Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предмет и задачи вузовского курса Отечественной истории.Стр 1 из 9Следующая ⇒
Предмет и задачи вузовского курса Отечественной истории.
Содержанием истории как науки является исторический процесс. Он раскрывается в явлениях человеческой жизни, которые касаются жизни народов и государств, деятельности отдельных лиц, международных отношений.
Предметом курса отечественной истории является российский исторический процесс от древности до современности.
В деле возрождения Отечества наряду с экономическими факторами важную роль играет интеллектуальный потенциал общества, А это в некоторой степени зависит от высшей школы, от места и значения в ней гуманитарных наук. В процессе изучения истории у человека формируется историческое сознание, в содержание которого входит ряд элементов: 1. знание фактов истории; 2. способность рассматривать реальную действительность во всех трех временных измерениях: в прошлом настоящем, будущем; 3. обобщенный исторический опыт и вытекающие из него уроки истории; 4. социальное прогнозирование на основе изучения общественных процессов.
При формировании исторического сознания важную роль играет знание и учет принципов изучения истории: 1. Принцип объективности означает рассмотрение каждого исторического явления в его многогранности и противоречивости, изучение всех фактов в их совокупности и соответствии исторической реальности, во всей полноте исторической правды. История не может быть " плохой" или " хорошей". 2. Принцип историзма означает рассмотрение исторических фактов и событий в связи с конкретно-исторической обстановкой.
Таким образом, задача курса истории Отечества - это формирование исторического сознания, которое позволяет получать соответствующие знания, приобретать широкий взгляд на историческую перспективу, вырабатывать самостоятельную позицию в оценке и понимании современных процессов. В. О. Ключевский писал: "... каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином".
Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс. В физико-географическом отношении наше Отечество представляет собой сложный комплекс. Страна занимает территорию двух частей света - восточную часть Европы и север Азии. Особенность рельефа - преобладание равнин на западе и северо-западе, а гор - на юге и востоке.
Важным географическим фактором, определяющим особенности территории страны, являются моря, озера, а также другие водоемы. Водные системы могли способствовать или противодействовать хозяйственному освоению земель, экономическим и политическим связям, в ряде случаев играли важную роль в исторической судьбе отдельных территорий. Россия – обширная, малозаселенная территория, граница России защищена естественными преградами. Также характерна оторванность от морей, густая речная сеть, промежуточное положение между Европой и Азией.
Огромное разнообразие почв влияло и влияет на хозяйственную деятельность человека.
Зарождение и становление российской государственности произошло на территории Восточно-европейской (или Русской) равнины. Ее характерными свойствами являются однообразные поверхности, сравнительная краткость береговой линии и отсутствие внутренних естественных границ в виде гор и горных хребтов.
Для России всегда были характерными длинная зима и короткое лето, вследствие чего объём совокупного прибавочного продукта был низок. А это обусловило появление крепостничества, деспотической власти.
Фундаментальные особенности ведения крестьянского хозяйства, в конечном счете, наложили неизгладимый отпечаток на русский национальный характер, на первый взгляд противоречивый: способность к крайнему напряжению сил - отсутствие ярко выраженной привычки к тщательности, аккуратности в работе, извечная тяга к “подрайской землице”, необыкновенное чувство доброты, коллективизма, готовности к оказанию помощи, вплоть до самопожертвования и др.
Роль религии в становлении государственности и культуры. В образовавшихся в конце I тысячелетия н.э. раннефеодальных государствах феодальная формация имела два важнейших слагаемых: 1. феодальные отношения, которые стали играть ведущую роль в экономике; 2. государство, доминировавшее в сфере политики.
А третий существенный компонент феодальной формации - феодальная идеология - отсутствовал, и взгляды, соответствующие феодальным структурам, существовали на уровне социальной психологии. Перед правящими классами встала необходимость принятия религии, которая отвечала бы потребностям классового общества.
Поскольку попытка киевского князя Владимира в конце X - начале XI века реформировать язычество оказалось невозможной, оставалось принять религию у соседей. В Волжской Булгарии был распространен ислам, у хазар - иудаизм, в Византии и Западной Европе - христианство.
Поскольку наиболее тесные отношения Киевская Русь поддерживала с христианскими странами, выбор князя остановился именно на христианстве. В качестве главной причины можно назвать потребность правящих слоев в новой идеологии: один Бог на Небе, один царь на Земле.
По летописному рассказу, официальное принятие Русью христианства относится к 988 г., когда Владимир совершил поход на греческий город Корсунь в Крыму, где крестился сам и привез в Киев митрополита Михаила, назначенного Константинополем главой новой церкви, а также священников из Корсуня и Константинополя. На местах порушенных и сожженных языческих богов были построены христианские церкви. Затем христианство было распространено на всю территорию Древнерусского государства.
Это имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало равенство людей перед богом. Путь в рай открыт и богатому вельможе и простолюдину, если они честно исполняли свои обязанности на земле. “Божий слуга” - государь - был и справедливым судьей, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.
Удельный период в истории России (XII—XV вв.). К середине XII века Русь раскололась на 15 княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева. Одной из причин такого состояния государственности на Руси были постоянные разделы земель между Рюриковичами. Местное боярство не было заинтересованно в существовании единого, сильного политического центра. Во-вторых, постепенный рост городов и хозяйственное развитие отдельных земель привели к тому, что наряду с Киевом появились новые центры ремесла и торговли, всё более независимые от столицы русского государства.
Феодальная раздробленность ослабляла Русь. Однако это был закономерный процесс, который имел и свои положительные стороны – культурное и хозяйственное развитие различных земель, появление в них множества новых городов, заметный рост ремесла и торговли. Не было утрачено сознание единства русской земли, но снизились возможности противостоять внешней угрозе.
В начальной стадии древне-русское государство распалось на 3 основные области:
Северо-Западная Русь. Новгородская земля располагалась от Ледовитого океана до верховья Волги и от Прибалтики до Урала. Город находился на перекрестке торговых путей, связывающих его с Западной Европой, а через нее с Востоком и Византией. Новгородом владел тот, кто правил Киевом. Новгород был боярской республикой, т.к. бояре победили князей в борьбе за власть, они владели экономической мощью. Высшим органом власти было вече, на котором избиралось правление, рассматривались вопросы внутренней и внешней политики. Выбирался епископ. На случай военных походов вече приглашало князя, который управлял армией.
Культура– письменность Кирилла и Мефодия. Школы при церквях. Грамотность населения – найдены берестяные грамоты. Летопись – Повесть временных лет, составленная Нестором, монахом Киево-Печерской лавры в ХП г. Ремесленники – кузнецы славились в Западной Европе, литье колоколов, ювелиры, стеклоделы, производство оружия. Развивалась иконопись, архитектура – Софийский собор в Киеве. Золотые ворота, мозаика. Складывались художественные школы. Складывалась древнерусская народность, для которой характерно: единый язык, политическое единство, общая территория, исторические корни.
Северо-восточная Русь. Владимиро-Суздальское княжество располагалось в междуречье Оки и Волги. Здесь были плодородные почвы. Возникали новые города и развивались старые. В 1221 г был основан Нижний Новгород.
Экономическому подъему способствовал приток населения в 11-12 вв из северо-западной Новгордской земли в эти края. Причины: 1. здесь много пригодных для земледелия пахотных земель; 2. северо-восточная Русь почти не знала иноземных нашествий, в первую очередь набегов половцев; 3. экстенсивная система земледелия время от времени создавало перенаселение и появлялось избыточное народонаселение; 4. оседание дружины на землю и создание боярских сел ухудшило положение крестьянства.
Из-за сурового климата и менее плодородных почв, чем в северо-восточной руси, земледелие здесь было развито слабее, хотя и было основным занятием населения. Новгородцы периодически испытывали недостаток хлеба – это экономически и политически привязывало Новгород к Владимирской земле.
Были развиты торговые пути. Важнейшим был Волжский торговый путь, связывающий северо-восточную Русь с странами Востока. Столицей был Суздаль, правил 6-й сын Владимира Мономаха – Юрий. За постоянное стремление расширить свою территорию и подчинить себе Киев он получил прозвище “ Долгорукий ”. Захватив Киев и став великим киевским князем, Юрий Долгорукий активно влиял на политику Новгорода Великого. В 1147 г. впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы, которую конфисковал у боярина Кучки Юрий Долгорукий. Северо-восточной Руси выпала роль объединителя и будущего центра российского государства Башкортостан в IX-XV веках.
Начало завоевания Башкирии татаро-монгольскими войсками относится к 1229 году. Утвердившись на юго-западной части Башкирии, захватчики превратили эту территорию в главную базу для дальнейших завоеваний. После распада Золотой Орды на ряд улусов и мелких владений территория Башкирии оказалась под властью казанского и сибирского ханов, Ногайской орды.
Еще в X-XII вв. башкиры жили родовыми общинами. Роды в свою очередь объединялись в племена. В каждом племени было от 3 до 13 родов. По данным этнографа Р. Г. Кузеева, насчитывалось около 30 племен башкир.
Во главе рода стоял бий (бей) - родовой вождь. Один из биев, сумевший выдвинуться, сосредотачивал власть в племени или даже в нескольких племенах. В своих действиях бий опирался на народное собрание и совет старейшин.
В XII - XIII вв. происходит постепенное разложение родовых отношений. Экономической основой разложения рода явилось неравенство во владении скотом. Родоплеменная знать постепенно отделялась от общины, окружала себя преданными людьми, вооружала их. Народное собрание теряет свое значение.
Становление и развитие феодальных отношений у башкир происходит очень медленно. Это объясняется особенностями кочевого скотоводческого хозяйства. Долгое время сохраняются пережитки родоплеменных отношений.
В XII в. через Булгарское ханство в Башкирию проникает ислам и вытесняет язычество. Насильственно распространяемая религия постепенно становится господствующей.
Таким образом, в XIII - середине XVI в. башкиры постепенно переходят от первобытнообщинных отношений к феодальным. Часть башкир начала заниматься земледелием, но основная часть - продолжала заниматься кочевым скотоводством. Разрозненные племена башкир еще не успели вполне сложится в единую народность, Башкирия была лишена своей государственности, чему способствовали почти беспрерывные междоусобные войны.
Эпоха Ивана Грозного. Вторая половина XVI в. в истории России -это эпоха Ивана Грозного. Иван IV вступил на престол в 3-х летнем возрасте. Фактически государством управляла его мать Елена Глинская. После нее не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских и Глинских. Боярское правление привело к ослаблению центральной власти и вызвало большую волну недовольств и открытых выступлений. Страна нуждалась в реформах по укреплению государственности, централизации власти. Иван IV вступил на путь реформ. В 1549 г. вокруг Молодого Ивана сложился круг близких людей, которые и образовали “Избранную раду”. Они проводили реформы середины XVI в.
Во время царствования Ивана IV возник новый орган власти – Земский собор, который занимался решением важнейших государственных дел, вопросами внешней политики, финансами. Они приняли решение составить новый Судебник. Основное отличие его от Судебника 1497 года состояло в установлении более централизованной системы суда и управления. Это достигалось, во-первых, усилием роли центральных органов (приказов), во-вторых, редким ограничением власти наместников. Судебник ограничивал и податные привилегии крупных светских и духовных феодалов, ещё больше усиливал крепостническую зависимость крестьян.
Было впервые введено наказание за взяточничество государственных служащих. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. В 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско. Для пограничной службы привлекались казаки.
Важное значение имело “Уложение о службе” 1556 г., по которому вотчины в отношении ратной службы приравнивались к поместьям. Одновременно была регламентирована сама служба, т. с. устанавливалось, с какого количества земли должен выходить вооруженный воин на коне. В середине XVI в. окончательно складывается приказная система - центральный аппарат государственного управления. Число приказов достигало 40.
В 1555-1556 годах была окончательно ликвидирована система кормлений. Вместо наместников и волостелей на местах учреждается институт “земских старост”, выбираемых из наиболее зажиточных посадских людей и крестьян. Общий же надзор за местным управлением сосредоточивался теперь в руках губных старост (“губа” - административный округ). Эта реформа позволила дворянству широко использовать в своих интересах новую земскую организацию Особенно выиграло местное купечество.
По инициативе митрополита Макария была проведена церковная реформа Общерусская канонизация святых должна была как бы символизировать собою объединение русского народа в рамках единого национального государства Был принят ряд мер по унификации служб, церковных обрядов и особенно укреплению нравственного авторитета церкви.
В 50-х - начале 60-х годов 16 века возникают серьезные противоречия между Иваном Грозным и боярами, требовавшими себе участия во власти. В 1560 году у него произошел прямой разрыв с советниками. В январе 1565 года Иван IV объявил свой гнев на бояр, духовенство, на служилых и приказных, то есть на всех, кроме простых людей, и грозился оставить царство. По молению москвичей он остается у власти при условии, чтобы класть опалу на крамольников, как ему будет угодно. Так начинается опричнина (1564-1572).
В опричнину царь выделил часть уездов страны и 1000 человек бояр и дворян (потом их численность возросла до пяти тысяч человек). Зачисленным в опричнину полагалось иметь земли в опричных уездах. Поэтому вотчины и поместья в опричных уездах забирались и давались взамен другие, в земских. В опричнине действовала своя Боярская дума. были созданы свои особые войска, опричная часть была выделена и в Москве. Начались непрерывные опалы, ссылки и казни заподозренных лиц, насилия опричников над " изменниками". Кульминацией опричного террора стали конец 1569-лето 1570 гг., когда Иван I розный разгромил Великий Новгород.
В 1572 г. Иван Грозный отменил опричнину и запретил упоминать это слово.
Параллельно внутренней ломке с 1558 года у Грозного шла борьба за Балтийский берег. В два года Ливония было разгромлена московскими войсками и распалась. Вначале Грозный имел большой успех в Литве, но в 1576 Литва перешла в наступление. К этому времени вследствие глубокого кризиса внутри страны у Грозного иссякли средства ведения войны, и в 1582 году был заключен мир с Литвой, по которому Грозный уступил свои завоевания в Лифляндии и Литве, а в 1583 году он помирился и со Швецией на том, что уступил ей Эстляндию и сверх того свои земли от Нарвы до Ладожского озера по берегу Финского залива.
Образование политических партий в России (конец XIX—начало XX в.) Образование партий – это не единовременный акт, а процесс, который проходит определенные этапы.
Канун первой российской революции явился тем историческим моментом, когда политические партии в России проходили 1-й или 2-й этапы своего становления. В ходе революции классовая борьба в России приобрела ярко выраженный партийный характер. Процесс образования партий вступил в свой 3-й этап.
В зависимости от социально-классовой основы, программных и тактических установок все политические партии, образовавшиеся до и в годы революции, можно разделить на 4 большие группы:
В. И. Ленин и его соратники в начале 90-х годов начали подготовку к созданию пролетарской партии. Зачатком такой партии стал организованный ими в 1895 г. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Деятельность Союза был нацелена на соединение теории социализма с массовым рабочим движением. Задача создания партии стала особо актуальной в связи с начавшейся в 80-х гг. дифференциацией в российском социал-демократическом движении и обозначившимся разделением на 2 основных направления: революционное и реформаторское.
В 1903 г. в Лондоне были приняты программа и устав РСДРП ( российская социал-демократическая партия ). В программе предусматривалось 2 этапа революции:
Однако по программным и организационным разногласиям произошел раскол на партию большевиков (сторонники Ленина) и меньшевиков (сторонники Мартова). Большевики стремились превратить партию в узкую организацию профессиональных революционеров и стояли за диктатуру пролетариата (установление политической власти рабочих для построения социализма и в дальнейшем создания бесклассового общества). Меньшевики выступали против диктатуры пролетариата и предполагали сотрудничество с другими партиями.
Партия социалистов-революционеров (эсеры) сложилась в 1902 г. Главной задачей эсеров считалось уничтожение частной собственности на землю, передачи ее крестьянам. Тактикой был террор. Своей опорой они считали крестьян, однако состав партии был преимущественно интеллигентским.
Либеральное движение сформировалось в земствах и городских думах. Они стояли за конституционную монархию. Вели борьбу против крайностей “справа” (произвол правительства) и “слева” (деятельность радикалов – революционеров).
Консервативно-монархические круги выступали против любых революционных и демократических выступлений, настаивали на укреплении самодержавия, целостности и неделимости России, сохранения господствующего положения русских и усиление позиций православной церкви.
Таким образом, на рубеже XIX—XX вв. происходит оформление течений освободительного движения России в политические партии, которые стали выступать выразителями интересов определенных социальных групп и классов в острых политических схватках. Величайшим катализатором образования новых политических партий стала первая российская революция. За короткий период в России возникло столько политических партий, сколько не имелось ни в одной стране мира. К концу гражданской войны 1917—1920 годов численность российских партий составила около 100.
Образование автономии Башкортостана.
С победой февральской революции 1917 г. в условиях демократии развернулось широкое движение наций и народов страны за самоопределение и создание своей государственности. Протекавшее в общем русле мусульманского движения башкирское национальное движение самостоятельно оформилось в мае. 1917 г., когда образовалось так называемое «Башкирское областное бюро», руководителями которого стали С. Мрясов, 3. Валидов, А. Ягафаров и др.
На I Башкирском съезде в г. Оренбурге (июль 1917 г.) и на II Башкирском съезде в г. Уфе (август 1917 г.) было избрано и переизбрано Башкирское областное центральное Шуро (Совет). На этих съездах были выдвинуты требования к Временному правительству о возвращении башкирам отнятых у них ранее земель, об установлении территориальной автономии с включением в нее башкирско-мусульманских волостей.
После Октябрьской революции, 11 ноября 1917 г. башкирское Шуро выпустило фарман (указ) 1, в котором подтверждалась претензия на автономию и решительно отказывалось в поддержке' противоборствующим сторонам. В указе подчеркивалось, что башкиры «ни на какой» стороне: «мы на своей собственной стороне». Фарманом 2 от 15 ноября 1917 г. провозглашалось создание башкирской автономии.
По замыслу 3. Валидова в автономию с центром в г. Оренбурге включались территории Оренбургской, Уфимской, Пермской, Самарской губерний, где башкирское и татарское население преобладало не менее чем на 70% другие национальности. Всебашкирский учредительный съезд (Курултай) в декабре 1917 г. утвердил решение Шуро об образовании автономии, но только из 9.кантонов и в пределах Малой Башкирии, а также принял постановление о кантональном управлении, образовав «малый парламент».
Органы местной власти выразили отрицательное отношение к автономии Башкортостана, а 16 февраля 1918 г. Башкирское правительство было арестовано Мусульманским военно-революционным комитетом.
В феврале 1919 г. башкирский корпус перешел на сторону Красной Армии.
Переговоры по вопросам создания башкирской автономии успешно завершились подписанием В. И. Лениным «Соглашения центральной Советской власти с Башкирским правительством о советской автономии Башкирии» и опубликованием его текста 23 марта 1919 г. в газете «Известия ВЦИК». В п. 1 Соглашения было записано, что «Автономная Башкирская Республика образуется в пределах Малой Башкирии и составляет федеративную часть, входящую в состав РСФСР». В состав республики входили в основном южные, юго-восточные, северо-восточные районы современной Башкирии. Столицей республики временно объявлялось село Темясово, потом столицей стал г. Стерлитамак, куда переехал Башревком. Впоследствии территория БАССР неоднократно пересматривалась. В 1922 г. Малая Башкирия соединилась со значительной частью Уфимской губернии и образовалась Большая Башкирия со столицей в г. Уфе.
Предмет и задачи вузовского курса Отечественной истории.
Содержанием истории как науки является исторический процесс. Он раскрывается в явлениях человеческой жизни, которые касаются жизни народов и государств, деятельности отдельных лиц, международных отношений.
Предметом курса отечественной истории является российский исторический процесс от древности до современности.
В деле возрождения Отечества наряду с экономическими факторами важную роль играет интеллектуальный потенциал общества, А это в некоторой степени зависит от высшей школы, от места и значения в ней гуманитарных наук. В процессе изучения истории у человека формируется историческое сознание, в содержание которого входит ряд элементов: 1. знание фактов истории; 2. способность рассматривать реальную действительность во всех трех временных измерениях: в прошлом настоящем, будущем; 3. обобщенный исторический опыт и вытекающие из него уроки истории; 4. социальное прогнозирование на основе изучения общественных процессов.
При формировании исторического сознания важную роль играет знание и учет принципов изучения истории: 1. Принцип объективности означает рассмотрение каждого исторического явления в его многогранности и противоречивости, изучение всех фактов в их совокупности и соответствии исторической реальности, во всей полноте исторической правды. История не может быть " плохой" или " хорошей". 2. Принцип историзма означает рассмотрение исторических фактов и событий в связи с конкретно-исторической обстановкой.
Таким образом, задача курса истории Отечества - это формирование исторического сознания, которое позволяет получать соответствующие знания, приобретать широкий взгляд на историческую перспективу, вырабатывать самостоятельную позицию в оценке и понимании современных процессов. В. О. Ключевский писал: "... каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином".
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 985; Нарушение авторского права страницы