Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сексуальная эксплуатация детей и подростков



Особенно сложная социально-правовая проблема - защита детей и несовершеннолетних. Когда речь идет о взрослых, правовое государство обязано охранять только их свободу. Каким бы необычным или атипичным ни было их сексуальное поведение, если все происходит добровольно, по обоюдному соглашению партнеров и не нарушает законных прав третьих лиц, государство не смеет в него вторгаться.

С детьми дело обстоит иначе. Во-первых, они зависят от взрослых. Во-вторых, они зачастую не осознают, что с ними делают, " добровольность" в этом случае может быть фиктивной. В-третьих, обществу не безразличны долгосрочные последствия ранних сексуальных контактов. Поэтому, если взрослых закон охраняет только от сексуального принуждения и насилия, то детей он защищает от любых покушений.

Законодательная защита детей и подростков от сексуальных посягательств идет по нескольким основным линиям.

1. Любые акты сексуального насилия, если его объектом становится несовершеннолетний, наказываются значительно строже, чем когда речь идет о взрослом: от четырех до десяти лет лишения свободы в отношении заведомо несовершеннолетнего и от восьми до пятнадцати лет - в отношении лица, заведомо не достигшего 14 лет (статьи 131 и 132 Уголовного кодекса РФ).

2. Закон устанавливает легальный возраст начала половой жизни. По статье 134 УК половое сношение, мужеложество или лес-биянство, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим 16 лет, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок до четырех лет.

3. Статья 135 УК карает за совершение развратных действий без применения насилия в отношении лиц, заведомо не достигших 14 лет, внушительным штрафом либо лишением свободы на срок до двух лет.

4. Наказывается вовлечение несовершеннолетних в проституцию, совершение сексуальных действий, а также действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера (статья 242).

Однако никакой закон сам по себе не может защитить детей и подростков от сексуальных посягательств и злоупотреблений.

В этой области бытует очень много ложных представлений.

Первый миф: сексуальные покушения на детей редки и являются признаком морального распада и деградации общества. На самом деле они были всегда, уже древнейшие законодательства пытались положить им конец путем высоких денежных штрафов и иных наказаний. Некоторые действия, которые мы сегодня строго осуждаем, в прошлом вообще не принимались всерьез. Хотя ныне сексуальные покушения на детей и подростков морально и юридически строго осуждаются, статистически они очень часты. По американским данным, каждая четвертая или пятая девочка и каждый седьмой или девятый мальчик моложе 18 лет подвергался каким-то сексуальным покушениям. Чаще всего пристают к подросткам, но четверть подобных случаев приходится на долю детей младше 7 лет.

Второй миф: большинство сексуальных покушений совершают посторонние. На самом деле в четырех случаях из пяти это делают те, кого ребенок знает; очень часто - кто-то из старших членов его собственной семьи. Из 927 американских студентов, опрошенных в начале 1980-х годов, сексуальные контакты с близкими родственниками имели в детстве 21, 9 процента мужчин и 20, 9 процента женщин. Чаще всего " совратителями" бывают братья и сестры (45 процентов девочек и 68 процентов мальчиков). На втором месте (38 процентов девочек и 10 процентов мальчиков) - отцы и отчимы. Некоторые мальчики (6 процентов) имели сексуальные контакты с матерями.

Третий миф: все взрослые, развращающие детей, психотики, " извращенцы", сексуально больные люди. На самом деле педофилы, то есть люди, которых неодолимо влечет именно к детям, составляют среди них незначительное меньшинство. Большинство, как ни странно, самые обычные мужчины с нормальной психикой, женатые и имеющие собственных детей.

Четвертый миф: сексуальные покушения на детей совершаются главным образом в бедной, необразованной среде и неполных семьях. На самом деле это случается во всех слоях общества, с любыми уровнями образования и дохода, во всех этнических и религиозных группах.

Пятый миф: рассказывая о сексуальных покушениях, дети лгут, выдают воображаемое за действительное. На самом деле детские рассказы - сложный сплав реальности и воображения, пренебрегать ими так же неразумно, как и принимать их на веру.

Шестой миф: дети и подростки - невинные жертвы и пассивные объекты сексуального совращения взрослыми. На самом деле некоторые рано развившиеся дети сами провоцируют и поощряют взрослых к сексуальным контактам, инициируя эротические игры, добиваясь соответствующих прикосновений и ласк. Иногда это делается бессознательно, а иногда, особенно подростками, вполне сознательно. Так что слово " совращение" не всегда правильно описывает характер таких взаимоотношений.

Как влияет подобный опыт на детскую сексуальность и последующую жизнь ребенка?

Субъективные реакции детей на сексуальное совращение также неоднозначны. Среди американских студентов, имевших такого рода опыт, 52 процента восприняли его отрицательно, 18 процентов - нейтрально, а 30 процентов - положительно. Это зависит прежде всего от возраста ребенка и особенно от ситуации совращения: грубое насилие и причинение боли вызывают страх и отвращение, тогда как эротическая игра, мастурбация, прикосновения к половым органам часто воспринимаются положительно. Психологическая атмосфера такого контакта и его субъективный смысл важнее его сексуального содержания, которого ребенок не осознает.

Неоднозначны и долгосрочные психологические последствия такого опыта. Иногда он проходит бесследно и вытесняется из памяти, а иногда - оставляет следы на всю жизнь. Жан-Жак Руссо, например, объяснял свои эксгибиционистские наклонности тем, что свои первые сексуальные переживания он испытал во время порки, которой подвергала его воспитательница, заменившая ему мать и к которой он испытывал эротические чувства (позже он стал ее любовником). Девочка, которую в детстве отец садистски порол, а позже - при ее собственном активном участии - вступил с ней в половую связь, на всю жизнь сохранила привязанность к порке и одновременно - отвращение к гетеросексуальным отношениям.

Особенно сложной моральной и психологической проблемой является инцест, когда ребенка совращают близкие родственники.

Тема инцеста, то есть греховной, кровосмесительной связи между близкими родственниками, чаще всего между родителем и ребенком или между братом и сестрой, широко представлена во всех древних мифологиях. Однако рисуется это по-разному.

Если вы читали Библию, то, вероятно, помните историю Лота и его дочерей. Ветхозаветный праведник, племянник Авраама, спасенный Богом после разрушения греховного Содома, поселился со своими дочерьми в пещере. Полагая, что из всех людей они одни остались в живых, дочери Лота, дабы продолжить человеческий род, напоив своего старого отца, вступили с ним в кровосмесительную связь, от которой родились Моав и Бен-Амми, родоначальники соответствующих племен. Грех? Конечно. Но с благими намерениями.

Другая классическая легенда касается древнегреческого героя Эдипа. Его отцу, фиванскому царю Лаю, предсказали, что он будет убит собственным сыном. Желая избежать судьбы, Лай приказал бросить новорожденного на горе, но мальчик был спасен и вырос в другом царстве. Годы спустя, случайно встретившись с Лаем и не подозревая, что тот - его отец, Эдип в ссоре убивает его, а затем избавляет Фивы от чудовища Сфинкс. В благодарность за это фиванцы делают его своим царем и дают ему в жены вдову Лая Иокасту. 20 лет мать с сыном, ни о чем не подозревая, жили в счастливом браке, родив четверых детей, но затем история раскрылась. Иокаста в отчаянии повесилась, а Эдип выколол себе глаза и навсегда покинул Фивы. Миф об Эдипе послужил основой двух знаменитых трагедий Софокла, к нему не раз обращалось классическое искусство, а Зигмунд Фрейд на базе этого сюжета сформулировал свой " Эдипов комплекс", согласно которому каждый мальчик бессознательно стремится к сексуальной близости с матерью, видя в отце соперника, которого он хочет устранить (в древнегреческом мифе ничего подобного нет).

Простым смертным инцест, как правило, был запрещен и нарушение этого запрета каралось очень строго. Напротив, многие боги и мифологические герои не только могут, но и обязаны совершать инцест, в этом проявляется их избранничество. Древнеегипетские фараоны и цари инков женились на собственных сестрах, это считалось вполне нормальным. Кроме того, многое зависит от принятой у данного народа системы родства. Например, у населения Тробриандских островов (архипелаг к востоку от Новой Гвинеи) связь женщины с дядей по матери считается инцестом, а связь с отцом - нет. У одного племени южноамериканских индейцев мальчик, чтобы стать взрослым, должен иметь сексуальный контакт с матерью и т. д.

Единой теории инцеста или его запрета в науке не существует. Одни авторы (Фрейд) выводят и то и другое из универсальных свойств человеческой психики. Другие (английский антрополог Бронислав Малиновский) объясняют запрещение инцеста необходимостью поддержания стабильности социальной структуры и семейных отношений, потому что сексуальные связи между членами семьи создают между ними опасную напряженность. Третьи (американский антрополог Робин Фоке) связывают его с процессом биосоциальной эволюции, указывая, что кровнородственные связи потенциально ухудшают генофонд соответствующей человеческой группы. Кроме того, тесная физическая и эмоциональная связь, существующая между родителями и детьми, братьями и сестрами с самого раннего детства, препятствует эротизации их образов.

Дело тут не в кровном родстве, а в привычке. Людям трудно менять сложившийся характер взаимоотношений. В израильских кибуцах, где мальчики и девочки с раннего детства и до наступления половой зрелости воспитывались и даже спали вместе, у них, как правило, не возникало сексуального интереса друг к другу; вырастая, подростки увлекались ребятами из других групп. Такого рода избегание существует и у некоторых животных.

Дети - естественные жертвы всех и всяческих злоупотреблений, в том числе и сексуальных. Чем глубже в прошлое, чем чаще встречается инцест, причем общество, озабоченное главным образом укреплением родительской власти, вначале не придавало ему серьезного значения, как и детоубийству. Но даже если у человека имеются на сей счет некоторые врожденные ограничения, что сомнительно, они часто не срабатывают, побуждая общество дополнять их жесткими культурными и религиозными запретами.

Несколько лет назад меня срочно вызвали в Артек по поводу 14-летнего мальчика, который сумел вовлечь добрую половину отряда, как мальчиков, так и девочек, в такие сексуальные игры, о которых даже многие взрослые не подозревают. Я думал, что он научился им где-нибудь в детском доме, но оказалось, что все это с ним самим проделывали отец, мать и старшая сестра, сначала насильно, а потом он вошел во вкус и перенес свой богатый опыт в лагерь.

Точной статистики инцеста не существует, такие случаи держатся в глубоком секрете, как величайшая семейная тайна. Из ста случаев инцеста, описанных в одном американском исследовании, полиция знала только об одном. По немецким данным, в поле зрения полиции попадает от 6 до 30 процентов подобных случаев. Чаще всего на скамье подсудимых оказываются отцы или отчимы, значительно реже - матери. Сексуальные отношения между братьями и сестрами (такая связь описана в романе Томаса Манна " Избранник" ) в жизни встречаются гораздо чаще, чем между родителями и детьми (подростки часто сексуально экспериментируют со сверстниками и младшими братьями и сестрами), но обычно остаются в тайне от взрослых, а их психологические последствия менее серьезны, так как обычно все облекается в игровую форму.

Инцестуозные семьи встречаются во всех социальных средах и могут выглядеть социально вполне благополучными. Фрейд даже не поверил своим пациенткам, которые рассказывали ему о своем печальном детском опыте, - слишком респектабельными были их отцы.

Отцы и отчимы, совращающие и насилующие собственных детей, не являются педофилами, к чужим детям они, как правило, не пристают. По своему характеру это слабые, неуверенные в себе мужчины, которым трудно чувствовать себя на равных с взрослыми женщинами, даже с собственной женой. Ребенок же беззащитен, полностью зависит от взрослого, перед ним не стыдно показаться сексуально слабым, неумелым, можно проявить и садистские наклонности, которых не потерпит жена.

Почему дети, как правило, молчат о подобных случаях? Ребенку страшно оскорбить отца или другого старшего родственника. Ему могут не поверить или обвинить во всем его самого. Сплошь и рядом маленький ребенок даже не понимает, что с ним делают. Если не насилуют, а просто раздевают, мастурбируют или заставляют что-то делать с половыми органами взрослого, это может вызывать у ребенка не только страх, но и приятные эротические ощущения, заставляя еще сильнее полюбить совратителя. Наконец, ребенок боится огорчить мать и разрушить семью, в которой он вырос.

Взрослые, в первую очередь родители и учителя, должны знать, что сексуальная эксплуатация детей недопустима. Наказывая или лаская детей, многие взрослые не сознают, что сами испытывают при этом сексуальные чувства и пробуждают такие же чувства у детей. Ребенка можно и нужно трогать, целовать, ласкать, тискать, но по возможности избегать стимулирования его эрогенных зон. Нет ничего страшного в том, что у мальчика появится эрекция, а девочка скажет, что у нее " тепло" между ног. Но не следует специально вызывать эти ощущения и фиксировать их на себе или на каких-то специфических ситуациях. Внимательно относясь к эмоциональным и сексуальным реакциям ребенка, нужно уважать его право контролировать собственное тело, избегая того, что ребенку неприятно или кажется унизительным.

Девочек и мальчиков необходимо предупреждать, что некоторых контактов со взрослыми вообще следует избегать. Однако делать это нужно тактично, к слову, не запугивая ребенка и не пробуждая в нем болезненной подозрительности к окружающим людям и своей собственной сексуальности.

Здесь требуются большая сдержанность и такт. Плохо, если общество не знает, что такое сексуальная эксплуатациия и злоупотребление детьми. Но если об этом говорят слишком много и чересчур публично - это тоже опасно. В 1988 году в США меня поразило обилие телевизионных передач об инцесте и совращении детей. Женщины и мужчины, ставшие в детстве жертвами сексуальной эксплуатации, подробно рассказывают о своем опыте, выворачивают наизнанку свою прошлую и настоящую жизнь, отношения с родителями и т. д.

Смотреть и слушать это было неприятно. Очень уж велики дозы. Не получится ли, что некоторые родители, испуганные подобной информацией, станут, от греха подальше, избегать телесного контакта с детьми? Это было бы настоящей катастрофой, ибо прикосновение - важнейший способ передачи эмоционального тепла, в котором человек вообще, а ребенок в особенности, остро нуждается. И не вызовет ли избыточная информация о том, что детей совращают буквально все -родители, родственники, учителя, тренеры, священники, даже сексотерапевты, - волну подозрительности и паники, которая отравит жизнь и взрослых и детей?

Мои американские коллеги в то время не разделили этих опасений, сказав, что во мне говорит привычный советский консерватизм и недоверие к гласности. Но мои сомнения не исчезли. Инцест и сексуальные посягательства на детей существовали всегда, никакая пропагандистская кампания их не уничтожит. Общество может реально предотвращать и пресекать только наиболее опасные, одиозные проявления, связанные с физическим насилием и явным злоупотреблением. Уберечь ребенка от всех нежелательных контактов и впечатлений невозможно. Так стоит ли нагнетать по этому поводу массовую истерию?

К сожалению, мои опасения оправдались. В США, Англии и других странах было уже немало случаев, когда родителей и воспитателей осуждали на основании детских показаний, а потом обвинение оказывалось ложным. Истеричные научно безграмотные кликуши, создающие общественные организации по " защите детей", часто изображают сексуальное совращение детей массовым явлением, связывая его с различными " сатанинскими культами" и тому подобным. Такая " информация" распространяется и в нашей стране. Но почти все эти истории при проверке оказываются вымышленными. Из 84 случаев " сатанизма", расследованных в Англии за 3 года, факты не подтвердились ни в одном. В июне 1997 г. суд в Майнце оправдал всех обвиняемых по самому громкому в истории Германии, продолжавшемуся три года процессу, в ходе которого 24 мужчин обвиняли в совращении 16 шести-восьмилетних детей. " Несомненно, все эти дети - жертвы, - заключил председатель суда.- Они жертвы этого процесса и тех, кто его затеял".

В связи с этим психологи стали призывать к осторожности. 3-5-летние дети часто фантазируют и к тому же очень внушаемы. Если взрослый несколько раз задает им один и тот же вопрос, они начинают отвечать по его подсказке. В одном из экспериментов в Корнеллском университете трехлетние дети подвергались медицинскому осмотру, врач их раздевал, но не трогал их половых органов. Однако, когда потом детей спрашивали, показывая половые органы на кукле, " А тут доктор тебя трогал? ", 38 процентов детей ответили " да". Без куклы, при вопросе на " детском" языке, количество ложных ответов достигло 70 процентов. Так что расследовать подобные дела нужно очень осторожно, спрашивать должен не простой следователь, а квалифицированный детский психолог. Следователи, судьи и эксперты могут находиться за стеклом, невидимо для ребенка, и контролировать ход допроса, который записывается на видеопленку, чтобы не опрашивать ребенка вторично.

Что же все-таки делать, если ваш ребенок подвергся сексуальному нападению? Есть несколько простых правил.

· Сохраняйте спокойствие. От вашей реакции во многом зависит, как ребенок воспримет и переживет инцидент.

· Внимательно отнеситесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.

· Поговорите с ребенком. Постарайтесь узнать у него точные факты, но не давите, не вымогайте исповедь насильно. Внимательно вслушивайтесь в то, что ребенок говорит сам, добровольно.

· Успокойте ребенка. Дайте ему понять, что вы любите и ни в чем не обвиняете его, избавьте его от чувства стыда и вины.

· Будьте честны. Скажите ребенку, что вы собираетесь делать, и спросите его, согласен ли он с вашими намерениями (например, пойти к врачу или в милицию).

· Подбодрите ребенка. Нс заставляйте его делать ничего, к чему он не готов, зато помогите ему как можно скорее возобновить его привычную деятельность.

· И, наконец, обратитесь за профессиональной помощью - психологической, правовой и медицинской.

Помните: интересы ребенка - выше всего остального.

Никому не нравится работать и зарабатывать деньги, да ведь приходится. Иной раз пожалеешь бедную девушку: она и устала, и не в духе, а тут нужно угождать мужчине, до котороого ей дела нет, какому-нибудь полупьяному дураку... Ради собственного удовольствия ни одна женщина не пойдет на эту работу; а послушать наших ханжей, так это сплошные розы! Бернард Шоу

Проституция

Проституцию (от латинского prostituere - выставлять публично), то есть сексуальное обслуживание за плату, часто называют первой древнейшей профессией. Но под это определение подводятся самые разнообразные явления. Если считать проституцией все сексуальные контакты, где главным мотивом одной из сторон является материальная выгода, то придется включить сюда также брак по расчету. Очевидно, однако, речь идет только о внебрачных отношениях.

В индуистских храмах были специально обученные жрицы любви, танцовщицы-девадаси (отсюда происходит португальское слово - баядера), которые отдавались брахманам-жрецам и платившим храму паломникам. Эта деятельность была профессиональной, даже наследственной и пользовалась всеобщим уважением. Но это не было простое удовлетворение мужской похоти. Сексуальная близость считалась приобщением к божеству, жрицы камы учили мужчин искусству любви. Существовали такие жрицы и в древнем Вавилоне.

Во многих государствах Западной Азии существовал обычай, по которому каждая женщина была обязана хоть раз в жизни отдаться чужестранцу в храме, посвященном богине Иштар (Астарте). В этом проявлялась преданность богине, а полученные деньги жертвовались храму. Кое-где сексуальные контакты, сопровождавшиеся вознаграждением, были одним из правил гостеприимства. В других случаях они предшествовали вступлению в брак, были частью мужских или женских инициации или оргиастических праздников.

С проституцией эти отношения роднит только то, что это была связь со случайными, временными партнерами и что эта связь материально вознаграждалась. Но это не было простым товарным обменом секса на деньги, оно мотивировалось религиозными соображениями и строго регулировалось обычаями.

Священная храмовая проституция, как гетеро-, так и гомосексуальная, существовала и в Древней Греции. Там были и светские гетеры (греческое - спутницы) - женщины различных рангов, ведущие свободный, независимый образ жизни. Некоторые гетеры были высокообразованны и имели большое общественное влияние (например, знаменитая Аспазия, подруга Перикла). Для низших же слоев общества существовали дешевые бордели, уровень которых был, естественно, совсем другим.

В Древнем Риме большинство проституток были рабынями и содержались в многочисленных борделях, которые рассматривались как средство поддерживать чистоту семейной жизни. В Римской империи куртизанки имели специальные лицензии и платили налоги. Нападки на проституцию как социальный институт начались только с возникновением христианства.

Отношение средневекового христианства к проституции было противоречиво. Проституция морально осуждалась. Тем не менее многие христианские государи и даже сама католическая церковь не брезговали получать от нее доход. В общем, проституция считалась неискоренимой.

В Киевской Руси " блудницами" одинаково назывались и те женщины, которые отдавались за деньги, и те, которые вступали в связь с мужчиной вне законного брака. При этом блуд считался меньшим грехом, чем прелюбодеяние, то есть супружеская измена, осквернение брачного ложа.

Социальной проблемой проституция впервые стала в Западной Европе лишь в XVI веке в связи с эпидемией сифилиса. Поскольку попытки закрытия борделей не увенчались успехом, в конце XVII века во многих европейских странах начинается медицинское обследование проституток, их регистрация и т. д. То есть проституция становится не только фискальной и моральной, но и медико-гигиенической проблемой.

По мере урбанизации и индустриализации число проституток растет. Начинает формироваться " индустрия порока", проституция осознается как социально классовая проблема и как часть " женского вопроса".

Социалисты, включая марксистов, считали, что единственный способ ликвидировать проституцию - уничтожение социального неравенства и эксплуатации и эмансипация женщин. Однако ни в СССР, ни в других социалистических странах проституция не исчезла, хотя ее наличие мы много лет категорически отрицали.

Что же представляет собой проституция, социально и сексологически?

Судя по имеющимся (очень ограниченным - советским и очень большим - зарубежным) данным, проституция - универсальный элемент городского образа жизни.

Отношение к ним в нашем обществе двойственное, с одной стороны, гневно-презрительное, а с другой - завистливое. " Литературная газета" в конце 80-х провела опрос московских школьников и учащихся ПТУ относительно престижа разных профессий с точки зрения их доходности. Из 20 перечисленных занятий проститутки разделили с " директорами" и " продавцами" 9-11-е места, опередив журналистов, дипломатов и таксистов, не говоря уж о профессорах и академиках.

Проституция - не изолированное явление, а часть определенной субкультуры. Проститутки содержат не только себя, но и многочисленный " штат", от которого они зависят: швейцаров и администраторов гостиниц, таксистов, иногда милиционеров. Это хорошо показано в повести Владимира Кунина " Интердевочка" и одноименном кинофильме. Профессиональные проститутки тесно связаны с теневой экономикой и организованной преступностью, которая самовластно распоряжается их судьбами. Вообще слухи об их благоденствии сильно преувеличены.

Как и в других странах, российские проститутки социально неоднородны. Хотя у нас нет таких многочисленных градаций, как на Западе, четко прослеживается 2 слоя проституток. Высший слой, элита - это " интердевочки", " путаны", работающие только за валюту, тщательно выбирающие клиентов, проводящие время в дорогих ресторанах, отдыхающие на шикарных курортах и т. д. Этот стиль жизни требует соответствующих внешних данных, связей и профессиональной квалификации. Второй, значительно более многочисленной категории проституток все это недоступно. Они обслуживают случайных клиентов, рискуют гораздо больше, а зарабатывают неизмеримо меньше. В самом низу этой группы - опустившиеся, спившиеся женщины, околачивающиеся по вокзалам и подворотням.

Кроме профессиональной проституции, у нас, как и за рубежом, имеется много " любительниц", которые занимаются ею как дополнительным промыслом, чтобы приодеться, купить косметику, а то и просто пополнить семейный бюджет.

Столь же различна и их психология. Одни ведут себя вызывающе, доказывают свою необходимость, утонченность и т. д. Другие оправдываются, уверяя, что они хорошие жены и матери, а это - побочный приработок.

Обыденное сознание различает проституток, работающих из-за денег, и шлюх, которые спят с кем попало ради удовольствия или от равнодушия. Это различение в общем справедливо. Большинство проституток, обследованных московским венерологом В. С. Мыскиным, сказали, что они не получают удовлетворения от сексуальной близости, многие даже испытывают к ней отвращение.

Существует ли какой-то " сексуальный профиль" проститутки? Многие будущие " путаны" раньше своих сверстниц начинают половую жизнь, причем, с малознакомыми, сменяющимися партнерами. Относительное сексуальное безразличие позволяет легко преодолеть морально-психологический барьер, отделяющий связь ради удовольствия и просто за " компанию" от продажи себя за деньги. Безличность, отчужденность - общее свойство проституции и сексуальной распущен ности.

Проституция - социальный феномен. В научной литературе проституток часто называют " сексуальными работниками" (sex workers) и это совершенно точный термин. И поскольку спрос рождает предложение, главный вопрос заключается в том, какие именно сексуальные и иные потребности она удовлетворяет. К сожалению, научных данных о мужчинах, пользующихся услугами проституток, очень мало не только у нас, но и за рубежом.

В XIX и начале XX века бордели часто посещали юноши, только начинавшие половую жизнь: школьники, студенты. Волнующий и вместе с тем отталкивающий акт потери невинности в публичном доме или " с девкой" ярко описан в художественной литературе (" Яма" А. И. Куприна, " Смятение воспитанника Терлеса" Роберта Музиля, " Повесть о бедных влюбленных" Васко Пратолини и др.). Во второй половине XX века значение этой функции проституции резко уменьшилось. Среди американских мужчин, опрошенных Кинзи, с проститутками начинали свою половую жизнь 22 процента, а сейчас - только 3 процента. В 1903 году 42 процента русских студентов начинали половую жизнь с проститутками, в 1922 году - 28, а в 1927 году - только 14 процентов. Современные подростки и юноши большей частью проходят " сексуальную инициацию" с собственными сверстницами. Услугами проституток пользуются мужчины постарше.

Какие же потребности удовлетворяет проституция? Джон Гэньон называет несколько основных мотивов.

1. Проституция упрощает и ускоряет сексуальное сближение, избавляя мужчину от необходимости ухаживать, соблюдать какие-то ритуалы, вести переговоры с риском, что дело может сорваться. В принципе любовная игра, даже если это просто флирт или " охота", сама по себе доставляет огромное удовольствие. Но есть мужчины, которых она не интересует или которые не умеют ее вести, боятся потерпеть в ней фиаско. Для них важен только конечный результат, поэтому проститутка, которая не может сказать " нет", идеальный выход из положения.

2. Связь с проституткой избавляет мужчину от ответственности, как социальной, на случай беременности, так и эмоциональной. Нормальная сексуальная близость, даже случайная, без любви, предполагает какую-то личную, эмоциональную вовлеченность, заботу о партнере. Недаром мы называем половые отношения интимными. Однако некоторые мужчины к этому не способны. При нормальных, равноправных отношениях с женщиной они чувствуют себя неполноценными, это заставляет их притворяться. Таким людям нужен именно отчужденный, анонимный секс, свободный не только от всяких обязательств, но и от интимности.

3. Проституция привлекает мужчин экзотическим разнообразием, возможностью приобретения нового опыта. " Порядочные женщины", особенно воспитанные в ханжеском, антисексуальном духе, часто не дают себе труда позаботиться об эротической технике, приемах возбуждения и т. д. Поэтому они быстро надоедают, приедаются. Профессиональная проститутка обязана совершенствовать свою технику, она не только учит своих клиентов, но и сама постоянно учится у них. Кроме того, она делает то, что клиент хочет, тогда как жена может ему в этом отказать. Например, один из самых распространенных приемов платного секса - фелляция; мужчины ее очень любят, а многие женщины находят отвратительной и даже извращенной.

4. Сексуальные желания многих мужчин содержат нечто странное, не вполне обычное. Признаться в этом жене или любовнице стыдно, а с проституткой все можно, и никто об этом не узнает. До тех пор пока секс считается " грязным", " плохие" женщины всегда будут для некоторых мужчин соблазнительнее " хороших", ибо " порядочность" ассоциируется с монотонностью и скукой.

5. Существует и проблема возраста. Стареющих мужчин (после 50 лет) влекут молодые женщины, но их собственная привлекательность с возрастом уменьшается. Власть, богатство или престиж вполне способны компенсировать это; Генри Киссинджеру приписывают слова " Власть - это последний афродизиак" (то есть сексуально возбуждающее средство). Тем, у кого ни власти, ни денег, ни престижа нет, приходится довольствоваться законным браком или обращаться к проституткам.

6. Проституция - особая форма общения. Нередко мужчина ищет в проститутке не только сексуального партнера, но и собеседницу, которой он может изливать свои обиды, изображать из себя более значительного человека, чем он на самом деле является, и т. п. Не всегда жена и близкие позволяют ему это, а наемная женщина, если она действительно профессионалка, будет терпеливо слушать и изображать сочувствие.

7. Проституция - это секс вдали от дома. Недаром она процветает в больших городах, вблизи военных учреждений и т. д. Самые частые клиенты проституток - приезжие и командированные, которые чувствуют себя одинокими и неухоженными.

8. Проституция - последнее убежище для несчастных, уродливых, больных, тех, кто - справедливо или несправедливо - считает, что не может привлечь женщину иначе как за деньги. Кто осмелится бросить в такого человека камень?

До сих пор я говорил о женской проституции. Но существует - и всегда была - также проституция мужская. Мужчин, которые обслуживают женщин, называют французским словом " жиголо" (gigolo) - буквально: парнишка или платный танцор в дансинге, а тех, кто имеет мужскую клиентуру, - американским словом " хаслер" (hustler) - буквально: энергичный человек, но также человек, живущий за счет какого-то нелегального промысла; to hustle - значит также " просить, клянчить". В последние годы на Западе, да и у нас, в проституции подвизается все больше мужчин-трансвеститов, переодевающихся в женское платье, усваивающих женские манеры и т. д. По своим социально-психологическим параметрам мужская проституция столь же многообразна, как женская, и еще теснее связана с преступным миром.

Проституция имеет достаточно глубокие социальные, психологические и сексуальные причины и функции. Столь же очевидны и ее отрицательные стороны. Во-первых, она угрожает здоровью населения, будучи рассадником венерических заболеваний, а в последние годы - еще и СПИДа. Во-вторых, она покоится на угнетении женщин, вынужденных торговать собой. В-третьих, как всякий коммерческий секс, она безнравственна. В-четвертых, она тесно связана с преступным миром. В-пятых, несмотря ни на какие запреты, в нее вовлекаются несовершеннолетние (по оценке американских социологов, проституцией занимаются 2, 4 миллиона подростков обоего пола), а это очень страшно.

Поэтому начиная с глубокой древности люди думали, как уничтожить или хотя бы ограничить распространение проституции. Но сделать это крайне трудно.

Прежде всего нужно четко различать причины и следствия. Проституция вообще, а подростковая проституция в особенности, неотделима от таких социальных условий, как бедность, безработица, бездомность. Не уничтожив их, устранить проституцию нельзя. Кроме того, нужно ясно отдавать себе отчет в том, кого и от чего мы хотим защитить. Защита общества от инфекционных заболеваний, женщин и детей - от сексуальной эксплуатации, людей вообще от греха и безнравственности - совершенно разные задачи, требующие для своего решения разных методов. Существует несколько вариантов социальной политики.

1. Запрет и полное искоренение проституции с помощью правовых и административных мер. Эта стратегия заведомо неэффективна и часто дает противоположный результат. При всей ее неприглядности проституция в некоторых случаях способствует уменьшению числа сексуальных преступлений, например, изнасилований. Например, после легализации проституции в Дании число зарегистрированных изнасилований в этой стране снизилось на 70 процентов, тогда как в Австралии, после того как проституция там была законодательно запрещена, количество изнасилований выросло на 149 процентов. Контроль за соблюдением законов против проституции стоит очень дорого, кроме того, неизбежно возникает множество злоупотреблений со стороны правоохранительных органов.

2. Ограничение распространения проституции. Например, она формально или фактически разрешается в одних районах города и запрещается в других. Или запрещается только детская проституция. Или правоохранительные органы проводят периодические облавы на проституток, как правило, тех, кто работает в наиболее известных местах. Такие карантинные меры малоэффективны. В поле зрения милиции обычно попадают только некоторые злачные места, да и штрафом мало кого испугаешь.


Поделиться:



Популярное:

  1. II. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ
  2. Алгоритм наблюдения детей с ОСЛТ и РК
  3. Анализ результатов психологического изучения детей с ОВЗ
  4. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей
  5. АНОМАЛИИ КОНСТИТУЦИИ (ДИАТЕЗЫ) У ДЕТЕЙ
  6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УДО И СЕМЬИ В РАБОТЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ.
  7. Внимание со стороны воспитателя требует организация совместного труда детей.
  8. Воробьева В.К. Методика развития речи детей с системным недоразвитием речи АСТ Астрель 2006
  9. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ
  10. ВСКАРМЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ. ПРОФИЛАКТИКА ГИПОГАЛАКТИИ. ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛОЧНЫХ СМЕСЕЙ.
  11. Вы говорите, что мы выбираем своих родителей. А выбираем ли мы своих детей? Какова доля ответственности родителей и детей в этом выборе?
  12. Вы говорите, что мы выбираем своих родителей. А выбираем ли мы своих детей? Какова доля ответственности родителей и детей в этом выборе?


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 855; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.078 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь