Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Политико-правовая мысль США в XVII – XVIII вв. (Т.Пейн, Б. Франклин, Т. Джефферсон, А. Гамильтон)



К числу наиболее радикальных представителей демократической политической и правовой идеологии периода Войны за независимостьотносится Томас Пейн (1737–1809 гг.).

Он первым в 1775 г. в статье “ Серьезная мысль ” поставил вопрос об отделении колоний от Англии и создании независимого государства.

Он же в памфлете “ Здравый смысл ” – наиболее известном его произведении – показал несовершенство государственного строя Англии и предложил название государства, которое должны образовать колонисты, – “ Соединенные Штаты Америки ”.

Идеи этого памфлета отразились в Декларации независимости Соединенных Штатов, автором которой был Т. Джефферсон. После начала революции во Франции Пейн публикует работу “ Права человека ”, в которой защищает демократические права и свободы, провозглашенные во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

Как и многие другие представители естественно-правовой теории того времени, Пейн различал естественные и гражданские права человека

 

 


Новые (республиканские)
  • защищают интересы общества и каждого человека в отдельности
Старые (монархические)
  • «позор для человечества»
Формы государства

 

Естественными правами, по Пейну, человек обладал в естественном состоянии, которое было историческим фактом и которое сохранялось тогда еще у североамериканских индейцев.

С образованием общества и государства люди передали часть своих естественных прав в “общий фонд”. Так возникают гражданские права, принадлежащие человеку как члену общества. Это те права, которые человек не способен защитить своей властью.

Пейн считал, что частная собственность появляется с переходом к земледелию, а также в результате “недоплаты работникам”. Вместе с ней возникает и деление людей на богатых и бедных.

Одним из первых в Северной Америке Пейн еще в 1775 г. выступил против рабовладения и потребовал освобождения рабов.

Государство, по Пейну, возникает вслед за объединением людей в общество, ибо объединившиеся люди не способны сами сохранять справедливость в отношениях между собой.

Оно создается людьми по общественному договору – единственно возможному способу образования государства. Поэтому верховная власть в государстве должна принадлежать самому народу.

Из этой идеи народного суверенитета Пейн делает вывод о праве народа учреждать или уничтожать любую форму правления – о праве народа на восстание и революцию.

Правление, основанное на передаче власти по наследству, он называл “самым несправедливым и несовершенным из всех систем правления”. Не имея под собой никакой правовой основы, такая власть неизбежно является тиранической, узурпирующей народный суверенитет.

Республиканское правление, согласно идеям Пейна, должно быть основано на принципе народного представительства.

Поскольку в его основе лежит народный суверенитет, постольку верховной властью должен обладать законодательный орган, избираемый на основе всеобщего избирательного права как реализации естественного равенства людей.

С этих позиций Пейн критиковал Конституцию США 1787 г., в период принятия которой он находился в Европе.

 


Ø закрепление в Конституции системы “сдержек и противовесов”, в чем он справедливо усматривал влияние теории разделения властей Монтескье, с которой был не согласен;

Ø создании двухпалатного законодательного органа, формируемого на основе цензового избирательного права, существовавшего в штатах;

Ø слишком большим (шесть лет) был, по его мнению, срок полномочий сенаторов;

Ø единоличному главе исполнительной власти (президенту), предусмотренному Конституцией, он предпочитал коллегиального;

Ø возражал он и против наделения президента правом вето, против несменяемости судей, которые, как он полагал, должны переизбираться и быть ответственными перед народом;

Ø он утверждал, что каждое поколение должно само определять, что соответствует его интересам, и поэтому иметь право изменять Конституцию.

 

Приверженцем политико-правовых идей ранних республиканцев был Бенджамин Франклин (1706 – 1790) – один из авторов Декларации независимости, Статей Конфедерации, проекта федеральной Конституции.

На политической арене он выступал как:

Ø родоначальник идеи гомруля («домашнее управление») – установление самоуправления и политического самоуправления английских колоний в Северной Америке;

Ø сторонник социальных преобразований, ярый критик института рабства и враждебного отношения к индейцам.

 

Таким образом, политические взгляды ранних республиканцев выражали демократические и революционные тенденции в освободительном движении колонистов, интересы наиболее широких слоев.

Политические взгляды Томаса Джефферсона (1743 – 1826 гг.) были близки к политическим взглядам Пейна. Джефферсон воспринял естественно-правовую доктрину в ее наиболее радикальной и демократической трактовке.

Т. Джефферсон критиковал Конституцию США 1787 г., воспринявшую разделение властей как систему “сдержек и противовесов” и дававшую президенту возможность переизбираться неограниченное число раз и тем самым, по мнению Джефферсона, превратиться в пожизненного монарха.

Большим недостатком Конституции он считал отсутствие в ней Билля о правах, особенно свободы слова, печати, религии.

Радикальная и демократическая трактовка естественно-правовой концепции проявилась в представлении Джефферсона об общественном договоре как основе устройства общества, дающей всем его участникам право конституировать государственную власть.

Отсюда логически вытекала идея народного суверенитета и равенства граждан в политических, в том числе избирательных, правах.

Джефферсон критиковал капитализм, набиравший в США силу, ведший к разорению и обнищанию широких слоев населения.

Его идеалом была демократическая республика свободных и равноправных фермеров. Этот идеал был утопическим, но активная его пропаганда Джефферсоном сыграла большую роль в привлечении широких народных масс колоний к активному участию в Войне за независимость.

Для Джефферсона, как автора Декларации независимости, очевидны следующие истины, что:

Ø все люди сотворены равными,

Ø они наделены своим творцом некоторыми неотъемлемыми правами, в числе которых жизнь, свобода и стремление к счастью.

В перечне названных в Декларации неотъемлемых прав нет права собственности.

Свобода как естественное и неотъемлемое право виделась колонистам как гарантия свободы собственности. Практически свобода в Декларации независимости включала в себя право свободно пользоваться и распоряжаться своими материальными благами, т.е. право на собственность.

Правительство, писал Джефферсон в Декларации независимости, создается людьми для охраны естественных прав человека, и власть правительства проистекает из согласия народа повиноваться ему.

“Долгом и правом” людей является свержение правительства, стремящегося к деспотизму. Право на революцию, таким образом, обосновано, и обосновано убедительно.

Значение Декларации не только в том, что она провозгласила образование США, но и еще более в провозглашении самых передовых в то время политических и правовых идей и представлений.

Александр Гамильтон (1757–1804 гг.) был одним из тех наиболее видных политических деятелей периода образования США, чьи теоретические воззрения и практическая деятельность оказали решающее воздействие на содержание Конституции США 1787 г. По своим политическим взглядам он относился к федералистам.

 
 

 

 


Подобных взглядов придерживались Джон Адамс (1735 – 1826), Джеймс Мэдисон (1751 – 1736).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1303; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь