Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предмет и методология теории государства и права.



Предмет и методология теории государства и права.

Предметом теории государства и права является изучение закономерностей возникновения, развития и смены государственно-правовых явлений.

В содержание предмета теории государства и права входят такие основные вопросы, как: происхождение государства и права; сущность и типы государства; функции государства; формы государства (форма правления, форма государ­ственного устройства, политический режим); государственные органы; государство и политическая система общества; право в системе социальных норм; нормы и источники права; система права; правоотношения; толкование и применение права; механизм правового регулирования; правонарушение и юридическая ответственность; законность и правопорядок; иные вопросы, касающиеся государства и права и основных понятий юриспруденции.

Методология теории государства и права

Понятие методологии теории государства и права

Методология представляет собой систему научных методов, набор способов и приемов исследовательской деятельности по рас­крытию сущности предмета, явлений действительности. С ее помощью постигается сущность государственно-правовых явле­ний.

Метод тесно связан с содержанием науки, хотя они и не тождественны, с теорией, ибо без теории он беспредметен, а теория без метода лишается предмета исследования. Су­ществует тесная связь теории и практики, опытная проверка истинности знаний. Практика довольно часто выступает как критерий истины.

Метод особенно важен для теории государства и права, так как его используют и отраслевые юридические науки, ибо теория государства и права является методологической основой для других юридических наук.

Научную методологию государства и права можно пред­ставить как обусловленную философским миросозерцанием совокупность определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования государственно-правовых явлений.

Методами теории государства и права (как и лю­бой другой науки) называется совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки. При изучении теории государства и права используют­ся как общефи­лософские принципы познания, так и общие, специфичес­кие ичастные способы, приемы познания государственно-правовых отношений. При изучении теории государства и права используются разнообразные методы, в число которых входят универсальные методы познания: восхождения от абстрактного к кон­кретному, единство и взаимосвязь исторического и логического и др. Философские, мировоззренческие подходы связаны с использованием рационального и эмпи­рического в познании. Первый связан с развитием понятий­ного аппарата, второй с наблюдением и экспериментом.

Общенаучные методы исследования государства и права

Наиболее распространенными всеобщими метода­ми исследования являются:

= метафизика;

= диалектика.

При метафизическом методе государство и право вос­принимаются как вечные и неизменные институты, которые существовали, су­ществуют и будут существовать независимо от воли человека.

При диалектическом методе государство и право рас­сматриваются в их развитии.

Разновидностями диалектики являются:

- идеализм (объективный и субъективный);

- материалистическая диалектика.

Идеалистическая диалектика может выступать в виде объективного или субъективного идеализма.

Объектив­ный идеализм связывает причины возникновения и фун­кционирования государства и права с божественной силой либо Мировым или объективным разумом, субъективный идеа­лизм - с сознанием человека, с волей людей.

Материалистическая диалектика рассматривает госу­дарство и право в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями. С точки зрения материалистической диалектики госу­дарство и право возникли в результате социально-эко­номических процессов в обществе - разделения труда, появления частной собственности и классов. В советскую эпоху метод материалистической диалектики был основ­ным при исследовании государства и права.

С точки зрения ряда ученых, включая стоящих на марк­систских позициях, основополагающее значение имеет ме­тод диалектики. Диалектика — учение о наиболее общих, закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания. Абсолютизация этого метода снижала его цен­ность. Во многих науках используются достижения диалек­тики в таких ее категориях, как качество и количество, форма и содержание, сущность и явление, анализ и синтез, и др.

Основными общими методами изучения являются:

♦ анализ;

♦ синтез;

♦ системный подход;

♦ функциональный подход.

Анализ - разделение сложного теоретического мате­риала о государстве и праве на части и исследование его по частям.

Синтез - изучение государственно-правовых вопросов путем их объединения и рассмотрения как одного целого.

Системный подход - восприятие изучаемого материала как единой системы, выявление и изучение всевозможных связей в исследуемой системе.

Функциональный подход - определение функций раз­личных государственно-правовых явлений, механизмов их взаимовлияния.

Специальные (особенные) и частные методы познания

Общие методы не могут раскрыть особенности государственно-правовых явлений. Наряду с ними используются и специальные методы исследования. К ним следует отнести: сравнительно-правовой метод, т.е. сопоставление разных государственно-правовых систем в разных обществах и ус­ловиях.

Конкретно-социологический — учет социальных факторов. Используются наблюдение, анкетирование, интервьюирова­ние, эксперимент и т.п.

Формально-логический (догматический) - используется при изучении нормативных сторон правовых систем, дает при­емы толкования правовых норм и формального анализа дей­ствующего законодательства. Формализм — неотъемлемое свойство права.

Системно-структурный - изучает государство и право как комплексный институт и процесс.

Метод правового моделирования, исходящий из идеи по­добия.

Метод, идущий отсинергетики, — науки о самопроизвольных, самоорганизующихся случайностных процессах.

Развитие науки и техники (ЭВМ, компьютеры и др.) привносит ряд частных специфи­ческих методов исследования.

Частнонаучныеметоды - это приемы, основанные на достижениях технических, естественных и гуманитар­ных наук.

К частнонаучным методам при изучении теории государства и права относятся:

-» математический;

-» формально-юридический;

-» сравнительно-правовой;

-» статистический;

-» конкретно-социологический;

-» кибернетический;

-» классификационный,

-» правовой аналогии и др.

Формально-юридический метод позволяет изучать и определять основные юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию по­нятий, толковать содержание правовых норм и их смысла и т. д.

При сравнительно-правовом методепроисходит сопос­тавление нормативно-правовых актов, пра­вовых систем в целом, определение общих закономерно­стей. Он позволяет сопоставить общие и особенные свойства правовых систем или их отдельных элементов (законов, юридической практики и т. п.).

Статистический метод используется при исследовании государственно-правовых вопросов с точки зрения коли­чественных показателей на основе статистической ин­формации. Использование статистического анализа позволяет исследовать коли­чественные показатели того или иного государственно-правового явления.

Конкретно-социологический метод осуществляет выяс­нение мнения общества по вопросам государства и права ипозво­ляет с помощью специальных приемов (анкетирования, интервьюирования, наблюдения, тестирование, телефонные опро­сы и др.) получать данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере.

Кибернетический метод производит изучение государ­ства и права с использованием современных технических достижений: математические модели, алгоритмы, компь­ютерные программы и т. д.

Данные методы не являются исчерпывающими при ис­следовании теории государства и права.

Существенное влияние государства и права на вес стороны общественной жизни вызывает необходимость изучения данного явления многими гуманитарными науками (философией, политологией, экономической теорией и т. д.). Однако для названных наук это исследование не является основным. Так, философия, анализируя закономерности развития природы, общества и человеческого мышления, определяет место и роль государственно-правовых явлений в общем историческом процессе. Экономическая теория исследует влияние этих явлений на сферу экономики, так как стихийно развивающаяся экономика может принести обществу величайший вред. Политология изучает влияние государства и права на политическую среду и т.п.

Между гуманитарными науками и теорией государства и права существуют не только прямые, но и обратные связи, при которых теория пользуется достижениями этих наук. Она включает в свой научный арсенал возможности философских категорий, знание общественных, экономических и политических закономерностей, а также социально-психологических закономерностей поведения человека. В свою очередь, теория государства и права становится своеобразной математикой для гуманитарных наук. С помощью точных конструкций она передает свои выводы о закономерностях развития государственно- правовых явлений для использования другими гуманитарными науками.

Юридические науки — часть гуманитарных наук, поскольку государство и право выступают социальными институтами. В свою очередь, юридические науки можно подразделить на следующие виды:

теория государства и права;

историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений);

отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное, уголовное, финансовое, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное и другое право);

По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая. Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, юридическую ответственность и т. д.). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции.

Отраслевые юридические науки (уголовное, гражданское, трудовое право и т. п.) имеют предмет исследования, ограниченный во времени (только действующее законодательство) и в пространстве (только определенная разновидность регулируемых отношений), и изучают специфические закономерности отдельных, конкретных государственно-правовых явлений. Теория же, обобщая отраслевые юридические знания и устанавливая системные связи между юридическими явлениями и процессами, определяет общие закономерности их развития, а на этой основе вырабатывает логически завершенную систему базовых категорий, аккумулирующих новые знания о природе этих явлений (теория правонарушения создана на основе системного исследования преступлений, гражданско-правовых деликтов, административных и дисциплинарных проступков и т. д.).

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

Только 40-30 тыс. лет назад возник человек современного типа – homo sapiens – “человек разумный”, он перестал физически меняться, а вместо этого сначала очень медленно, а потом все стремительнее начинает изменяться общество. Люди научились создавать не примитивные, а более совершенные орудия труда из камня, добывать огонь и строить примитивные жилища. Одновременно возникли и более устойчивые формы человеческого общежития – первобытные родовые общины. На роды распалось, развившись и тем исторически исчерпав себя, первобытное стадо. Все члены рода связаны трудовыми функциями и общей задачей сохранения рода.

Организационно род представлял собой объединение людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты производства, а не на общности занимаемой территории. Роды могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась. Несколько родов объединялись во фратрии, которые, в свою очередь, объединялись в племена, нередко объединявшиеся в союзы. Такой союз также характеризуется не как территориальный, а как кровнородственный.

Хозяйство родового строя было добывающим (присваивающим), т.е. получающим готовый продукт от дикой природы путем охоты, собирательства плодов, рыбной ловли. Полученный продукт составлял общую собственность рода (принцип реци-проктности) и делился между всеми членами рода с учетом заслуг каждого (принцип редистрибуции). Прибавочного, избыточного продукта присваивающее хозяйство, как правило, не давало, обеспечивались лишь минимальные потребности родовой общины, хотя трудились все члены рода (и подростки! ), причем при максимальном напряжении объединенных усилий. На иных началах первобытное общество просто не смогло бы существовать и было бы обречено на вымирание. Это было общество экономически равных (но равных в бедности) людей, из чего проистекали равенство социального положения, единство интересов и сплоченность членов рода. Система экономических и социальных отношений родового строя в научной литературе охватывается понятием “первобытного коммунизма”. Изначально социально-экономические и управленческие и т.п. отношения, существуя внутри рода, были слиты с кровнородственным моноотношением. Его дифференциация – длительный исторический процесс ).

Коллективный труд, совместная собственность, общее потребление материальных благ и социальное единство внутри родовой общины порождали и соответствующие им формы организации социальной власти и управления. Такую власть и форму ее организации принято называть первобытной демократией, первобытным самоуправлением.

Высший орган власти – родовое собрание всех взрослых членов рода. Причем в управлении участвовали все взрослые члены рода, как мужчины, так и женщины. Наиболее важные вопросы, касающиеся всего рода, решались общим собранием его членов. Собрание выбирало и смещало старейшин, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения важных дел собирался совет старейшин, вождей. Власть старейшин и вождей базировалась исключительно на авторитете, на глубоком уважении старших членов рода, их опыте, мудрости, ловкости и храбрости охотников и воинов. Смещенные лица становились рядовыми членами рода, воинами, частными лицами и не видели в этом никакого умаления их достоинств. Старейшины и военачальники в процессе управления делами рода не получали какого-либо материального вознаграждения. Споры между членами общины разрешались теми, кого они касались. Принуждение было сравнительно редким и состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность. Крайней формой наказания являлось изгнание из общины, что означало верную смерть. В подавляющем большинстве случаев достаточно было простого осуждения сородичей, порицания старших, в особенности вождей, старейшин. Род давал своим членам защиту от внешних врагов как военной силой, так и глубоко укоренившимся обычаем кровной мести за сородича. Все эти функции общественной власти не требовали существования особого аппарата управления, выделенного из общества. Они осуществлялись самими членами рода. Не было и особого аппарата принуждения, ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие.

Итак, власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому власть была по своей природе непосредственно общественной, т.е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

Все это позволяет характеризовать общественную власть при родовом строе как первобытно-общинную демократию, не знавшую еще ни имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических форм. По современной этнографической терминологии, это была потестарная, а не политическая власть . Ее характерными чертами признают выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий и общественный характер.

Строгий порядок жизнедеятельности родовой общины обеспечивали обычаи. Первобытные обычаи коренились в глубокой древности, тысячелетиями передавались из поколения в поколение. Большую роль в формировании и поддержании обычаев играли религиозные, мистические представления первобытных людей. Обычаи включали в себя непререкаемые запреты (табу), ритуальные действия, а также устоявшиеся мифы, создающие образцы для подражания.

Соблюдение обычаев было прочной привычкой, органической потребностью каждого члена рода. Непререкаемость обычая опиралась на кровную связь и общность интересов членов родовой общины, равенства их положения, отсутствие между ними непримиримых противоречий.

Обычай – это исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате их многократного повторения. Обычаи выражали интересы всех членов общества и закрепляли их равенство между собой.

В обычаях родового строя еще невозможно вычленить традиционные, нравственные, религиозные или правовые нормы, как это имеет место в более развитых обществах. Обычаи носили синкретический (слитный) характер первоначальных императивов. В исторической науке и этнографии они получили название “мононормы”, где названы их специфические особенности. Во-первых, доминирование запретов. “Права” отдельных индивидов – это по большей части только “оборотная сторона” обязанностей индивидов перед коллективом. Так, обязанность не препятствовать доступу к добыче остальных членов коллектива оборачивалось для них и правом – правом каждого из них получать долю. Во-вторых, первичный характер запретов и входивших в их орбиту позитивных правил. С самого начала они выступали в виде непосредственного выражения коллективистских начал в жизни первобытного общества, средства “нейтрализации” опасности, которую представлял для общества зоологический индивидуализм. Их жесткость, твердость, непререкаемость в значительной мере объясняются жесткостью, твердостью, непререкаемостью самих требований жизнедеятельности первобытных людей, в том числе требований, имеющих в своей основе биологические предпосылки. В-третьих, предметность, определенность, казуистичность запретов, отсутствие в них обобщающих, интеллектуальных компонентов, сторон. Если табу потому и отличается от запрета, что охватывает известные духовно-идеологические моменты (представление о неотвратимой опасности при нарушении табу, чувство ужаса перед этим), то сам запрет крепко “привязан” к строго определенному предмету реального или воображаемого мира.

6.Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды.

Для того чтобы система законодательства оставалась именно системой (обладала необходимой и достаточной совокупностью элементов, была внутренне согласована, непротиворечива), нормально функционировала, а также совершенствовалась и развивалась, она нуждается в постоянном воздействии на нее специального процесса - систематизации.

Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.

Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между юридическими предписаниями и т. п.

Инкорпорация– это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке. Инкорпорацией могут заниматься как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную.

Официальнаяинкорпорация предполагает принятие унифицированных сборников и собраний, а также инкорпорированных актов теми органами, которые издали эти акты. Данная инкорпорация осуществляет подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специальными, уполномоченными на такую деятельность государственными органами.

Неофициальныесистематические собрания формируются различными ведомствами, научными и учебными заведениями, а также частными лицами без поручения и контроля правотворческого органа. Одним из видов систематизации является хронологическая систематизация документов по официальной дате их опубликования.

Предметная инкорпорация– это такой вид систематизации, который позволяет выделить действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорация является результатом глубокого изучения и анализа материала, который объединяют по отраслевому признаку.

2. Кодификация– это одна из разновидностей систематизации, осуществляющая деятельность по основательной (внешней и внутренней) переработке действующего законодательства через подготовку и принятие нового кодификационного акта, который приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту законодательным государственным органом.

Существуют следующие виды кодификации:

– всеобщая кодификация (формирование сводных кодифицированных актов по главным отраслям законодательства;

– отраслевая кодификация (систематизация норм права по какой-либо отрасли или подотрасли права);

– специальная кодификация, соединяющая нормы права института или группы институтов права.

3. Консолидация– это систематизация нормативных актов, которая создается путем устранения и преобразования нормативных актов, их унификации и создания законодательства крупных однородных блоков как важного промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.

Таким образом, все виды систематизации – это процедуры по обработке, а также упорядочению законодательства, его улучшению, устранению противоречий, несогласованностей. Это также обоснованная, необходимая и определенная деятельность уполномоченных лиц и органов, через которую осуществляется упорядочение законодательства в целях использования и применения ее на практике.

Вместе с тем вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наука дают все новые знания о причинах его происхождения. В различных теориях причинами возникновения государства выступают: в теологической — божественная сила; в договорной — сила разума, сознания; в психологической — факторы психики человека; в органической — биологические факторы; в материалистической — социально-экономические факторы; в теории насилия — военно-политические факторы и т. д.

Следует иметь в виду конкретно-историческую специфику и различный удельный вес влияния этих причин на формирование государств у отдельных народов, обусловливающих их типологические и иные особенности.

Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Формированию Афинского государства предшествовало образование целой серии городов-государств. Эти города имели четкую социальную и имущественную дифференциацию населения. Они обеспечивали политическое, административно-хозяйственное и религиозное управление не только городской общиной, но и прилегающим сельским населением с помошью специализирующихся на этой деятельности людей.

Закон- это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

К признакам закона относятся следующие:

- он принимается только органом законодательной власти или референдумом;

- порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ;

- в идеале он должен выражать волю и интересы народа;

- он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

- он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Виды законов по их юридической силе:

1) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т.п.);

3) федеральные законы - акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, Семейный кодекс РФ и др.);

4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

- субъектам законотворчества (принятые народом в результате референдума или законодательным органом);

- предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

- сроку действия (постоянные законы и временные);

- характеру (текущие и чрезвычайные);

- сферам действия (общефедеральные и региональные);

- содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические ит.п.);

- степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);

- значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

- объему регулирования (общие и специальные).

9.Теория происхождения государства: содержание и познавательная ценность.

Существует множество теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. В гносеологическом плане наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства.

В основе данных концепций лежат представления о божественном (сверхъестественном) происхождении государства, общей системы власти, правил общественного поведения. Основной характеристикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Подобные представления появились во время формирования первобытных человеческих сообществ и просуществовали до периода средневековья.

Древнегреческая теория

Согласно Платону государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских богов. Они поделили между собой по жребию все страны земли. При этом Аттика (территория древних Афин) досталась Афине и Гефесту, а остров Атлантида – Посейдону.

Древнеиндийская теория

Древнекитайская теория

Теологическая теория

Получила распространение в 13 веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления как Божественной воли, так и воли человеческой. Государственная власть по способу же приобретения и использования может быть богопротивной и тиранической в этом случае она попускается Богом.

Сходные мысли о Божественном первоисточнике государственной власти в ХХ в. развивал Жак Маритен. Также и многие другие современные приверженцы теологических естественно-правовых учений (А. Ауэр, Э. Вольф, X.Домбоис, Ф. Харст и др.) в конечном счёте именно в Боге (Его Разуме, Воле, Творении и т. д.) сопряжённым с волей, разумом и творчеством человека видят исходное основание и источник права и государства. В настоящее время данная концепция представляет официальную доктрину государства Ватикана.

Патерналистская теория

В основе данных концепций лежат представления о государстве как о живом организме, продукте социальной эволюции (по аналогии с эволюцией биологической) в котором более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства.

Теория Огюста Конта

Теория Герберта Спенсера

Спенсер трактует государство как часть природы, которое развивается подобно зародышу животного, причем во всей истории человеческой цивилизации естественно-животное начало доминирует над началом социальным (и политическим).

Представители органической школы в социологии (А. Шеффле в Германии, Р. Вормс во Франции, П. Ф. Лилиенфельд в России и др.) пошли значительно дальше своих предшественников в биологизации социальных и политических явлений.

В основе данных концепций лежат естественно-правовые представления о договорном происхождении государства. Согласно Эпикуру– «справедливость, происходящая от природы, – есть договор о полезном – с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда».

Теория Гуго Гроция

Теория Томаса Гоббса

Догосударственное (естественное) состояние Гоббс изображает как «состояние войны всех против всех». В естественном состоянии, где нет общей власти, закона и справедливости, каждый имеет право на все – в этом и состоят его естественное право и свобода.

Теория Джона Локка

Либеральная концепция договорного происхождения и назначения государства, согласно которой целью общественного договора об учреждении государства является обеспечение неотчуждаемого (и в условиях государственной жизни) естественного права каждого на его собственность, то есть его жизнь, свободу и имущество.

Теория Жан-Жака Руссо

Теория Евгения Дюринга

Насилие (внутреннее насилие) одной части первобытного общества над другой, по Дюрингу, – это тот первичный фактор, который порождает политический строй (государство). В результате такого насильственного порабощения одних другими возникают также собственность и классы.

Теория Людвига Гумпловича

Государство возникает вследствие стремления людей (стада, сообщества) к расширению своего влияния и могущества, к увеличению своего благополучия, это ведет к войнам, и как следствие к появлению государственного устройства, а также к появлению имущественного и социального расслоения населения.

Теория Карла Каутского

Государство возникает как аппарат принуждения завоевателей (победившего племени) над побежденными. И уже в рамках насильственно объединённой общности победителей и побежденных из победившего племени формируется господствующий класс, а из побежденного племени – класс эксплуатируемых.

В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства в связи со свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться.

Теория Т. Д. Баштима

Вся история человечества, включая переход от первобытного состояния к государственному и дальнейшее развитие социальных и политико-правовых институтов, определяется такими первичными факторами, как открытие (изобретение) и подражание.

Теория Николая Коркунова

Основой всего права является индивидуальное сознание, следовательно право как разграничение интересов и общественный порядок выражает, не объективно данное подчинение личности обществу, а субъективное представление самой личности о должном порядке общественных отношений.

Теория Льва Петражицкого

Право сводится им к правовым эмоциям императивно-атрибутивного характера. Императивность правовых эмоций раскрывается при этом как состояние связанности воли индивида, переживаемое в виде авторитетного понукания и давления в сторону определённого поведения.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 3965; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.072 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь