Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Роль религии в становлении государственности и культуры.
В образовавшихся в конце I тысячелетия н.э. раннефеодальных государствах феодальная формация имела два важнейших слагаемых: 1. феодальные отношения, которые стали играть ведущую роль в экономике; 2. государство, доминировавшее в сфере политики.
А третий существенный компонент феодальной формации - феодальная идеология - отсутствовал, и взгляды, соответствующие феодальным структурам, существовали на уровне социальной психологии. Перед правящими классами встала необходимость принятия религии, которая отвечала бы потребностям классового общества.
Поскольку попытка киевского князя Владимира в конце X - начале XI века реформировать язычество оказалось невозможной, оставалось принять религию у соседей. В Волжской Булгарии был распространен ислам, у хазар - иудаизм, в Византии и Западной Европе - христианство.
Поскольку наиболее тесные отношения Киевская Русь поддерживала с христианскими странами, выбор князя остановился именно на христианстве. В качестве главной причины можно назвать потребность правящих слоев в новой идеологии: один Бог на Небе, один царь на Земле.
По летописному рассказу, официальное принятие Русью христианства относится к 988 г., когда Владимир совершил поход на греческий город Корсунь в Крыму, где крестился сам и привез в Киев митрополита Михаила, назначенного Константинополем главой новой церкви, а также священников из Корсуня и Константинополя. На местах порушенных и сожженных языческих богов были построены христианские церкви. Затем христианство было распространено на всю территорию Древнерусского государства.
Это имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало равенство людей перед богом. Путь в рай открыт и богатому вельможе и простолюдину, если они честно исполняли свои обязанности на земле. “Божий слуга” - государь - был и справедливым судьей, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.
Взаимоотношения Руси с соседними государствами и народами. Основные задачи внешней политики киевских князей:
Основные направления. Важное место занимали отношения с Византией, которая являлась источником ресурсов для Руси.
Первоначально Византия выполняла роль дополнительных источников наживы. После крещения Руси Византия стала восприниматься как духовный центр христианства.
Византия – источник для восприятия культуры.
На юго-востоке и востоке Россия сталкивалась с хазарским каганатом и Волжской Булгарией.
Хазарский каганат образовался в 30е годы 7 века и просуществовал до 10 века. Занимал территорию Междуречья Волги и Дона. Хазары контролировали Волжский торговый путь и выступали в двойной роли: с одной стороны, препятствовали свободным торговым отношениям Руси; с другой – выступали буфером между Русью и кочевниками.
В 960 году Хазарский каганат был разгромлен Святославом.
После падения Хазарского каганата Волжская Булгария становится самостоятельным государством. Она возникла в среднем Поволжье в 9 веке. Волжская Булгария была интересна для русских князей как источник плодородных земель.
Одновременно юго-восточные территории занимали кочевники: иранцы, торки, печенеги, половцы (кипчаки).
Главный неписаный принцип взаимоотношений кочевников и Руси состоял в полном отказе от взаимных территориальных захватов, т.к. оседлый городской земледельческий быт Руси был несовместим с кочевой культурой.
В начале 11 века при Владимире I во внешней политике обозначилось западное направление – борьба за русско-польское пограничье, позволяющее контролировать торговые пути, ведущие в Польшу, Чехию и Германию.
Удельный период в истории России (XII—XV вв.). К середине XII века Русь раскололась на 15 княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева. Одной из причин такого состояния государственности на Руси были постоянные разделы земель между Рюриковичами. Местное боярство не было заинтересованно в существовании единого, сильного политического центра. Во-вторых, постепенный рост городов и хозяйственное развитие отдельных земель привели к тому, что наряду с Киевом появились новые центры ремесла и торговли, всё более независимые от столицы русского государства.
Феодальная раздробленность ослабляла Русь. Однако это был закономерный процесс, который имел и свои положительные стороны – культурное и хозяйственное развитие различных земель, появление в них множества новых городов, заметный рост ремесла и торговли. Не было утрачено сознание единства русской земли, но снизились возможности противостоять внешней угрозе.
В начальной стадии древне-русское государство распалось на 3 основные области:
Северо-Западная Русь. Новгородская земля располагалась от Ледовитого океана до верховья Волги и от Прибалтики до Урала. Город находился на перекрестке торговых путей, связывающих его с Западной Европой, а через нее с Востоком и Византией. Новгородом владел тот, кто правил Киевом. Новгород был боярской республикой, т.к. бояре победили князей в борьбе за власть, они владели экономической мощью. Высшим органом власти было вече, на котором избиралось правление, рассматривались вопросы внутренней и внешней политики. Выбирался епископ. На случай военных походов вече приглашало князя, который управлял армией.
Культура– письменность Кирилла и Мефодия. Школы при церквях. Грамотность населения – найдены берестяные грамоты. Летопись – Повесть временных лет, составленная Нестором, монахом Киево-Печерской лавры в ХП г. Ремесленники – кузнецы славились в Западной Европе, литье колоколов, ювелиры, стеклоделы, производство оружия. Развивалась иконопись, архитектура – Софийский собор в Киеве. Золотые ворота, мозаика. Складывались художественные школы. Складывалась древнерусская народность, для которой характерно: единый язык, политическое единство, общая территория, исторические корни.
Северо-восточная Русь. Владимиро-Суздальское княжество располагалось в междуречье Оки и Волги. Здесь были плодородные почвы. Возникали новые города и развивались старые. В 1221 г был основан Нижний Новгород.
Экономическому подъему способствовал приток населения в 11-12 вв из северо-западной Новгордской земли в эти края. Причины: 1. здесь много пригодных для земледелия пахотных земель; 2. северо-восточная Русь почти не знала иноземных нашествий, в первую очередь набегов половцев; 3. экстенсивная система земледелия время от времени создавало перенаселение и появлялось избыточное народонаселение; 4. оседание дружины на землю и создание боярских сел ухудшило положение крестьянства.
Из-за сурового климата и менее плодородных почв, чем в северо-восточной руси, земледелие здесь было развито слабее, хотя и было основным занятием населения. Новгородцы периодически испытывали недостаток хлеба – это экономически и политически привязывало Новгород к Владимирской земле.
Были развиты торговые пути. Важнейшим был Волжский торговый путь, связывающий северо-восточную Русь с странами Востока. Столицей был Суздаль, правил 6-й сын Владимира Мономаха – Юрий. За постоянное стремление расширить свою территорию и подчинить себе Киев он получил прозвище “ Долгорукий ”. Захватив Киев и став великим киевским князем, Юрий Долгорукий активно влиял на политику Новгорода Великого. В 1147 г. впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы, которую конфисковал у боярина Кучки Юрий Долгорукий. Северо-восточной Руси выпала роль объединителя и будущего центра российского государства Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 905; Нарушение авторского права страницы