Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос: Соц. нормы первобытного общ-ва
В первобытном общ-ве отношения между людьми строились на основе социальных норм, которые создали положение, когда поступки человека не состояли из инстинктивных реакций. Соц. нормы — это общие правила, регулирующие поведение людей в общ-ве. Были два вида социального регулирования: индивидуальное и нормативное. Индивидуальное — это поведение людей при помощи приказов, велений, относящихся к конкретному лицу и к конкретной ситуации. Нормативное — это поведения людей при помощи социальных норм, то есть общих, правил поведения, которые распространяются на всех членов рода. Именно соц. нормы первобытного общ-ва явились прообразом будущего пр-а. Нормами первобытного общ-ва являлись: обычаи, нормы морали, религиозные нормы, сакральные (священные, магические) предписания (табу, зарок, заклинания, проклятия), агрокалендари - с-ма правил ведения сельскохозяйственных работ и распределения их результатов.
Вопрос: Проис-ие пр-а Урегулированность, подчиняющая всю массу единичных отношений людей общему порядку, достигается с помощью правил поведения, или социальных норм. В первобытном общ-ве эти нормы выражались в обычаях, тесно переплетенных с религиозными и нравственными устоями. Такие нормы и представляют собой юридическое пр-о. С их помощью производственные, политические, семейные, трудовые, управленческие и иные отношения приобретают форму пр-ых отношений, сообразуемых с интересами тех или иных сословий, классов или других слоев общ-ва, господствующих в производстве, политике и иных сферах жизни общ-ва. Родовые обычаи сменяет религия. Религиозные обряды требовали обязательного исполнения работ сельскохозяйственного цикла. Оно поддерживалось властью первых городов-гос-в, где руководство общими работами сосредоточивалось в руках царской власти, военной верхушки и бюрократии, объединявших сельские общины для ведения общих работ и защиты от внешнего врага. Поддержка религией и гос-вом обычаев, сложившихся в период становления древних цивилизаций, привела к созданию одного из важнейших источников пр-а древних гос-в - пр-ового обычая и обычного пр-а. Большую роль в становлении пр-ых норм играли судебные органы, защищавшие интересы имущих и привилегированных классов. Они содействовали разрушению устаревших обычаев родового строя, закрепляли в своих решениях те обычаи, которые отвечали новым порядкам. С появлением письменности эти нормы получают такое закрепление в первых законах верховной власти царя, короля, князя, народного собрания, сената либо другого коллегиального органа. Такого рода пр-ые нормы нашли отражение в широко известных исторических памятниках древнейших гос-в: Законах царя Хаммурапи, Законах XII таблиц, Законах Ману, а в более поздние эпохи - в варварских правдах германских и славянских гос-в. В них закреплялась частная собственность семьи, замена кровной мести выкупом (вира, вергельд). При этом более высокий выкуп платился за жизнь королевского дружинника, княжьего мужа, богатого общинника.
Вопрос: Основные теории о проис-ие пр-а В теории пр-а существует множество самых разнообразных подходов к проблеме происхождения пр-а. Естественно-пр-ая теория - кроме устанавливаемого гос-вом пр-а, существуют и естественные пр-а, присущие человеку от рождения. Их никто (ни общ-во, ни гос-во) человеку не дарует, это - пр-о на жизнь, здоровье и другие неотчуждаемые пр-а. · Теологическая теория происхождения пр-а – это существование высшего божественного закона и естественное пр-о, которые составляют основу действующего пр-а. Эта теория опиралась на религиозные книги, прежде всего на Библию, где утверждалось, что основные законы (заповеди Моисея) были даны человечеству Богом. · Теория естественного пр-а: Человек от рождения и природы обладает неотъемлемыми естественными пр-ами (пр-о на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них. · Психологическая теория: Пр-о есть результат человеческих переживаний. Законы гос-ва зависят от психологии людей. · Историческая школа: Потребности разрешить противоречия жизни приводят к появлению пр-а, способного уладить конфликт и установить порядок в поведении людей. Пр-о первоначально возникает в сознании человека, а затем фиксируется в законах. Пр-ые нормы способны изменяться, так как меняется сама жизнь, которую они регулируют. · Нормативистская теория: Гос-во диктует людям модель поведения. Пр-о исходит от гос-ва и является системой норм, построенных в виде пирамиды. · Позитивистская теория: Пр-о порождено противоречиями жизни, конфликтами, в результате которых победу одерживает сильнейший. Он диктует свои правила «игры» и устанавливает свой порядок. Ему подчиняются побеждённые. · Марксистская теория: Пр-о связано с гос-вом и зависит от социально-экономических факторов обществ
Вопрос: Понятия, виды и пр-аки социальных норм Соц. нормы — это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях( “Соц. ” происходит от латинского слова socialis, что означает “общ-венный”.). Соц нормы это правила поведения регулирующая взаимоотношения людей в общ-ве и являющаяся преимущественно результатом сознательно волевой деятельности. Соц нормы характериз след особенностями. Во первых это правила поведения общего характера (нормативностью) 2. Регулирует общ отношения т.е отношения между людьми 3. Преимущественно результатом сознательно волевой деятельности. 4. Носят комплексный характер; соц нормы подразделяется на опр виды 5. Осн цель соц норм это создание таких условий при которых возможно сосуществование лиц с различными потребностями и интересами 6. Пред определяются такими соц является религия политика экономика. 7. Имеет определенную структуру. Виды соц норм. Соц нормы многообразны и подразд на опр виды Прежде всего различают в зависимости от способа установления, характера регулируемых отношений и системой гарантии. Соц нормы подразд на след виды. 1. Нормы нравственности 2. Религиозные нормы 3. Пр-ые 4. Эконом 5. Корпоративные 6. Обычаи и традиции
Пр-о и религия Религия -это форма обществ сознания основанная на вере. Религия возникла еще в древности. Пред вестниками религии являлись опр верования. Однако религия является мощным соц институтом. Религия имеет свои правила которые называются религиозными нормами. Религ нормы могут быть в различных соотношениях с пр-овыми нормами. В некоторых госвах и регионах существуют общие регулятивные системы состоящие из пр-ых и религ норм. Например мусульманская пр-ая с-ма это пр-ая с-ма гос-ва Израиль, Госво Ватикан Религиозные пр-ые нормы имеют как общие так и отличительный пр-аки. К общим можно отнести: 1. Общий объект регулирования т.е и религ и пр-ые нормы регулируют общ-венные отношения. 2. Общая природа. И религ и пр-ые нормы относятся к социальным нормам 3. Конкретизация И взаимодопоплняемость; религ и пр-ые нормы могут приобретать черты друг друга. Например по мнению некоторых специалистов в частности вм протасова, религ тексты являются источниками пр-а; основным источником мусульманского пр-а явлся Коран. Между религ пр-овыми нормами сущ различия: 1. По установлению. Согласно преданию основные религ нормы установленные самим богом и пере данные на землю путем откровения. Пр-ые нормы как известно устанавливаются органами публичной власти 2. По динамике изменения. Осн религ нормы не могут быть изменены поскольку установлены самим богом. Нормы пр-а могут быть изменены дополнены или вовсе отменены. 3. По кругу действия. Религ нормы распростр только на верующих. Пр-ые нормы распростр на всех лиц независимо от их веры 4. По форме выражения. Религ нормы в осн выражены в религ текстах, священных книгах итд. Пр-ые нормы имеют строго офиц письменную форму выражения. 5. По определенности. Религ нормы выражены в форме заповедей. Некоторые религ нормы имеют нечеткий смысл. Пр-ые нормы должны характеризоваться четкостью и однозначностью 6. По ответственности. За нарушение религ норм лицо несет ответств перед богом, причем в судный день. Пр-ые нормы предполагают ответственность перед госвом причем к ней привлекают немедленно. Религ пр-ые нормы могут и противоречить друг другу. Законы ссср крайне отрицательно относились к религ ценностям.
Вопрос: Пр-о и мораль Мораль это одна из форм обществ сознания. В научной литре чаще всего используется два термина. Мораль и нравственность. Однако между ними существует опр разница. Мораль это с-ма норм требований. А нравств - степень их выполнения. Нормы морали это вид соц норм регулирующих взаимоотношения людей в общ-ве на основе таких категорий как добро зло и справедливость, и гарантирующая совестью(внутренним голосом) и силой общ мнения. Нормы морали имеют как общие так и отличительный пр-аки с нормами пр-а. К общим можно отнести 1. Общий объект регулирования - общ отношения. 2. Нормативность т.е и пр-ые и нравств нормы регулируют типические отношения 3. Обусловлены соц факторами. Экономикой политикой религией итд 4. Указывают на допускаемое а так же обязательное поведение; устанавливает опр рамки допустимого поведения Между тем пр-ые и нравственные нормы имеют и существ отличия. 1. По установлению. Нормы морали возникают стихийно и созревают в общ сознании. Их невозможно спец установить дополнить или же отменить. Нормы пр-а наоборот устанавливается в основном органами гос власти, устанавливается по опр процедуре могут быть дополнены и отменены. 2. По кругу регулируемых отношений: сущ мнения согласно которому нормы морали регулируют почти все общ отношения в том числе связанные со знаниями чувствами итд. Нормы пр-а как известно регулируют только лишь наиболее значимые моменты внешнего поведения человека; отношения чувства, мысли дружбы остаются вне рамок пр-ых норм 3. По форме выражения. Нормы морали как правило носят идеальный характер т.е существуют только лишь в общ сознании; как правило е имеют письменного выражения; нормы пр-а характеризуются строго офиц письменным выражением; по общему правилу неопубликованная пр-ая норма не должна вступать в юр силу 4. По кругу действия. Нормы морали распространяются на тех лиц которые их воспринимают. Если человек не воспринимает сущ в общ-ве ценности. То оно не исполняет требований нравственных норм. 5. По определенности: нормы морали могут носить общий абстрактный характер никто не знает полный перечень всех норм. Нормы пр-а наоборот имеют перечень и характериз однозначностью. 6. По ответственности. За нарушение норм нравственности лицо может испытывать угрызения совести а так может быть осуждено общ мнением. За нарушение пр-ых норм лицо привлекается к юр ответственности
Вопрос: Пр-о и политика Политические нормы - это нормы регулирующие отношения возникающие при формировании и функционировании полит власти. Политика как явление связано с интересами больших групп население и с выражениями их интересов при формировании и осуществлении публичной власти. Полит нормы имеют общие моменты с пр-овыми нормами в частности: 1. Схожая форма выражения т.е полит нормы как правило имеют письменную форму что характерно и для пр-ых норм. 2. По предмету регулирования. Пр-ые нормы Могут регулировать одни и те же сферы общ отношений, а так же сфера формирования публичной власти. Полит пр-ые нормы имеют и отличия: 1. По определенности. Полит нормы Декларативны и как правило не имеют четкой логической Многие полит нормы являются пр-ипами. Например пр-ип народовластия, пр-ип разделения властей. Пр-ые нормы носят четкий однозначный характер 2. По установлению. Полит нормы устанавливаются субъектами полит системы в частности полит партиями, движениями Пр-ые нормы устанавливаются в основном органами публичной власти. 3. По кругу действия. Они распростр в основном на лиц состоящихся в полит организациях и иных субъектах полит системы Пр-ые нормы распр. на всех лиц независимо от полит взглядов 4. По ответственности. За нарушение полит норм лицо может быть исключено из полит организации. За наруш пр-ых норм лицо привлекается к юр ответств 5. Пр содержанию полит нормы могут совпадать. Некоторые полит аспекты регулир в том числе и пр-овыми нормами. Например избирательный процесс.
Вопрос: Пон-е и пр-аки пр-а Пр-о Это с-ма общеобязательных формально определенных правил поведения установленных и санкц госвом. Пр-о характеризуется след пр-аками.: 1. Регулирует общ отношения. В отличае от других соц норм Пр-ые нормы не регул все веры общ отношений. Только лишь наиболее важные и поддающие пр-овому воздействию. Вне пр-а остаются чувства мысли отношения дружбы мода. 2. Пр-о регул только лишь внешнее поведение. Опирается на идеи свободы и справедливости. Отношение к справедливости меняется. Например в др общ считался пр-ип талиона. В последующим с возн классовых общ этот пр-ип существенно изменился. Наказание было дифференцировано в зависимости от соц статуса. С изменением представления о справедливости изменяются и пр-ые нормы. 3. Системностью. Системность пр-а намного выше чем у других соц регуляторов. Пр-ые нормы не могут противоречить друг другу 4. Общеобязательностью. В отличае от других соц норм распространяются на всех лиц в том числе без их желания. 5. Выражение формального равенства. По своим способностям лица не равны к друг другу: есть талантливые одаренные и отстающие в развитие, есть физ развитые и имеющие пороки. 6. Пр-о устанавливает формальное равенство отвлекаясь от индивид пр-аков. Фактическое равенство пр-о не может гарантировать хотя в ссср была така попытка. 7. Пр-о воз действует на поведение человека через его волю и сознание. В основном выражается в законодательстве. Зак-во это совокупность нормативно пр-ых актов действ на опр террит. В форме законод пр-о приобретает след черты а) формальность т.е строго офиц письменную форму выражения. б) четкость и однозначность в) логическая стройность. 8. Пр-о устанавливается преимуществ органами публ власти. Однако отдельные пр-ые правила могут формироваться и без активного участия гос-ва. 9. Гарантируются органы публ власти. 10. По общему правилу пр-ые нормы реализуется добровольно; однако в случае из неисполнения всегда остается возможность применения мер гос принуждения. 10) Под пр-ипами пр-а понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность пр-а. Существует несколько видов пр-ипов пр-а: 1. общие (общепр-ые) пр-ипы; 2. отраслевые пр-ипы; 3. межотраслевые пр-ипы. Общие пр-ипы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего пр-а в целом, их можно разделить: • на пр-ип законности – означает обяз-ть всех субъектов общ-венных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных пр-ых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом; • пр-ип федерализма – отражает фед-ое устройство гос-ва, определяет соотношение федерального зак-ва и зак-ва субъектов Фед-и и т. д.; • пр-ип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.; • пр-ип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного; • пр-ип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения; • пр-ип единства прав и обяз-тей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обяз-тей, иными словами, не может быть прав без обяз-тей, а обяз-тей без прав. Отраслевые пр-ипы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли пр-а и отражают ее специфику. Межотраслевые пр-ипы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей пр-а и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей пр-а:
Пон-е пр-ипа пр-а Под пр-ипами пр-а понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность пр-а. Существует несколько видов пр-ипов пр-а: 1. общие (общепр-ые) пр-ипы; 2. отраслевые пр-ипы; 3. межотраслевые пр-ипы. Общие пр-ипы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего пр-а в целом, их можно разделить: • на пр-ип законности – означает обяз-ть всех субъектов общ-венных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных пр-ых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом; • пр-ип федерализма – отражает фед уст-во гос-ва, определяет соотношение фед-го зак-ва и зак-ва субъектов Фед-и и т. д.; • пр-ип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.; • пр-ип справ-ти закрепляет применение при регулировании отношений ср-в убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного; • пр-ип равноправия обозначает законодательное утверждение рав-ва всех граждан вне завис-и от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого пол-ия; • пр-ип единства прав и обяз-ей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обяз-тей, иными словами, не может быть прав без обяз-тей, а обяз-тей без прав. Отраслевые пр-ипы предс-ют собой исходные начала, которые дей-ют в рамках какой-либо одной от-ли пр-а и отражают ее специфику. Межотраслевые пр-ипы представляют собой исходные начала, которые характ-ют общность и специфику нескольких смежных отраслей пр-а и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей пр-а: Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы