Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Последовательность Фибоначчи и Спираль Фибоначчи



Для того, чтобы понять, почему эти восемь спиралей вокруг Канона да Винчи не являются спиралями Золотого Сечения, и для понимания того, что же они собой представляют, мы должны обратиться к другому человеку – не Леонардо да Винчи, но Леонардо Фибоначчи. Фибоначчи жил лет на 250 раньше да Винчи. Согласно тому, что я о нём читал, он был монахом и часто пребывал в состоянии медитации. Он любил прогуливаться по лесам и медитировать во время прогулок. Но его левое полушарие мозга явно было в это время активно, потому что он начал замечать, как растения и цветы содержат в себе числовые соответствия (Рис.8-1).

Схемы, по которыми сформированы лепестки, листья и семена цветов, соответствуют определённым числам, и в этом списке должны значиться цветы, которые, если я правильно уловил, я думаю, он видел на своих прогулках. Он заметил, что лилии и ирисы имеют по три лепестка, а лютики, живокость и водосбор (цветок в верхнем правом углу на Рис.8-1) - по пять. Некоторые шпорники имеют по 8 лепестков, ноготки имеют 13, некоторые астры же – 21 лепесток. Маргаритки почти всегда имеют 34, 55 либо 89 лепестков. Эти же самые числа начали встречаться ему всюду в природе, опять и опять.

Это маленькое растение (Рис.8-2) на самом деле не существует; мы создали его с помощью компьютерной графики, тасуя данные, как колоду карт. Подлинное растение, на котором основана эта иллюстрация, называется трава-чихун (тысячелистник птармика); мы просто составили на компьютере графическое изображение этого растения.

Фибоначчи заметил, что когда росток травы-чихун только появляется из земли, на нём вырастает только один лист, всего один маленький листик. Затем он немного вытягивается, и на стебле вырастает ещё один листок, потом немного дальше у него вырастает два листа, потом три, затем пять и затем – восемь; после этого он выбрасывает тринадцать соцветий. Вероятно, он подумал: «Эй, это те же самые числа, которые я вижу всюду в лепестках у других цветов – 3, 5, 8, 13.»

В конце концов, эта последовательность из чисел 1, 1, 2, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89 и так далее стала известна как последовательность Фибоначчи. Если вам известны любые три последующих числа из этой последовательности, то вы можете распознать всю закономерность: остаётся лишь сложить два последовательных числа, чтобы получить число, следующее за ними. Видите, как это работает? Это совершенно особенная последовательность. В жизни она является решающей. Пожалуй, это будет моей интерпретацией пояснения причины, по которой она является ключевой, но я изо всех сил постараюсь вам показать.

Это - пятилепестковый цветок гибискуса (Рис.8-3). Тычинка внутри оканчивается пятью почками, и направление этих двух геометрических форм противоположно друг относительно друга, одна группа устремлена вверх, другая направлена вниз. Большинство людей, глядя на этот цветок, не думают: «Гляди-ка, у него пять лепестков». Они просто смотрят на него, замечают его красоту, нюхают его и воспринимают его правым полушарием своего мозга. Они не думают о геометрии или метаматике – о том, что происходит на другой стороне мозга.

Как жизнь разрешила вопрос бесконечной спирали Золотого Сечения (Φ )

Помните, я сказал, что спираль Золотого Сечения не имеет ни начала, ни конца, и что у жизни возникли с этим большие проблемы? С отсутствием конца она ещё может иметь дело, но совсем не просто сладить с чем-то, не имеющим начала. Мне действительно трудно с этим сладить и я думаю, с этой ситуацией мы боремся все.

Чтобы обойти эту проблему, природа создала последовательность Фибоначчи. Это подобно тому, как если бы Бог сказал: «Окей, ступайте и творите по спирали Золотого Сечения», а мы возразили: «Мы не умеем». И тогда мы создали нечто, не являющееся спиралью Золотой Середины, но так быстро к ней приближающееся, что отличие становится едва различимо (Рис.8-4).

Например, пропорция Φ, связанная с Золотым Сечением, приблизительно равна 1, 6180339. Смотрите, что происходит, когда вы делите каждое число в последовательности Фибоначчи на последующее. В левой колонке дана последовательность: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89. В следующей колонке я сдвинул последовательность на одно число, так, чтобы мы могли на одной строчке разделить число в первой колонке на число во второй колонке (см. колонку 3). Обратите внимание, что происходит, когда вы делите число из первой колонки на число из второй колонки. При делении 1 на 1 мы получаем 1, 0. Теперь: 1, 0 значительно меньше пропорции Φ. Но перейдя на следующую строчку, и разделив 2 на 1, мы получаем 2, что больше Φ, но ближе к нему, чем 1. Разделив 3 на 2, мы имеем 1, 5 что значительно ближе к Φ, нежели предыдущие два результата, но этого ещё мало. 5 поделенное на три даёт результат 1, 6666, что больше искомого, но к нему значительно ближе. 8, поделенное на 5, даст 1, 60 - это меньше Φ. Поделенное на восемь 13 даёт 1, 625, это больше. Поделив 21 на тринадцать, получаем 1, 615 – меньше. Разделив 34 на 21, получаем 1, 619, что - больше. Разделив 55 на 4, получаем 1, 617 – меньше. Поделим 89 на пятьдесят пять, это будет 1, 6181 – больше. Следующий результат будет немного меньше, потом будет больше, и так каждый раз, приближаясь всё ближе и ближе к действительной пропорции Φ. Это называется асимптотическим приближением к пределу. Достичь самогó числа вообще никогда невозможно, но и заметить разницу после нескольких делений тоже становится практически невозможно. Графически это можно увидеть на Рис.8-5.

Светлосерые квадраты - это четыре центральных квадрата тела человека, где расположены восемь первоначальных клеток. Восемь тёмносерых квадратов вокруг этих центральных квадратов - это те, где начинаются спирали. Все в этом разобрались?

Вместо того, чтобы позволить спирали бесконечно закручиваться, мы поступим иначе – потому что, на мой взгляд, так поступает жизнь. В качестве исходной точки я воспользуюсь одним из внешних квадратов, и это будет справедливо для всех восьми квадратов. Я выбираю один из них в качестве примера.

Воспльзовавшись диагональю, проведенной через всего лишь один крошечный квадрат фона, как меркой, назовём эту линию диагонали одной единицей. Затем будем двигаться в соответствии с числами Фибоначчи: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 89, совершая поворот откладываемой линии после каждого числа на 90º. Сначала мы откладываем одну длину, затем поворачиваемся на 90º и откладываем ещё одну длину. Потом делаем поворот на 90º и продвигаемся на две длины, следующий поворот на 90º и – продвижение по прямой на три длины. Перед каждым продвижением мы совершаем поворот на 90º. Следующий шаг имеет длину в 5 единиц, потом следует 8. Таким образом мы получаем отрезки длиной 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13.

Затем мы пересекаем по диагонали 21 квадрат, а потом 34 (Рис.8-6). Потом следуют 55 и 89 (Рис.8-7) Проделывая это, спираль разворачивается и всё ближе и ближе подходит к Φ, спирали Золотого Сечения, до тех пор, пока в жизни становится уже практически невозможно определить разницу, по крайней мере визуально.

Сравнение двух спиралей должно быть очень важным действием при изучении жизни, потому что древние Египтяне показали в Великой Пирамиде как спираль Фибоначчи, так и спираль Золотого Сечения. Несмотря на то, что эти спирали имеют два различных источника, к тому моменту, как они достигают ступеней 55 и 89, две их линии становятся практически идентичными. Когда люди, изучавшие Египет, увидели, что три пирамиды выстроены по спирали, они подумали, что это спираль Золотого Сечения, а не спираль Фибоначчи. Затем они вернулись и обнаружили одну из ямок (см. Главу 4, подзаголовок Как была построена сетка и где). Спустя несколько лет стало ясно, что совсем недалеко, может быть, ярдах в ста или около того, была ещё одна метка. Они не поняли, что спиралей было две. Я не знаю, понимают ли сейчас люди, работающие с этим, насколько это важно.

Спирали в природе

Вот священная геометрия в природе (Рис.8-8), подлинное явление. Это срез раковины моллюска наутилуса. Существует неписаное правило, что каждая хорошая книга по священной геометрии должна содержать в себе раковину наутилуса. Многие книги утверждают, что это спираль Золотого Сечения, но это не так – это спираль Фибоначчи.

Можно увидеть совершенство рукавов спирали, но если посмотреть в центр или начало, то она не выглядит так идеально. Здесь эта деталь действительно неразличима. Я предлагаю вам рассмотреть подлинник. В дествительности, внутренний конец спирали выходит на другую сторону и изгибается коленом, потому что его длина равна 1, что очень далеко от Φ. Второе и третьее колено тоже изгибаются, но не настолько, потому что они больше приближены к Φ. Затем соответствие становится всё большим и большим, до тех пор, пока вы не увидите, как эта изящная форма разворачивается. Вы могли бы решить, что этот маленький наутилус в начале совершил ошибку; кажется, будто там он ещё не знал, что он делает. Но он выстроил всё идеально, без ошибок. Он просто точно следовал математике последовательности Фибоначчи.

На этой сосновой шишке (Рис.8-9) вы видите двойную спираль, одна движется в одном, а другая в другом направлении. Если бы вы посчитали число витков спирали, вращающейся в одном направлении, а затем – в другом, то обнаружили бы, что это будут всегда два последовательных числа Фибоначчи. Возможно, это 8 оборотов в одном направлении и 13 в другом, или 13 в одном направлении, и 21 – в другом. Многие другие двуспиральные модели, находимые всюду в природе, соответствуют этому закону во всех известных мне случаях. Например, спирали подсолнуха всегда привязаны к последовательности Фибоначчи.

Рис. 8-10 показывает различие между двумя спиралями. Спираль Золотого Сечения идеальна. Она подобна Богу, Источнику. Как видите, верхние четыре квадрата на обоих рисунках – одинакового размера. Различие – в областях, где они получают начало (нижние отделы двух диаграмм). Область нижней части спирали Фибоначчи равна половине (0, 5) области её верхней части; область нижней части спирали Золотого Сечения равна 0, 618 области её верхней части. Спираль Фибоначчи, показанная на Рис.8-10 выстроена при помощи шести равных квадратов, в то время как спираль Золотого Сечения начинается глубже внутри (в действиетльности, она вообще никогда не начинается – она длится вечно, как Бог). Хотя исходные точки спиралей различны, их линии начинают очень быстро сближаться.

Другой пример: множество книг утверждает, что Царская Палата представляет собой прямоугольник Золотого Сечения, но это не так. Это опять связано с Фибоначчи.


Поделиться:



Популярное:

  1. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ЛИНИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СПИРАЛЬНОШОВНЫХ ТРУБ НА ВООЛЖСКОМ ТРУБНОМ ЗАВОДЕ
  2. Алгоритм — это строгая последовательность действий и приемов для достижения результата.
  3. Алгоритм — это строгая последовательность действий и приемов для достижения результата.
  4. Блок 15. Сложное предложение с различными видами связи. Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях. Сочетание знаков и последовательность их расположения
  5. Взаимодействие двигательных навыков, последовательность обучения школьников
  6. Временная последовательность психологии
  7. Лекция 4. Принципы и последовательность разработки инвестиционной стратегии предприятия
  8. Неструктурированной последовательностью (потоком) байт, стала популярной
  9. Порядок и последовательность монтажа силового трансформатора.
  10. Последовательность (алгоритм) анатомического анализа положений и движений человека. Морфология изучаемого упражнения или движения. Характеристика положения или движения с позиции законов механики.
  11. Последовательность (алгоритм) формирования действий с мячом при освоении школьной программы по баскетболу. Психолого-педагогическое и физиологическое обоснование средств.
  12. Последовательность выполнения выпускной квалификационной работы


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь