Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Классификационная характеристика



Уровень и характер применения: локальный + частнопредметный.

Философская основа: гуманистическая, экзистенциалистская.

Методологический подход: групповой, индивидуальный, коммуникативный.

Ведущие факторы развития: социогенные + психогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + интериоризаторская.

Ориентация на личностные сферы и структуры: СУД + СУМ.

Характер содержания: проникающий, приспосабливающийся.

Вид социально-педагогической деятельности: обучающая, социализации, культурологическая.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп + «репетитор».

Преобладающие методы: проблемно-поисковые + диалогические.

Организационные формы: альтернативная.

Преобладающие средства: вербальные + наглядные.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: свободного воспитания.

Направление модернизации: альтернативное.

Категория объектов: продвинутого образования.

Целевые ориентации

¶ Ознакомить и предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих.

¶ Проделать с учащимися путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).

¶ Научить детей мыслить раскованно, творчески.

Концептуальные соображения

v Гипотеза: культурные формы должны лишь предлагаться ребенку, но не навязываться.

v Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников.

v На мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем.

v Материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий.

v Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.

v В отличие от урока, знания на мастерских не даются, а выстраиваются.

v Ученик имеет право на ошибку; ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.

v Творческая деятельность - это безоценочная деятельность.

v Мастер - для ученика, а не ученик для мастера.

v Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

v Мастер - садовник, выращивающий растение - ребенка, создающий условия для реализации заложенных в нем природных задатков.

Особенности организации

Мастерская как локальная технология охватывает большую или меньшую часть содержания учебной дисциплины. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы и т.д.

Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой, и только после этого точка зрения группы объявляется классу. В этот момент знания еще раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп.

Алгоритм - это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания познавательной области, но имеют и надпредметную часть, определяемую общими для всех областей способами деятельности учащихся.

В технологии мастерских разработаны алгоритмы для типичных надпредметных задач, например: поиск подхода к решению проблемы, выполнение домашнего задания, аналогии, конструирование теорем, свобода творчества, способы обучения, способы саморегуляции и т.п.

Алгоритмы различаются по уровню сложности, продолжительности выполнения, связи с областями жизнедеятельности детей.

Пример алгоритма (он разделен на три малых занятия-алгоритма, рассчитанных на 1-2 часа).

Алгоритм 1.

Панель → выделение проблем → работа с материалом, с литературой → обсуждение в парах → обсуждение в группах → постановка вопросов в группах → представление вопросов классу → выбор проблемы для исследования.

Алгоритм 2.

Представление проблем → объединение в группы для решения проблем → каждый представляет группе свое понимание проблемы → каждый формулирует гипотезу решения проблемы → выбор в группе наиболее вероятной гипотезы → планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы → формулирование выводов.

Алгоритм 3.

Представление результатов работы групп → составление и обмен вопросами по представленным результатам → ответы на вопросы и корректировка результатов → составление группами серии заданий на применение результатов их поиска → обмен заданиями между группами → знакомство групп с представленными другой группой решениями их задания.

Панель - это этап актуализации знаний в данной области дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, которой будет посвящена мастерская. В ходе разговора у каждого возникают мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Разобраться каждому с этой массой вопросов предлагается на втором этапе, когда ученик будет работать с материалом: с литературой, красками, звуками, с природными материалами, с моделями, спичками, схемами. Это – «деконструкция»: превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий, тот первобытных хаос, из которого когда-то родились свет и тьма… Конечно, сначала каждый пороется в книгах, почитает те отрывки, которые его заинтересуют. Потом поговорит с соседом, а затем в группе. А затем последует «реконструкция» – создание своего мира, текста, рисунка, закона. Изобретение велосипеда. Группа соберет и зафиксирует информацию, прозвучавшую на панели, обдумает и начнет создавать свою новую версию, которая затем на следующем этапе будет опять усовершенствована. Ребятам могут быть предоставлены копии исторических документов, с которыми ученые работали в то время, когда эта проблема обсуждалась. Именно копии или сами документы, но не их обработка или интерпретация, хотя познакомить школьников с различным восприятием учеными одних и тех же документов тоже интересно.

Итак, панель, слово мастера, работа с документами - все это предоставляет группе возможность не только сформулировать версию, но и поработать с ней, а на следующем этапе организовать ее опытную проверку. Но, конечно, опыт не даст полной уверенности в истинности выбранной версии, необходимо ее логическое обоснование, доказательство. Поэтому ребята строят цепочку умозаключений и с опорой на утверждения, об истинности которых они договорились, приходят к выводу об истинности их версии. Однако в доказательство может вкрасться ошибка. Поэтому необходим критический анализ всей проделанной работы (рефлексия). На последнем этапе группы представляют друг другу все, что они сделали.

В каком соотношении должен находиться предполагаемый объем индивидуальной и групповой работы? Практика показывает, что наилучший результат дает оптимальное чередование периодов индивидуального и группового мышления.

Предложенные алгоритмы пригодны не для любого содержания и не для любого класса. Мастерская пройдет с пользой для ребят, если у них уже имеются необходимые учебные и интеллектуальные умения. Поэтому технологическая линия занятий включает специальные мастерские, на которых ребята учатся: а) работать на первом этапе, этапе восприятия; б) работать с гипотезой; в) понимать текст; г) выполнять критический анализ текста, рассуждений, доказательств; д) ставить опыт, отбирать для опыта материал, формулировать задачу, делать наблюдения, описывать результат; е) выполнять сравнение, обобщение; ж) ставить вопросы. Все эти общеобразовательные мастерские формируют у ребят общеинтеллектуальные умения, без которых невозможна серьезная мыслительная работа.

Мастерская закладывает основы для прочного усвоения знаний. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходят в других формах работы.

Особенности методики

Мастерская - это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Основные элементы технологии - методические приемы: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, творческое конструирование знания.

Любая мастерская начинается с индуктора – первого задания, приема, обеспечивающего наведение на проблему.

1. Индукция. Системообразующим элементом мастерских является проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для учеников, в чем-то загадочное и обязательно личностное. Проблемная ситуация характеризует определенное психическое - вопросное состояние субъекта (ученика), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией).

Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у детей.

Широкий индуктор рассчитывается и на тех, у кого обучение опирается и на зрительную, и на слуховую, и на двигательную память. Он дает большую свободу выбора каждому реализовать свое стремление к актуализации.

Индуктор в зачаточном состоянии есть в каждом ребенке, он как бы настраивает организм на саморазвитие. Если у ученика вообще нет потребности изучать науку, то одним индуктором не обойтись, нужна серия мастерских по формированию данной познавательной потребности. Существует и масса других, не менее значимых потребностей: быть личностью, потребность в самоутверждении, в общении, в самовыражении, в эмоциональном насыщении, в свободе, в эмоциональном контакте, в двигательной активности, в игре и др. Мастерская стремится реализовать все эти потребности, но приоритет отдается развитию познавательной потребности.

Если интереса к предмету нет, мастерская направляет действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы ребята сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы - могучее средство для стимулирования интереса.

2. Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

3. Социоконструкция. Важнейшим элементом технологии мастерских является групповая работа (малые группы выделяются в классе, образуются из учащихся разных классов, часто возникают стихийно, по инициативе ребят). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие психологических качеств детей (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд частичных задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем ребята свободны в выборе метода, темпа, поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

4. Социализация. Всякое выступление ребенка в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно настоять, чтобы в отчете были задействованы все. Выступать за группу ответственно и почетно. Каждому хочется, чтобы его группа выступила хорошо. Это заражает всех, работа в малых группах в отличие от фронтальной работы с классом позволяет использовать уникальные способности ребят, дает им возможность самореализоваться. Она в большей мере, чем индивидуальная и фронтальная работа с классом, позволяет учесть и включить в работу различные способы познания у каждого из ребят.

5. Афиширование - вывешивание работ учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, мастер, другой ученик).

6. Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова озарение, инсайт, понимание. Понимание всякое: себя, других, науки. Разрыв - это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с литературным источником. Это то, что в традиционной технологии преподносится ученику, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью товарища, мастера, учителя, родителя. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях ученых, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.

7. Рефлексия – последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

Мастерская дает ученикам творческий «опыт дерзновения», а не «опыт послушания». В какой же мере на мастерской предоставляется возможность использовать свое дерзновение, в какой мере мастер требует от него послушания? Каковы их пропорции на мастерской? Принять задание мастера - акт послушания ученика. Но в выполнении задания свобода творчества, ребята сами выбирают путь его осуществления, и одна версия не исчерпывает всего задания. Мастер не получает запланированных им дома ответов, а иногда результат выполнения задания учениками приводит к разрыву цепей, сковывающих самого мастера.

Позиция ведущего мастера - это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий.

Проводя мастерскую, мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать разум, мысль ребенка, сделать их активными, разбудить в нем то, что скрыто даже для него самого, понять и устранить то, что ему мешает учиться. Все задания мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение ребенка, создать такую атмосферу, чтобы он проявил себя как творец. Это есть мягкое, демократичное, незаметное руководство работой ребят:

– мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;

– включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы);

– работает вместе со всеми, мастер равен ученику в поиске знания;

– мастер не торопится отвечать на вопросы;

– необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней ребят;

– исключает официальное оценивание работы ученика (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через социализацию, афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и ее изменения, самокоррекции.

Изучение предмета с помощью мастерских – это цепочка заданий, которая продумана педагогом так, чтобы постоянно углублять представление ученика об объекте исследования, демонстрировать неполноту представлений о нем.

Первое задание в этой цепочке связано с процессом деконструкции («разрушением» имеющихся знаний, указанием на их неполноту); второе задание связано с процессом реконструкции (построение нового знания с учетом открытий, сделанных на первом этапе); далее – снова «разрушение» и снова построение более совершенного видения предмета исследования и т.д. Такая последовательность заданий все время поддерживает интерес, позволяет понять, что нет итогового знания как непреложной и единственно возможной истины. Процесс познания бесконечен, и вклад каждого ученика в него немаловажен.

Где-то в этой цепочке заданий мастером должен быть запланирован «разрыв». Это самое уникальное явление, ради которого и создается мастерская. Это кульминация творческого процесса. «Разрыв» – некое озарение, новое (неожиданно для человека возникшее) видение предмета, явления, самого себя. Переживание «разрыва» – это когда никто не ожидает, что придется осмыслить и собственные личностные качества, или когда возникает неизбежный тупиковый вопрос, разрешить который – значит преодолеть, превзойти себя вчерашнего.

Мастерская рассматривается как психологический тренинг, помогает добраться до самого тайного в человеке, вызвать из него то, что он и не желал бы показывать; в этом состоит опасность действий мастера. Миссия мастера: разблокировать способности человека, разобрать завалы в самом человеке и в окружающем его мире, убрать то, что тормозит реализацию творческого потенциала, заложенного природой.

Предтечи, разновидности, последователи

Близкими к технологиям мастерских являются:

& Погружения (по Г.К. Лозанову, И.П. Иванову, М.П. Щетинину) - занятия в урочной и внеурочной форме по одной учебной дисциплине продолжительностью от одного до нескольких учебных дней. Режим полного погружения предполагает выезд в дом отдыха или пионерский лагерь на срок от одной до трех недель, ибо необходимо создать соответствующую атмосферу «интенсива», которая не исчерпывается учебным процессом, а позволяет включить в сферу педагогического действия многие жизненные процессы, важные для становления творческой личности.

& Студии А.Н. Тубельского (разновозрастные формирования детей, занимающихся в свободном режиме под руководством учителя весьма высокой квалификации).

& Мастер-классы – форма передачи опыта мастеров педагогического труда, новаторов, ученых небольшому кругу заинтересованных собеседников, в которой возникает непринужденная атмосфера творческой мыследеятельности и переживаний.

& Проектные мастерские – совмещение технологий проектов и мастерских.

Рекомендуемая литература

1. Белова Н. Урок-мастерская: приглашение к поиску // Частная школа. - 1997. - №1.

2. Окунев А. Как учить не уча. - СПб.: Питер-Пресс, 1996.

3. Педагогика наших дней / Сост. В.П. Бедерханова. - Краснодар, 1989.

4. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. - Спб, 1995.

5. Погружение - методика будущего. - М., 1999.

 

9.4. Технология эвристического образования (А.В. Хуторской)

Ничьё мнение не бывает ложным...

Сократ

Хуторской Андрей Викторович - доктор педагогических наук, действительный член Международной педагогической академии, зам. директора Института общего среднего образования РАО.

Прообразом эвристического образования является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний.

Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом, но и принципом его образования. В этом случае ученику предлагается выстраивать траекторию своего образования в каждом из изучаемых предметов, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, программы своего обучения, способы освоения изучаемых тем, формы представления и оценки образовательных результатов.

Отдельные элементы технологии эвристического образования присутствуют в системах личностно-ориентированного, природосообразного, творческого обучения, авторами которых являются Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, С. Френе, Р. Штайнер, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, В.И. Андреев и др.

Эвристика чаще всего понимается как метод создания нового. Использование эвристики в качестве методологической основы всего образования реализовано в педагогической технологии А.В. Хуторского - дидактической эвристике. Данная модель образования разработана в 90-е годы на базе Школы свободного развития (п. Черноголовка Московской обл.) и осуществлена в деятельности многих других российских школ.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 920; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь