Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Любовь, не смеющая назвать себя



" Я прочитал вашу статью в " Литературной газете" и не могу не написать вам. Увы, я отношусь к тем, про кого эта статья... Я не могу больше сдерживать в себе все то, что наболело, и должен высказаться, хотя бы на бумаге...

Да, я так называемый " голубой", и вы первый человек, которому я говорю это. Мне 23 года, окончил институт, живу с родителями. Это началось где-то в 13-14 лет. Я пробовал отвлечься (занятия различными видами спорта, всевозможные коллекционирования, музыка, чтение и т. п.), но ничего не помогало. Везде я встречал тех, кто мне нравился (юноши моего возраста и младше). Но я никогда не делал попыток осуществить свое желание. Мне было очень стыдно, я в душе презирал себя, но ничего не мог поделать. Это выше моих сил. Я заставлял себя встречаться с девушками, довольно часто попадал в интимные ситуации, но никогда у меня не возникало желание, я постонно заставлял себя, и ничего хорошего, конечно, не получалось. Ни одна девушка не способна вызвать у меня такую сладостную дрожь, которая бывала, когда я случайно прикасался к понравившемуся парню. Но повторю, и поныне я не вступал ни разу в половой контакт с юношами. Я просто не представляю, как это сделать. Все мои друзья и родители считают меня абсолютно нормальным и ни о чем даже не подозревают. Но так жить я больше не в силах. Я десять лет боролся с собой и больше не могу. Ночи у меня - это сплошной кошмар.

Раньше я думал, как это страшно - лишить себя жизни. Но сейчас при мыслях о самоубийстве у меня уже нет страха перед смертью. Не знаю, смогу ли я решиться. Только, ради Бога, не уверяйте меня, что это не лучший выход. Это - единственный выход.

За последние 2-3 года у меня пропал интерес к чему бы то ни было. Я двигаюсь, говорю, делаю что-нибудь, и все это - как во сне".

Таким писем - десятки. И за каждым - человеческая трагедия.

Историко-этнографические данные свидетельствуют: однополая любовь, сексуально-эротическое влечение к лицам собственного пола (женская гомосексуальность называется лесбиянством, по имени острова Лесбос, где жила знаменитая древнегреческая поэтесса Сафо) существовали и во всех человеческих обществах во все времена.

Она широко представлена в мифологии, литературе и искусстве. Древнегреческая лирика, драма или философская проза (например, " Пир" Платона) вовсе непонятны без гомоэротических мотивов. Важное место занимают они и в искусстве нового времени. Лесбийская любовь описана в стихах Шарля Бодлера, новеллах Теофиля Готье (" Мадмуазель де Мопен" ), Ги де Мопассана (" Любовница Поля" ), романах Эмиля Золя (" Нана" ) и т. д. Гомоэротические переживания мужчин нашли свое художественное воплощение в произведениях Стефана Цвейга (рассказ " Смятение чувств" ), Томаса Манна (повесть " Смерть в Венеции", послужившая основой одноименного кинофильма Лукино Висконти), Джеймса Болдуина (" Другая страна", " Комната Джованни" ), Андре Жида (" Имморалист", " Коридон", " Фальшивомонетчики" ), Жан-Поля Сартра (" Дороги свободы" ), Шервуда Андерсона (рассказ " Руки" ), Германа Гессе (" Нарцисс и Гольдмунд" ), Хулио Кортасара, Трумэна Капоте, Томаса Вулфа, Генри Миллера и многих других авторов.

Однако объясняют это явление по-разному.

Ветхий завет называет мужеложство " мерзостью", которая должна караться смертью; впрочем, так же сурово карались тогда и многие другие грехи, например, прелюбодеяние и ростовщичество. Отрицательно оценивает гомосексуальность и Коран, хотя практически любовь к мальчикам играла важную роль в мусульманских культурах, достаточно перечитать сказки " Тысячи и одной ночи".

Если взять всю совокупность историко-этнографических данных, свыше половины всех обследованных обществ признавали какие-то формы гомосексуального поведения в той или иной степени нормальными и социально приемлемыми.

Одни культуры допускают сексуальные отношения между мужчинами для отдельных категорий людей или ситуаций как нечто временное, вынужденное или несущественное. Иногда их считают необходимым аспектом более или менее продолжительного социального процесса, например, социализации подростков.

А кое-где гомосексуальность символизируется как особый стиль жизни которому соответствует отдельная социальная роль/идентичность. Ясно, что это совершенно разные явления. В первом случае культура просто принимает к сведению некоторые не зависящие от нее особенности психосексуального развития. Например, многие общества допускают сексуальные связи между подростками и юношами одного возраста; такая практика известна у жителей острова Малекула, африканцев кавирондо, лау (острова Фиджи), дагомейцев, манус (Самоа), нама (Южная Африка), нгонде (Африка), гондов (Центральная Индия) и др. Сексуальные связи между подростками одного пола считается допустимыми, пока мужчина не созрел и не вступил в брак. Такую же терпимость проявляют многие архаические культуры к отношениям, складывающимся между мальчиками и старшими мужчинами, совместно проживающими в домах холостяков или мужских домах. Иногда эти отношения даже институционализируются. Например, у аранда (Центральная Австралия) молодой инициированный мужчина мог временно, до женитьбы, взять " в жены" десяти-двенадцатилетнего мальчика. У сиванов (Ливия) отцы отдавали своих сыновей за плату другим мужчинам.

Нередко сексуальные контакты между людьми одного пола были элементом определенных ритуальных действий, например, обряда инициации. Многие первобытные народы верили, что вместе с семенем мужчина передает мальчику-подростку свои наиболее ценные свойства - смелость, мужество и т. д. Поэтому обряд инициации включал в себя орально- или анально-генитальный контакт, в котором мальчик выполняет рецептивную, женскую роль. Например, у малекула (Новые Гебриды) отец мальчика, которому предстояло обрезание, выбирал для него взрослого опекуна, вступавшего с мальчиком в сексуальную связь. Считалось, что это способствует росту мальчиков и что таким путем им передается мужская сила. Сходная символика и обряды существовали и у многих других народов, включая индоевропейцев. Символической основой ритуала была идея одухотворения через оплодотворение. Эротические склонности участников особого значения при этом не имели, в остальное время они вели обычную гстеросексуальную жизнь.

В некоторых обществах сексуальные отношения между мальчиками-подростками считались нормальными и даже обязательными на протяжении всего переходного возраста. Вот как это выглядит (по сей день) у папуасов самбия (Новая Гвинея), описанных Г. Хердтом. Когда мальчики этого маленького воинственного племени достигают семи-восьми лет, их отбирают у матерей, и они живут в замкнутом мужском мире. Самбия верят, что необходимым условием роста и развития мальчика является регулярное питье семени. До начала полового созревания мальчики должны отсасывать (фелляция) старших подростков и юношей, а затем их самих начинают обслуживать новички. Юноши и молодые мужчины брачного возраста в течение некоторого времени ведут бисексуальную жизнь. Став отцом, мужчина прекращает однополые контакты, полностью переключаясь на женщин. Символической основой этой своеобразной социализации является желание " возвысить" и " очистить" мужское начало жизни, " освободив" мальчиков от фемининных элементов. Соответствующие обряды хранятся в строгой тайне от женщин и возводятся к образу мифического прародителя - Намбулью, цементируя тем самым мужскую солидарность. Первоначальная сексуальная социализация мальчиков принудительна, партнер не выбирается, а назначается старшими. Позже на первый план выступают индивидуальные эмоционально-эротические предпочтения, но отношения всегда остаются иерархическими: старший не может осуществлять фелляцию с младшим, а между близкими друзьями фелляция вообще не принята.

Этот социализационный контекст важен и для понимания древнегреческой педерастии, тесно связанной с идеей однополой дружбы. Как известно, греки допускали и даже одобряли гомосексуальные отношения, но при двух условиях; 1) это должны быть отношения между свободными людьми; 2) между взрослым мужчиной и мальчиком-подростком.

Древнейшие формы таких отношений были связаны с воинским обучением. Мальчик был для мужчины-воина не просто эротическим объектом, но учеником, за которого он нес полную ответственность перед обществом. На древнем Крите и в Коринфе VII века до нашей эры существовал обычай похищения мальчика взрослым мужчиной, который вводил подростка в свой мужской союз; сексуальная инициация сочеталась с воинским обучением, после чего мальчик, снабженный оружием, возвращался домой. В древней Спарте каждый мальчик между двенадцатью и шестнадцатью годами должен был иметь взрослого покровителя, воинская слава которого распространялась и на мальчика. Такой союз рассматривался как брачный и продолжался, пока у юноши не вырастали борода и волосы на теле. Если юноша проявлял трусость на поле боя, за это наказывали его любовника. В Фивах существовал особый " священный отряд", составленный из любовников и считавшийся непобедимым, ибо, как писал Ксенофонт, " нет сильнее фаланги, чем та, которая состоит из любящих друг друга воинов".

Позже в Афинах классического периода, когда традиции древних мужских союзов и воинского братства были уже подорваны, на первый план выступают другие ценности, в частности, эмоциональная близость. Почему потребность в интимности реализуется как гомоэротическая - вопрос особый. Историки объясняют это гипертрофией мужского начала в древнегреческой культуре и зависимым положением женщины. Идеал однополой дружбы-любви у Сократа и Платона тесно связан с идеей воспитания и передачи мальчику жизненного опыта старшего мужчины. Этот " педагогический эрос" придавал особый нравственный смысл таким отношениям, позволяя некоторым античным философам ставить их выше гетеросексуальной любви. Когда эта мотивация ослабевает или выясняется ее иллюзорность, однополая любовь утрачивает привилегированное положение и начинает рассматриваться - в поздней античности - просто как одна из разновидностей эротизма.

Отношение каждого данного общества к однополой любви зависит, с одной стороны, оттого, как именно она символизируется, а с другой стороны, от уровня общей социальной терпимости. Чем больше страхов и тревог вызывает у людей сексуальность как таковая, тем враждебнее они относятся к гомосексуальности.

Хотя христианство всегда осуждало гомосексуальность, в раннем средневековье ей уделяли сравнительно мало внимания. Во второй половине XII и особенно в XIII-XIV веках, параллельно росту религиозной и прочей нетерпимости, связанной с развитием в Западной Европе городской культуры и ослаблением идеологической монополии церкви, гонения усились. " Содомский грех" стал все чаще отождествляться с ересью, приписываться иноверцам и инородцам.

Во второй половине XIII века почти во всех европейских государствах " содомия" каралась смертью; значительно реже, но столь же сурово обходились с лесбиянством. Таким образом " порок" стал сначала " ересью", а затем - уголовным преступлением.

В XIX веке законы и нравы постепенно смягчаются. Кодекс Наполеона признает сексуальный контакт между взрослыми людьми одного пола преступлением только в том случае, если применяется насилие или если акт происходит публично, оскорбляя общественную мораль. Аналогичное законодательство было введено в Бельгии и Голландии. В других странах, включая

Россию, содомия по-прежнему оставалась уголовным преступлением и " неназываемым пороком".

Однако медицинская сексология, считавшая влечение к лицам своего пола неизлечимой болезнью, уже в середине XIX века поднимает вопрос: справедливо ли привлекать к уголовной ответственности людей, оказавшихся невольной жертвой ошибки природы? В конце XIX - начале XX века в борьбу за реформу уголовного права включились многие видные представители интеллигенции. В Германии составленную М. Хиршфельдом петицию " Научно-гуманитарного комитета" об отмене соответствующей статьи имперского уголовного кодекса в разное время подписали Август Бебель, Карл Каутский, Альберт Эйнштейн, Мартин Бубер, Карл Ясперс, Альфред Деблин, Герхардт Гауптман, Герман Гессе, Генрих и Томас Манн, Райнер Мария Рильке, Стефан Цвейг и многие другие выдающиеся деятели культуры.

Эта борьба дала свои результаты. В 1964 году за отмену уголовного преследования гомосексуальных контактов между взрослыми людьми по добровольному согласию высказался IX Международный конгресс по уголовному праву. Значительно терпимее стало и общественное мнение, что позволило гомосексуалам не только выйти из подполья, но и создать многочисленные собственные, в том числе, политические организации для борьбы против дискриминации и защиты своих гражданских и человеческих прав и интересов. Однополая любовь перестала быть позорной и " неназываемой", гетто превратилось в общину с достаточно развитой и сложной субкультурой, а самосознательное " сексуальное меньшинство" в некоторых странах стало заметной политической силой (хотя предубеждение и какие-то, большей частью скрытые, формы социальной дискриминации гомосексуалов сохраняются, эпидемии СПИДа их усилила).

Кстати, как правильнее называть это меньшинство? Отрицательное отношение к определенным категориям людей часто закладывается еще в детстве, с усвоения названий и слов, содержащих в себе предубеждение или пренебрежение. Ребенок мог ни разу в жизни не видеть еврея, финна или узбека, но если он усвоил, что на свете существуют " жиды", " чухны" и " чучмеки", он заранее настроен к ним враждебно. Негативно заряженное название во многом предопределяет личное восприятие. Точно так же обстоит дело с " голубыми".

Психологи из Гетеборгского университета С. Иннала и К. Эрнульф, опросив две группы шведских и гавайских студентов, как они обычно называют таких людей, нашли, что те, кто с детства оперирует такими словами, как " гомики" и " педики", относятся к ним гораздо враждебнее, чем те, кто пользуется нейтральными терминами. Однако и некоторые общепринятые слова несут в себе порой дискриминацию.

Например, в русском языке общеупотребительны слова " гомосексуализм" и " гомосексуалист", тогда как слов " гетеросексуализм" и " гетеросексуалист" нет. Этой языковой дискриминации легко избежать, если заменить подозрительный " изм" действительно нейтральным словом " гомосексуальность", имеющим аналог в " гетеросексуальности", а носителей этого свойства называть " гомосексуалами", в отличие от гетеросексуалов, которых голубые мужчины называют " натуралами".

Впрочем, " гомо" -термины по своему происхождению и смыслу слишком тесно связаны с медициной и ассоицируются преимущественно или исключительно с сексуальным поведением. Вне профессионального, научно-медицинского контекста лучше всего называть людей так, как они сами себя называют - геями или лесбиянками.

Происхождение слова " гей" (gay), которое широко употребляется в английском, французском, голландском, датском, шведском и японском языках, не совсем ясно. В провансальском языке XIII-XIV веков оно обозначало " искусство поэзии", " любовника" и человека с явными гомосексуальными наклонностями. В нескольких европейских языках оно обозначало также сексуальную распущенность. Современное его значение подразумевает прежде всего определенный стиль жизни, сознательное социосексуальное самоопределение и эротическую ориентацию. В русском языке его эквивалентом, по-видимому, является слово " голубой"; все остальные названия, употребляемые в разговорной речи, являются жаргонными и имеют обидный, оскорбительный смысл. Происхождение этого названия - " голубой" - не совсем ясно. Одни авторы связывают его с обращением " голубчик", другие - с аристократической " голубой" кровью.

Вообще цветовой символизм сексуальной ориентации неоднозначен. В императорском Риме символами женственности, изнеженности и гомосексуальности считались пурпурно-красные и лиловые тона. Позже специфическим цветом гомосексуалов стал считаться зеленый. В гитлеровских концлагерях заключенные гомосексуалы должны были носить на одежде розовый треугольник. В начале 1970-х годов американские борцы за права гомосексуалов сделали этот знак (розовый треугольник) символом своего сопротивления и солидарности. Вместе с греческой буквой " ламбда" розовый треугольник стал всемирной эмблемой освободительного движения гомосексуалов. Слова " роза" и " розовый" также часто употребляются в этом контексте.

По единодушному мнению старых и современных историков, включая С. М. Соловьева, отношение к гомосексуальности в Древней Руси было значительно более терпимым, чем в Западной Европе. Хотя такое поведение всегда считалось греховным и сурово осуждалось церковью - ее особенно тревожило распространение гомосексуальных отношений в монастырях - в быту на такие вещи смотрели сквозь пальцы; они не только не были " неназываемыми", но служили частым предметом шуток. Это весьма удивляло иностранных дипломатов и путешественников XVI-XVII веков.

Первые светские законы против " содомии" появляются только в петровских воинских уставах 1706-го и 1716-го годов, составленных по шведским образцам, причем первоначальное сожжение Петр вскоре заменил телесными наказаниями, смертная казнь полагалась только за изнасилование, да и это касалось только солдат, а не гражданского населения. В уголовном кодексе 1832 года, составленном по немецким образцам, появилась статья 995, карающая за " мужеложство" (имелись в виду исключительно анальные контакты) лишением всех прав состояния и ссылкой в Сибирь на 4-5 лет; изнасилование или совращение малолетних наказывалось каторжными работами на срок от 10 до 20 лет. Новое уголовное уложение, принятое в 1903 году, эти наказания смягчило. По статье 516 мужеложство наказывалось тюремным заключением на срок не ниже 3 месяцев, а при отягчающих обстоятельствах - от 3 до 8 лет. Однако это законодательство применялось крайне редко. Многие аристократы, включая нескольких членов императорской фамилии, и видные представители русской интеллигенции XIX - начала XX века открыто вели гомо- или бисексуальный образ жизни. В начале XX века появляется русская гомоэротическая беллетристика (Михаил Кузмин, Лидия Зиновьева-Аннибал) и живопись. Один из основателей кадетской партии, В. В. Набоков (отец писателя), в 1903 году опубликовал специальную статью о правовом положении гомосексуалов в России. После февральской революции две политические партии - анархисты и кадеты - официально предложили отменить антигомосексуальное законодательство.

В уголовных кодексах РСФСР 1922 и 1926 годов статей об ответственности за так называемые " противоестественные пороки" (скотоложство, ненасильственный гомосексуализм, кровосмешение и т. д.) не было. В первом издании Большой Советской Энциклопедии (т. 17, с. 593-594) это обосновывалось следующим образом: " Советское законодательство не знает так называемых преступлений, направленных против нравственности. Наше законодательство, исходя из принципа защиты общества, предусматривает наказание лишь в тех случаях, когда объектом интереса гомосексуалистов становятся малолетние и несовершеннолетние... Понимая неправильность развития гомосексуалистов, общество нс возлагает и не может возлагать вину за нее на носителя этих особенностей... Подчеркивая значение истоков, откуда такая аномалия растет, наше общество рядом профилактических и оздоровительных мер создает все необходимые условия к тому, чтобы жизненные столкновения гомосексуалистов были возможно безболезненнее и чтобы отчужденность, свойственная им, рассосалась в новом коллективе".

Однако 7 марта 1934 года неожиданно, без какого бы то ни было обсуждения, появилось постановление Президиума ЦИК СССР " Об уголовной ответственности за мужеложство", которое установило за него более жестокие наказания, чем те, которые существовали в дореволюционной России. Позже эта норма вошла в Уголовный кодекс РСФСР. Согласно ст. 121 мужеложство каралось лишением свободы на срок до 5 лет, а в случае применения физического насилия, угроз или в отношении несовершеннолетнего, либо с использованием зависимого положения потерпевшего, на срок до 8 лет.

Никакого научного обоснования этот закон не имел. В январе 1936 года нарком юстиции Н.В. Крыленко заявил, что гомосексуализм - продукт разложения эксплуататорских классов, которые не знают, что делать; в социалистическом обществе, основанном на здоровых принципах, таким людям, по словам Крыленко, не должно быть места. Гомосексуализм был прямо " увязан" с контрреволюционной деятельностью. Позже советские юристы говорили о нем преимущественно как о проявлении " морального разложения", дословно повторяя аргументацию идеологов германского фашизма (интересно, что именно тоталитарные режимы больше всего пекутся о морали).

Жертвами этого закона стали десятки тысяч людей. Только в 1987 году в СССР, по официальным данным, был осужден за это преступление 831 человек. В прежние годы жертв было больше. Известно немало случаев, когда статья 121 использовалась также для расправы с инакомыслящими, увеличения лагерных сроков и т. д.

Некоторые советские юристы сознавали абсурдность и вредность такого законодательства, спрашивали, почему мужеложство карается, а лесбиянство - нет. Однако статья 121 была очень удобной для карательных органов. Поэтому предложения ряда ученых пересмотреть ее успеха не имели.

По новому Уголовному кодексу России, вошедшему в силу с 1997 года, однополая любовь перестала быть преступлением. Статья 132 наказывает только за " насильственные действия сексуального характера", не делая в этом отношении разницы между мужеложством, лесбиянством и иными действиями сексуального характера с применением силы или с угрозой ее применения к потерпевшему (потерпевшей) либо с использованием беспомощного состояния жертвы. Такие действия наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет, так же, как изнасилование. При отягчающих обстоятельствах - например, если жертвой является заведомо несовершеннолетний или если они совершены группой лиц, или неоднократно, или с особой жестокостью, или если они повлекли заражение потерпевшего венерическим заболеванием, - срок лишения свободы составляет от четырех до десяти лет. Если же эти действия повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или причинение большего вреда его здоровью или совершены в отношении лица, заведомо не достигшего 14-летнего возраста, то они наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет. Однако во всех этих случаях карается не однополый секс как таковой, а сексуальное насилие.

Как и все прочие социальные группы, сексуальные меньшинства имеют законное право на создание собственных правозащитных, культурно-просветительных и иных общественных организаций. Все люди ищут общества себе подобных. Если 95-процентное большинство населения нуждается в службе знакомств, как может обойтись без нее презираемое и загнанное в подполье 5-процентное меньшинство? Наконец, проблема профилактики СПИДа. Все международные организации по борьбе со СПИДом активно сотрудничают с соответствующими геевскими ассоциациями, многие правительства ассигнуют на это специальные средства, это даже координируется в масштабах Европейского сообщества. С 1990 г. российские геи и лесбиянки несколько раз создавали собственные политические и правозащитные организации, но до сих пор все они распадались из-за отсутствия средств, внутренних распрей и незаконных преследований властей. Тем не менее в Москве и Санкт-Петербурге существуют " голубые" кафе, клубы и дискотеки, издается несколько газет - " 1/10", " РИСК" (" Равенство. Искренность. Свобода. Компромисс" ), иллюстрированный гомоэротический журнал " АРГО". Соответствующие сюжеты часто обсуждаются на страницах массовых газет и на экранах ТВ.

Какова природа однополой любви по данным науки?

Спор идет по двум основным линиям: 1) является ли однополая любовь или предрасположенность к ней врожденной, биологически обусловленной или она возникает в процессе индивидуального развития, под влиянием определенной среды и воспитания? 2) является ли она половым извращением, следствием болезненных нарушений в развитии организма и личности или же одним из вариантов нормальной человеческой сексуальности?

Тезис о биологической природе гомосексуальности был подробно разработан уже Хиршфельдом. По его мнению, истинная гомосексуальность возникает спонтанно, независимо от личного опыта и социальных влияний и проявляется задолго до полового созревания. Решающее значение имеют здесь гормональные процессы и связанная с ними пренатальная дифференциация мозга. В связи с этим Хиршфельд обращал особое внимание на генетические, семейные факторы гомосексуальности.

Фрейд, напротив, утверждал, что однополая любовь покоится на тех же самых психофизиологических основаниях, что и разнополая. Поскольку человек по своей природе бисексуален, в его воображении обычно присутствуют как гетеро-, так и гомоэротические компоненты; их " баланс" определяется только в процессе индивидуального развития. У большинства людей латентная гомосексуальность подавляется, вытесняется в сферу бессознательного, у других же, вследствие особенностей их развития и воспитания (Фрейд придавал решающее значение взаимоотношениям ребенка с родителями), она выходит на поверхность и определяет их сексуальное поведение. Бессознательный страх кастрации побуждает мальчика избегать женщин, влечение к которым для него запретно (Эдипов комплекс). Чрезмерная идентификация с матерью оборачивается потребностью сексуально подчиняться мужчине, а идентификация с отцом - стремлением сексуально овладевать мужчиной. Что касается подавленной, вытесненной гомосексуальности, то она выполняет функцию психологической защиты: люди, испытывающие наибольший страх и отвращение к гомосексуалам (так называемая гомофобия), проецируют на других собственные неосознаваемые и морально неприемлемые влечения. " Излечение" гомосексуализма Фрейд считал принципиально невозможным, предлагая помогать таким людям приспосабливаться к своей жизненной ситуации путем ее осознания и принятия.

Но насколько строго разграничиваются гомо- и гетеросексуальность? Чтобы ответить на этот вопрос, Кинзи сконструировал шестибалльную шкалу, на одном полюсе которой - исключительно гетеросексуальные индивиды, никогда не имевшие гомосексуальных контактов, на другом - исключительно гомосексуальные, не вступавшие ни в какие гетеросексуальные связи, а посредине - индивиды, имеющие как те, так и другие контакты. Другая такая же шкала измеряла уже не поведение (сексуальные контакты), а эротические чувства (гомо/гетероэротизм) испытуемых.

Выяснилось, что однополые сексуальные контакты - явление довольно распространенное, а гомоэротические чувства тем более, причем сексуальное поведение и эротические переживания часто не совпадают.

Среди опрошенных Кинзи мужчин 48 процентов имели в своем жизненном опыте хотя бы один гомосексуальный контакт, в том числе 37 процентов - до оргазма. 25 процентов пережили несколько таких контактов между 16 и 55 годами, 18 процентов имели, по крайней мере, в течение трех лет приблизительно равное число гомо- и гетеросексуальных контактов, 10 процентов вели исключительно гомосексуальную жизнь не менее трех лет, а 4 процента всю жизнь. Из обследованных Кинзи женщин 25 процентов признали, что хотя бы однажды испытывали эротические чувства к другим женщинам; 19 процентов к 40 годам имели хотя бы один фактический гомосексуальный контакт (13 процентов - до оргазма); исключительно гомосексуальную жизнь вели 1 процент женщин.

В свете работы Кинзи стало ясно, что сексуальное поведение и эротические предпочтения людей далеко не всегда совпадают и что сексуальная ориентация личности не сводится к механической сумме ее поступков. Сексуальная ориентация, то есть устойчивый выбор партнеров противоположного, своего или обоего пола, - явление чрезвычайно сложное и многогранное.

Американский сексолог Фред Клайн предложил более сложную решетку сексуальной ориентации, включающую 7 автономных параметров.

Решетка сексуальной ориентации Клайна
Качество Прошлое Настоящее Идеал
Сексуальное влечение      
Сексуальное поведение      
Сексуальные фантазии      
Эмоциональное предпочтение      
Социальное предпочтение      
Стиль жизни      
Самоидентификация      

1) Сексуально-эротическое влечение: кто вас возбуждает, привлекает в качестве реального или возможного сексуального партнера?

2) Сексуальное поведение - поцелуи, петтинг, половой акт: кто ваши сексуальные партнеры?

3) Сексуальные фантазии: кого вы воображаете в эротических мечтах или во время мастурбации?

4) Эмоциональное предпочтение: с кем вы предпочитаете дружить, устанавливать тесные эмоциональные связи, изливать душу?

5) Социальные предпочтения: с лицами какого пола вы предпочитаете общаться, проводить время?

6) Жизненный стиль: проводите ли вы время преимущественно с людьми, которые считают себя гетеро-, гомо- или бисексуалами?

7) Самоидентификация: кем вы считаете себя в терминах сексуальной ориентации по шкале Кинзи?

Каждое из этих качеств фиксируется в трех временных измерениях - прошлом, настоящем и идеальном будущем.

Если вы хотите измерить свою сексуальную ориентацию, скопируйте решетку Клайна и заполните каждую из 21 графы цифрами от 0 до 6. О означает, что ваше сексуальное влечение, поведение, фантазии и т. д. были, есть или должны быть в идеале направлены исключительно на лиц другого пола; 1 - что они направлены главным образом на лиц другого пола, но иногда и на лиц своего пола; 2 - что в вашем эротическом воображении и т. п. преобладают лица другого пола, но представители своего пола там также играют важную роль; 3 - что ваши влечения, сексуальные контакты и т. п. разделены примерно поровну между лицами другого и своего пола; 4 - что в них преобладают лица своего пола, но представители другого пола также играют важную роль; 5 - прямая противоположность 1; 6 - что ваши влечения, поведение и т. п. направлены исключительно на лиц собственного пола. Поскольку шкала Кинзи не предусматривает асексуальности (нет никаких сексуальных влечений, поведения или фантазий), обозначьте этот случай пробелом [-] в соответствующей графе. Разумеется, ваши показатели в разных рубриках будут разными, вы можете подсчитать их отдельно, сложив свои баллы по 3 колонкам и затем разделив итог на 3. Чтобы вычислить свой общий балл, сложите все показатели по всем графам и разделите итог на число заполненных граф (21 или меньше). Помните, что эти категории условны и не поддаются строгому разграничению.

Многомерность сексуальной ориентации означает, что на вопрос - сколько мужчин и женщин являются гетеро-, гомо- и бисексуальными? - нельзя ответить однозначно не только из-за недостатка эмпирических данных, но и в силу многозначности самих этих понятий, которые далеко не всегда являются взаимоисключающими.

В опросе, проведенном в начале 1990-х гг. супругами Сэмюелем и Синтией Джанус, наличие какого-то, хотя бы разового, гомосексуального опыта, признали 22 процента американских мужчин и 17 процентов женщин; однако гомосексуалами считают себя только 4 процента мужчин и 2 процента женщин, а бисексуалами - соответственно 5 и 3 процента.

В методически более тщательном Национальном исследовании 1993 г., гомосексуалами признали себя 2, 8 процента мужчин и 1, 4 процента женщин; однако при более широкой постановке вопроса, о наличии сексуальных контактов или физического влечения к представителям собственного пола после периода полового созревания, цифры повышаются до 10, 1 процента у мужчин и 8, 6 процента у женщин. Многое зависит и от географии; в 12 самых больших городах США гомосексуальный опыт имеют свыше 9 процентов опрошенных мужчин, в предместьях - 3-4 процента, а в сельской местности - меньше 1 процента.

По данным Национального французского обследования 1990 г., гомосексуальные контакты в течение жизни имели 4, 1 процента мужчин и 2, 6 процента женщин, но в течение последнего года перед опросом их имели только 1 процент. Среди опрошенных в 1993 массовым мужским журналом голландцев гомосексуальные контакты имели 5 процентов и т. д.

Обобщив все имеющиеся мировые статистические исследования, известный американский ученый Милтон Даймонд (1993) пришел к выводу, что доля людей, которых сексуально привлекают преимущественно или исключительно представители собственного пола, составляет 5-6 процентов среди мужчин и 2-3 процента среди женщин. Количество людей, считающих себя бисексуалами, значительно меньше. Но, в конце концов, разве дело в цифрах?

Современная наука не имеет единой теории происхождения гомосексуальности и разные дисциплины подходят к этой проблеме с разных сторон. Какие-то формы сексуальных контактов между особями одного и того же пола существуют во всех без исключения человеческих обществах и зафиксированы у большинства видов млекопитающих. Следовательно, говорят ученые, это поведение не является биологически случайным и выполняет какие-то адаптивные, приспособительные функции. Но каковы эти функции и одинаковы ли они у разных видов и популяций?

Не менее сложен вопрос почему^. В последние годы большой шаг вперед в этом плане сделала генетика. Сравнительное исследование пар однояйцевых, монозиготных, развившихся из одной яйцеклетки, и двухяйцевых, дизиготных близнецов показало, что гомосексуальность, как у мужчин, так у женщин, находится под определенным генетическим контролем, который позволяет предсказать до 60 процентов индивидуальных вариаций (Майкл Бейли и Ричард Пиллард). Молекулярные генетики (Дин Хеймер и др.) заговорили даже об открытии " гена гомосексуальности", а нейроанатомы - о влиянии на сексуальную ориентацию особых полодиморфических мозговых структур (Дик Своб, Саймон Левэ). Однако биологи подчеркивают, что хотя гены, возможно, играют важную роль в формировании сексуальной ориентации, речь не идет о жестком предопределении. По мнению Хеймера, даже если существование открытых им генных структур гипоталамуса подтвердят другие исследователи, их носителями окажутся не больше одной десятой общего числа геев и лесбиянок, у остальных однополая любовь обусловлена другими обстоятельствами.

Так же осторожна в своих выводах и эндокринология. Проблема влияния половых гормонов на формирование сексуальной ориентации сводится практически к трем вопросам: 1) имеют ли гомосексуалы какие-либо характерные гормональные аномалии? 2) обнаруживают ли люди с определенными эндокринными синдромами повышенную склонность к гомосексуальности? 3) вызывает ли гормонотерапия изменения в сексуальной ориентации? На все три вопроса ответ дается в основном отрицательный. Уровень тестостерона в плазме крови мужчин-гомосексуалов находится в общем в пределах нормы, сравнения их по этому показателю с гетеросексуальными мужчинами дают противоречивые результаты. Считается весьма маловероятным, чтобы уровень и производство тестостерона у взрослых мужчин были ответственны за развитие гомосексуальности, хотя не исключено, что дефицит тестостерона может прямо или косвенно (например, через менее маскулинный тип телосложения) содействовать или сопутствовать этому. Аналогично выглядит картина у женщин.


Поделиться:



Популярное:

  1. Автор наконец-то объясняет, почему интервью – понятие философское, и советует, как вести беседу, чтобы открыть для себя другого человека
  2. Агрессия, гнев, злость часто театральны, и в этом есть что-то недостойное для уважающей себя личности.
  3. Бог есть Любовь, а стало быть, и я — не что иное.
  4. Воспитание веры в себя в сновидениях и в бодрствующей жизни
  5. Всем, кто готов взять на себя ответственность за свое собственное здоровье и заботиться о благополучии других людей.
  6. ВЫБЕРИТЕ ЗДЕСЬ «СЕБЯ» И НАЙДИТЕ СВОЕ МЕСТО
  7. Выберите приемлемый для себя темп
  8. ГЛАВА 15. КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТА, ИЗМЕНИВ СЕБЯ
  9. Глава 16. Найдите себя и будьте самим собой. Помните, что нет на земле человека такого же как вы.
  10. Глава 16. Найдите себя и будьте самим собой. Помните, что нет на земле человека такого же как вы.
  11. Глава 23 - ВОЙНА ПРОТИВ СЕБЯ
  12. Глава 33. Он здесь чтобы выставить себя дураком, верно?


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 771; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь