Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Политико-правовые доктрины в Западной Европе в конце XVIII – середине XIX вв.
Характерными чертам немецкой идеологии рубежа XVIII – начала XIX вв. было укрепление положения феодалов и дальнейшее усиление гнета крестьян, экономическая отсталость страны, установление религиозного плюрализма, появление новых философских направлений – классического немецкого идеализма и материалистической диалектики. Родоначальником классической немецкой философии и основоположником одного из крупнейших направлений в современной теории правабыл профессор Кенигсбергского университета Иммануил Кант (1724–1804 гг.). Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы “ Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане ” и “ К вечному миру ”, а затем обобщил в трактате “ Метафизика нравов ” (1797 г.).
И. Кант обращал внимание и на внешние связи государства. Он предлагал строить международные отношения на основе мира и сотрудничества, что в дальнейшем могло привести к учреждению мировой конфедерации равноправных правовых республик. Философское учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831 гг.) представляет собой высшую ступень в развитии классического немецкого идеализма. Основные его произведения: “ Феноменология духа ” (1807 г.), “ Наука логики ” (1812–1816 гг.), “ Энциклопедия философских наук ” (1817 г.). Главное произведение мыслителя по вопросам государства и права – “ Философия права ” (1821 г.). Исходным методологическим принципом его доктрины являлось положение о том, что истинное (абсолютное) знание может быть достигнуто лишь в рамках философской системы, раскрывающей содержание всех своих категорий и понятий в их логической взаимосвязи. “Истинное действительно только как система”, – подчеркивал философ.
Государство и право Гегелем представлены как предмет изучения философии духа, которая исследует процесс развития сознания человека. Дух в своем развитии проходит следующие ступени:
В сфере международных отношений Гегель выступал за войну, признавая за ней укрепляющее воздействие на народ. При этом он выступал за военные действия, проводимые по определенным правилам и не направленные против частных лиц и семей. Таким образом, учение Гегеля оказало огромное влияние на развитие политико-правовой мысли. Содержащиеся в нем прогрессивные положения послужили теоретической основой и дали мощный толчок развитию либеральных и радикальных концепций, в том числе младогегельянского движения. Вместе с тем в учении Гегеля была заложена и возможность его консервативной интерпретации. Начало развитию социалистической мысли этого периода положили Шарль Фурье (1772–1837 гг.), Клод Анри де Сен-Симон (1760–1825 гг.) и Роберт Оуэн (1771–1858 гг.), основные труды которых были изданы в 20–30-е гг. XIX в. Все социалисты порицали развивающийся капитализм и резко критиковали свойственные ему пороки. Капитализму противопоставлялись проекты идеального строя. Разное представление об идеалах и способах их достижения породило ряд школ и кружков. Социалистические теории XIX в. содержали новые идеи, отличавшие их от предшествующих доктрин. Поиск научной теории социализма и коммунизма резко повысил интерес социалистов 20–40-х гг. к истории, к определению этапов развития общества и закономерностей перехода от одного этапа к другому, к политической экономии (изменение форм собственности, технико-экономических условий производства и т.п.). В то же время было немало сторонников социализма, видевших в нем осуществление не “науки”, а заповедей Христа или предписаний общечеловеческой морали либо здравого смысла. Высказывались также опасения в отношении доктринерского подхода к социализму. Все социалисты XIX в. подчеркивали деление общества на классы, их противоречия и борьбу. Содержание предыдущей истории человечества обычно определялось ими как история эксплуатации человека человеком, угнетения и сопротивления, борьбы между антагонизмом и ассоциацией. Социалисты отчетливо видели экономические основы классового деления общества и эксплуатации пролетариата буржуазией. “Именно захват орудий труда, – писал в 1834 г. бабувист О. Бланки, – а не тот или иной политический строй, превращает массы в рабов”. Представления социалистов первой половины XIX в. о современном и будущем государстве, а также о его роли в переходе к идеальному обществу были очень разнообразны. Уделяя главное внимание социальным проблемам, значительная часть теоретиков социализма относилась отрицательно или безразлично к политике, государству и праву. Шарль Фурье пытался найти общие законы развития общества. В истории развития человечества он выделил следующие этапы: Ø детство; Ø юность; Ø зрелость; Ø старость. Выдвигая идею о поступательном развитии истории, Фурье заявлял о скором переходе человечества к обществу с идеальными порядками.
Клод Сен-Симон один из основателей течения « утопического социализма ». Его идеалами были: ü установление всеобщей свободы; ü учреждение политического равноправия граждан; ü отмена сословных привилегий и привилегий дворянства. Придавая большое значение философии для общества в целом, Сен-Симон утверждал, что только при изменении философских концепций изменяются воззрения в политической, экономической и иных сферах.
Промышленники призваны сыграть основную роль в достижении обществом позитивного периода.
Все реформы по Сен-Симону должны иметь под собой следующую основу: · отказ от революционных методов преобразования общества; · мирное урегулирование всех социальных конфликтов; · проведение просветительской работы с населением. Учение Сен-Симона в дальнейшем повлияло на формирование позитивизма Конта, науки социологии и теории технократии. Роберт Оуэн в основу своего учения положил исследование характера человека. Он полагал, что характер человека – результат взаимодействия природной организации индивида и окружающей его среды. Исходя из этого, Оуэн критикует сложившийся капиталистический строй, который является элементом внешней системы.
Переход к прогрессивному обществу обусловлен следующими экономическими факторами: · изменениями вида собственности; · повышением уровня развития производительных сил; · изменением типа распределения благ в обществе. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 851; Нарушение авторского права страницы