Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ТГП как наука: понятие, предмет, функции.Стр 1 из 11Следующая ⇒
ТГП как наука: понятие, предмет, функции. ТГП – это обобщающая политико-правовая наука, характеризующая социальные, экономические и политические основы государства и права как явлений цивилизации и культуры, раскрывающая их сущность, закономерности развития, взаимодействия и назначение в обществе. Признаки: 1.ТГП – фундаментальная наука: 1)изучает гос-во и право, без нормального функционирования которых немыслимо существование современного человеческого сообщества; 2) является непременным атрибутом комплекса знаний о человеке, его поведении и активно способствует правомерному общению людей друг с другом, а в конечном счете их воспроизводству; 3) выступает в качестве своеобразной квинтэссенции (переводится как «пятый элемент») всей юр науки, в ней аккумулируются в концентрированном виде основные постулаты, достижения, прогностические модели юриспруденции => тгп находится в одном ряду с др. фундаментальными науками – как естественными (физика, химия), так и общественными (философ, психология) и взаимодействует с ними. 2.ТГП – социально-гуманитарная наука. Исследует и освещает в обобщённом виде наиболее крупные и важные явления жизни общества со времени перехода человечества в эру цивилизации. 3.ТГП – универсальная наука. Сочетает прагматическое и теоритическое предназначение человеческих знаний в области гос-ва и права. Доказывает необходимость и полезность правового воздействия на различные виды общественных отношений (н-р, полит отн-ия, когда они выходят за рамки корпоративных политических организаций и затрагивают интересы других лиц, их объединений или всего гос-ва). ТГП по отн-нию к др государствоведческим и правовым дисциплинам явл. обобщающей наукой, она проводит итоги конкретных исследований, выводит за скобки общие, повторяющиеся в дисциплинах положения и данные. 4.ТГП – прогностическая наука. Открывает новые явления в государственно-правовых сферах, формулирует тенденции, закономерности их функционирования и развития. Она стоит ближе др. наук ко всему новому в силу абстрактного хар-ра и общенаучного потенциала быстрее реагирует на это. На основе анализа факторов гос-но-правовой действительности она выдвигает гипотезы о дальнейшем развитии гос-ва и права, разрабатывает теоретические модели правовых экспериментов, конструирует механизмы реализации юр средств. Предмет ТГП – взаимод-ие общ-ва и гос-ва, роль и место гос-ва и права в полит. системе общ-ва. ТГП – наука обществ., юрид., философ., полит., методолог., идеолог. (разных стран). Предмет – явления и категории, сформирповавшиеся и выроботанные на основе понимания единства и глубокого взаимодействия государства и права. К ним относятся: гос-во и право как явления цивилизации и культуры; основные понятия гос-ва и основные понятия права (категориально-понятийный аппарат); основные правовые принципы; основные ценности гос-ва и права; основные закономерности развития гос-ва и права. Гос-во и право изучаются в связи с обществом, экономикой, политикой, человеком, культурой. Все юридические науки имеют один объект изучения – гос-во и право. Функции ТГП – это направления теоретической деятельности, отражающие общее и специфическое значение данной науки. Они взаимосвязаны и действуют в системе, реализуются через категории и ценности, проверяются практикой гос-го и правового строительства. 1.теоретико-познавательная (гносеологическая) – нацелена на выявление природы гос-ва и права, приращение научных знаний о них. 2.политико-управленческая – отражает одновременно единство и взаимосвязь, противоречия и динамизм политических и правовых явлений. Результатом осуществления ее в идеале д.б. взвешенные, научно обоснованные управленческие решения, политические компромиссы в рамках закона и здравого смысла. 3.идеологическая – оказывает действенное влияние на правосознание индивидов, культивировать гуманистические принципы правового гос-ва, формировать юр. мировоззрение. 4.методологическая – важная роль для отраслевых юр. наук. В ходе ее реализации вырабатываются общие положения, имеющие необходимое и принципиальное значение как для отдельных дисциплин, так и для юриспруденции в целом. 5.прогностическая – позволяет на основе научных данных о гос-ве и праве, тех или иных тенденциях их развития предвидеть будущее, учитывать эти данные при проведении социально-экономических и политических реформ и экспериментов.
Понятие государства. Его основные признаки. Государство – это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе. Сущностью государства как самостоятельного явления выступает власть, это то первичное, главное и устойчивое, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Признаки: неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодействие государства и права, наличие публичной (политической) власти, государственный суверенитет, территориальная организация населения, система налогов и сборов. Признаки: 1. Неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодействие государства и права, означает невозможность существования государства без права, государства активно участвует в правотворческой деятельности, объективирует волеизъявления народа или его большинства в виде правовых актов, осуществляет правоприменительную деятельность, в необходимых случаях обеспечивает реализацию права государственным принуждением; 2. Наличие публичной (политической) власти, т.е. оторванной от общества (возвышена над ним) и одновременно представляет интересы всего общества и выступает от его имени, реально воплощается в профессиональном слое управленцев (чиновников), обеспечивается авторитетом, политическим и правовым сознанием населения; 3. Государственный суверенитет - это политико-правовое свойство государства, выражающее верховенство и независимость государственной власти; 4. Государство как территориальная организация населения означает, что государство имеет строго локализированную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства; 5. Наличие системы налогов и сборов. Этот принцип выражает в том, что государство само по себе не является производителем материальных благ, поэтому для содержания государственного аппарата, силовых структур, а также для выполнения ряда социальных функций оно устанавливает налоги, подати, пошлины и другие денежные сборы.
Государство и церковь. Церковь — тип религиозной организации, объединяющей последователей того или иного религиозного течения на основе систем. Зависит от модели: - светское государство – церковь отделена от государства и школа отделена от церкви; - теократическое – духовенство и церковь включается в государственный механизм, а догматы - основа правового регулирования; - государство, где отдается преимущество определенной религии – признают социальное значение религии – Турция. Взаимодействие: - законодательное определение параметров – регистрация и прекращения деятельности церкви – пропаганда национальной, конфессиональной деятельности, пропаганда войны и т.д. Церковь в политической жизни не участвует, проводит работу духовного характера.
В современном цивилизованном обществе право поддерживается общественным сознанием, следование праву входит в число основных моральных ценностей. В законодательных актах широко распространено использование оценочных понятий, задаваемых через категории морали («недостойное поведение», «цинизм», «честь»), следовательно, нормы морали могут выступать в качестве оснований юридической оценки, в с другой – нарушение моральных принципов является неотъемлемой составляющей оснований наступления правовых последствий. Таким образом, право и мораль соотносятся своим взаимодействием. - Религиозные нормы – разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Существует два основных виды взаимоотношения церкви и государства: 1. Наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями; 2. Режим отделения церкви отделения от государства и школы от церкви.
21) Типология государств: основания типологии. Конкретно-исторические типы государств. Тип государства и права – это модель (идеальный, выраженный в понятии образ) государства и права, в которой объединяются общие и существенные черты определенной группы государственно-правовых явлений и которой соответствует определенный класс конкретных государств и конкретных правовых систем. Типология государств — это их специфическая классификация, которая содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование. Существует два подхода: Формационный и Цивилизационный. Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства. Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Выделяются следующие типы государств: 1. Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры; 2. Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне; 3. Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат; 4. Социалистическое государство — сущность этого государства, как организацию политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизм. Приведенная типология государств в общем и целом применима и к праву. Цивилизационный подход (А. Тойнби и др.). При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.д.). Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса (основы), а не только надстройки. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др. Тойнби выделил около в мировой истории около 20 цивилизаций и провел, таким образом, своеобразную типологию общества, не имея целью производить на этой основе типологию государства. Чтобы выделить тип государства применительно к каждой конкретной цивилизации, необходимо учитывать тип цивилизации. Недостатки Формационного подхода: 1. Однолинейность в трактовке исторического развития государства; 2. Игнорирование азиатского способа производства; 3. Характеристика социалистического государства как исторически последнего и высшего исторического типа государства; 4. Умаление роли культурно-духовной жизни общества в развитии и типологии государственности. Под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества.
Типология государства - это его специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном. В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический (в последнее время к ним добавляют еще два: азиатский способ производства прафеодализм ). Достоинства данной типологии: 1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; 2) она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Слабые стороны; 1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда “вписывается“ в начерченные для нее схемы; 2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.). В рамках цивилизованного подхода основными критериями как раз выступают духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. В частности, по мнению одного из представителей данного подхода А.Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и т.п. Достоинства данной типологии: 1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях; 2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более “заземленная“ типология государств. Слабые стороны: 1) недооцениваются социально-экономические факторы; 2) по сути дела это типология не столько государства, сколько общества.
Историческая школа права. Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в конце XVIII — начале XIX вв. Представители: Гуго, Савиньи, Пухта и др. Основные идеи: 1. право — историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно; 2. право — это, прежде всего, правовые обычаи (т. е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания» и т. д.; 3. представители этой теории, которая возникла во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие «естественные» права человека. Достоинства: * впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе; * справедливо подчеркивается естественность развития права, т. е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению; * верно подмечены преимущества правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения. Слабые стороны: * данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя; * ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству: между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений. Марксистская теория права. Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XIX—XX в. Представители: Маркс, Энгельс, Ленин и др. Основные идеи: 1. право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т. е. как классовое явление; 2. содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть; 3. право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством. Достоинства: * в связи с тем, что представители данной теории право понимали как закон (т. е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного; * показали зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него; * обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его. Слабые стороны: * преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничивая жизнь права историческими рамками классового общества; * слишком жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом. Содержание правоотношений. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и структура. Правоотношение – возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. Содержание – это субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами правоотношения. Различают юридическое и фактическое содержание. Юридическое – это возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного. Фактическое – сами действия, в которых реализуются права и обязанности.
Субъективное право — гарантируемые законом вид и мера возможного или дозволенного поведения лица. Структура субъективного права: Состоит из правомочий. Наиболее типичные правомочия: 1.право на собственные фактические действия направленные на использование полезных свойств объекта права (собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению) 2.Право на юридические действия, на принятие юридических решений (собственник вещи может ее заложить, подарить, продать итд) 3. Вправе требовать от другой стороны исполнения обязанности, т.е. право на чужие действия (иметь право требовать возврата денег или вещей) 4. Возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание).
Юридическая обязанность – это предусмотренная в норме права мера необходимого поведения. Структура: 1) необходимость совершить определенные действия либо воздержаться от них; 2) необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного; 3) необходимость нести ответственность за неисполнение этих требований; 4) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право. Признаки: 1.мера необходимого поведения обязанного лица, т.е. лицо не имеет свободы выбора, должно действовать строго в соответствии с предписанием. 2.содержание обязанности устанавливается на основе норм права. 3.обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны. 4.соблюдение обязанности обеспечено возможностью гос. принуждения. Три формы юр. обязанности: 1.воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение) 2.совершение конкретных действий (активное поведение) 3.претерпевание применяемых к обязанному лицу мер гос.-принудительного воздействия.
ТГП как наука: понятие, предмет, функции. ТГП – это обобщающая политико-правовая наука, характеризующая социальные, экономические и политические основы государства и права как явлений цивилизации и культуры, раскрывающая их сущность, закономерности развития, взаимодействия и назначение в обществе. Признаки: 1.ТГП – фундаментальная наука: 1)изучает гос-во и право, без нормального функционирования которых немыслимо существование современного человеческого сообщества; 2) является непременным атрибутом комплекса знаний о человеке, его поведении и активно способствует правомерному общению людей друг с другом, а в конечном счете их воспроизводству; 3) выступает в качестве своеобразной квинтэссенции (переводится как «пятый элемент») всей юр науки, в ней аккумулируются в концентрированном виде основные постулаты, достижения, прогностические модели юриспруденции => тгп находится в одном ряду с др. фундаментальными науками – как естественными (физика, химия), так и общественными (философ, психология) и взаимодействует с ними. 2.ТГП – социально-гуманитарная наука. Исследует и освещает в обобщённом виде наиболее крупные и важные явления жизни общества со времени перехода человечества в эру цивилизации. 3.ТГП – универсальная наука. Сочетает прагматическое и теоритическое предназначение человеческих знаний в области гос-ва и права. Доказывает необходимость и полезность правового воздействия на различные виды общественных отношений (н-р, полит отн-ия, когда они выходят за рамки корпоративных политических организаций и затрагивают интересы других лиц, их объединений или всего гос-ва). ТГП по отн-нию к др государствоведческим и правовым дисциплинам явл. обобщающей наукой, она проводит итоги конкретных исследований, выводит за скобки общие, повторяющиеся в дисциплинах положения и данные. 4.ТГП – прогностическая наука. Открывает новые явления в государственно-правовых сферах, формулирует тенденции, закономерности их функционирования и развития. Она стоит ближе др. наук ко всему новому в силу абстрактного хар-ра и общенаучного потенциала быстрее реагирует на это. На основе анализа факторов гос-но-правовой действительности она выдвигает гипотезы о дальнейшем развитии гос-ва и права, разрабатывает теоретические модели правовых экспериментов, конструирует механизмы реализации юр средств. Предмет ТГП – взаимод-ие общ-ва и гос-ва, роль и место гос-ва и права в полит. системе общ-ва. ТГП – наука обществ., юрид., философ., полит., методолог., идеолог. (разных стран). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы