Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные пути происхождения государства.
Выделяют следующие пути возникновения государства: 1) восточный (азиатский); 2) западный (европейский) 1. Восточный (азиатский) вариант возник новения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, ис полнявшая общественные должности, плавно трансформи ровалась в государственные органы (государственно-чинов ничий аппарат), а общественная (коллективная) собствен ность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значе ния. Восточные государства заметно отличались друг от дру га, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничь им аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь, по сути, не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государ ство одновременно и эксплуатировало сельских общинни ков, и управляло ими, т.е. само государство выступало орга низатором производства. 2. Европейский - По другому историческому пути шел процесс возник новения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслое ние общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее "чистом" виде этот процесс прохо дил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государ ства большое влияние оказала длительная борьба двух груп пировок свободных членов родоплеменного общества — пат рициев и плебеев. В результате побед последних в нем ут вердились демократические порядки: равноправие всех сво бодных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н. э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины. По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарож далось феодальное государство (это относится прежде все го к Германии и России). Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает пред шествующий феодализму длительный период, в ходе кото рого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но кре стьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а госу дарство — профеодальным.
Теории происхождения государства.Теории происхождения государства: 1) теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве; 2) патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил– мер, Н. К. Михайловский; 3) договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев; 4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов; 5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский; 6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально– экономических причин. Представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов; 7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – А. Галлер; 8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Г. Спенсер, Рене Вормс, П. И. Прейс; 9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель.
Сущность и социальное назначение государстваСоциальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества Примен ительно к государству, определить его сущность – значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает. Сущность государства – является инструментом общества. Следовательно, сущность государства носит двоякий характер при котором одна сторона – общесоциальная, другая - классово-групповая. Говорить о сущности, значит говорить о сочетании этих двух сторон.
Типология государств.Тип государства – взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, образующие систему их важнейших свойств и критериев, порождаемых соответствующей исторической эпохой. Подходы к типологии государств: 1) формационный, при котором под типом государства понимается система сущностных признаков, характерных для государств определенной общественно– экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения; 2) цивилизационный, согласно которому каждому историческому отрезку времени соответствует определенная цивилизация, в которой тип государства определяется на основе духовных признаков, которые могут блокировать или поощрять развитие государства. Для определения типа государства при таком подходе учитываются: 1) соответствие государства определенной общественно– экономической формации, типу производственных отношений; 2) класс, инструментом политической власти которого является государство; 3) социальное назначение государства. Типы государств по формационному подходу: 1) рабовладельческий; 2) феодальный; 3) буржуазный; 4) социалистический. Согласно формационному подходу при смене экономических формаций происходит переход от одного исторического типа государства к другому, который является более новым. Достоинства формационного подхода: 1) продуктивность деления государств на основе социально– экономических факторов; 2) объяснение поэтапности, естественно– исторического характера развития государства. Недостатки: 1) односторонность, формализм; 2) недооценка духовных факторов. Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков (А. Тойнби). В зависимости от признаков выделяют египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую и иные цивилизации. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 972; Нарушение авторского права страницы