Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Правовые семьи современности.



Правовая семья - совокупность сходных правовых систем.

Признаки:

- общность исторических корней стран;

- единая база становления и функционирования;

- адекватность источников и норм права;

- своеобразие судебной деятельности;

- специфика правовой идеологии.

Необходимость классификации правовых семей вызывается прежде всего потребностью унифицировать законодательство (морское, воздушное, об охране природы, борьбе с преступностью и др.) для более тесного сотрудничества, развития системы права страны и др. Так, расширение связей России с зарубежными странами предполагает приведение законодательства в соответствие с требованиями мирового сообщества.

Правовые семьи классифицируются по разным основаниям.

Идеологии, источникам права, юридической техники (Р. Давид) - романо-германская, англо-саксонская, социалистическая, исламская, индусская, иудейская, правовые семьи Дальнего Востока и стран Африки.

Правовым традициям (Дж. Мэрримэн, Д. Кларк) - цивильное, общее, социалистическое право и " все остальные" правовые семьи (исламское, индусское, еврейское, китайское, корейское, японское право, африканское обычное право).

Правовому сознанию и обычаям (Г. Либесны) - континентальная (цивильная), общего права, исламская, индусская правовые семьи.

Стилю права - происхождение правовой системы, особенности юридического мышления и др. (К. Цвайгерт) право ислама, индуизма и правовые круги - романский, германский, скандинавский, англо-американский и др.

Генезису правовых систем, источникам, структуре права (А.Х. Саидов) - романо-германская, скандинавская, латиноамериканская, социалистическая, общего права, мусульманская, индусская, семья обычного права.

Выделение правовой семьи достаточно условно:

- в материале одной правовой семьи присутствуют институты права, относящиеся по природе и характеру к другим правовым семьям;

- наблюдается взаимодействие норм, институтов, правовых традиций разных правовых семей, но тяготеющих к одной и той же цивилизации;

- происходит сближение (конвергенция) правовых семей.

Семья религиозного права - совокупность правовых систем, сложившихся на основе взаимопроникновения религии и права (мусульманское и индусское право).

Мусульманское право в полном объеме действует в тех странах, где исламская идеология является государственной (Иран, Мавритания, Пакистан, Судан и др.). В других исламских странах оно ограничено, соседствует со светским правом (Египет, Турция и др.). В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государство, если и принимает какие-либо установления (кануны), то в развитие традиций шариата. Право предшествует государству, которое строится в соответствии с его положениями. Это право охватывает все сферы жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Ислам исходит из того, что право - шариат (путь следования) произошло от Аллаха и передано людям пророком Мухаммедом раз и навсегда. Но оно нуждается в разъяснениях и толкованиях. Шариат складывается из теологии (принципы веры) и фикха (доктрина права). Фикх указывает, каково должно быть поведение мусульманина по отношению к себе подобным (муамалат), каковы обязательства по отношению к Аллаху (ибадат).

Особенности семьи.

Источники права – основные и дополнительные. Основные - Коран, Сунна, Иджма, Кийяс, что соответствует теории " о четырех корнях". Коран - собрание изречений Мухаммеда, касающихся, прежде всего, молитвенных ритуалов, поста, поломничества (хаджа). Внешне это книга стихов, состоящая из 114 глав (сур), содержащих и конкретные нормы. Сунна - собрание преданий (адатов) о жизни, поступках, высказываниях пророка и его ближайших сподвижниках. В шести сборниках Сунн изложены комментарии к Корану, нормы брачно-семейного, наследственного права. Коран и Сунна истолкованы авторитетами, докторами ислама. Иджма - нормы, сформулированные по согласию ученых, представителей общины. Мухаммед считал, что мусульманская община не может ошибаться. В сущности Иджма - интерпретация норм Корана и Сунны. Значение Иджмы возрастает, т. к. в Коране и Сунне не отражены новые отношения. Кийяс - нормы, сформулированные исламскими правоведами по аналогии. Их специфика: объект анализа - религиозная идея, поэтому Кийяс не часть нормы, а самостоятельный источник права. Дополнительные источники: закон, религиозно-правовая доктрина, которые в отдельные периоды получали официальное признание, а в другие - действовали через Иджму, Кийяс.

Структура права. Нет деления на право частное и публичное. Существует интеграция однородных норм в блоки, например, право личного статуса, регулирующее семейные, наследственные отношения; уголовное право, основанное на различии между твердо установленными (худуд) и дискреционными (тазир) наказаниями; статус государственной собственности и имущества, международное право (сийяр).

Нормы права - нормы-принципы, нормы-казусы. В целом нормы, институты права архаичны, слабо систематизированы и классифицируются на обязательные, запрещаемые, порицаемые, рекомендуемые, безразличные. В шариате нет дозволяемого поведения, а, следовательно, нет и управомочивающих норм. Шариат основан на обязанностях, а не правах. Последние сформулированы через обязанности, например, право на жизнь превращается в обязанность сохранения, защиты жизни.

Единоличный судья рассматривал дела всех категорий, не обращаясь к Корану или Сунне, т.к. если и есть норма, то она не конкретна, например, Сура 6 " Развод". " О, пророк, когда вы даете развод женам, то разводитесь с ними в установленный для них срок, и отсчитывайте срок..." Вместо этого судья ссылается на автора, авторитет которого общепризнан. Некоторые страны семьи отказались от мусульманских судов (Египет и др.), в других арабских стран они продолжают играть важную роль. В ряде государств (Судан и др.) система мусульманских судов многоступенчата; в других (Ирак и др.) - параллельные системы судов, соответствующие разным толкам. К судьям предъявляются высокие квалификационные требования в плане их религиозно-правовой подготовки.

Основу мусульманской техники составляет казуистический метод (" ильм аль фуру" ), конкретизирующий положения источников права, восполняющий пробелы, приспосабливающий положения Корана, Сунны к изменяющимся условиям жизни. В рамках основных течений (толков) - суннитского и шиитского существует несколько школ, каждая из которых имеет свою юридическую технику, терминологию, претендуя на то, чтобы считаться самостоятельной авторитетной системой мусульманского права.

Мусульманское право - " право юристов", т.к. создавалось ими. Они, а не государство играли роль законодателя. Соответственно значение правовой идеологии религиозно-правового сознания велико. В этом сознании все психологические элементы исключаются из рассмотрения. Эволюция правосознания протекала преимущественно в религиозно-юридических комментариях и сборниках (фетвах), которые толкуют положения и принципы шариата, никогда не отвергая их прямо и не изменяя их привычного звучания.

Развитие индусского права (Индия, Бирма, Непал и др.) связано с дхармашастрами - правилами, включающими широкий спектр социальных отношений и отражающих кастовое деление общества. Источник права – Веды (сборники, содержащие религиозные гимны, обрядовые предписания, мифы). Поэтому распространен обычай в регулировании вопросов наследования, режима имущества членов семьи и т.д. В колониальный период индусское право под влиянием прецедента претерпело существенные изменения. Конституция независимой Индии 1950 г. отвергла кастовое деление общества, другие законы (например, о браке) и ограничила действие традиционных норм. В Индии произошло упорядочение норм индусского права на основе прецедента. Ст. 141 Конституции Индии установила, что суды должны следовать прецедентам, созданным Верховным судом Индии.

Семья традиционного права - совокупность правовых систем, сложившихся на основе обычая (традиции). Эти системы сохранились в ряде государств Африки, где слаба центральная власть, на территории проживания, находящихся в догосударственном состоянии племен Индонезии, Папуа - Новой Гвинеи, на островах Океании и др.

Особенности семьи.

Источники права. В целом право имеет неписанный характер. Поэтому распространен обычай как правило, форма поведения, в котором закреплено то, что складывалось в результате длительной общественной практики. Соблюдение обычая обеспечивается мерами общественного воздействия. Основа обычаев – морально-правовые, философские правила, а также мифология. Источников права в формально-юридическом смысле нет, существующие обычаи чрезвычайны архаичны.

Структура права. Широко распространены " мононормы" - правила, содержание которых представляет собой слитность многих социальных норм (религиозных, нравственных, правовых), табу, мифологии.

Нормы права в общепринятом значении не существуют. Действующие " мононормы" отличаются доминированием запретов, отсутствием мотивации запрета, слабой выраженностью интеллектуальных аспектов, отражением не столько социальных, сколько биосоциальных условий деятельности.

Существующая коллективная ответственность семьи, общины, рода за правонарушение, совершенное ее членом, способствует тому, что при правонарушении тенденция проявляется в сторону примирения, а не наказания. Судьи - это жрецы, шаманы, вожди при разрешении спора используют древнейшие средства доказывания (поединок, присяга и др.). Примирительный уклон в правосудии способствует преодолению междоусобиц, приводящих к губительным последствиям. При тяжком преступлении имеет место принцип талиона, когда наказание точно соответствует причиненному вреду (" око за око, зуб за зуб" ). В ряде стран Африки подобные суды сосуществуют с судами в цивилизованном понимании.

В силу того, что характер права в традиционной семье не выражен письменно, юридическая техника - это ритуалы, например, гадания, взывание к духам и т.д., которые достаточно строго регламентированы, носят сакральный характер.

Неразвитость общества обуславливает и то, что регулирование обычаями, традициями относится не столько к конкретному индивиду, сколько к общности людей (группы, коллективы и т.д.). В этой семье наблюдается процесс воздействия на регулирование обычаями, традициями религиозных первобытных верований.

В семье традиционного права объем правового регулирования, основанный на обычаях невелик, т.к. еще велико число актов так называемого пассивного поведения. Оно вырабатывается в процессе борьбы за существование, передается по наследству. Это поведение целесообразно, но бессознательно. Правом такое поведение не регулируется, т.к. действия совершаются без участия сознания и воли человека. Поэтому наряду с обычаями, традициями сосуществуют такие регуляторы как:

- обряды, т.е. действия, имеющие целью сформировать определенные чувства (обряд освящения, погребения и др.);

- мифы - образные примеры, которые учат тому, что надо делать, как нужно поступать (бойтесь данайцев, дары приносящих);

- табу - строжайший запрет, отличающийся непререкаемостью и имеющий биологические основания.

Правовое регулирование в семье традиционного права - это в первую очередь попытка угадать волю Богов. Вовлечение стран Африки в международные связи, контакты с иными народами, распространение общечеловеческих ценностей, создают предпосылки для трансформации семьи традиционного права, реформ правового регулирования социальных отношений и связей.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. XVI. Основные правовые системы современности.
  2. Автор научного труда о происхождении семьи, частной собственности и государства
  3. Административно-правовые методы менеджмента
  4. Анализ результатов экспериментального исследования по реализации программы педагогического сопровождения молодой семьи
  5. Англо-саксонская и романо-германская правовые системы
  6. В пространстве и по кругу лиц, правовые иммунитеты.
  7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УДО И СЕМЬИ В РАБОТЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ.
  8. Вопрос 1.4. Конституционно-правовые нормы и институты
  9. Вопрос 2 Правовые основы государственного социального страхования в Российской Федерации
  10. Вопрос № 46 Нормативные правовые акты: понятие виды система
  11. Вопрос № 81 Национальная безопасность: правовые аспекты
  12. Вопрос №45 Подзаконные нормативные правовые акты как форма (источник) права: понятие, признаки, виды.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь