Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Правовой статус личности: понятие и структура. В структуре правового статуса личности выделяют такие элементы



Правовой статус – есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальныe роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса.

В структуре правового статуса личности выделяют такие элементы, как:

- права и обязанности;

- законные интересы;

- правосубъектность;

- гражданство;

- юридическая ответственность;

- правовые принципы и т.д.

(Виды правового статуса: )

Общий - это статус лица как гражданина государства, закрепленный в конституции. Он не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому.

Общий правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, отличий, специфики. Поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений в которые они вступают, других ситуаций.

Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций. Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством.

Индивидуальный статус отражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, трудовой стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности. Твердое знание каждым своего личного статуса, своих прав и обязанностей – признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.

31.Социальное государство.
Социа́ льное госуда́ рство— политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 году Лоренц фон Штейн. Он включил в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти». Государство, согласно Штейну, обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве.

Признаки социального государства

Высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников;

Социально ориентированная структура экономики;

Формирование гражданского общества;

Разработка государством разнообразных социальных программ;

Развитое социальное законодательство;

Утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;

Социальная ответственность перед гражданами.

Функции социального государства

Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);

Охрана труда и здоровья людей;

Поддержка семьи, материнства, детства;

Устранение социального неравенства путем перераспределения доходов;

Поощрение благотворительной деятельности;

Финансовая поддержка образовательных и культурных программ;

Борьба с безработицей.

Социальное государство в России

С 1993 года Россия официально провозглашена социальным государством (Конституция Российской Федерации, глава 1, статья 7].

Задача социального государства — обеспечить своим гражданам следующие условия:

a.каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум;

b.каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;

c.нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким-либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.
32.Правовое государство и гражданское общество.
Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Принципы правового государства:

1) создание законодательной системы, соответствующей объективности права;

2) закрепление в законодательстве широкого комплекса естественных неотчуждаемых и демократических прав человека, их обеспечение реальными материальными и иными гарантиями, надежной защитой от каких-либо посягательств;

3) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную: ветви власти должны быть независимы друг от друга и должны действовать в соответствии с конституционно закре-пленными полномочиями;

4) верховенство закона, на основе и во исполнение которого создаются и реализуются все подзаконные акты;

5) при федеративном устройстве государства демократическое распределение компетенции между субъектами федерации. Понятие «правовое государство» предусматривает не столько подчинение государственной власти надконституционным нормам, сколько ограничение ее всемогущества в интересах гарантирования прав отдельного индивида перед лицом государства. Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права. Праву принадлежит приоритет перед государством.

В правовом государстве четко и точно определены формы, пути и механизмы деятельности государства, пределы свободы граждан, гарантируемые правом.

Общие требования, которым должно отвечать правовое государство:

соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономи-ческого развития и морально-психологической ситуации в обществе;

ограниченное вплетение законодательства в контекст практического процесса решения насущных проблем;

строгое соответствие текущего законодательства конституционному;

практическое обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным нормативным актам;

диалектическое сочетание стабильности и динамизма законодательства;

наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом процессе;

учет общественного мнения;

наличие совершенного юридического механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях аналитической, государственной, социальной структуры;

высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан.

Итак, правовое государство обеспечивает:

1) верховенство права и закона;

2) максимальную гарантию прав и свобод человека;

3) равенство всех перед законом и судом.

Эффективное функционирование правового государства предполагает наличие у него равноправного партнера, каким выступает гражданское общество. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

Гражданское общество не изобретение нашего времени. Идеи о гражданском обществе существовали и в Древней Греции, и в Древнем Риме. Но лишь в XVII в. английский философ

Т. Гоббс в своих трудах «О гражданине» и «Левиафан» изложил цельную концепцию гражданского общества, возникающего в процессе перехода от состояния первозданных, необузданных страстей к культурному обществу, в котором царят порядок и мир. В дальнейшем идея гражданского общества разрабатывалась Дж. Локком, Ж. -Ж. Руссо, И. Кантом и другими мыслителями.

Структура гражданского общества

Политические партии, лоббистские организации (комитеты, комиссии и советы), создаваемые при законодательных и правительственных органах;

общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.);

союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды;

научные и культурные организации, спортивные общества;

муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы;

независимые средства массовой информации;

церковь;

семья

Важными факторами становления гражданского общества являются:

1) экономические – многоукладная экономика, разнообразие формы собственности, регулируемые рыночные отношения;

2) политические – децентрализация властных полномочий, разделение властей, политический плюрализм, доступ граждан к участию в государственных и общественных делах, верховенство закона и равенство всех перед ним;

3) духовные – отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения; свобода совести, цивилизованность.

Таким образом, гражданское общество – это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными), обеспечивающих условия жизнедеятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности, социальных групп вне деятельности государства.

Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества не представляется возможным построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создать наиболее рациональные формы человеческого общежития.

В развитых странах Запада сложился определенный механизм взаимодействия гражданского общества и правового государства. Он включает три основных элемента:

осуществление принципа разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную;

создание системы взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти;

функциональное представительство, т.е. развитие каналов связи между государством и обществом в виде различного рода консультационных комитетов и комиссий при государственных структурах, в которых участвуют представители групп и объединений по интересам.

Такой механизм сложился в результате длительной эволюции государства и гражданского общества.

Для успешного функционирования политической системы из возможных вариантов взаимосвязи государства и гражданского общества предпочтение следует отдать сочетанию сильного государства и эффективно функционирующего, уравновешивающего и дополняющего его гражданского общества. Преждевременное свертывание функций государства, искусственное упразднение их или неспособность эти функции осуществлять являются свидетельством слабости государства. А слишком большая независимость, неподконтрольность обществу – свидетельство слабости общества. Данная проблема особенно актуальна для нашей страны, ибо почти вся история России насыщена фактами насильственного отношения государства к народу.
33. Гарантии прав и свобод граждан

Основными правами и свободами личности считаются те, перечень и гарантии реализации которых указаны в Конституции РФ. Среди них выделяют права:

естественные, которыми человек обладает от рождения независимо от уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);

возникающие в связи с развитием государства и общества (например, политические права и свободы, которые в указанных условиях также возникают от рождения, а реализуются во времени по мере наступления определенных условий — так, реализация избирательного права возможна лишь при наступлении совершеннолетия).

Установленные Конституцией и другими нормативными актами права и свободы человека и гражданина подразделяются на личные, политические и социально-экономические. Кроме того, выделяются гарантии осуществления установленных прав и свобод и их защиты.

Основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения и неотделимы от человеческой личности. Установленные Конституцией права и свободы являются непосредственно действующими.

Все люди равны перед законом и судом. Равенство прав и свобод означает, что их наличие и объем не зависят от пола, расы, национальности, языка, имущественного положения, должности, места жительства и отношения к религии.

Государство гарантирует судебную защиту прав и свобод. Как известно, судебный способ защиты считается наиболее демократическим. Предусматривается право на получение квалифицированной юридической помощи. Установлена презумпция невиновности в совершении уголовных преступлений: обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана.

Наряду с правами Конституция России устанавливает некоторые важные обязанности граждан, в частности обязанность уплаты налогов и обязанность защиты Отечества.
34.Основные типы правопонимания в современной юридической науки.
Правопонимание является ключевым аспектом всей проблематики современной теории права. От того, какой

концепции права придерживается исследователь, на каких методологических позициях он стоит, зависят и его

дальнейшие теоретические построения, касаются ли они вопросов источников права или природы прав человека,

суверенитета народа или существования гражданского общества, системы права или правовой системы.

Общепринятым является то, что тип правопонимания- это определенный образ права, хар-мый совок-тью

наиболее общих теор. признаков права и наиболее общих признаков практического (ценностного) к нему

отношения.

Основное практическое и теоретическое значение правопонимания и права состоит не в том, что это одна из

форм отражения и выражения реально сущ-щих явлений, вещей (этот аспект смело можно назвать

второстепенным), а именно в том, что наше сознание - в данном случае в форме правосознания - не только

отражает объективный мир, но и во многом творит, создает его. Правовые явления как продукт сознания - это

результат нашей интерпретации, нашего субъективного понимания, и поэтому это всегда нечто неадекватное,

нетождественное и в этом смысле нечто новое в сравнении с «освоенными» сознанием реальными.

С точки зрения философского подхода правопонимания, имеет особое значение различие и

отождествление права и закона, это и обозначает принципиальное отличие между двумя противоположными

типами правопонимания, которое можно назвать соответственно юридическим и легистским.

Для юр. правопониманиявопрос «что такое право? » является подлинным, действительной проблемой. Для

лигистского же подхода такого вопроса не сущ-ет, для него право - это уже официально данное,

действующие, позитивное право

Сложилось несколько походов к пониманию права:

1. нормативный (узкое понимание права) - право - система регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от государства и контролируемых им - отождествление права и закона;

2. нравственный (философский; широкое понимание права) - право - идеологическое явление (идеи, принципы, идеалы), отражающие концепции справедливости, свободы человека и формального равенства людей (право

и закон могут не совпадать). Если нормы законодательства соответствуют естественной природе человека, не противоречат его естест. неотъемлемым правам, тогда они составляют право;

3. социологический (широкое понимание права) - право - не то, что задумано и записано законодателем, а то, что получилось в действительности, в практической деятельности (право не сводится к закону); право составляют правоотношения и складывающийся на их основе правопорядок. Законодатель не создает норму права, а закрепляет лишь то, что сложилось на практике;

4. психологический - право - не реальность, а комплекс переживаний человека, а права и обязанности существуют не реально, а в сознании того, кто в данную минуту переживает конкретные юридические чувства и мысли. Единственный источник права - индивидуальное сознание.

3 основных типа правопонимания:

• нормативный,

• нравственный (философский),

• социологический.

1. Нормативный подход (этатистский)(Шершеневич, Кельзон): право всегда явл. созданием гос-ва или

опосредовано гос-вом. Право - это совок-ть норм (правоповедение), устан-мых или санкц-мых гос-вом в форме

закона.

Нормат. правопонимание основывается на теории позитивного права, отождествляющего право и закон. Гос.

власть явл. источником права, чел. Имеет права в силу их закрепления в актах гос-ва, а не в силу своей природы,

след-но, только нормы законов выступают истинным правом.

Кельзон - «чистая теория права» - чистота юр. науки означает исключение из нее идеологических и ценностных

составляющих; основа - субъективный идеализм.

Шершеневич: гос-во - это единствен. источник права, он отождествляет гос-во с законом. Нормы конст. права не

могут иметь правового хар-ра, т.к. гос-во не может принуждать себя к их исполнению.

(+) данного подхода:

1) он фиксирует посредством норм права границы дозволенного и запрещенного поведения;

2) указывает на прямую связь права и гос-ва, его общеобязательность;

3) подчеркивает, что право обладает формальной определенность;

4) право - всегда принудитольно;

5) право - это волевой акт гос-ва. (-) данного подхода:

1) отрицаются естественные, неотъемлемые права человека;

2) создается иллюзия, что принятия закона достаточно для решения соц. проблем;

3) не раскрывается право «в действии»;

4) право отождествляется с формой его выражения - зак-вом.

2.Нравственный (философский) подход- естественно-правовой (в античности - Цицерон; Гроций, Локк,

Руссо) - основывается на теории естеств-го права.

Право - идеологическое явление, отражающее идеи справедливости, свободы человека и формального равенства

людей.

Нравств. подход пирзнает важнейшим началом права его духовное, идейное, нравственное начало, т.е.

представления людей о праве. Если нормы зак-ва соотв-ют ествественной природе чел., не противоречат естеств.

Неотъемлемым правам, то тогда они составляют право. Т.е. наряду с зак-вом, сущ-ет высшее, подлинное право

как идеал, отражающее справедливость, свободу и равенство в обществе. Поэтому право и закон могут не

совпадать.

Античность: право отождествлялось с разумными законами природы, которым должно подчиняться все живое.

Средние века: ест. право - воля Бога - право получило теологическое обоснование (Фома Аквинский).

17-18 в.: ест. право связывали с правами и свободами чел., как принадлежащими ему от природы (Гроций, Локк,

Руссо).

Новейшее время: естественное право - идеал, на который должно равняться позитивное право. Идеал -

соответствие совок-ти нравственных требований действующему в гос-ве праву (Чичерин, Соловьев).

(+) данного подхода:

1) стремится приблизить право к нравственному идеалу, право трактуется как безусловная ценность;

2) ест. право сущ-ет независимо от гос-ва, общества и сознания чел., т.е. это социальная реальность;

3) ест. право постоянно и неизменно, оно абсол. добро;

4) различает право и закон, не любой закон явл. правовым. (-) данного подхода:

1) расплывчатое представление о праве;

2) негативное отношение к закону;

3) возможность субъективной оценки гражданами, должн. лицами, … законов;

4) невозможность отделить право от морали.

3.Социологический подход- предопределила «школа свободного права» (Эрлих) - живое право народа,

основанное не на законе, а на свободном усмотрении судей. Право - административные акты, судебные решения,

приговоры, обычаи, правосознание судей, правоотношения и юридические нормы.

Право должно рассматриваться только в действии (в процессе применения). Нормотворчество – судьи. Под

правом в данной теории понимается совокупность правовых отношений, возникающих и существующих

независимо от норм, сложившийся в жизни социальный порядок, в конечном итоге – фактический образ

деятельности правительств, судов. Это приближает понимание права к реальной жизни, но теоретически

обосновывает административный и судебный произвол.

(+)данного подхода:

1) придается большое значение судебной и арбитражной практике, свободе судейского усмотрения, изучению

эффективности правовых норм и юридической практики;

(-) данного подхода:

1) есть опасность размывания понятия права, оно становится неопределенным;

2) возможность произвола со стороны судебных и административных органов, так как любые их действия будут признаваться правом;

3) игнорируется тот факт, что право ость не деятельность его субъектов, а регулятор их деятельности,

общественных отношений. Нельзя действия наделять свойствами регулятора.

В юридической науке социологический и философский подходы принято именовать широким пониманием права, а нормативный — узким.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.079 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь