Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Политико-правовые концепции средневековых ересей
Ереси оперировали тем же комплексом богословских понятий, что и церковь; однако из Св. писания ими делались антицерковные и антифеодальные выводы. Первое крупное еретическое движение началось в Х в. в Болгарии. Протест болгарского крестьянства против закрепощения феодалами выразился в движении богомилов . Богомилы (“милые богу люди”, “христиане”) обратили внимание на то, что уже в самом начале Нового завета ясно сказано о двух потусторонних силах: доброму богу Христу противостоит злой дьявол, которому, как там же сказано, принадлежат все царства мира. Из сопоставления этих идей с текстом – “никто не может служить двум господам. Не можете служить богу и Маммоне (богатству)” – с непреложностью следует, что дьявол (злой бог) и есть богатство. Особенно сильное воздействие это учение оказало на идеологию стран Западной Европы, в первую очередь Южной Франции и Северной Италии, где процветали города, были развиты культура, ремесло, торговля. Проповедь “добрых людей”, патаренов, альбигойцев (так еретиков называли на Западе), имела успех у горожан, отдельных групп дворянства и крестьян; к концу XII в. католическая церковь потеряла влияние на юге Франции и севере Италии. Для искоренения ереси римские папы организовали ряд крестовых походов (альбигойские войны), учредили инквизицию и нищенствующие ордена (доминиканцы и францисканцы). Новые волны еретических движений начались во второй половине XIV в. Бюргерская ересь, выражавшая интересы горожан и части низшего дворянства, была направлена главным образом против католической церкви и духовенства, на богатства и политическое положение которых она нападала. Крестьянско-плебейская ересь выступала за всеобщее равенство людей, за упразднение феодальных привилегий и сословного строя. Одним из первых представителей бюргерской ереси был профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф , выступавший в конце XIV в. против зависимости английской церкви от папской курии и вмешательства церкви в дела государства. Уиклиф осуждал церковную иерархию и церковное богатство, утверждая, что они противоречат писанию. Одновременно с учением Уиклифа в Англии возникло движение лоллардов, требовавших передачи земель крестьянским общинам и ликвидации крепостного права. Вскоре после подавления движения лоллардов началась Реформация в Чехии. Начало Реформации было положено выступлением Яна Гуса против привилегий духовенства, десятины и церковных богатств. После вероломной казни Гуса (1415 г.) развернулась национально-чешская крестьянская война против немецкого дворянства и верховной власти германского императора. Проблемы государства и права в работах Марсилия Падуанского и Политико-правовые воззрения средневековых юристов
Лекция 5. Политические и правовые учения в Западной Европе В эпоху Возрождения и Реформации Учебные вопросы: Характеристика периода Возрождения и Реформации в Западной Европе Политико-правовые течения эпохи Возрождения и Реформации
Характеристика периода Возрождения и Реформации В Западной Европе Возрождение и Реформация – самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского средневековья. По своей социально-исторической сути они представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывающие устои старого феодального мира.
На основе положения Ж.Кальвина о том, что «народ вправе свергнуть монархию, нарушающую божественные законы», развилось течение тираноборцев. Его идеологами были писатели Э. де ла Боэсси, Ф. Готман, Ю. Брут, Т. Беза, Дж. Бьюкенен и др. Они защищали интересы феодального дворянства, выступая против укрепления абсолютной монархической власти.
Ø ограничение власти правителя и его выборы народом; Ø разработка понятия «суверенитет народа»; Ø договорной характер государства; Ø обязанность народа и правителя следовать положениям этого договора
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1074; Нарушение авторского права страницы