Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПРАВОСОЗНАНИЕ, ЗАКОННОСТЬ, ПРАВОПОРЯДОК
Данная тема посвящена, хотя и разным, но все же связанным между собой вопросам. Так, вопросы правосознания занимают важное место в теории государства и права, поскольку правосознание связано с пониманием, осознанием того, что есть право, правовое регулирование, законность, правопорядок и другие правовые явления действительности. Особенно тесно связаны между собой вопросы законности и правопорядка, так как правопорядок - это, как принято считать, результат реализации законности. Само название темы определяет и круг рассматриваемых в ней вопросов. Это: 1. Понятие, структура и виды правосознания; 2. Понятие и принципы законности; 3. Понятие и принципы правопорядка; 4. Гарантии законности и правопорядка. 1. Понятие, структура и виды правосознания. Ранее, при изложении отдельных тем мы, так или иначе, уже говорили о правосознании. Однако ни его понятие, ни другие вопросы, связанные с характеристикой правосознания, нами обстоятельно не прорабатывались. Теперь рассмотрим их более подробно. Прежде всего, выясним, что же понимается под правосознанием. Сразу же следует отметить, что вопрос о понятии правосознания в современной отечественной теории государства и права особых разногласий не вызывает. Практически все исследователи сходятся на том, что правосознание - это одна из форм человеческого сознания, которую составляют идеи, взгляды, представления, чувства и эмоции, выражающие субъективное отношение людей к праву и другим правовым явлениям действительности. В этой связи правосознание можно определить как совокупность идей, взглядов, представлений, чувств и эмоций, выражающих субъективное отношение людей к праву и другим правовым явлениям действительности. Раскрывая понятие правосознания, можно выделить следующие его признаки. Во-первых, это одна из форм человеческого сознания. Человек, как существо разумное, обладает способностью осознавать окружающие его явления действительности, познавать их, составлять о них определенные представления. Право и другие правовые явления действительности, хотя и являются продуктом сознательно-волевой деятельности людей, поскольку создаются в конечном счете людьми, тем не менее, существуют объективно, независимо от воли и сознания как отдельных индивидов, так и общества в целом. В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно сталкиваются и с правом, и с другими правовыми явлениями, ибо право регулирует все основные стороны общественной жизни. Сталкиваясь с правом, другими правовыми явлениями действительности люди, так или иначе, выражают свое субъективное к ним отношение, которое проявляется в чувствах, эмоциях, переживаниях людей по поводу существующих правовых норм и правового регулирования в целом. У людей могут возникать положительные и отрицательные эмоции в связи с принятием какого-либо закона, чувство его одобрения или, наоборот, осуждения, особенно если закон касается прав и интересов самих людей. Отношение к праву может проявляться и на более высоком уровне, когда люди начинают выражать не только собственное мнение, но и мнение тех или иных социальных групп или общества в целом в виде определенных взглядов, представлений, идей и даже теорий. И все это будет ничем иным, как правосознанием, правосознанием отдельных индивидов, групп людей или общества в целом. Правосознание обычно рассматривают как одну из форм общественного сознания, тесно связанную с другими его формами: политическим, нравственным, религиозным, эстетическим и т. д. Между тем правосознание, равно как и другие формы человеческого сознания, функционирует не только на общественном, но и на индивидуальном уровнях. Поэтому правосознание, политическое сознание, нравственное сознание и др. точнее называть не формами общественного сознания, а формами человеческого сознания. Во-вторых, это отношение людей к праву и другим правовым явлениям действительности. Отношение людей к политике, морали, религии и т. д. не является областью правосознания, несмотря на то, что право тесно связано с политикой, моралью и многими другими социальными явлениями, а правосознание зачастую переплетается с политическим, нравственным и прочими формами человеческого сознания. Правосознание касается только правовых явлений, причем как существующих в настоящем, так и существовавших в прошлом и могущих существовать в будущем. В литературе нередко подчеркивается, что в правосознании выражается отношение людей к праву действующему и к праву желаемому. Надо отметить, что в правосознании выражается отношение людей не только к праву и не только к действующему и желаемому праву, а к правовым явлениям в целом, причем и прошлого, и настоящего, и будущего. В-третьих, это субъективное отношение людей к праву и другим правовым явлениям действительности. Каждый человек индивидуально, по-своему воспринимает право, по-своему реагирует на правотворческую и правоприменительную деятельность, по-своему оценивает состояние законности и правопорядка в обществе. Правовые взгляды, оценки, представления людей могут соответствовать действительности, а могут быть и весьма далеки от нее. В то же время эти взгляды, оценки, представления могут совпадать у ряда людей и даже быть господствующими в обществе. Но от этого они не утрачивают своего субъективного характера, поскольку являются субъективным образом явлений правовой действительности. В-четвертых, это явление, содержание которого составляют правовые идеи, теории, взгляды, представления, чувства, эмоции, переживания людей. Именно они и выступают составными частями правосознания. Поэтому правосознание -это не просто субъективное отношение к праву и другим правовым явлениям, а это идеи, взгляды, представления, чувства и эмоции, которые и выражают данное отношение к праву. В-пятых, это источник права. Правосознание выступает источником права обычно в идеологическом смысле. Прежде чем та или иная норма права найдет свое закрепление в законе и получит «статус» общеобязательного правила поведения, она будет сформулирована в виде определенной правовой идеи, выражающей представления о том, как должно быть урегулировано то или иное общественное отношение, т. е. она будет вначале правосознанием. И только пройдя через процедуру правотворчества, правосознание превратится в право (позитивное право). В редких случаях правосознание выступает источником права в формально-юридическом смысле. Например, в нашей стране в первые годы советской власти революционное правосознание являлось источником права также в формально-юридическом смысле. В-шестых, правосознание выступает в качестве внутреннего регулятора поведения людей. Оно является непосредственным мотивом, побуждающим человека вести себя правомерно или же, наоборот, противоправно. Правосознание, несмотря на свою неоднородность, поскольку состоит из правовых идей, взглядов, представлений и т. д. имеет свою структуру. В структуре правосознания традиционно выделяют два основных элемента - правовую психологию и правовую идеологию, которые можно рассматривать и как определенные уровни правосознания. Правовую психологию составляют чувства, эмоции, переживания, настроения людей по поводу действующего права и практики его реализации. Правовая психология выражает стихийно складывающуюся реакцию людей на правотворческую и правоприменительную деятельность, принятые нормативно-правовые акты, практику их реализации, сложившийся в обществе правопорядок. Эта реакция может представлять собой чувство удовлетворения или недовольства, положительные или отрицательные эмоции. Как правило, правовая психология характерна для индивидуального правосознания, поскольку чувства, эмоции, переживания, настроения людей относительно действующего права присущи, прежде всего, отдельным индивидам. Вместе с тем в литературе говорится также о групповой и общественной (социальной) психологии. Правовая психология, как представляется, относится к низшему уровню правосознания, поскольку дальше чувств, эмоций, переживаний и настроений эта часть правосознания не идет. В этой связи правовая психология не может радикально повлиять ни на действующее право, ни на практику его реализации, хотя создать предпосылки для этого вполне способна. Другое дело правовая идеология, которая выражена в правовых идеях, концепциях, теориях, взглядах, представлениях людей. Это уже более высокий уровень правосознания, который чаще всего ассоциируется с общественным правосознанием. На этом уровне правосознание способно активно влиять на право и практику его реализации. Правовые идеи, взгляды, представления, будучи оформленными в правовые концепции, теории, способны радикально повлиять как на действующее право, так и на практику его реализации в плане их кардинального изменения. Кроме того, господствующая в обществе правовая идеология, выраженная главным образом в правосознании политиков, самым непосредственным образом влияет на процесс формирования права, действующее законодательство, юридическую практику. В современной юридической литературе наряду с правовой психологией и правовой идеологией иногда выделяются и некоторые другие структурные элементы правосознания. Отдельные исследователи выделяют, например, такие элементы правосознания, как информационный, оценочный и волевой. По их мнению, информационный элемент характеризует правосознание с точки зрения определенного объема информации о праве и других правовых явлениях действительности, поскольку без информации о праве не может быть и соответствующего отношения к нему. Оценочный элемент характеризует правосознание с точки зрения отношения людей к праву. Получив определенную информацию о праве, человек как-то относится к нему, оценивает его, сопоставляет с собственными ценностями. Это приводит к формированию соответствующих мотивов поведения в правовой сфере. На основе информационного и оценочного элементов формируется волевой элемент правосознания, который характе- ризует психологическую направленность, готовность человека действовать каким-то образом в правовой сфере1. Правосознание играет весьма важную роль в общественной жизни. Прежде всего, оно направляет правотворческую деятельность. Устанавливая нормы права, принимая нормативные правовые акты, правотворческие органы, так или иначе, воплощают в них господствующие в обществе правовые идеи. Не менее значима роль правосознания и на других стадиях процесса правового регулирования, особенно на стадиях реализации и применения права2. Так, например, в процессе применения норм права, правоприменительные органы руководствуются не только законом, но и собственным правосознанием. Особенно важную роль играет правосознание при вынесении целесообразных и справедливых решений. Наиболее отчетливо роль правосознания в общественной жизни проявляется в его функциях. Чаще всего к ним относят познавательную, оценочную и регулятивную функции. Познавательная (информационная) функция состоит в том, что правосознание способствует приобретению определенных знаний, информации о праве и правовых явлениях действительности. Это, с одной стороны, позволяет людям ориентироваться в сфере действия права, а, с другой - способствовать развитию и совершенствованию права и иных правовых явлений через правовые идеи, концепции, теории. Оценочная функция выражается в том, что правосознание формирует отношение к праву, другим правовым явлениям в виде определенных предпочтений и оценок. Через правосознание правовые явления получают позитивную или негативную оценку, что позволяет сориентировать собственное поведение в сфере действия права. Регулятивная функция проявляется в том, что правосознание, основываясь на полученной информации о праве и его 1 См. в частности: Теория государства и права: учебник / под ред. В. К. Бабае 2 О роли правосознания в реализации и применении права см., например: Сапун оценке, способствует выработке соответствующей ориентации в сфере действия права и тем самым выступает в качестве своеобразного внутреннего регулятора поведения человека. Кроме названных некоторыми авторами выделяются и такие функции правосознания, как ценностная, информативная, воспитательная, коммуникативная и прогностическая. Правосознание как субъективное отношение людей к праву и другим правовым явлениям имеет несколько разновидностей. Обычно виды правосознания выделяют по двум основаниям: по субъектам и по степени восприятия права и других правовых явлений. По субъектам (носителям) правосознание делится на индивидуальное, групповое и общественное. Индивидуальное правосознание - это совокупность правовых взглядов, представлений, оценок, чувств, эмоций, присущих каждому отдельному человеку. Проявляется оно чаще всего при осуществлении юридически значимых действий: реализации прав, свобод и обязанностей, подаче заявлений, ходатайств, жалоб, защите своих прав и интересов и т. д. Групповое (коллективное) правосознание -это правосознание различных социальных групп, коллективов людей (женщин, молодежи, пенсионеров и др.). Групповое правосознание тесно связано с индивидуальным правосознанием, поскольку на отношение к праву отдельных индивидов нередко налагает отпечаток их принадлежность к той или иной социальной группе. Общественное правосознание - это правосознание всего общества в целом. Его составляют господствующие в обществе правовые идеи, взгляды, представления, теории. Оно, так или иначе, связано с индивидуальным и групповым правосознанием, но по своему содержанию глубже и богаче, чем индивидуальное и групповое правосознание, поскольку отражает правовую жизнь всего общества. В зависимости от степени восприятия права и других правовых явлений правосознание принято подразделять на обыденное, профессиональное и научное. Обыденное правосознание - это массовые представления людей о праве, законности, правопорядке, своих правах и обязанностях, правовой деятельности государственных органов и т. п. Оно складывается стихийно, основано на личном опыте каждого отдельного человека и связано с самыми общими представлениями о праве. Профессиональное правосознание - это правосознание людей, деятельность которых требует профессиональных познаний в области права. К нему относится правосознание юристов-практиков (судей, прокуроров, следователей и т. д.), а также работников государственного аппарата. Научное (теоретическое) правосознание - это правосознание ученых-юристов, которое составляют правовые идеи, концепции, теории, отражающие закономерности развития права и других правовых явлений. Научное правосознание очень тесно связано с правотворческой деятельностью, поскольку одним из принципов правотворчества является принцип научности. В ряде учебников по теории государства и права выделяется и такой вид правосознания, как массовое правосознание. Единообразного понимания этот вид правосознания не получил. Одни отождествляют его с обыденным правосознанием, другие - с общественным, третьи считают его самостоятельным видом правосознания наряду с индивидуальным, групповым и общественным. Как представляется, массовое правосознание - это обыденное правосознание, поскольку основная масса членов общества имеет самые общие, подчас весьма поверхностные представления о праве и других правовых явлениях. В этом плане термин «массовое правосознание» адекватен по смыслу термину «массовая культура». 2. Понятие и принципы законности. Необходимо сразу же отметить, что вопрос о понятии законности относится к числу дискуссионных. В научной и учебной литературе даются самые различные определения законности, однако чаще всего под законностью понимается строгое и неуклонное соблюдение и исполнение законов и подзаконных нормативных актов всеми субъектами: органами государства, должностными лицами, государственными и негосударственными организациями, гражданами. Вместе с тем в литературе обращается внимание на то, что законность — достаточно сложное и многогранное явление, поскольку может выступать в различных качествах. Во-первых, законность может выступать в качестве правового принципа. В этом качестве она может быть принципом организации и деятельности государственного аппарата, принципом государственного управления, принципом права, принципом правотворчества, принципом применения права, принципом юридической ответственности. Во-вторых, она может выступать в качестве метода государственного руководства обществом. В этом качестве законность характеризует деятельность органов государства и должностных лиц, которая основывается на действующем законодательстве и протекает в строгом соответствии с нормами позитивного права. В-третьих, она может выступать в качестве политико-правового режима общественной жизни. В этом качестве законность выступает как определенный порядок1, который выражается в господстве в государстве и обществе права и закона, строгом и неуклонном соблюдении и исполнении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений. В современной теории государства и права законность чаще всего рассматривается как политико-правовой режим общественной жизни, который выражается в точном и неуклонном соблюдении и исполнении законов и подзаконных нормативных актов всеми участниками общественных отношений, всеми субъектами права. Вместе с тем на этот счет существуют и другие мнения. Так, одни полагают, что под законностью следует понимать соблюдение и исполнение всеми субъектами только законов, поскольку подзаконные нормативные акты могут не соответствовать закону, противоречить ему. Другие же исходят из того, что понятием «законность» должно охватываться соблюдение и исполнение законов и подзаконных нормативных актов только должностными лицами, поскольку несоблюдение и неисполнение законов и подзаконных нормативных актов гражданами и их организациями - это просто правонарушение, но не нарушение законности. Слово «режим» имеет в русском языке несколько смысловых значений. Применительно к законности режим можно истолковать как определенный порядок. На наш взгляд, понимание законности как политико-правового режима общественной жизни, который выражается в точном и неуклонном соблюдении и исполнении законов и подзаконных нормативных актов, в основе своей является правильным. Более узкие трактовки законности, при которых законность ограничивается соблюдением и исполнением только законов или деятельностью лишь должностных лиц оставляют за пределами законности огромный массив законодательства, а также значительное число субъектов права. Нормы позитивного права, в каких бы нормативно-правовых актах они не содержались, обязательны для всех. Поэтому исключать из содержания законности соблюдение и исполнение подзаконных нормативных актов под тем предлогом, что они могут не соответствовать закону, противоречить ему, нет достаточных оснований. К тому же, если подзаконный нормативный акт противоречит закону, применяется, как известно, закон. А это значит, что никто не вправе требовать соблюдения и исполнения нормативного правового акта, противоречащего закону. Здесь действует один из важнейших принципов законности - принцип верховенства закона. Нет достаточных оснований исключать из содержания законности также соблюдение и исполнение норм права гражданами, точнее физическими лицами. Нарушение норм права физическими лицами - это тоже нарушение законности, ибо законы государства обязательны не только для должностных лиц, но и для граждан. Безусловно, режим законности в государстве зависит в первую очередь от поведения должностных лиц, которые как представители государства обязаны строго и неуклонно соблюдать и исполнять нормы права. Однако это вовсе не означает, что такая же обязанность не лежит на гражданах и их организациях. Как совершенно верно отмечается в литературе, «сужение круга субъектов законности разрушает идею ее всеобщности, общеобязательности правовых предписаний, равенства всех перед законом, что на деле приводит к размыванию режима законности»1. 1 Общая теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазарева. М., 1994. С. 182. Вместе с тем понимание законности как политико-правового режима общественной жизни, который выражается в точном и неуклонном соблюдении и исполнении законов и подзаконных нормативных актов всеми субъектами, нуждается все-таки в некоторых уточнениях. Во-первых, строгому и неуклонному соблюдению и исполнению подлежат не только законы и подзаконные нормативные акты, но и все источники права, действующие в данном государстве. А это значит, что понятием «законность» должно охватываться соблюдение и исполнение всех норм позитивного права независимо от того, в каких источниках они содержатся. Во-вторых, законность, как отмечается в литературе, раскрывает содержание позитивного права под углом зрения его практического осуществления, его реализации1. В связи с этим содержанием законности должны охватываться не только соблюдение и исполнение норм права, но также их использование и применение, иначе говоря, все формы реализации права. Причем и соблюдение, и исполнение, и использование, и применение права должны осуществляться в точном соответствии с предписаниями правовых норм, т. е. надлежащим образом. Учитывая все это, законность может быть определена как политико-правовой режим общественной жизни, который выражается в надлежащей реализации норм позитивного права всеми субъектами. Исходя из данного определения, представляется возможным выделить следующие признаки законности. Во-первых, это определенный режим. Это политико-правовой режим общественной жизни, который устанавливается в обществе применительно к действию и реализации норм позитивного права. Во-вторых, это такой политико-правовой режим, который выражается в надлежащей реализации норм позитивного права, а именно: в неукоснительном соблюдении правовых запретов, надлежащем исполнении юридических обязанностей, использовании субъективных прав, не допускающем злоупотребление ими, должном применении правовых норм компетент- 1 См.: Алексеев С. С. Теория права. М., 1995. С. 265. ными органами. Надлежащая реализация правовых норм создает все необходимые условия для господства права и закона в обществе, поскольку право и закон действуют тогда, когда они исполняются, реализуются. В-третьих, это такой политико-правовой режим общественной жизни, который выражается в надлежащей реализации норм позитивного права всеми без исключения субъектами: и органами государства, и должностными лицами, и различными организациями, и физическими лицами. Особое значение для режима законности имеет надлежащая реализация правовых норм органами государства и должностными лицами. Осуществляя надзор и контроль над реализацией правовых норм организациями и физическими лицами, они сами не должны нарушать нормы права, неукоснительно следуя их предписаниям, ибо ненадлежащее исполнение органами государства и должностными лицами своих юридических обязанностей, а также злоупотребление предоставленными им полномочиями способны нанести непоправимый ущерб режиму законности. В-четвертых, это политико-правовой режим, который обеспечивается, гарантируется государством. Государство, устанавливая нормы позитивного права, должно, как уже не раз отмечалось, гарантировать их, что способствует обеспечению режима законности. Кроме того, государство должно принимать все меры по укреплению законности и создавать для нее необходимые гарантии. Рассматривая законность как политико-правовой режим общественной жизни, выражающийся в надлежащей реализации норм позитивного права всеми субъектами, необходимо вместе с тем отметить, что в настоящее время многими авторами высказывается идея о том, что содержанием законности должны охватываться не только надлежащая реализация норм позитивного права, но также и создание законов, соответствующих праву. Поскольку закон, установленный государством, может оказаться неправовым, требование законности, по их мнению, должно быть распространено также на сферу правотворчества, что будет способствовать созданию правовых законов. Безусловно, создание и принятие правовых законов является принципиально важ- ным, поскольку это предохраняет общество от узаконенного произвола. Но надо ли включать в содержание законности создание правовых законов? Думается, что нет. Как известно, термин «законность» произволен от термина «закон» и несет определенную смысловую нагрузку. «Законный» - значит соответствующий закону, не противоречащий ему. Отсюда законность предполагает, прежде всего, строгое и неуклонное соблюдение и исполнение законов государства. А вот должны ли законы государства быть правовыми - это не вопрос законности. Это, скорее, вопрос правопорядка, поскольку подлинный правопорядок предполагает установление порядка, основанного на праве и правовых законах. В сфере правотворчества режим законности предполагает не создание и принятие правовых законов, а соблюдение и исполнение правотворческими органами правовых норм, регулирующих правотворческую деятельность, т. е. надлежащую реализацию правовых норм в этой сфере. Кроме того, законность как политико-правовой режим общественной жизни не связана с действием только правовых законов. Она появляется тогда, когда возникает позитивное право и известна с древнейших времен. Еще Аристотель считал законность признаком наилучшей государственной формы - политии, а в Великой Хартии Вольностей 1215 г. было записано, что ни один свободный человек не может быть арестован, заключен в тюрьму, лишен владения, изгнан из страны иначе как по законному приговору и по закону государства1. Другое дело, что законность - исторически преходящее явление, и в различных исторических условиях, в государствах с разными политическими режимами она наполняется различным содержанием. В условиях гражданского общества и правового государства она выступает не просто как законность, а как правовая законность2. 1 См.: Явич Л. С. Общая теория права. Л., 1976. С. 235. «Когда речь идет о верховенстве закона и господстве принципа законности в правовом государстве, - пишет В. С. Нерсесянц, - то имеются в виду не всякий закон и не всякая законность, а именно правовой закон и правовая законность -в их противоположности и противостоянии к антиправовому (правонарушаю-щему, произвольному) закону и соответствующей законности» (Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: учебник. М., 2000. С. 530). Определение законности как политико-правового режима общественной жизни, выражающегося в надлежащей реализации норм позитивного права всеми субъектами, высвечивает суть законности, но не раскрывает ее содержания. Чтобы получить представление о содержании законности, а значит и более глубокое представление о ней самой, необходимо рассмотреть ее основополагающие принципы, которые одновременно можно считать и ее основными требованиями1. В литературе называются самые разные принципы законности. К наиболее важным из них, как представляется, следует отнести: всеобщность законности, единство законности, верховенство закона, приоритет международного права, недопустимость отступления от закона под предлогом целесообразности, недопустимость произвола в деятельности должностных лиц, неотвратимость юридической ответственности. Принцип всеобщности законности означает, что соблюдать и исполнять законы государства обязаны все без исключения субъекты права. Так, в части 2 ст. 15 Конституции РФ говорится: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». При этом под законами имеются в виду не только нормативные акты, обладающие высшей юридической силой, а все действующие нормы позитивного права. Иногда принцип всеобщности законности рассматривается как принцип равенства всех перед законом или как принцип обязательности законности. Надо заметить, что в научной и учебной литературе принципы и требования законности не всегда отождествляются. При этом, однако, отсутствует единство мнений относительно того, что следует относить к принципам, а что к требованиям законности. В этой связи нередко можно столкнуться с ситуациями, когда то, что одни авторы называют принципами законности, другие считают ее требованиями. Прав, как представляется, А. Ф. Черданцев, полагая, что никакого различия между принципами и требованиями законности не существует. «Каждый принцип, - пишет он, — это всегда достаточно общее требование, идея, которой придерживаются, следуют субъекты. А каждые общие требования выступают как принципы» (Черданцев А. Ф. Теория государства и права: учебник. М, 1999. С. 382-383). Принцип единства законности заключается в том, что, несмотря на многообразие действующих в государстве нормативно-правовых актов и других источников права, законность в масштабах всей страны должна быть единой. Еще В. И. Ленин в письме «О «двойном» подчинении и законности» обращал внимание на то, что «законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских республик»1. Единство законности обусловлено тем, что право - это единая система норм, осуществляющая единообразное регулирование основных общественных отношений на всей территории страны. Даже в федеративных государствах, где наряду с федеральной системой законодательства существуют также региональные системы законодательства, сохраняется единообразное регулирование важнейших общественных отношений, поскольку региональное законодательство не должно противоречить федеральному. Коль скоро право представляет собой единую в масштабах страны систему норм, осуществляющую единообразное регулирование основных общественных отношений, то соблюдение, исполнение, а также применение норм права должно быть единообразным. И хотя нормы позитивного права устанавливаются различными нормативно-правовыми актами, это не должно создавать разнобоя в правовом регулировании, поскольку между нормативными актами существует известная соподчиненность, согласно которой нормативные акты меньшей юридической силы должны соответствовать нормативным актам более высокой юридической силы. Если же между нормативными актами возникают противоречия, они снимаются устанавливаемыми на эти случаи коллизионными нормами. Кроме того, нормативные акты, противоречащие вышестоящим нормативным актам, подлежат отмене. Принцип единства законности, к сожалению, не всегда должным образом претворяется в жизнь. Так, например, в нашей стране до сих пор не устранены противоречия между федеральным и региональным законодательством, вследствие чего в ряде субъектов Российской Федерации продолжают действовать нор- 1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 45. С. 198. мативно-правовые акты, противоречащие федеральному законодательству и даже Конституции РФ. Это создает разнобой в правовом регулировании и подрывает основы законности. Принцип верховенства закона проявляется в том, что в государстве должны господствовать законы, а в правовом государстве - правовые законы. Законы, как отмечалось ранее (см. тему 8), содержат первичные нормы права. Они создают основу режима законности в стране. Поэтому ни один подзаконный нормативный акт не должен противоречить закону. Если же подзаконный нормативный акт вступает в противоречие с законом, действует и применяется закон, а само издание подобных подзаконных актов должно рассматриваться как нарушение режима законности. Принцип приоритета международного права закреплен в части 4 ст. 15 Конституции РФ, где, как уже не раз отмечалось, говорится о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В этой связи в государстве не должны приниматься законы, противоречащие международным договорам РФ. Если же такое противоречие все-таки возникло, то при применении права предпочтение должно отдаваться международным договорам. Принцип недопустимости отступления от закона под предлогом целесообразности состоит в том, что нельзя обходить закон, отступать от него под тем предлогом, что закон якобы устарел, перестал быть эффективным и поэтому его применение нецелесообразно. Пока закон действует, он обязателен к применению. Поэтому правоприменительные органы не вправе судить о целесообразности или нецелесообразности закона, а должны отыскивать наиболее целесообразное решение в рамках действующего закона, но не за его пределами. В противном случае будет иметь место нарушение режима законности. Принцип недопустимости произвола в деятельности должностных лиц состоит в том, что должностные лица, при- нимая властные решения, должны руководствоваться не личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями и требованиями морали, учитывая при этом интересы государства, общества, каждого отдельного человека. Принцип неотвратимости юридической ответственности, о котором уже говорилось в предыдущей теме, применительно к режиму законности выражается в том, что компетентные государственные органы, не должны оставлять без внимания ни одно правонарушение и своевременно привлекать правонарушителей к ответственности. В противном случае в обществе начинает складываться атмосфера вседозволенности и безнаказанности, что отнюдь не способствует укреплению режима законности. 3. Понятие и принципы правопорядка. Правопорядок самым непосредственным образом связан с законностью, поскольку правопорядок складывается в результате надлежащей реализации правовых норм. Реализацией правовых норм (реализацией субъективных прав и обязанностей), как отмечалось в теме 14, завершается правовое регулирование конкретных общественных отношений, что приводит к их упорядочению, к созданию в обществе определенного порядка, который и принято именовать правопорядком. Обычно под правопорядком понимают состояние упорядоченности общественных отношений, образовавшееся в результате реализации правовых норм. Дело в том, что термин «правопорядок» (по-другому - «правовой порядок») дословно означает не что иное, как порядок, основанный на праве. Под порядком же понимается правильное, налаженное состояние, расположение чего-нибудь; последовательный ход чего-нибудь; правила, по которым совершается что-нибудь; существующее устройство, режим чего-нибудь1. Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 2689; Нарушение авторского права страницы