и психического здоровья, работа с будущим. Каждая женщина знает, что все присутствующие в группе имеют схожий травматический опыт. Задачей ведущей является создание как можно более безопасного пространства. Это несложно, если все женщины проходили предварительные консультации и испытывают доверие к кризисному центру и его сотрудницам. Кризисный центр часто является для них тем местом, где они чувствуют себя более безопасно, чем в реальной обыденной жизни. Поэтому при создании подобных групп целесообразна предварительная работа: очное консультирование, психотерапия, встречи с юристами. При обсуждении групповых правил обязательно обсуждаются нормы, связанные с безоценочными суждениями в отношении друг друга и изобразительных работ каждого. Предлагаются также следующие нормы: можно не комментировать свои работы, если нет желания, или вообще не работать над каким-то упражнением. Группа может использовать в качестве инструментов пастельные мелки с возможностью широкого выбора различных цветовых оттенков, акварель, гуашь, фломастеры, цветную бумагу, журнальные картинки для коллажей и др. Любое из предлагаемых упражнений можно выполнять на бумаге различного цвета. Если работа не нравится автору, можно взять другой лист и начать сначала. Желательно, чтобы каждая из участниц имела свои папки, где хранились бы работы в течение всего срока занятий группы. Некоторые упражнения могут проделываться дважды — в начале и конце работы группы. Например: одно из упражнений, где необходимо изобразить себя в виде растения на том или ином этапе развития. Участницы могли видеть динамику собственного состояния. В начале работы группы женщины чаще всего изображают себя в виде сломанного растения или комнатного растения в цветочном горшке. В конце работы нередко можно видеть ярко выраженную положительную динамику самочувствия и самоощущения. Женщины изображают себя в виде деревьев с плодами, с живыми зелеными ветками. Особый терапевтический и эмоциональный эффект достигается после того, как женщины сами находят свои прежние рисунки в папках и сравнивают их. Каждый цикл занятий имеет свою логику, связанную с особенностями индивидуальной травмы и в зависимости от групповой динамики. Занятия целесообразно вести в течение пяти-семи недель по три часа в неделю, о чем сообщается группе в начале занятий. По желанию можно продолжить работу в следующем цикле арт-терапевтических занятий. Особенностью занятий является обсуждение собственных рисунков, во время которого женщины, с одной стороны, имеют возможность увидеть схожие чувства у других участниц, с другой стороны, у консультанта есть возможность дать информацию о чувстве вины, беспомощности, ощущению безвыходности и других состояниях. Женщины имеют возможность обсудить эту тему. Для облегчения контактов женщин между собой необходимо в начале каждого занятия дать возможность через изодеятельность найти в себе потенциал для выражения тех сложных чувств, с которыми они пришли на занятия: это упражнения, не касающиеся травматического опыта, а наоборот, связанные с теми периодами жизни, ситуациями, где женщина была в безопасности. Эти упражнения могут выполняться под музыкальное сопровождение с закрытыми глазами, левой рукой, и обычно очень нравятся женщинам и помогают им почувствовать себя сильнее. Уместны упражнения в начале тренинговых занятий на групповую сплоченность, где участницы группы на одном большом листе бумаги все вместе рисуют свои представления, например, о безопасности. Ожидания от занятий в группе тоже выражаются изосредствами и обсуждаются. При работе со страхами женщины графически рисуют пирамиду страхов, которые расположены по степени возрастания, и каждому страху присваивается свой цвет. У многих женщин в группе появились одинаковые страхи — это страхи, связанные с собственной безопасностью и безопасностью детей, страх нищеты, страх одиночества. Многие указывали на страх общения с другими мужчинами. У женщин, подвергшихся внутрисемейному насилию, нарушаются отношения с родственниками, детьми, сослуживцами, часто они оказываются в эмоциональной изоляции. Чувства к партнеру варьируются от страха и гнева до привязанности и даже любви. Некоторые женщины хотели бы наказать партнера, некоторые считают, что он сам себя наказывает своим поведением. На занятиях необходимо помочь женщинам выразить свои чувства и принять их, так как многие считают неприемлемым выражать свой гнев. Большую роль в этом блоке играет обсуждение в группе своих работ. Следующим этапом является поиск внешних ресурсов, связанных с людьми, которые могут оказать поддержку женщине, подвергшейся домашнему насилию. Часто эта работа заключается и в выявлении антиресурсов, то есть позиции родственников, близких знакомых по отношению к пострадавшей. В этом блоке возможна работа с представлением женщин об идеальной женщине, матери, идеальном мужчине, об идеальных отношениях, семье, любви и других мифологемах. Цикл занятий завершают упражнения на видение будущего, построение «линии жизни», обсуждение перспектив, построение планов. Предлагается упражнение, связанное с изображением прошлого, настоящего, будущего, указанием направления дальнейшего движения. Особую роль играет обсуждение возможных трудностей в ближайшем будущем. В качестве примеров экспрессивно-творческих методики, используемых в групповой арт-терапевтической работе с жертвами насилия могут быть предложены следующие. Техника «Моя жизнь» Данная методика позволяет выявить темы и проблемы, оставшиеся нераскрытыми в вербальном общении. Для облегчения начала художественного творчества рекомендуется использовать метод журнального фотоколлажа, когда клиенту предлагается вырезать из журналов картинки и наклеивать их на лист. По окончании каждому фрагменту композиции дается название, и он связывается с яркими впечатлениями своей жизни. Техника «Автопортрет» Использование данной техники служит самоутверждению и укреплению психической идентичности клиента, постижению своего «Я». Телесный образ «Я» является значимым показателем самопринятия. Автопортрет можно нарисовать, вылепить или сделать из вырезок журнала. Образ «Я» может воплощаться в качестве реального, идеального; прошлого или будущего. Автопортрет может быть символическим, в виде абстрактного рисунка, растения, животного, архитектурного сооружения и проч. По завершении рисунка клиент может попытаться поговорить со своим изображением. Техника «Мой герб» Цель методики «Мой герб» — развитие самоуважения и самопонимания, рефлексия публичного «Я», разумная социальная открытость. Как известно, в средние века герб отражал деяния человека, его девиз, его происхождение и привилегии. Консультант предлагает на листе бумаги с помощью фломастеров или красок изобразить свой личный герб. Герб показывает окружающим в символической форме устремления и позиции человека. Контур разделяется на четыре области. В левой части фиксируются главные достижения в жизни; средняя — то, как клиент себя воспринимает; в правой части отмечаются главные цели в жизни; нижняя часть герба отводится для обозначения главного девиза в жизни. На рисование отводится около получаса. По окончании участники представляют друг другу свои гербы и девизы. Задаются уточняющие вопросы. Обсуждается сходство гербов и символов. Поскольку основной задачей настоящего справочника является в первую очередь составление банка методик работы с комплексом жертвы и только потом — методик работы непосредственно с травмой, в данном разделе приводится программа «Тренинга позитивного самовосприятия и ассертивного поведения» для женщин. За основу данного тренинг взята программа, изложенная в книге В. Г. Ромек [1] . Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 908; Нарушение авторского права страницы