Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ВЛАСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
До появления государства человечество прошло ряд этапов в своем развитии. Сначала человек мало чем отличался от животного. Являясь физически достаточно слабым существом, человек должен был либо погибнуть, либо с помощью более быстрого развития нервной и мозговой системы найти средства к спасению. Физически первым шагом в этом направлении было «выпрямление» человека, освобождение его верхних конечностей для определенной деятельности (защита себя и нападение на других, добывание пищи); появление возможности использовать подсобные материалы (палка, камень). Одним из важнейших событий в развитии человека был переход от стадного существования к объединению по кровнородственному признаку — появление рода. В результате многообразных отношений между индивидами постепенно рождаются и становятся самой отличительной чертой человеческого общества социальные связи, возникают определенные организационные методы воздействия на поведение людей, появляются зачаток такого важнейшего инструмента, как власть, и обязательные для всех правила поведения. Таким образом, образование общества предшествует государственной организации его жизни. Можно назвать основные элементы, из которых складывается понятие общества: 1) совокупность индивидов, обладающих волей и сознанием; 2) общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер; 3) взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов; 4) регулирование общественных интересов общеобязательными правилами поведения; 5) наличие организованной силы (власти), способной обеспечить внутренний порядок и внешнюю безопасность; 6) способность и возможность самообновления и совершенствования общества; 7) наличие территории проживания. Естественно, что эти признаки сформировались не сразу, потребовались тысячелетия; их развитие не остановилось и в современный период, что является показателем жизнеспособности общества. Суммируя вышеизложенное, можно сформулировать понятие «общество» как исторически сформировавшуюся общность людей, объединенных общими потребностями, интересами и территорией. Первобытное общество (строй) было самым длительным этапом развития человечества и охватывало период более 2 млн лет. В его истории выделяют следующие этапы: ранний (стадия становления, эпоха праобщин), средний (стадия зрелости, эпоха родовой общины) и поздний (стадия стратификации первобытного общества, формирования надобщинных структур или эпоха «вождества»). Экономика первобытного общества имела присваивающий характер. Все, что первобытные люди добывали, складывалось в общий «котел» (рецепроктность), а потом делилось поровну между всеми членами рода (редистрибуция). Общество было эгалитарным — все члены его были равны. Основой социальной структуры являлась родовая община. Крайне медленно, но неуклонно совершенствовались орудия и организация труда. В период существования первобытного общества развитие человечества шло по трем основным направлениям: 1) формирование человека как биосоциального существа; 2) развитие брачно-семейных отношений, в частности переход от эндогамии к экзогамии; 3) переход от присваивающей экономики к производящей, т.е. от присвоения готовых продуктов природы (собирательство, охота, рыболовство) к их производству (земледелие, ремесло, скотоводство). Первая ступень развития общества — первобытное общество имеет два основных признака: наличие потестарной власти и существование мононорм. Особенностями власти в догосударственный период были (рис. 2.1): 1) базирование на кровных связях (основная организация общества — род или родовая община, т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда); 2) непосредственно общественный характер, власть строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (совпадение субъекта власти и объекта власти в лице общины); 3) опора на авторитет, уважение, традиции членов рода (старейшины); 4) осуществление как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, военачальниками, вождями).
Рис. 2.1. Характерные черты властных отношений в догосударственных формах общества
Другим признаком развития первобытного общества было наличие мононорм (социальных норм), которые обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода. Эти нормы регулировали определенные способы добывания пищи и брачно-семейные отношения. Мононормы характеризовались синкретично-стью, т.е. не отделяли прав от обязанностей, права индивида сливались с его обязанностями. Формами выражения социальных норм первобытного общества выступали обычаи, традиции, ритуалы, обряды и мифы, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях. Содержание мононормы составляли различного рода табу — запреты совершать определенные действия, тотемы — обязанности сохранять определенные виды животных и регламенты — определенные дозволения. Социальные нормы в первобытном обществе выполнялись добровольно в силу привычки, подражания и понимания их полезности. К нарушителям применялись потестарные санкции, самой суровой из которых было изгнание из общины (остракизм), что приводило к гибели отвергнутого племенем. Основными функциями и признаками мононорм были: 1) регулятивная — регулировали отношения между людьми; 2) реализовывались в виде обычаев (исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени); 3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения; 4) обеспечивались, в основном, силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода); 5) в качестве ведущего способа регулирования применяли систему табу как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали; 6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества (человек являлся частью природы); 7) выражали интересы всех членов рода и племени. Таким образом: 1) в условиях первобытного строя общество существовало, но государства еще не было; 2) в основе жизни общества лежала общественная собственность на средства производства, а распределение продуктов труда осуществлялось на началах равенства; 3) в управлении человеческим сообществом участвовали все взрослые члены рода, т.е. налицо было общественное самоуправление (субъект и объект власти здесь совпадали); 4) основу общественной организации составляли род, племя, представлявшие собой не территориальный союз, а родственные, нравственные, экономические, религиозные связи; 5) власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях; 6) органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники и т.п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности общества; специального аппарата управления еще не было; 7) отношения регулировались главным образом обычаями, обеспечивались силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушение) и принуждения (изгнание из рода); 8) ведущим способом регулирования был запрет (система табу), так как отсутствовали права и обязанности. Переходу человечества от присваивающей экономики к производящей способствовала неолитическая революция (неолит — новый каменный), когда возникли более совершенные орудия труда, произошли три важнейших разделения труда, возникли ремесла, появились торговля, частная собственность, произошло расслоение общества, в результате возникли государство и право. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1281; Нарушение авторского права страницы