Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные теории происхождения государства. Помимо марксистской (ее еще называют материалистической. Одной из ранних является теологическая теория
Помимо марксистской (ее еще называют материалистической, классовой) теории можно отметить еще несколько важных: Одной из ранних является теологическая теория. Наиболее известным ее представителем стал Фома Аквинский. Смысл данной теории состоит в обосновании божественного происхождения государственной власти. Творец всего сущего нам земле, в том числе и государства – бог. Любая власть на земле - от бога, в том числе и власть государственного правителя, который является помазанником божьим. Следовательно, любому государственному властителю следует подчиняться, ибо его воля и власть – это воля божья. Эта теория имела широкое распространение, особенно в средние века, в эпоху феодализма. Другая известная теория - теория патриархальная , яркими представителями которой являлись Платон и Аристотель, а так же русский ученый Н.К. Михайловский. Суть ее заключается в том, что общество понимается как разросшаяся патриархальная семья. А поскольку в каждой семье объективно существует отцовская власть, то и глава государства выступает как отец этой разросшейся большой семьи. Психологическая теория. ( Её положения развивались Цицероном, отечественным ученым Л.И. Петражицким). Основные причины возникновения государства сторонники этой теории видят не в экономических или социальных условиях, а в особенностях психики человека. Русский ученый Коркунов связывал возникновение государства с потребностью людей к «психологическому единению», «коллективному сознанию». Психологическое качество «стремления к власти» у всех субъектов различно. Одни могут и желают властвовать, другие привыкли подчиняться и выполнять чьи-либо указания. Теория насилия ( К. Каутский, Е. Дюринг, Л. Гумплович и др.). Согласно этой теории государство – возникло как результат войн, завоеваний, принудительного установления власти. Причем различается внутреннее и внешнее завоевание. Внутреннее завоевание характеризуется захватом власти одной части общества другой. Это результат борьбы рас, классов, наций. Внешнее насилие заключается в завоевании одного племени другим. Широкое распространение получила договорная теория. Ее развивали Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж-Ж Руссо, Б.Спиноза. Согласно сторонникам этой теории до образования государства люди жили в «естественном состоянии». Т. Гоббс характеризовал это состояние как «война всех против всех». Но в этих условиях он не был защищен от произвола других, ибо его свобода не была защищена от воли других людей. При этом свобода одних людей вступает в противоречие со свободой других. Для обеспечения порядка, защиты интересов личностей люди заключили договор о правилах совместного проживания. При этом они отказались от части своих свобод, передав по договору возможность властвования избранному ими субъекту, и взяли обязательство подчиняться этому субъекту, который, в свою очередь, обязуется охранять права и свободы человека, общественную безопасность и порядок, то есть осуществлять функции, свойственные государству. В случае нарушения условий договора народ имеет право на восстание против деспота, монарх - на наказание виновных. Ирригационная теория. Автор этой теории немецкий ученый К. Витфогель. Суть концепции в том, что государство возникает вследствие потребности общества в осуществлении крупномасштабных работ по созданию оросительных и ирригационных сооружений. Осуществить руководство такими работами (куда вовлечено не только большое количество людей, но и различные роды, племена) может только сильная, единая для всех власть, то есть государство. Исторически известны такие формы организации в междуречье, Китае, Египте. Теория «инцеста» . Французский этнограф и социолог Клод Леви-Стросс разработал идею, согласно которой особенности воспроизводства рода, а точнее запрет инцеста (кровосмешения), являлись исходным социальным фактором в образовании государства. Для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применять суровые, жесткие меры пресечения. Для этого потребовалось создавать внутри общины специальные контрольные и принудительные органы, которые явились прообразом будущего государства. В литературе, кроме указанных, рассматриваются также органическая, расовая, спортивная, патримониальная, экономическая, диффузионная теории, теория специализации.
Сущность государства и права. В науке существует две довольно противоречивых концепции об их взаимоотношениях. Одни ученые полагают, что первичным в их отношениях является государство, поскольку право – результат правотворческой деятельности государства. Другая группа ученых делает вывод о первичности права. Они исходят из приоритета естественных прав человека перед властью, которая лишь обеспечивает и охраняет эти права. Для решения данного вопроса следует исходить из положения о единстве государства и права. Это единство заключается в следующем: 1. Государство и право возникают одновременно, в одну историческую эпоху и в силу одних и тех же экономических и социальных причин. 2. Государство и право прошли общий исторический период развития. Поэтому они имеют единую типологию. Каждому типу государства соответствует аналогичный тип права (и наоборот). 3. Государство и право основаны на едином экономическом базисе, имеют единую социальную и духовную основы. 4. Они имеют единое функциональное предназначение. И государство, и право являются средствами обеспечения целостности общества, порядка и организованности в нем. 5. Они имеют как однородный характер способов и методов воздействия на членов общества, так и единый государственно-правовой характер принудительного воздействия на них. Но при всей близости государство и право – самостоятельные социальные явления, отличные как по своим признакам, свойствам, так и по роли в социальном регулировании. 1. Государство – это орудие политической публичной власти. Право же – социальный регулятор поведения людей. 2. Первичным элементом государства является орган, первичной ячейкой права – норма, правило поведения. 3. Различна и их внутренняя структура. Государство представляет собой механизм (по Марксу – машина), состоящий из органов власти, а право – это структурное образование, включающее в себя отрасли и институты. 4. Различны и их формы. Форма государства включает в себя форму правления, государственного устройства и политический режим. Форма же права – это формальные источники: нормативный акт, прецедент и т.д. Вместе с тем, государство и право находятся в постоянном взаимодействии и воздействии друг на друга. Государство воздействует на право в следующих направлениях: - именно государство творит право, издает его нормы различными способами, путем перевода объективных потребностей на язык юридических норм; - государство осуществляет контроль над реализацией правовых норм и обеспечивает эту реализацию; - государство осуществляет охрану правовых предписаний от нарушения. В силу этого для осуществления указанных функций в механизме государства имеются соответствующие органы: правотворческие, контрольно-надзорные, правоприменительные и правоохранительные. В свою очередь, государство нуждается в праве в не меньшей степени, чем право в государстве. Именно право осуществляет воздействие на государство, обеспечивая его существование и функционирование: - право конституирует власть как суверенную, государственную. Власть и конкретные органы потому и называются государственными, что издают правовые предписания; - право структурирует, организует государственный аппарат. Структура государства, порядок формирования и функции его осуществляются на основе норм права; - право является орудием в руках государства, ибо без права функционирование государства невозможно.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы