Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структура общей теории государства и права



структуру ТГП:

Теория государства - вопросы касающиеся такого явления как государство: понятие, сущность, форма, функции, механизм, типология государства.

Теория права - вопросы затрагивающие такое явление как право: понятие, сущность, нормы, формы, система, толкование, реализация и применение права. Правовое регулирование, правотворчество, правосознание и правовая культура, правонарушение, законность и правопорядок и т.д.

выявление структуры ТГП по следующим основаниям: 1) В зависимости от метода и 2) объекта изучения.

Роль и место теории

Функции теории государства и права и ее роль в подготовке современного юриста.

Функции - основные направления исследовательской деятельности. В дисциплине теории государства и права (ТГП) выделяют следующие функции:

1. Онтологическая - (онтология - учение о бытие), нахождение и исследование материала о государственно-правовых явлениях, его систематизация, исследование и анализ.

2. Гносеологическая - (гносеология - учение о познание), связана с познанием ТГП, сущности, содержания и форм государственно-правовых явлений.

3. Эвристическая - ТГП не только познаёт бытие, но и открывает новые закономерности в государственно-правовых явлениях.

4. Прогностическая (предсказательная) - на основе полученных данных ТГП прогнозирует развитие государства и права в будущем, их проблемы.

5. Методологическая - разрабатывает методологию познания государственно-правовых явлений. Понятия и концепция ТГП заимствуется отраслевыми и специальными юридическими науками.

6. Прикладная (политическая) - консультация " политики", разработка практических рекомендаций для различных сфер государственно-правовой действительности.

7. Учебная - обеспечивает общетеоретическую подготовку студентов.

6. Методическую основу теории государства и права составляют общенаучные принципы:

Методология теории государства и права - это учение о методах познания государственно-правовой действительности, а также об их применении в процессе познавательной деятельности.

Метод познания (от греч. те1койо5 - путь исследования) - это прием, действие или способ действия, при помощи которого достига­ется получение новых знаний.

В науковедении принято различать общие (общенаучные), спе­циальные и частные методы.

1. Историзм. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии и их исторической взаимосвязи. Исследуя государство и право, теория должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития. Затем с учетом этой точки зрения дать научную оценку современного государства и права.

2. Объективность. Принцип объективности означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально. Теория дает определение общих понятий о государстве и праве, раскрывает их сущность. Она формулирует общие закономерности их функционирования, в которых отражается объективная действительность, реальные явления общественной жизни.

3. Конкретность. Данный принцип требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект познания. Она подразумевает выделение главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. Именно практика в конечном итоге подтверждает истинность или неистинность научного знания. Истинность выдвигаемого наукой знания доказывается в полной мере только тогда, когда ей удается найти, воспроизвести (смоделировать) и создать явление, соответствующее этому знанию.

4. Плюрализм. Речь идет о многоаспектности в любом исследовании, в том числе и в теории государства и права. Если наука концентрирует свое внимание только на одних сторонах или свойствах явления и в силу определенных причин пренебрегает другими как несущественными, побочными, то она неизбежно становится на тупиковый путь своего дальнейшего развития. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, ибо при этом учитываются не только противоречивые взгляды на одно и то же государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития. Благодаря плюралистическому подходу к познанию общих закономерностей государства и права теория создает наиболее оптимальную систему знаний.

При выработке научных понятий о государстве и праве применяются разнообразные логические приемы: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод аналогии, гипотезы и другие. Это те рабочие механизмы, которые доказывают и проверяют истинность и объективность теории.

 

7. Организация общественной власти и социальные нормы первобытного обще­ства.

В первобытном обществе существовали такие виды деятельности, как охота, рыболовство и собирательство. Постепенно все переросло в производящее хозяйство: к земледелию, скотоводству, металлургии и металлообработке, керамическому производству. Социальная организация характеризовалась семейной общиной,

Можно проследить такую социальную организацию:

Первобытное стадо - совет и вождь.

Родовая община - старейшина и совет, на время войны избирается вождь.

Племя - вождь, совет, старейшины, совет племени.

Племенной союз - вождь союза, совет племенных вождей.

Все должности были выборные и сменяемые, материально должность не как не поощрялась, должностные лица в сравнении с остальными обладали лишь повышенным авторитетом.

С течением времени вождь трансформируется в правителя, а его приближённые в советников и наместников. Дружина превращается в войско. Таким образом появляется публичная власть

располагающая аппаратом управления

и принуждения

Систему социального регулирования можно представить как две группы средств:

Ненормативные (побуждение) - убеждение в выгодности такого поведения.

Нормативные (принуждение) - насилие в форме санкций.

регулятором в первобытном обществе выступили мононормы - единые, нерасчленённые специфические нормы, содержащие в себе нормы морали, религии, права. Они были обусловлены специфичностью первобытного общества

мононормы носили универсальный характер, т.е. подходили на все случаи жизни. Складывались они стихийно, без участия каких-либо специально созданных органов.

8. Причины кризиса родоплеменной и закономерности перехода к государст­венной форме организации общества.

Необходимость единого руководства обществом, управление обществом. В основе лежит закон возрастающего разнообразия форм деятельности людей как следствие постоянного роста потребностей. Неолитическая революция -> производящее хозяйство -> дифференциация труда -> скачок производства -> социальное неравенство -> частная собственность. Потестарная власть сменилась политической властью.

Потребность в масштабных работах, эта причина характерна для восточного пути возникновения государства. Необходима была управляющая единица, которая смогла бы организовать огромные людские массы для проведения масштабных работ, этой единицей и выступило государство.

Необходимость поддержания общественного порядка, общество сложная, конфликтная и противоречивая система, государство выступило важным элементом общественной стабильности. Государство также выступило как главный элемент урегулирования конфликтных отношений между бедными и богатыми.

Необходимость ведения военных действий и организации защиты, лишь государство могло организовать все население определённой территории на ведение военных действий (нападение, защита).

 

 

9, 10 Многообразие

Теологическая - государство результат божественной воли. Авторы: Тертуллиан, Аврелий Августин. Постигнуть природу государства невозможно в силу его божественного происхождения.

Патриархальная - государство это большая семья. Авторы: Аристотель, Конфуций.

Договорная - в основе создания государства лежит общественный договор, люди для обеспечения естественных прав соглашаются создать государство. Если договор заключается между уже правящими и остальной частью населения, то это - договор подчинения; если между населением, то - договор объединения. Эта теория предполагает социальное предназначение государства.

Марксистская - появление прибавочного продукта, образование частной собственности приводит к неравенству в обществе, оно раскалывается на антагонистические классы. Экономически господствующий класс создаёт государство для подчинения неимущих.

Теория насилия - государство возникает на основе насилия, которое бывает 2-ух видов: внутреннее насилие

Органическая - эта теория переносит законы природы на человеческое общество.

Психологическая - государство итог психологической потребности человека в общении.

Расовая - существуют высшие и низшие расы, высшие призваны управлять низшими, так возникает государство.

и внешнее насилие

Примирительная теория

Право возникло не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочивания отношений между родами.

Регулятивная

Право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны, прежде всего для урегулирования земледельческого и сельскохозяйственного производства.

Теологическая - право есть результат божественной воли, и оно устанавливается на земле через божественного пророка

Теория естественного права - у каждого человека с рождения есть определённый набор естественных прав

Историческая теория - право возникает на основе эволюции общества, возникает оно спонтанно, выделяется из народного

духа, народного сознания.

Марксистская - право это возведённая в закон воля господствующего класса, один (господствующий) класс видоизменяет обычаи для подчинения другого класса. Все эти процессы обусловлены экономическим фактором.

 

Причины их и порождаемых ими многочисленных теорий заключаются в следующем. Во-первых, в сложности и многосторонности самого процесса происхождения государства и права и объективно существующих при этом трудностях его адекватного восприятия. Во-вторых, в неизбежности различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей, обусловленного их несовпадающими, а порой противоречивыми экономическими, политическими и иными взглядами и интересами. В-третьих, в преднамеренном искажении процесса первоначального или последующего (на основе ранее существовавшего государства) возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных или иных соображений. И, в-четвертых, в преднамеренном или непреднамеренном допущении смешения в ряде случаев процесса возникновения государства и права с другими сопредельными, соотносящимися с ними процессами.

11. Право понятие и признаки

.Право: понятие и признаки. Функции права.

Право – это система норм (и их реализация) установленных или признаваемых государством, обеспечиваемых не только сознанием их необходимости и справедливости, но и силой государственного принуждения.

Признаки права: 1)Нормативность (оно всегда определяет какую-либо норму поведения). В юриспруденции нормой признается типичная, т.е. усредненное поведение, удовлетворяющее всех. 2)Общеобязательность права (право обязательно для всех участников правоотношений) 3)Санкционированность государством (любая норма должна быть санкционирована государством). 4)Возможность в своей реализации опираться на принуждение со стороны государства. ( волевой характер, Формальная определенность, Системность и иерархичность строения, Регулирующее воздействие права, Установление и обеспечение права государством)

Интеллектуально-волевой характер права. Право — проявление воли и сознания людей.

Формальная определенность. Системность.

12. Социальное регулирование

В самом общем плане социальное регулирование понимается как процесс, определяющий социальный порядок. Под социальным регулированием понимается упорядочение общественных отношений.

Основную цель регулирования можно определить как необходимость добиться соответствия между поведением личности и действием общности людей, их интересами, целями и задачами, вытекающими из наличествующих в данном обществе объективных возможностей.

Право и технические нормы

Право и технические нормы. Принято считать, что эти нормы не имеют социального характера: это пра­вила, характеризующие отношение людей к природе, технике, орудиям и средствам производства. В то же время, очевидно, что нарушения технических норм и их последствия - аварии и ка­тастрофы, нередко сопряженные с человеческими жертвами и ог­ромным материальным ущербом, - имеют социально ощутимый резонанс.

К техническим нормам в широком смысле относят нормы био­логические, санитарно-гигиенические, санитарно-эпидемиологические, технологические, научно-технические, экологические и др. В силу своей значимости часть этих норм находит закрепле­ние в законодательстве, получив название технико-юридических. Это технические условия, различные ГОСТы, правила (техники бе­зопасности, эксплуатации водного, железнодорожного транспорта и др.), индексы загрязнения окружающей среды и т.д. За нару­шение этих правил установлена юридическая ответственность: имущественная, административно-правовая и уголовно-правовая.

Взаимосвязь права и технических норм, таким образом, оз­начает, что некогда недоступная праву область становится объ­ектом его регулирования и охраны. При этом уже не только от­дельные нормы и институты, но и целые законодательные мас­сивы, отрасли законодательства и даже отрасли права вовлечены в этот процесс. В частности, экологическое право призвано юри­дическими средствами защитить экологические права граждан, обеспечить разумное и цивилизованное отношение к природе и природным ресурсам; целям обеспечения безопасности личности, общества и природы от неразумного освоения атомной энергии служит атомное право. Итак, являясь одним из важнейших ре­гуляторов поведения и деятельности, право вместе с тем вынуж­дено учитывать регулирующую роль и возможности иных соци­альных норм. Схематично это можно представить следующим об­разом (рис. 3).

 

13. Существуют следующие основные концепции права: естественно-правовая, историческая, нормативистская, материалистическая, психологическая, социологическая

Ценность права

ЦЕННОСТЬ ПРАВА — способность служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых потребностей индивидов и общества в целом, утверждать справедливые и гуманные начала во взаимоотношениях личности и власти, выступать силой, противостоящей произволу. Современное право характеризуется:

инструментальной ценностью. самоценностью (собственной ценностью). гуманистической (личностной) ценностью, способностью выступать мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития. В нынешних условиях право приобретает поистине планетарное значение

 

15. Принципы права – объективно присущие праву отправные начала, непререкаемые требования (позитивные обязывания), которые предъявляются к участникам общественных отношений в целях гармоничного сочетания индивидуальных, групповых и общественных интересов. Принципы являются основанием права, заключены в его содержании, выступают в качестве ориентиров в формировании права, отражают сущность права и основные связи, реально существующие в правовой системе. Все принципы права можно разделить на: 1.Общесоциальные принципы права. (экономические; социальные; политические; идеологические; нравственно-духовные и др. 1) приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными и групповыми, партийными интересами; 2) принцип верховенства гражданского общества над государством; 3) принцип приоритета личности над государством. 2.Специальные социальные (юридические) принципы права: • Общие – своеобразная система координат, в рамках которой развивается национальная правовая система, и одновременно вектор, определяющий направление развития этой правовой системы.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1245; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь