Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 2. социальнАЯ стpуктуpА общества, госудаpство и пpавоСтр 1 из 28Следующая ⇒
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема 2. социальнАЯ стpуктуpА общества, госудаpство и пpаво План 1. Понятие, структура и средства организации общества. 2. Особенности власти и социального регулирования в первобытном обществе. Понятие, структура и средства организации общества Общество – это общность людей на определенной территории, характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации жизни. Под обществом также понимается исторически сложившийся конкретный тип социальной системы (буржуазное общество), определенный социальный организм, принадлежащий к такому типу (“российский феодализм”), или определенная форма социальных отношений (например общество, противопоставляемое государству). Однако в научной и учебной литературе существуют и другие определения и характеристики человеческого общества, но все они сходятся в одном: общество есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями. Иными словами, общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, весь комплекс социальных взаимосвязей, складывающийся в социуме. Это сложная, саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами. В обществе действуют прежде всего не биологические, а социальные законы. Рассмотрение общества в качестве системы общественных отношений, основу которых составляют экономические (материальные) отношения, позволяет: во-первых, подойти к нему конкретно-исторически, выделять различные общественно-экономические формации (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общество); во-вторых, выявить специфику главных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной); в-третьих, четко определить круг субъектов социального общения (личность, семья, нация и др.). Аристотель говорил, что человек есть существо общественное. Поэтому важнейшая черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему взаимосвязей людей. Взаимодействуя с обществом, человек развивается сам и развивает свои социальные, сущностные свойства и силы, в результате чего становится личностью и стимулирует прогресс общества. Объяснение природы общественной связи, а следовательно, и общественной природы человека на протяжении всей истории, оставалось центральной проблемой всех теорий общества. Какова же структура общества? Общество представляет собой совокупность людей, объединенных общими для них конкретно-историческими условиями материальной жизни. Следовательно, “кирпичиком” общества всегда является человек. Очевидно, что как общество не существует без индивида, так и индивид не существует без него. Общество является не просто механическим объединением, а организацией, возникшей на основе определенных правил. Подобно тому, как люди создают предметы потребления, так же они создают и свои общественные условия. В разные периоды исторического развития общество принимало различные формы, изменялись степень его зрелости, внутреннее строение, (экономическая, социально-классовая, политическая структура). Например, первобытное общество долгое время было однородно коллективистским, не знало социального и другого расслоений. Постепенно структура общества усложнялась и на современном этапе выглядит следующим образом: – этносоциальные общности; – группы по интересам; – классы; – социальные и политические институты. На последнем элементе остановимся несколько подробнее. Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов, т.е. устойчивых социальных или политических установлений, учреждений, объединений и общностей, выполняющих необходимые для общества социальные либо политические функции. Поскольку, как уже отмечалось выше, природа человека имеет общественный характер, то он не может жить, трудиться, не объединяясь по потребностям и интересам, целям с другими людьми. Словом, социальные и политические институты возникают в силу биологических, социальных, политических и других причин с объективной необходимостью. Исторически первым социальным институтом были родовые общины. Род представлял собой группу (общность) людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением. Данный социальный институт был весьма устойчивым и жизнеспособным. Он обеспечивал выживание людей, которые еще во многом зависели от природных сил и могли существовать только на базе коллективного хозяйственно-социального единства. Роды существовали и функционировали многие тысячелетия, они объединялись в более крупные социальные институты – племена. Позднее появились религиозные объединения (ордена и др.), торгово-купеческие гильдии и иные социальные институты. Первым политическим институтом, самым важным и крупнейшим, стало государство. По мере усложнения общества и развития демократии возникают новые социально-производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы), политические (политические партии) и другие институты. Таким образом, главная черта общества: оно представляет собой особый, самостоятельный социальный механизм, охватывающий все население на той или иной территории, обладающий определенной структурой, позволяющей обеспечивать его самовоспроизводство. Тема 3. ПРоисхождение госудаpства и пpава План 1. Общая характеристика теорий происхождения государства. 2. Общая характеристика теорий происхождения права. Тема 4. Понятие и сущность госудаpства План 1. Понятие и признаки государства. 2. Сущность государства. 3. Функции государства.
Сущность государства Под сущностью какого-либо явления понимается совокупность внутренних устойчивых связей, глубокий смысл явления, проявляющийся в его предназначении. Сущность государства определяется той ролью, которую оно выполняет в обществе, и целью, достижению которой подчинена его деятельность. Цель государства – благо общества, благо каждого из членов общества. Предназначение государства состоит в том, чтобы достичь стоящей перед ним цели с помощью имеющихся в его распоряжении средств (государственный аппарат и законы) в процессе регулирования общественных отношений. Таким образом, сущность государства состоит в том, чтобы с помощью государственного аппарата и законов обеспечивать целостность и нормальную жизнедеятельность общества. Сущность государства выражается в его функциях.
Функции государства Под функцией в современной науке понимается та специфическая деятельность какого-либо явления, которую оно выполняет для достижения стоящей перед ним цели. Под функциями государства понимаются основные направления его деятельности, определяющие его сущность и назначение в обществе. Все существующие функции государства можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние функции охватывают сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, в которую входят экономические, культурные, экологические отношения, а также отношения, складывающиеся в области обеспечения правопорядка в обществе. К числу внутренних функций государства можно отнести: экономическую функцию; функцию социальных услуг, обеспечения и социальной защиты граждан (социальная функция); культурно-воспитательную; природоохранительную; правоохранительную. Внешние функции государства охватывают те направления деятельности, которые характеризуют его как участника международно-правовых отношений, и направлены на обеспечение существования государства в мировом сообществе. В их число можно включить такие функции, как: защита государства от вооруженных нападений других государств; поддержание международных связей (экономических, политических, культурных) с другими государствами, а также борьба с преступлениями международного характера (терроризм, незаконный оборот наркотиков и др.) и участие в международной охране окружающей природной среды. Формы осуществления функций государства могут быть правовыми и неправовыми. К числу правовых форм осуществления функций государства следует отнести правотворческую и правоприменительную деятельность государства. Правотворчество – издание компетентными государственными органами нормативно-правовых актов, оно позволяет осуществить нормативную регламентацию общественных отношений в той или иной сфере деятельности государства (экологическая, культурная, внешнеполитическая и др.). Правоприменение – организационно-властная деятельность компетентных субъектов, состоящая в рассмотрении юридических дел и вынесении по ним решений, в результате которых у соответствующих субъектов правоотношений возникают субъективные права и юридические обязанности, направлена на индивидуальное поднормативное регулирование общественных отношений – абстрактное веление, содержащееся в юридической норме, “привязывается” к конкретной жизненной ситуации и конкретным лицам. Правотворчество и правоприменение есть внешние формы выражения деятельности государства по осуществлению его функций. Неправовые формы реализации функций государства не связаны непосредственно с правотворчеством, правоприменением и совершением иных юридически значимых действий. Это деятельность государства, представляющая различные материально-технические операции (например, обеспечение т.н. “северного завоза”, финансирование социальных программ, и др.), либо организационные мероприятия, способствующие реализации той или иной функции государства (например, проведение различных семинаров и конференций по проблемам окружающей природной среды или борьбы с международной преступностью).
Темы рефератов 1. Особенности материалистического понимания сущности государства. 2. Проблема соотношения классовых и общесоциальных функций государства. 3. Соотношение задач и функций государства. 4. Теории понимания сущности государства.
План 1. Понятие государственной власти и её особенности. 2. Механизм государства и его структура. 3. Государственный орган как первичный элемент механизма государства.
Тема 6. ФоpмА госудаpства План 1. Понятие формы государства. 2. Форма правления. 3. Форма государственного устройства. 4. Политический государственный режим.
Понятие формы государства Под формой государства принято понимать его комплексную характеристику, отражающую организацию верховной государственной власти, территориальную организацию государства, а также приемы и способы осуществления государственной власти. Форма государства складывается из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического (государственного) режима.
Формы правления Форма правления – это способы организации верховной государственной власти, порядок образования, ее органов и их взаимоотношения с населением. Различают две основные формы правления: монархию и республику. Монархия [гр. monarchia единовластие, единодержавие] – форма правления, при которой высший пост в государстве замещается одним лицом в порядке престолонаследования. Монархия может быть двух видов: 1) абсолютная, в которой власть монарха никем и ничем не ограничена (например, большинство средневековых монархий, Саудовская Аравия до 1994 г.); 2) ограниченная (конституционная), в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом. В то же время существует две разновидности ограниченной монархии: парламентарная и дуалистическая. 1. Дуалистическая (двойственная) монархия – это такая организация верховной государственной власти, при которой законодательная власть принадлежит парламенту, а монарх и руководимое им правительство осуществляют функции исполнительной власти. Она возникает в переходные периоды, когда зарождающийся класс буржуазии еще не может взять в свои руки всю полноту государственной власти, а монарх уже не может ее удержать. Классический пример – Великобритания в XVII – XIX вв., в которой двухпалатный парламент формировался монархом путем назначения (палата лордов) и классом буржуазии выборным путем (палата общин). Из числа существующих дуалистических монархий можно назвать Норвегию, король которой, согласно Конституции 1983 г., наделен достаточно широкими полномочиями; Данию, где король совместно с парламентом (фолькетингом) осуществляет законодательную власть, и др. 2. Парламентарная монархия – такая организация высших органов государственной власти, при которой монарх “царствует, но не правит”. Он лишь формально утверждает состав правительства, формируемого лидером партии, получившей большинство на парламентских выборах, подписывает законы, принимаемые парламентом, и официально представляет государство. Примером конституционной монархии могут служить Япония, император которой, согласно Конституции 1946 г., является “символом государства и единства нации”, Испания, король которой – “символ государственного единства и постоянства, гарант правильного функционирования государственных институтов”, и др. Республика – [лат. respublica, res власть, publicus народ] – форма правления, при которой высшие органы государственной власти формируются выборным путем. Различают республики аристократические и демократические. В аристократических республиках в формировании органов государственной власти принимает участие не все население страны, а лишь меньшая его часть. Право участия в выборах ограничивается рядом цензов (например, личная свобода, происхождение, имущественное положение и др.). Примером аристократической республики могут выступать Рим периода республики, Спарта, Новгородская республика. В республике демократической (от гр. demos – народ) высшие органы государственной власти формируются при участии широких слоев населения. Принято различать две разновидности демократической республики: парламентарную и президентскую. В парламентарной республике доминирует законодательная ветвь власти. В ней правительство формируется лидером партии, получившей большинство голосов на парламентских выборах, утверждается парламентом и ему подотчетно. Таковыми являются Италия, ФРГ, Греция, Португалия, Индия и др. В президентской республике приоритет принадлежит исполнительной власти. Президент – глава государства – формирует правительство, которое ему подотчетно, утверждает законы, принимаемые парламентом, и обладает правом вето на законы, принимаемые парламентом. В числе президентских республик можно назвать США, Россию и большинство государств, ранее входивших в состав СССР.
Темы рефератов 1. Соотношение сущности и формы государственного правления. 2. Соотношение формы и сущности государственного устройства. 3. Соотношение советской формы государственного правления и её сущности.
План 1. Типология государства: понятие и виды. 2. Исторический тип государства и права. 3. “Цивилизационный” и иные подходы к классификации государства и права.
План 1. Понятие и структура политической системы общества. 2. Государство как ядро политической системы общества. 3. Взаимодействие государства и общественных объединений. Темы рефератов 1. Социальная структура общества и политическая система. 2. Политическая организация общества и государство. 3. Структура и назначение негосударственных политических организаций. 4. Политическая система и социальное управление.
Тема 9. Гpажданское общество и пpавовое госудаpство План 1. Гражданское общество: понятие, структура, признаки. 2. Признаки правового государства. 3. Теория и практика формирования правового государства в России. План 1. Понятие и основные признаки права в его современном понимании. 2. Ценность пpава как явления человеческой культуpы. В его современном понимании
Право как и государство принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Проанализировав многообразие учений о праве и его понимании, можно с определенной долей условности все же определить его дефинитивное значение. Будем придерживаться понятия права, данного профессором В.К. Бабаевым, который рассматривал право как систему нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженную главным образом в законодательстве и регулирующую общественные отношения. Как своеобразному социальному феномену, праву присущи следующие признаки. Общие: 1. Право состоит из нормативных установок. Нормативность – явление не сугубо правовое. Оно коренится в природе человека и присуще любому социальному организму. В основе нормативности лежит типичность, повторяемость социальных и мыслительных процессов, всеобщность существующих явлений. Нормативность означает упорядоченность в мышлении и общественной жизни, их подчиненность определенным правилам. 2. Право выражает идеи справедливости и свободы. Справедливость и свобода – идеалы, к которым всегда стремилось человечество. Справедливым следует считать то, что служит благу человека, не ущемляет интересы других людей, не наносит вреда обществу. Свобода – неотъемлемое условие существования человека, только при ее наличии возможно нормальное существование личности, раскрытие всех ее творческих способностей и возможностей. 3. Право имеет свой предмет отражения. Это власть, государство, порядок в обществе. Именно эти общественные институты наполняют идею справедливости и свободы реальным содержанием, обеспечивают свободное и справедливое существование человека, его нормальную жизнедеятельность. 4. Право регулирует поведение человека, воздействуя на его мысли Эта способность права определяется выражаемыми им идеями справедливости и свободы. Каждый человек, если он не деформирован социально, стремится к справедливости и свободе, а государство рассматривает как гарант справедливости и свободы. Видя в праве отражение этих идей, человек считает необходимым подчиняться нормативным установкам. В этом для него – внутренняя обязательность права. Внешняя обязательность права выражается в применении к человеку внешнего принуждения (физического или психического) и касается только поведения, а не сознания (как при внутренней обязательности). 5. Праву присуща специфическая форма выражения – законодательство. Значительная часть норм права облекается в законодательную форму и становится положительным (позитивным) правом. Законодательство, таким образом, – форма выражения значительной части права. Иная его часть существует в других формах. Именно поэтому право никогда не может совпадать с законодательством. Оно шире законодательства по объему и соотносится с ним как содержание и форма. Специфические: 1. Право – возведенная в закон воля. Воля – сознательно обусловленное психофизическое состояние человека, выраженное в целенаправленном поведении. Процесс возведения воли в закон представляет собой оформление ее определенным образом, издание законодательными органами внешне обязательных нормативных предписаний. Право в этом случае получает государственное освещение. Создается иллюзия, что право исходит от государства. На самом деле государство в лице своих законодательных органов “возводит в закон” существующие вне зависимости от государства идеи справедливости и свободы, т.е. идеи естественного права. 2. Формальная определенность права. Закрепленные в законодательстве нормативные установки обретают особое свойство – формальную определенность. Она проявляется в четкости, однозначности и лапидарности законодательных предписаний. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями правил юридической техники. 3. Системность права. Выраженные в законодательстве нормы права приобретают свойство системности, т.е. взаимосвязанности, согласованности. Системность в право привносится именно законодательством. Законодатель, закрепляя в предписаниях новые юридические нормы, обязательно согласовывает их с уже существующими. Только системное, непротиворечивое, официально существующее право способно выполнить стоящие перед ним задачи. 4. Динамизм права. Проявляется в подвижности, возможности быстрого изменения законодательных положений. Это свойство права наиболее проявляется в период бурных социально-экономических и политических преобразований. 5. Право – одинаково определяет поведение разных людей. Право посредством законодательства “дозирует” поведение людей, определяет его масштабы. Эти одинаковые мерки “прикладываются” к разным людям (разным по своим способностям, физическим возможностям, семейному и иному положению и т.д.). 6. Охрана права государством. Далеко не все нормы позитивного права исполняются добровольно, в силу внутреннего убеждения. Значительная часть населения подчиняется требованиям правовых норм лишь потому, что за правом стоит государство (меры государственного принуждения).
Темы рефератов 1. Основные концепции правопонимания. 2. Теоретическое и практическое значение категории “сущность права”. 3. Социальное назначение права и его сущностные качества. План 1. Понятие принципов права. 2. Классификация принципов права. 3. Понятие функций права и их изменение в ходе исторического развития. Понятие принципов права Слово “принцип” (от лат. рrincipium) означает буквально основу, начало, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления (учения, организации, деятельности и т.п.). В правоведении выделяются, во-первых, принципы, сформулированные учеными-юристами, которые выступают в виде фундаментальных идей и идеалов, отражающих достижения правовой мысли, практического опыта, объективные закономерности развития общества. Указанные принципы составляют важнейшую часть научного и профессионального правосознания, юридической политики и не являются обязательными для субъектов прав. Во-вторых, обособленные в виде относительно самостоятельных элементов принципы права, под которым следует понимать исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений. О них в основном и пойдет речь в дальнейшем. Основные социальные функции Экономическая функция как одна из важнейших социальных функций права имела большое значение на всех этапах развития товарно-денежных отношений. Право всегда выступало гарантом собственности, свободы предпринимательства. Политическая функция права заключается прежде всего в регулировании отношений власти, отношений между социальными группами и особенно в регулировании национальных отношений. История подтверждает положение о том, что политика – это участие в делах государства, это определение задач государства, это отношения между классами и нациями. Права и свободы человека – также важный объект политической функции права, не теряющий своей актуальности и сегодня. Воспитательная функция права представляет собой результат способности права выражать идеологию определенных классов и социальных сил и оказывать влияние на мысли и чувства людей. Поэтому одной из важнейших задач воспитательной функции права является воспитание высокого правового сознания, формирование стимулов правомерного поведения у граждан.
Темы рефератов 1. Формы реализаций функций права. 2. Воспитательная функция права. 3. Компенсационная функция права в России.
План 1. Понятие регулирования и его особенности. 2. Понятие, признаки и виды социальных норм. 3. Соотношение права с отдельными видами социальных регуляторов.
Право и корпоративные нормы
Отличительная особенность корпоративных норм состоит в том, что они принимаются общественными объединениями (партиями, профсоюзами, акционерными обществами, компаниями, кооперативами и т.д.) и регулируют отношения между их членами. Ведя речь о связи корпоративных норм и права, следует прежде всего иметь в виду, что конституционные нормы, а также статьи Федерального закона “Об общественных объединениях” от 19 мая 1995 г. (ст. 4, 6, 17 и др.) корректируют нормы общественных объединений, “очерчивают” их рамки незыблемыми границами прав и свобод человека и гражданина. Корпоративные нормы со своей стороны оказывают определяющее содействие в регулировании отдельных видов общественных отношений. Так, в период выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации партиям и другим общественным объединениям принадлежит право выдвижения своих представителей в избирательные комиссии. Нормы уставов партий и других общественных объединений определяют, каким образом должно осуществляться это право, кто именно (съезд, конференция, центральный комитет) наделяется возможностью выдвигать кандидатов в депутаты, назначать членов избирательных комиссий. Приведенный материал свидетельствует о многоаспектной связи права и корпоративных норм, которая выражается в двух основных направлениях – взаимоподдержки и конфликта. Право и религиозные нормы
Право и религия – это системные регуляторы общественной жизни в прошлом и настоящем. Они могут находиться в состоянии взаимоподдержки и конфликта. Взаимоподдержка названных социальных регуляторов проявляется в следующем. Во-первых, и право, и религия воздействуют на один и тот же объект – поведение людей, основанное на их сознании и воле. Во-вторых, Российская Федерация согласно ст. 14 Конституции РФ является светским государством. Правовое положение церкви в современной России, ее взаимоотношения с государством наряду с конституционными положениями регулируются ГК РФ и Федеральным законом “О свободе совести и религиозных объединениях” от 26 сентября 1997 г.[30] В-третьих, в течение тысячелетий религия учит человека познавать религиозно-нравственные предписания – нормы, побуждающие повиноваться таким установкам, как “относись к другому как к самому себе”, “не лжесвидетельствуй”, “не укради” и другим. Регулярное соблюдение таких норм людьми приводит к “переводу” их в индивидуальное сознание, создает предпосылку для правомерного поведения, отвечающего требованиям права и законности. В-четвертых, надо иметь в виду, что существуют легальные и нелегальные религиозные организации. Церковь – особый тип самоуправляемой религиозной организации. Она объединяет единоверцев на основе общности вероучения и противопоставляет им иноверцев. В действительности, как подтверждает история, такие противопоставления, основанные на религиозных убеждениях, например, свойственных религиозному экстремизму, могут принимать крайние формы. Очевидно, право, юридические нормы в этом плане выступают значительным сдерживающим фактором, смягчают остроту противостояния, способствуют достижению определенного согласия договорным цивилизованным путем. Современная реальность подтверждает существование ортодоксальных религиозных направлений (например японская религиозная секта Аум Сенрике), отрицательно влияющих на личность, разрушающих ее ценностные ориентации, отношения с близкими людьми, причиняющих вред физическому и психическому здоровью людей. Такого рода деятельность также основывается на определенных установках, нормах, принятых в религиозной секте, регулирующих отношения участников такого сообщества между собой и с иными лицами. Соотношение этих норм с нормами права характеризуется конфликтностью. Это следует из содержания ст. 239 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, либо с побуждением их к отказу от исполнения гражданских обязанностей. Темы рефератов 1. Специфика инфоpмационных pегулятоpов поведения человека. 2. Особенности ценностных pегулятоpов поведения человека. 3. Пpоблема пpиоpитета пpава и политических ноpм. 4. Пpоблема пpиоpитета в соотношении моpали и пpава. Тема 13. Действие права План 1. Понятие и пути действия права. 2. Правовое регулирование: понятие, предмет, метод, механизм, типы (порядки).
Темы рефератов 1. Проблема соотношения действия права и его реализации. 2. Особенности механизма правового регулирования в Российской Федерации. 3. Императивный метод: роль и значение в механизме правового регулирования. 4. Стимулы и ограничения в праве. Тема 14. Нормы права План 1. Понятие юридической нормы. 2. Виды правовых норм. 3. Структура юридических норм. Понятие юридической нормы
Юридическая норма – исходный, главный элемент права, основополагающее понятие всей правовой системы. Процесс формирования и реализации права, законодательство, все юридические понятия и конструкции и даже теории в своей основе прямо или косвенно имеют юридическую норму. Юридическая норма (норма права) – общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения. Право состоит из нормативных установок как совокупности человеческих знаний. Юридическая норма – это тоже нормативная установка, но определенным образом оформленная, т.е. выраженная в законодательстве. Нормативная правовая установка, следовательно, – элемент естественного права, юридическая норма – элемент позитивного права. Далеко не все нормативные установки естественного права являются юридическими нормами. В то же время многие юридические нормы (организационные, организационно-технические, многие процедурные) вообще не связаны либо мало связаны с естественным правом. Обладая всеми качествами социальных норм, юридические нормы имеют специфические черты, определяемые их неразрывной связью с государством. Соединяя в себе свойства общесоциального и государственного воздействия на поведение людей, имея особую форму выражения и охраны от нарушений, юридические нормы приобретают исключительные регулирующие возможности. Юридическая норма обладает следующими характерными чертами. 1. Отражает наиболее важные, имеющие ценность для общества, личности или социальной группы общественные отношения. При этом предметом мыслительной обработки и последующего законодательного закрепления становятся прежде всего нормальные общественные отношения, определяемые идеями справедливости и свободы. Вредное, нежелательное социальное поведение также отражается в нормах, но не само по себе, а посредством регулирования конфликтных ситуаций. Сложность отражения в юридических нормах социальной действительности, ее тенденций и перспектив развития приводит к принятию ошибочных норм. В настоящее время таких норм в российском законодательстве немало. Ошибочные нормы появляются и потому, что субъектом отражения социальной действительности в праве выступают государственные правотворческие органы, деятельность которых далеко не всегда основана на принципе научности. Степень важности отражаемых в юридических нормах социальных отношений обусловливает и место, занимаемое нормой в иерархически построенном законодательстве. Нормы, регламентирующие особенно важные общественные отношения, помещаются в наиболее значимых в юридическом отношении нормативно-правовых актах – конституции, иных законах. 2. Представляет собой модель регулируемых общественных отношений. Моделирование – это процесс познания природных и социальных явлений путем конструирования в сознании аналога социальной реальности. Мысленно сформулированный законодателем тот или иной вариант идеального поведения, представления о социальных явлениях облекается в форму модели. Средства выражения модели разнообразны: естественный язык, формулы, конструкции, цифры и т.д. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы