Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Воззвание комитета «Общества времен года» в день восстания (12 мая 1839 г.)
К оружию, граждане! Пробил роковой час для угнетателей. Презренный тиран Тюильри потешается над тем, что народ мучительно страдает от голода. Но мера преступлений переполнилась, народ наконец будет отмщен. Францию предали, кровь наших задушенных братьев взывает к вам о мщении; пусть оно будет ужасно, так как оно пришло слишком поздно. Да погибнет наконец эксплуатация и да воцарится торжествующее равенство на обломках сверженной королевской власти и аристократии. Временное правительство выбрало военных вождей для руководства боем; эти вожди вышли из ваших рядов; следуйте за ними, они поведут к победе. Назначены: Огюст Бланки– главнокомандующим. Барбес, Март эн-Бернар, Киньо, Мейар, Петрэ – начальниками дивизий республиканской армии. Воспрянь, народ! И твои враги исчезнут, как пыль перед ураганом. Бей, уничтожай без жалости подлых сатрапов, добровольных соучастников тирании; протяни руку тем солдатам, которые, будучи выходцами из твоей среды, не обратят против тебя отцеубийственного оружия. Вперед! Да здравствует республика! Члены временного правительства: Барбес, Вуане д'Аржансон, Огюст Бланки, Ламеннэ, Мартэн-Бернар, Дюбоск, Лапонерэ. Париж, 12 мая 1839 г.
1.3. ПРУДОНИЗМ
П.-Ж. Прудон о собственности ...Должны ли мы... высказаться против собственности? ...Будучи прежде всего человеком свободы и индивидуальности, я не могу остановиться на одном простом констатировании эгоистичности принципа собственности... Я думаю, что собственность... нуждается в организации... Вместо того чтобы требовать полной отмены собственности... как это делают все основатели религиозных орденов и коммунистических сект, я... всегда протестовал против всех видов коммунизма и феодализма. ...Эту третью форму общества, синтез общности и собственности, мы называем свободой... Свобода вовсе не противоречит праву наследования и завещания; свобода только наблюдает, чтобы это право не нарушало равенства. Выбирайте, говорит она, между двумя наследствами, но не накопляйте их... Индивидуальное владение является необходимым условием социальной жизни... Свободная ассоциация, свобода, довольствующаяся охраной средств производства и равноценности обмениваемых продуктов, есть единственно справедливая, истинная и возможная форма общества... Высшая степень совершенства общества заключается в соединении порядка с анархией, т. е. безвластием.
П.-Ж. Прудон о слиянии рабочего класса и буржуазии
Возвышение рабочего класса не поведет за собою устранение буржуазии: рабочий класс не заменит буржуазию в ее политическом преобладании, привилегиях, собственности и правах, и буржуазия не станет на место рабочего класса. Теперешнее, весьма ясно обозначившееся различие между обоими классами – рабочим классом и буржуазией – не более как простой случай. Оба класса должны слиться и поглотить друг друга в высшем сознании... 1.4. УЧЕНИЕ ЛУИ БЛАНА Луи Блан о создании производственных ассоциаций и их роли в социальной революции У власти имеются судные палаты, которые будут вам грозить своими законами, трибуналы, которые будут вас ударять своими приговорами, солдаты, которые будут разить вас своими штыками. Так захватывайте же власть, если не хотите, чтобы она вас угнетала. Превратите ее в свое орудие, чтобы не натолкнуться на нее, как на препятствие… Как же по нашему мнению, можно организовать труд? Правительство должно рассматриваться как верховный регулятор производства, облеченный для выполнения своей задачи всей полнотой власти. Задача его должна состоять в том, чтобы использовать сущность конкуренции для ее уничтожения. Правительство должно заключить заем, который пойдет на создание общественных мастерских в наиболее важных отраслях национальной промышленности... Работать в общественных мастерских будут призваны все рабочие в нравственности которых можно быть уверенным, и капиталисты, чьи капиталы будут объединены для приобретения орудий производства… В первый год по учреждении общественных мастерских иерархия функций регулируется правительством. Совсем иначе в последующие годы. Так как рабочие со временем сами сделают оценку друг друга и все будут одинаково заинтересованы в успехе ассоциации, то и иерархия впредь будет основываться на избирательном принципе. Ежегодно будет подсчитываться чистый доход, распределяемый на три части: одна будет распределяться поровну между членами ассоциации, другая предназначается, во-первых, на содержание старых больных, увечных, во-вторых, на облегчение кризиса, который мог бы разразиться над другими отраслями промышленности, третья – на предоставление орудии труда тем, кто захочет войти в ассоциацию, благодаря чему последняя сможет бесконечно расширяться… В каждой основной отрасли промышленности будет общественная мастерская, конкурирующая с частной промышленностью. Долго ли будет длиться борьба? Нет, потому что общественная мастерская будет иметь перед любой частной промышленной мастерской то преимущество, которое есть результат общинного начала… 1.5. ИСТОКИ МАРКСИЗМА
Сен-Симон. «Письма женевского обитателя к современникам»
…Основателем этой религии будет человек, облаченный наибольшей властью; в награду за это он будет иметь право входа во все советы и председательствования в них. Он сохранит это право в течение всей своей жизни, а после смерти будет погребен в могиле Ньютона. Все люди будут работать; они все будут смотреть на себя, как на работников, прикрепленных к мастерской, работы которой имеют целью приблизить человеческий ум к моему божественному провидению. Главный совет Ньютона будет управлять всеми работами; он приложит все усилия к тому, чтобы хорошо уяснить следствия закона всемирного тяготения; это единственный закон, которому я подчинил вселенную. Все советы Ньютона будут соблюдать границу, отделяющую духовную власть от светской. Как только будут произведены выборы в главный совет и в советы отдельных частей, бич войны покинет Европу, чтобы никогда не возвращаться в нее...
Шарль Фурье. «Новый хозяйственный и социетарный мир»
…Действительно, я предполагаю какого-нибудь короля, который был бы раздосадован бесплодием философов и сказал бы себе: Посмотрим, смогу ли я с помощью здравого смысла достигнуть различных благ, от чего нас отделяют философские ученые споры, – предотвратить нищету, погасить государственные долги, подавить банкротство и биржевую игру, установить правдивость в торговле вместо обмана! Предположим, что этот король, не будучи одарен изобретательским умом, обладал бы только сильной волей, как тигр Махмуд, и решился бы произвести опыты, прежде всего опыт с применением принудительных методов за отсутствием истинной науки: сейчас видно будет, что это отчаянное решение привело бы уже к цели. Согласно этому плану, он высказался бы за то, чтобы принуждать к образованию экономических объединений, собрать весь бедный класс, все семейства без средств в казенных фермах, где им предоставляли бы при небольших затратах веселые и весьма производительные занятия" " в садах и на огородах, в хлевах и на разнообразных фабричных производствах по выбору. Можно было бы создавать эти фермы соразмерно десятой части деревенского населения, ибо в сельских местностях на тысячу семейств приходится сто и больше таких, которым не на что существовать. Названные фермы основывали бы в числе одной на четыреста семейств, с тем чтоб иметь возможность объединить в каждой по меньшей мере сорок семейств, составляющих двести человек. Это – число, необходимое для того, чтобы достигнуть трех целей: хороших и экономичных средств к жизни, разнообразных и выгодных работ, недорогого управления. Нуждающийся класс заставляли бы зачисляться на эти казенные фермы. Надо, как то видно было при введении широких колодок ободьев, силой заставить народ, строя цивилизации, делать добро г, после чего он благодарит тех, кто его понуждал.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 984; Нарушение авторского права страницы