Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Управление умом посредством управления праной



Имеется еще одно отличие системы раджа-йоги Патанджали от традиционной системы хатха-йоги. Авторы текстов по хатха-йоге очень хорошо понимали трудности, связанные с управлением флуктуациями и колебаниями ума. В отдельные моменты вам может удаться справиться с этим, но вы все еще не в состоянии преуспевать в этом все время.

Поэтому они приняли другой метод. В текстах по хатха-йоге очень ясно утверждается, что при управлении праной автоматически осуществляется управление умом. Считается, что прана и ум оказывают влияние друг на друга. Когда прана является беспокойной, то это оказывает воздействие на ум, и, наоборот, беспокойство ума оказывает воздействие на прану. Некоторые люди находят более легким управлять умом, чем праной. Некоторые, вероятно, могут преуспеть в этом, но большинство людей не могут управлять умом посредством ума. Чем больше они пытаются делать это, тем в большей степени расщепляется их сознание.

Следует отметить еще один важный момент. Иногда вы находитесь под воздействием некоторого вдохновения, некоторого воздействия извне. Вы чувствуете себя очень хорошо, вы очень сконцентрированы, но это случается далеко не каждый день. По этому поводу авторы текстов по хатха-йоге делают акцент на другой мысли: «Не беспокойтесь об уме. Игнорируйте его. Практикуйте пранаяму».

При правильном практиковании пранаямы ум завоевывается автоматически. С результатами воздействия пранаямы, однако, не так просто справиться. Она порождает избыточное тепло в теле, она пробуждает некоторые дремлющие центры в мозге, она может воздействовать на характер производства в организме спермы и тестостерона. Она снижает темп дыхания и изменяет структуру волн мозга. Когда происходят эти изменения, вы можете оказаться не в состоянии справиться с ними. Поэтому-то хатха-йога и утверждает, что сначала должны практиковаться шаткармы.

Упор на шаткарму делается для того, чтобы подготовить базу для более высоких практик пранаямы. Шаткарма очищает всю систему и устраняет блокировки на пути иды и пингалы. Когда нет никаких ментальных и жизненных блокировок, упорядочивается прохождение воздуха через обе ноздри при дыхании. Когда поток воздуха идет через левую ноздрю, то это означает, что активной является ида, а доминирующим является ум. Когда воздух идет через правую ноздрю, активной является пингала, а доминирующей — прана. Поочередное прохождение воздуха через обе ноздри указывает на состояние равновесия между симпатической и парасимпатической нервными системами.

Если течение по иде установлено и вы практикуете медитацию, то, когда вы будете спать, ваш мозг будет производить дельта-волны. Если течение воздуха происходит через правую ноздрю и вы пытаетесь медитировать, ваш мозг будет производить бета-волны и в вашей голове будет находиться одновременно слишком много мыслей. Когда обе ноздри работают в равной степени, то это означает, что поток в сушумне установился. Если поток в сушумне установлен, то вы можете медитировать без каких-либо трудностей. Пробуждение сушумны и установление в этом канале регулярного потока энергии являются в йоге очень важными процессами, предшествующими пробуждению кундалини.

Измерения праны

Шаткарма — это приготовление к пранаяме. Большинство людей считают, что пранаяма — это дыхательные упражнения, но это на самом деле нечто много большее. Айяма буквально означает «измерение», а не «управление». Так что пранаяма практикуется для того, чтобы расширить измерения праны внутри нас.

Внутри нас находятся уровни существования, области сознания, которые скрыты от нас под покровом темноты. Эти уровни много более прекрасны и созидательны, чем те, в которых мы сейчас живем. Как, однако, собираемся мы проникнуть в них и осветить их? Бесполезно говорить сейчас о различных состояниях сознания. Вы должны быть в состоянии испытать, пережить их — так же, как вы переживаете состояние грез или сновидений. Когда посредством практики пранаямы возбуждается и пробуждается пра-ническая энергия, она циркулирует в этих темных областях сознания. Затем внутренний город освещается, и человек рождается заново в новом измерении существования, в новой области переживаний.

Практический аспект

Если вы желаете испытать это трансцендентальное переживание, то вы должны совершенствоваться в практиках хатха-йоги и пранаямы. Следует соблюдать также определенные правила и рекомендации. Это не означает отказ от всех удовольствий жизни, но, как вы хорошо знаете, вы никогда не сможете съесть пирожное и одновременно сохранить его. Поэтому, раз вы решились вступить в другое измерение сознания, вы должны быть готовы пожертвовать некоторыми из тех вещей, которые определенно вредны для практики пранаямы и хатха-йоги. Очень важно не пренебрегать этими вещами. Помните: практики хатха-йоги, асаны и пранаямы предназначены, в конечном счете, для развития качества человеческого сознания, а не просто качеств тела и ума.

Философия интеллектуальна, и вы можете никогда не достичь сути эволюции посредством одного интеллекта. Интеллект становится барьером к духовному пробуждению, и мы должны найти мощные средства для трансценденции интеллекта, для выхода за его пределы. Хатха-йога для этого наиболее эффективна, поскольку мы работаем с праной, обходя при этом ум.

Хатха-йога — это великая наука, которую каждый может практиковать в соответствии со своими способностями и возможностями. Возможно, не все, но по крайней мере некоторые из техник могут практиковаться каждый день. Техники хатха-йоги наряду с асаной и частично с пранаямой достаточны для большинства людей. Сначала нужно практиковать эти подготовительные упражнения. Затем вы можете идти дальше. Если приготовления выполнены в совершенстве, нет необходимости учиться медитации от кого-либо другого. В одно прекрасное утро во время практикования пра-наямы ваш ум воспарит в новое царство сознания.

Терапевтический аспект

Хатха-йога представляет собой метод подготовки системы для духовного пробуждения, но она также является весьма важной наукой о здоровье. С древнейших времен она использовалась йогами и мудрецами (риши) для ослабления и устранения всех видов болезней, дефектов и неправильных функционирований организма. Правда, практики хатха-йоги требуют большего времени и усилий от пациента, чем традиционная медицина, но, с точки зрения постоянности и устойчивости положительных результатов, а также с точки зрения экономии на огромных расходах на лекарства, они определенно заслуживают внимания.

Таким мощным и эффективным этот метод делает тот факт, что он работает на принципах гармонии и унификации, а не на противопоставлении и разнородности. Вот три важных принципа, на которых основана ментальная и физическая терапия:

1. Абсолютное оздоровление одной части или системы человеческого тела, что повлечет за собой оздоровление остальных частей тела.

2. Уравновешивание положительного и отрицательного полюсов энергии (ида/пингала, прана/апана).

3. Очищение тела от трех видов отходов (на санскрите доша — недостаток, дефект).

Если вы повесите на одну стену пятнадцать старинных часов с маятниками одинаковой длины и веса, вы заметите, что спустя некоторое время все маятники синхронизируют свое движение. Это происходит совершенно естественно в соответствии с законом взаимных ритмов и вибраций.

В нашем физическом теле различные органы и системы предназначены для выполнения своих собственных функций, но между ними должна быть сложная координация. Если какой-либо из органов или какая-либо система тела не в состоянии координировать свою работу с каждым из других органов или систем, то это означает, что несбалансированным является не один орган, а все системы и органы. Таким образом, при любой болезни — будь то болезнь физическая или болезнь ментальная — все системы работают несогласованно.

В соответствие с законом взаимных ритмов все, что вам нужно делать, для того чтобы восстановить здоровье всей системы, — это привести в состояние здоровья один орган или систему. Тогда за этим органом или системой естественным образом последуют остальные части тела.

Плохое здоровье одной системы порождает плохое здоровье в остальных частях тела. Вы не можете сказать, что у вас болит живот, а все остальное в порядке. Поэтому человек, у которого имеется несколько нездоровых органов, должен, в общем случае, подвергнуть лечению только один из них. Если вы в состоянии восстановить здоровье в одной системе своего тела, то постепенно все тело начнет улучшаться. Именно в таком духе предписывается лечение хатха-йогой.

В наши дни многие учителя йоги, однако, не следуют этой системе. В зависимости от своего знания медицинского диагноза, они предписывают длинный список практик; одну от запора, одну от кровотечения из носа, одну от чего-либо другого. Они считают, что, научив больного человека различным техникам хатха-йоги от различных болезней, они сделают ему лучше. Их система основана на той популярной концепции, что различные болезни принадлежат к различным группам, что не учитывает взаимосвязей и взаимозависимостей между различными органами и системами.

Другим важным аспектом здоровья, часто игнорируемым целителями, является сохранение энергии в этом физическом теле. Мы приписываем очень большую важность питанию, но мы забываем о реальном источнике энергии, присущем нашему организму. Эта энергия в какой-то степени подобна положительным и отрицательным зарядам, пульсирующим вокруг нас. Правильное равновесие между этими противоположными формами энергии порождает хорошее здоровье. Каждый раз, когда эти положительные и отрицательные потоки подавляются, блокируются, рассеиваются или плохо распределяются, неизбежно возникают болезни.

Различные органы и системы тела существуют не только за счет пищи и витаминов. Основным источником энергии в жизни являются именно эти положительные и отрицательные заряды. Поэтому наука о физической и ментальной гармонии известна как хатха-йога.

Физическое и ментальное лечение — одно из наиболее важных достижений хатха-йоги. До сих пор хатха-йога преуспевала в лечении таких болезней, как астма, диабеты или высокое кровяное давление, где современная медицина не имеет больших успехов. Кроме того, хатха-йога оказалась весьма эффективной в случаях эпилепсии, истерии, ревматизма и многих других заболеваний хронической и органической природы. Мы фактически установили, что большинство заболеваний хронической и органической природы могут быть излечены при помощи хатха-йоги.

Физические и ментальные заболевания, от которых страдает человек, есть не что иное, как состояние дисгармонии в энергетической системе тела. Для того чтобы облегчить их, мы должны принять новый взгляд на наше тело и расширить горизонты современной медицинской науки. Мы должны пересмотреть свои представления о теле, пересмотреть классификацию болезней и систему диагнозов.

В настоящее время установлено, что асана и пранаяма являются наиболее сильными и эффективными способами управления всем телом. Они являются первыми шагами, позволяющими нам не только изменить механизмы функционирования одного элемента тела, но и дать рычаги управления над всеми структурами мозга и ума, дать нам систему управления, которая позволяет нам управлять всеми аспектами нашей жизни, в том числе и энергетическими.

Истинная цель хатха-йоги

За последние сорок лет хатха-йога была признана во всем мире как терапевтическая наука, в этой области было проведено много научных исследований. Сегодня мы учим людей хатха-йоге, потому что это необходимо. Человек стал слабым и больным, а медицинская наука не в состоянии принять этот вызов. Хатха-йога, однако, до сих пор помогала всем. Мы не хотим вас сильно обескураживать; но в то же время мы не должны забывать, что реально дает нам хатха-йога.

За каждым больным человеком стоит человек духовный. Позади диабетика стоит йог. Позади человека, страдающего от депрессии, стоит человек ищущий. Когда больной приходит за помощью, научите его йоге и сделайте ему лучше. Лечите его болезнь, но не останавливайтесь на этом. Возьмите его с собой дальше — в духовные области жизни.

В большинстве своем учителя йоги на западе занимаются не тем, чем нужно. Они просто принимают больных с артритами, ревматизмом или бессонницей, учат их некоторым упражнениям — и это все. Хатха-йога не используется для целения всей личности. Вот почему эти учителя не в состоянии поднять уровень своих учеников. Только улучшать физическое здоровье недостаточно. Должно улучшаться также ментальное здоровье. Природа должна быть изменена. Личность должна быть изменена. Должны быть также изменены психологическая и психическая структуры человека. Вы должны не просто испытывать свободу от болезней, но также свободу от пут и капризов ума. Настало время, когда учителя во всех частях этого мира должны понимать и передавать истинный дух хатха-йоги.


Глава первая

АСАНА


Шлока 1. Приветствие Шиве

Приветствуем тебя, славного изначального гуру Шри Адинатха, принесшего людям знания хатха-йоги, которые освещают путь наверх для тех, кто желает подняться к наивысшему уровню йоги, к раджа-йоге.

Шри Адинатх — одно из имен, данных Господу Шиве, высшему космическому сознанию. В тантре существуют понятия Шива и Шакти. Шива являет собой вечное сознание космоса, а Шакти представляет собой его созидательную силу. Космическое сознание, или универсальный вселенский дух, известно под многими именами. В философии Санкхья это Пуруша, в Веданте это Брахман. Шиваиты называют его Шивой, вишнуиты — Вишну. Это все одно и то же — первоначальный источник, из которого возникли мироздание и чувствующие существа. Это та сила, которая обитает во всем. Эта сила известна как гуру, потому что, когда появляется понимание его существования, это понимание выводит человека из темноты невежества на свет реальности. Йогическое направление Натх называет эту силу Адинатх, главный учитель или защитник.

Сватмарама, автор этого текста, принадлежал к направлению Натх, поэтому он приветствует Шиву в форме Адинатха. Все без исключения знания исходят из космического сознания. Из этого источника происходит тантра и все ветви йоги, и традиционно излагающим считается Шива. Санскритские манускрипты всегда начинаются с фразы: «Приветствуем тебя, Высшее состояние Существования». Однако «Авадхута Гита», относящаяся к философии Веданты, дает другую точку зрения. Даттатрейя говорит: «Как могу я приветствовать это бесформенное Существование, неделимое, процветающее и неизменное, которое наполняет все это своим Я, а также наполняет самого себя своим Я? Шива, Абсолют, не является ни белым, ни каким-либо другим по цвету. Следствие и причина также являются все тем же высшим Шивой. Я есть, таким образом, чистый Шива, лишенный каких-либо сомнений. О милый друг, как могу я поклоняться своему собственному Я в себе самом? »

Немногие люди достигли подобной стадии эволюции, поэтому, прежде чем начать заниматься духовными практиками, вы всегда должны помнить, что космическая сила управляет всеми действиями и что вы являетесь инструментом этой силы. Запад и Восток в этом единодушны. Сначала вы свидетельствуете свое уважение и почтение, а затем просите вести вас. Когда маленькие дети произносят свою вечернюю молитву, они прежде всего вспоминают своих родителей и наставников, тех, кто защищает их. Подобным же образом духовные ищущие вспоминают о своем смиренном положении по отношению к могущественной космической силе.

В Индии существует древняя традиция простираться или падать ниц перед гуру — символ поклонения ему в его физической или космической форме. Это делается перед началом любой работы, требующей привлечения божественной силы. Это действует подобно санкалпе, решимости, постоянно напоминающей человеку о его конечной цели и назначении в жизни — достичь того же самого совершенного состояния существования.

Такое приветствие гуру и падание перед ним ниц есть не только признание превосходства высшего существа, но и является актом, выполняемым искренне, с чистыми намерениями, включающими в себя предложение ему всего себя с любовью, верой и преданностью. Это называется шраддхой. Когда йог Сватмарама приветствует Адинатха, он признает, что знания, раскрываемые в последующих шлоках (стихах), имеют первоисточником великолепие гуру, а не его собственные персональные достижения. Это скромность, смирение, отсутствие эго или чувства собственного «я», и это чрезвычайно важно для достижения высшего состояния сознания.

Сватмарама далее объясняет, что хатха-йога предназначена для использования в качестве средства подготовки себя к раджа-йоге. Слово «хатха» составлено из двух санскритских корней, ха и тха. Ха означает «луна», а тха — «солнце». Это символическое обозначение пары энергетических сил, присутствующих во всем. Это понятие представляет собой силу разума и прану, или жизненность, жизнеспособность, жизненную силу, которые составляют тело и разум. Луна представляет собой ментальную энергию читты. Это тонкая сила, которая имеет отношение к ментальным слоям. Праническая сила, прана, подобна солнцу; она динамична и активна. Эти две энергии порождают две крайности интроверсии и экстраверсии. И именно практика хатха-йоги позволяет флуктуациям между этими двумя энергиями стать гармоничными и объединиться в одну силу.

В теле имеются специфические пути для канализации этих двух сил. Точно так же, как в электрической цепи имеются специально созданные проводники для проведения потоков положительной или отрицательной электрической энергии, в структуре человеческого тела имеются энергетические каналы. Они известны как нади. Над означает «поток, течение». Ментальная энергия перемещается по каналу ида, который управляет левой стороной тела. Праническая энергия движется по каналу пингала, который управляет правой стороной тела. Положительные и отрицательные воздействия этих энергий приравниваются к действию симпатической и парасимпатической нервных систем. Но, хотя и существует некоторая связь между нади и нервной системой, это не одно и то же.

Если эти две отдельно текущие энергии — прану и читту — объединить, то это создаст соответствующие условия для того, чтобы пробудить кундалини, или духовную энергию, и поднять ее по срединному каналу сушумна. Хатха-йога представляет собой процесс установления совершенного физического, ментального, эмоционального и психического равновесия за счет манипуляции энергиями тела. Именно посредством хатха-йоги человек может подготовить себя к высшему духовному переживанию.

Все существо человека, начиная с физического тела, должно быть очищено и укреплено таким образом, чтобы оно могло действовать как среда, посредник для проявления высшей космической силы. Система хатха-йоги была поэтому разработана для преобразования грубых элементов тела таким образом, чтобы они могли получать и передавать много более тонкой и более мощной энергии. Если тело не подготовлено для этих высших форм энергии, это будет подобно тому, что электрический ток напряжением 200 вольт подается в устройство, которое предназначено для потребления тока напряжением шесть вольт. Это устройство определенно «перегорит». Таким образом, хатха-йога систематически подготавливает тело, разум и эмоции, чтобы не возникло трудностей, когда ищущий будет подвергаться переходу в высшие состояния сознания.

Традиционно хатха-йога состоит всего лишь из шести крий, известных как шаткармы. Это практики дхоути, басти, нети, тра-така, капалабхати и наули. Позже хатха-йога также включила в себя асану, пранаяму, мудру и бандху, а шаткармы практиковались впоследствии продвинутыми практикующими. При помощи этих практик сознание может быть поднято до более высоких уровней без необходимости вступать в прямой конфликт с разумом. При помощи хатха-йоги вы регулируете выделения органов внутренней секреции тела, производство гормонов, дыхание, управляете волнами мозга и течением праны; тогда и разум автоматически становится гармоничным. Хатха-йога является средством, а раджа-йога — это цель. Хатха-йога — это лестница, ведущая к раджа-йоге. Когда сад-хака (практикующий) достигает стадии раджа-йоги, хатха-йога перестает быть необходимой для него.


 

Шлока 2. Цель хатха-йоги

Распростершись сначала перед гуру, йог Сватмарама передает знания хатха-йоги только ради высшего состояния йоги (раджа-йоги).

Простираясь сначала перед гуру, йог Сватмарама указывает на то, что он является всего лишь инструментом для передачи знаний, которые должны быть сообщены ищущим. Подчеркивается также, что хатха-йога должна практиковаться для единственной цели — подготовки себя к наивысшему состоянию раджа-йоги, то есть к самадхи.

Первоначально садхака практиковал хатха-йогу в течение многих лет, чтобы подготовить себя к пробуждению кундалини или, говоря языком раджа-йоги, для переживания самадхи. За последние пятьдесят лет, однако, при оживлении йоги на Западе, эта реальная цель хатха-йоги, как кажется, была упущена из виду или даже была полностью забыта. Сегодня йога в основном практикуется для улучшения или восстановления здоровья, для уменьшения стрессов, для предотвращения старения тела, для построения сильного и красивого тела. Хатха-йога действительно выполняет эти функции, но следует иметь в виду, что все эти задачи — определенно не ее основная цель.

Когда человек практикует техники хатха-йоги, его физические и ментальные возможности начинают развиваться и в большей степени проявляться. Мы знаем, что человек использует возможности своего мозга всего лишь на одну десятую. Это означает, что девять десятых его возможностей лежат дремлющими, ожидая приведения их в действие. Наука называет дремлющий мозг «областью безмолвия». Об этой области известно очень мало, но неврологи утверждают, что она имеет отношение к психическим способностям человека. После длительной и усердной практики йоги психический потенциал практикующего проявляется, возможно, в виде ясновидения, яснослышания, телепатии, способности к телекинезу, психического здоровья и так далее. Эти способности называются сиддхами, или совершенствами. Некоторые люди относятся к ним как к великим достижениям, но они являются всего лишь временными явлениями, которые могут даже задержать дальнейший духовный прогресс. Целью всех йогических садхан является обнаружение и переживание универсального вселенского духа внутри себя, и если потворствовать этим сиддхам и получать от них удовольствие, то они могут увести человека от конечного высшего переживания. Их, поэтому, лучше игнорировать, поскольку они не являются желаемым плодом хатха-йоги.

Хотя регулярные занятия хатха-йогой могут принести много удивительных изменений и желаемых результатов, необходимо никогда не забывать, что это всего лишь побочные результаты. Хатха-йога не изучается ради самой себя, ради лечебных целей или ради достижения мирской или психической силы, и это то, что каждый практикующий ее всегда должен иметь в виду.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Психологическая сущность управления.
  2. IV. Государственная политика в области управления и развития рынка недвижимости
  3. VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
  4. Автоматизированные системы управления
  5. Автоматический выключатель управления (АВУ-045)
  6. Авторитарный стиль управления
  7. Административная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
  8. Административно-правовая организация управления в области занятости населения, труда и социальных вопросов.
  9. Административно-правовая организация управления в области финансовой деятельности и кредитования.
  10. Административно-правовое регулирование управления внутренними делами.
  11. Административно-правовое регулирование управления обороной Российской Федерации.
  12. Англо-американская модель корпоративного управления


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь