Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Технология воспитания в процессе обучения «Учителя года России – 2004» Е.И. Славгородского



Для юности одной молодости недостаточно.

А.И. Герцен

Каждый урок – это восхождение. Но не то, что заканчивается вершиной, а то, после которого понимаешь, что «после гор могут быть только горы».

Е.И. Славгородский

Учитель года-2004 Евгений Игоревич Славгородский (р. 1979) –учитель русского языка и литературы, всего три года назад закончил филфак Калининградского госуниверситета и отправился работать учителем в сельский поселок Крылово. Кроме того, он учится в аспирантуре и преподает философию в Калининградском университете, успевает читать лекции о поэтах Восточной Пруссии для сельской молодежи в местном Доме культуры, добираясь туда на велосипеде.

Сельская школа. Евгений Игоревич выбрал сельскую школу, чтобы испытать, проявить себя; он считает, что сельские дети более открыты. А городские больше готовы отвергнуть ваше мнение, они смотрят на все критически. С сельскими детьми работать гораздо ответственнее: они больше вам доверяют.

Доминанта на лицо другого человека. Преподавать литературу надо для того, чтобы человек стал понимать себя и мир вокруг. Не понимать с точки зрения научной или философской (хотя и это, может быть, важно), а понимать по-человечески. А что значит понимать? Это уметь жить в мире, уметь общаться и понимать ценность другого «я». Ценность другого человека - вот что самое главное в литературе.

Современная классика. Евгений Игоревич выделяет ту литературу, которая не является современной, хотя и пишется сегодня. Ту, которая продолжает традиции XIX века. Это лагерная проза, деревенщики... Все, что называется «возвращением к корням», а не является так называемым приобщением к «мировой традиции», к постмодернизму, когда люди пытаются играть в игры, а не быть естественными искренними.

У ребенка должно быть право выбирать, что наиболее оптимально для чтения. Речь не о том, чтобы разгрузить программу, а о том, чтобы учитель мог предложить ученику вариативность чтения. То есть привлечь его к тем книгам, которые ребенку наиболее симпатичны и интересны. Список литературы должен быть вариативным. Все дети разные, и тут не должно быть догматизма.

Литературное произведение должно применяться к жизни учеников, они должны что-то из него почерпнуть - только в этом случае можно привить интерес к классической литературе.

ИКС. Сегодня расширяется информационная агрессия по отношению к человеку. Информационные средства обрушивают на учащихся потоки не всегда полезных сведений. Телевидение не так страшно, как интернет, который поглощает с головой - информатизация тотальная, человек вообще не хочет выходить из дома. Но компьютер должен быть средством, а не целью.

Философская мудрость. На мастер-классе Евгений Славгородский предложил своим коллегам такую ситуацию: «Представьте, что вы - японский садовник, у вас великолепный сад и к вам едет император. Как вы будете готовиться к его приезду? » Оказывается, японец сделал бы так: срезал бы все цветы, кроме одного, который стал бы воплощением всего сада. Надо научиться собирать мир вокруг себя. Ведь мир - это осколки, их нужно стараться собирать в единое целое. И это подвиг всей жизни.

О конфликтах. Если возникает конфликтс учениками, учитель обязательно идет навстречу. Учитель всегда должен так поступать, даже если конфликт неразрешим, даже если ученик не воспринимает учителя. Нельзя наращивать злобу, надо продолжать работать, учить. И пытаться найти ту точку, которая будет интересна ученику.

Педагогические приемы. Самый главный прием Славгородского - это диалог. Весь учебный материал можно убрать в диалог. И больше всего он любит «формулу улыбчивого общения» - когда он может свести ситуацию к той, которая вызовет улыбку.

Задача у учителя литературы универсальная: затронуть и ум, и сердце ребенка. У Евгения Игоревича получается интеллектуальная сфера. Ребята великолепно умеют полемизировать, аргументировать свою точку зрения. Но он умеет дать окраску этой сфере. Например, есть задание, которое называется «свободное письмо». Тут не имеет никакого значения, как ученик пишет, какие мысли выражает. Он может даже нарисовать какую-нибудь картинку. «Свободное письмо» формирует способность говорить свободно. А сочинения учитель всегда оценивает по содержанию. Больше всего не любит неискренность. Если получил пусть маленькое сочинение, но искреннее - это будет оценено достойным образом.

Дети везде одинаковые - интересные, умные. Ребята из класса, где он вел урок, так здорово дали определение, каков он - мудрый человек... Они уловили суть: мудрость, по их мнению, - это соединение теории и практики, обучения и воспитания в нечто одно, называемое жизнью.

Учитель познается не по одному уроку, а по целой цепи. По тому, как он работает в течение года, как к нему относятся дети. Целостность этой цепи - вот что делает учителя учителем.

Рекомендуемая литература

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. – Казань, 1988.

2. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти. – М.: Народное образование, 1994.

3. Гербутов В.А. Программа факультативных занятий и курса по выбору для учащихся 7-11 классов базовой школы по физике. – Минск: Минский городской ИУУ, 1991.

4. Заруба А. …И следи за рейтингом // Учитель года. – 2000. – № 3.

5. Зорина Л.Я. Программа – учебник – учитель. – М.: Знание, 1989.

6. Зязюн И.А., Кривонос И.Ф., Тарасевич Н.Н. др. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна.– М.: Просвещение, 1989.

7. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1987.

8. Климентовская З.В. И приходит Поэзия прежде, чем свет. – Рязань, 2000.

9. Климентовская З.В. Слушайте тишину. – Рязань, 1994.

10. Конкурсный урок на звание «Учитель года России – 1996» в гимназии № 1526 г. Москвы // Иностранный язык в школе. – 1997. – № 2.

11. Крылов А. Техническое задание – изобрести подлодку // Учитель года. – 2001. – № 6.

12. Международный конкурс учителей: Сборник материалов 4-го подсеминара / Под общ. ред. Сидоренко М.М. – Артек, 2001.

13. Монахов В.М., Смыковская Т.К. Проектирование авторской (собственной) методической системы учителя // Школьные технологии. -

14. Морар В. Побеждает диалог // Учитель года. – 2001. – № 6.

15. Нянковский М.А. Преподавание литературы в старших классах. – М.: Академия, 2002.

16. Парамонов О. Поэты глиняного века // Учитель года. – 2001. – № 3.

17. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. – М., 1998.

18. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

19. Скаткин М.Н. Изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта. – М., 1977.

20. Странная колыбельная // Литература в школе. – 1997. – № 3.

21. Сутормин А.Е. Время искать и время терять // Учительская газета. – декабрь 1990. – № 49.

22. Учитель года: лучшее от лучших. Сборник методических материалов. – М.: АПК и ПРО, 2001.

23. Учитель года: лучшее от лучших. Сборник методических материалов. – М.: АПК и ПРО, 2002.

24. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. – М.: Высшая школа, 1988.

25. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – СПб.: Питер, 2002.

26. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. – М.: Педагогический поиск, 2001.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 1118; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь