Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА



ХРЕСТОМАТИЯ

по курсу " ПСИХОЛОГИЯ (общая, юридическая)"

СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

М.Г. Ярошевский ПСИХОЛОГИЯ В ХХ СТОЛЕТИИ

Ж. Годфруа ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ

Резюме

1. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена.

2. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к индивидууму, будь то " тень", обитающая в теле и покидающая его после смерти человека, или боги, которых считали ответственными за все действия людей.

3. Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни.

4. Философы средневековья, не располагая новыми данными, не смогли продвинуть вперед изучение психики. Лишь в ХYII веке благодаря теориям Декарта зарождается современная психология, в основе которой лежит представление о соотношении между нервной системой и поведением. Однако Декарт все еще полагал, что за действия человека ответственна душа.

5. Разделение между естественными науками и философией произошло в основном в ХYII веке. Эмпирическое направление привело к созданию научного метода и открыло возможность изучать факты путем наблюдений и экспериментов, исходя из гипотез, которые подлежат проверке.

6. В ХYIII веке психология тоже отделилась от философии, пытаясь заменить изучение " души" изучением сознания и процессов мышления.

7. Научная психология родилась, однако, лишь в конце ХIХ века в результате применения научного метода в лабораториях. В этом участвовали две школы, занимавшие видное место: структуралисты, пытавшиеся описать структуры, лежащие в основе сознания и функционалисты, изучавшие его адаптивную роль. Однако метод интроспекции, используемый, хотя и по-разному, обеими школами, все еще сильно страдает субъективизмом.

8. В начале ХХ века бихевиористы заявили, что если психология хочет стать настоящей наукой, то она должна опираться исключительно на поведенческие акты, доступные для объективного наблюдения, и на их связь с теми ситуациями, которые их вызывают. Согласно теории бихевиористов, поведение индивидуума в основном определяется средой и поэтому в принципе укладывается в схему S-R (стимул-реакция).

9. Биологический подход, которого придерживаются психофизиологи, ставит своей целью понять, как различные формы поведения связаны с функционированием нервной и гормональной систем. Что касается этологов и социобиологов, то они исследуют биологические основы природы человека, пытаясь объяснить его развитие как реализацию заложенной в него от рождения видоспецифической программы.

10. Когнитивный подход делает упор на то, что формирующиеся в мозгу человека знания и выводы идут дальше той простой информации, которую мозг получает из внешней среды или уже содержит в себе от рождения. Согласно гештальтистам, исходная запрограммированность определенных внутренних структур уже заранее ориентирует ряд перцептивных и когнитивных процессов, тогда как, по мнению конструктивистов, наследственно детерминированные интеллектуальные функции создают возможность для постепенного, шаг за шагом, построения интеллекта в результате активных воздействий индивидуума на среду.

Со своей стороны когнитивная психология пытается выяснить способы совершенствования мыслительных процессов и переработки информации.

11. В центре внимания психоаналитического и гуманистического подходов находится развитие личности. Если для психоаналитиков поведение человека детерминируется прошлым опытом, который был вытеснен в подсознание, то для гуманистического направления оно, напротив, ориентировано на самореализацию в соответствии с потенциальными возможностями каждого из нас.

12. Социально-психологический подход видит в индивидууме лишь общественное существо, находящееся в постоянном взаимодействии с другими, чем и определяется по большей части его поведение независимо от индивидуальных особенностей.

13. Каждый из этих различных подходов характеризуется собственным представлением о человеке, его происхождении и формировании. Это вызывало множество конфликтов между школами, но сейчас они постепенно затихают. По существу все больше и больше психологов избирают эклектический подход.

14. В процессе эволюции психологии предлагалось немало определений этой науки. В настоящее время ее определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых данных.

(Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х. Т.: Пер. с франц. - М: Мир, 1992, с. 93-95).

К.К. Платонов СОЗНАНИЕ

Сущность сознания

Подобно тому как " материя" является не только философской, но и физической категорией, так и " сознание" является не только философской, но и психологической категорией. Как физика, опираясь на философское понимание материи, изучает ее в системе своих понятий, так и психология исходя из философии сознания исследует его в системе своих категорий.

Для психологии сознания - это не особая форма отражения, добавляемая к описанным нами выше, не дополнительная " психическая функция", как считают некоторые психологи, а их обобщение, синтез, интеграл. Только в этом смысле сознание есть высшая форма отражения. Сознание существует лишь постольку, поскольку существуют и проявляются эти формы отражения, но не каждая в отдельности, а вместе. Доминирующее проявление той или иной формы отражения в их общем ансамбле может быть различно. Поэтому и состояния сознания различны, когда человек внимательно прислушивается, или когда он пишет стихи, или волевым усилием сдерживает боль. В. Джемс говорил о " потоке сознания"; и этот поток меняется, принимая ту или иную доминирующую в данный отрезок времени форму, становясь то более конкретным, то абстрактным, то предметно-действенным, то более пассивным или предельно активным.

Понятие " сознание" и " человеческая психика" по содержанию не тождественны. Объем первого уже второго; сознание это только субъективный компонент человеческой психики, в которую входит и объективизация сознания - деятельность.

Выше уже упоминалось, что с того момента, когда на основе физиологического отражения появилось психическое, возникло и субъективное, но субъективное это разное у различных видов животных. Субъективное в психике человека приняло по сравнению с психикой животных (в силу появления второй сигнальной системы действительности и, следовательно, понятий, мышления) форму идеального. Это человеческое субъективное и есть его сознание.

Сознание не существует вне человеческой психики. Более того, оно, как все субъективное, познается через психику, объективизирующуюся у животных в поведении, у человека в деятельности. <...>

Сознание, взятое как целое, имеет свою структуру, элементами которой являются отдельные акты сознания. Это как бы выделяемые по относительной самостоятельности отдельные срезы потока сознания. Имеет сознание и свои подструктуры, и общие свои качества.

Каждый акт сознания можно рассматривать как точку потока сознания. Ведь как уже было сказано, если внимание как психическое явление есть организация психики, то в каждом акте внимания можно выделить его субъективный компонент - организацию сознания. А раз так, то можно говорить и о переключении сознания, и о его распределении. Это - в норме. Психопатология и психиатрическая клиника демонстрируют случаи, когда сознание начинает течь как бы двумя одновременными параллельными потоками, но о них будет сказано несколько ниже.

Одной из подструктур сознания являются основные функции сознания - это те формы психического отражения (эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, воля и память), выше уже включенные в рассматриваемую систему психологических понятий.

Другая подструктура сознания определяет степень динамики или, напротив, константности актов сознания. Динамика сознания включает три формы, на которые мы уже указывали, как на три категории психических явлений, а именно психические процессы, состояния и свойства. В системе явлений и понятий сознания они определяются как процессы сознания, состояния сознания и свойства личности (поэтому личность - это человек как носитель сознания). Но сознание, как целое, не может быть сведено только к этим формам отражения и проявлениям динамики, оно имеет и другие качества, главными из которых являются: активность, константность, целостность и преемственность сознания.

Именно тот факт, что в структуру сознания входят психические явления всех трех форм (как процессы, состояния и свойства личности), обусловливает его и константность, и динамичность. Константность сознания определяется психическими состояниями и, в особенности, свойствами личности. Динамичность сознания обусловливается кратковременными и быстро меняющимися психическими процессами. Преемственность сознания, проявляющаяся в форме феномена " я", определяется долговременной памятью и, в свою очередь обусловливает ее специфическое значение в структуре сознания.

Выделение " я" из " не-я" - это первый акт появления индивидуального сознания в антропогенезе, повторяемый и в онтогенезе. Вначале это выделение своего тела, хорошо наблюдаемое у детей, сперва говорящих о своем теле, как о чужом: " Сережин животик", " Сережины ручки", а только потом " мой животик". Завершается этот процесс появлением и развитием самосознания как осознанием своей роли в обществе, о чем будет сказано ниже. <...>

Следует остановиться еще на одной поструктуре сознания, именно на различных уровнях ясности. Один из низших его уровней - спутанное сознание легко наблюдать в так называемом " просоночном" состоянии. Еще более низкий уровень сознания дают " подсознательные явления", явления приторможенного, редуцированного сознания. Ниже последнего лежат только патологические изменения сознания (бред, делирий, сопор и т.д.) и полная потеря сознания (обморок, наркоз). Все это снижение уровня ясного сознания, обычно свойственного человеку. Повышение его уровня отмечается при вдохновении, высшим уровнем которого является творческое озарение. <...>

Атрибуты сознания

Элементом потока сознания, как сказано выше, является акт сознания, неизменное по своей структуре и поэтому кратковременное его проявление. Акт сознания редко может быть либо только переживанием, либо только познанием, либо только отношением; чаще он включает эти три компонента, которые мы объединяем в подструктуру атрибутов сознания. Однако степень выраженности каждого их этих компонентов весьма различна. Потому каждый акт сознания можно образно рассматривать как точку в системе трех координат этих трех важнейших психологических категорий, говорящих о трех атрибутах сознания.

Атрибут - это неотъемлемое свойство чего-либо, без которого оно не может ни существовать, ни мыслиться. Неверно было бы думать, что и само это понятие и эти три атрибута сознания - переживание, познание и отношение должны рассматриваться только в гносеологии, а не в психологии. Немало неясностей в психологии проистекает потому, что отношения, например, рассматриваются только как свойства личности, без учета того, что они прежде всего атрибуты сознания. <...>

Подводя итог, можно дать следующую структуру индивидуального сознания, в которой ранее описанные поструктуры и их подструктуры расположены в иерархии от высших к более элементарны.

1-я подструктура - атрибуты сознания: отношение, познание, переживание.

2-я подструктура - уровни ясности сознания: творческое озарение, вдохновение, ясное сознание, спутанное сознание, неосознанные явления, патологические нарушения, потеря сознания.

3-я подструктура - динамики сознания: свойства личности, состояния сознания, процессы сознания.

4-я подструктура - функции сознания: память, воля, чувства, восприятия, мышление, ощущения, эмоции.

Самосознание - высшее выражение сознания у человека как члена общества, направленное на самого себя. Самосознание у человека может быть только как у члена общества. <...>

Структура самосознания, взятого как целое, аналогична общей структуре сознания. Здесь можно выделить и самопереживание, широко известное под термином самочувствие. Есть здесь и сложная гамма самоотношений. Б.М. Теплов, например, рассматривал его в качестве одного их компонентов характера. Третьим наиболее существенным компонентом самосознания является самопознание. <...>

Формы сознания

Долгое время психология уделяла внимание только индивидуальному сознанию - как сознанию конкретного (или абстрагированного) человеческого индивида. В предыдущих параграфах этой главы о нем говорил и я. Правда, в большинстве учебников психологии говорилось и о наличии такой его формы, как общественное сознание, которое не считалось, однако, объектом изучения психологии. Между тем, общественное сознание - это не только социальные явления, но и в значительной степени материализованные в деятельности и продуктах культуры. Оно является и обобщенным сознанием большого числа личностей. <...>

Сейчас внимание общественной (социальной) психологии привлечено к проблеме сознания малых групп, в особенности коллективов.

(Платонов К.К. О системе психологии. - М. " Мысль", 1972, с. 84-100)

А. Р. Лурия МОЗГ И ПСИХИКА

Нужен был коренной пересмотр как основных представлений о природе и строении " психических функций", так и основных представлений о формах работы человеческого мозга. Такой пересмотр был сделан благодаря успехам современной психологии, с одной стороны, и современной нейрофизиологии - с другой.

Сложные формы психической деятельности перестали понимать как данные от природы и далее неразложимые " способности"; вместо старого представления об основных " психических функциях", свойственных человеку и не претерпевающих существенных изменений в процессе развития человека, было выдвинуто положение, согласно которому все виды сознательной деятельности человека - это сложные функциональные системы, многие из которых социальны по своему происхождению, опосредствованы по своему строению и саморегулирующиеся по своим функциональным особенностям. <...>

Современная наука пришла к выводу, что мозг, как сложнейшая саморегулирующая система, состоит по крайней мере из трех основных устройств, или блоков. Один их них, включающий системы верхних отделов мозгового ствола, сетевидной, или ретикулярной формации, а также образования древней (медиальной и базальной) коры, дает возможность сохранить известное напряжение (тонус), необходимое для нормальной работы высших отделов коры головного мозга; второй (включающий задние отделы обоих полушарий, теменные, височные и затылочные отделы коры) - сложнейшее устройство - обеспечивает получение, переработку и хранение информации, поступающей через осязательные, слуховые и зрительные приборы. Наконец, третий блок, занимающий передние отделы полушарий и в первую очередь лобные доли мозга, обеспечивает программирование движений и действий, регуляцию протекающих активных процессов и сличение эффекта действий с исходными намерениями. Все эти блоки принимают участие в психической деятельности человека и в регуляции его поведения, однако тот вклад, который вносит каждый из этих блоков в поведение человека, глубоко различен, и поражения, нарушающие работу каждого из этих блоков, приводят к совершенно неодинаковым нарушениям психической деятельности. <...>

Та или иная форма психической деятельности может нарушаться при различных по локализации поражениях мозга, причем каждый раз нарушается вследствие устранения то одного, то другого фактора, иначе говоря, по-разному. Это означает, что, прослеживая шаг за шагом, как именно страдает та или иная форма поведения при различных по локализации поражениях мозга, мы можем полно описать, какие именно физиологические условия входят в состав и какую внутреннюю структуру она имеет. Можно привести много примеров, показывающих значение нейропсихологического исследования для анализа внутреннего состава таких психологических процессов, как восприятие и действие, речь и интеллектуальная деятельность. <...>

Многочисленными опытами над животными и клиническими наблюдениями на человеке было показано, что разрушение лобных долей мозга приводит к прекращению программирования действия намерением и выполнение двигательного акта замещается инертными стереотипами, нацело потерявшими свой соотнесенный с целью осмысленный характер. Если присоединить к этому факт, что после массивного поражения лобных долей как животные, так и люди лишаются возможности сличить эффект действия с исходным намерением и у них страдает тот аппарат " акцептора действия", который, по мнению ряда физиологов, является важнейшим звеном интегративной деятельности, тот урон, который наносится поведению разрушением этого аппарата, становится совершенно очевидным. Автор не может забыть письма, которое писала знаменитому советскому нейрохирургу Н. Н. Бурденко одна больная с поражением лобных долей мозга. " Дорогой профессор, - начиналось это письмо, - я хочу вам сказать, что я хочу вам сказать, что я хочу вам сказать..." и 4 листка писчей бумаги были заполнены инертным повторением этого стереотипа.

(Лурия А. Р. Мозг и психика, " Природа", 1970, 2, с. 20-29)

Д. Вулдридж МЕХАНИЗМЫ МОЗГА

Личность и речь

Лобные доли

На протяжении столетий ученые, философы и поэты приписывали лобным долям главную роль в умственном превосходстве человека над другими животными... Как нередко бывает в истории науки, существенный прогресс начался тогда, когда случайно обнаружились факты, совершенно несовместимые с общепринятыми представлениями.

Эти факты убедительно, хотя и неумышленно, продемонстрировал железнодорожный мастер по имени Финеас Гейдж.

ЛИЧНОСТЬ И ПСИХИКА

Установки и тенденции

Человек не изолированное, в себе замкнутое существо, которое жило бы и развивалось из самого себя. Он связан с окружающим его миром и нуждается в нем. Самое существование его как организма предполагает обмен веществ между ним и природой. Для поддержания своего существования человек нуждается в находящихся вне его веществах и продуктах. Для его продолжения в других, себе подобных, человек нуждается в другом человеке. В процессе исторического развития круг того, в чем человек нуждается, все расширяется. Эта объективная нужда, отражаясь в психике человека, испытывается им как потребность. Потребность - это, таким образом, испытываемая человеком нужда в чем-либо, лежащем вне его; в ней проявляется связь человека с окружающим миром и его зависимость от него.

Помимо предметов, необходимых для существования человека, в которых он испытывает потребность, без которых его существование или вообще, или на данном уровне невозможно, существуют еще и другие, наличие которых, не будучи объективно в строгом смысле необходимым и не испытываясь субъективно как потребность, представляет для человека интерес. Над потребностями и интересами возвышаются идеалы.

Испытываемая или осознаваемая человеком зависимость его от того, в чем он нуждается или в чем он заинтересован, что является для него потребностью, интересом, порождает направленность на соответствующий предмет. В отсутствие того, в чем у человека имеется потребность или заинтересованность, человек испытывает более или менее мучительное напряжение, тяготящее его беспокойство, от которого он, естественно, стремится освободиться. Отсюда зарождается сначала более или менее неопределенная, динамическая тенденция, которая выступает как стремление, когда уже сколько-нибудь отчетливо вырисовывается та точка, на которую она направлена.

По мере того как тенденции опредмечиваются, т.е. определяется предмет, на который они направляются, они осознаются и становятся все более сознательными мотивами деятельности, более или менее адекватно отражающими объективные движущие силы деятельности человека. Поскольку тенденция обычно вызывает деятельность, направленную на удовлетворение вызвавшей ее потребности или интереса, с ней обычно связываются намечающиеся, но заторможенные двигательные моменты, которые усиливают динамический, направленный характер тенденций.

Проблема направленности - это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами. Направленность включает два тесно между собой связанных момента;

а) предметного содержания, поскольку направленность - это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и

б) напряжения, которое при этом возникает. <...>

Динамические тенденции в конкретной форме выступили в современной психологии впервые - у Фрейда - в виде влечений. В бессознательном влечении не осознан объект, на которой оно направлено. Поэтому объект представляется несущественным во влечении, а самая направленность, выражающаяся во влечении, выступает как нечто, будто бы заложенное в индивиде самом по себе, в его организме и идущее изнутри, из его глубин. Так изображается природа динамических тенденций в учении о влечениях у Фрейда, и эта их трактовка сказалась на учении о динамических тенденциях в современном учении о мотивации.

Между тем уже направленность, выражающаяся во влечениях, фактически порождается потребностью в чем-то, находящемся вне индивида. И всякая динамическая тенденция, выражая направленность человека, всегда заключает в себе более или менее осознанную связь индивида с чем-то, находящимся вне его, взаимоотношение внутреннего и внешнего.

Но в одних случаях, как это имеет место во влечениях, связанных с закрепленным в организме раздражителем, на передний план выступает все же линия, идущая изнутри, от внутреннего к внешнему; в других случаях, наоборот, это двусторонняя в конечном счете зависимость или соотношение устанавливается, направляясь сначала извне во внутрь. Так это происходит, когда общественно значимые цели и задачи, которые ставятся обществом перед индивидом и им принимаются, становятся личностно значимыми для него.

Общественно значимое, должное, закрепляясь в регулирующих общественную жизнь нормах права и нравственности, становясь и личностно значимым для человека, порождает в нем динамические тенденции иногда большой действенной силы, тенденции долженствования, отличные от первоначальных тенденций влечения по своему источнику и содержанию, но аналогичные с ними по динамическому эффекту. Должное в известном смысле противостоит тому, что непосредственно влечет, поскольку в качестве должного нечто приемлется не в силу того, что оно меня влечет, что мне этого непосредственно хочется. Но это не означает, что между ними непременно образуется антагонизм, что должному я подчиняюсь лишь как некоей внешней, идущей извне силе, принуждающей меня поступать вопреки моим влечениям и желаниям. Все дело в том, что должное не потому становится значимой для меня целью, что мне этого непосредственно хочется, а я потому этого хочу - иногда всем свои существом, до самых сокровенных глубин его, - что я осознал общественную значимость этой цели и ее осуществление стало моим кровным, личным делом, к которому меня влечет иногда с силой, превосходящей силу элементарных, только личностных влечений. В возможности такой обратимости этой зависимости между значимостью цели и влечением, стремлением, волей заключается самая специфическая и своеобразная черта направленности человека и тенденций, которые ее образуют. <...>

В отличие от интеллектуалистической психологии, все выводившей из идей, из представлений, мы выдвигаем, отводя ей определенное, отграниченное место, проблему тенденций, установок, потребностей и интересов, как многообразных проявлений направленности личности.

Однако мы при этом расходимся в ее разрешении с течениями современной зарубежной психологии, которые ищут источник мотивации лишь в недоступных сознанию темных " глубинах" тенденции, не меньше, если не больше, чем с интеллектуалистической психологией, которая эту проблему игнорировала.

Мотивы человеческой деятельности являются отражением более или менее адекватно преломленных в сознании объективных сил человеческого поведения. Самые потребности и интересы личности возникают и развиваются из изменяющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим его миром. Потребности и интересы человека поэтому историчны; они развиваются, изменяются, перестраиваются; развитие и перестройка уже имеющихся потребностей и интересов сочетаются с появлением, зарождением и развитием новых. Таким образом, направленность личности выражается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником многообразной и разносторонней деятельности. В процессе этой деятельности мотивы, из которых она исходит, изменяются, перестраиваются и обогащаются все новым содержанием.

(Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е - М.: Учпедгиз, 1946, с. 623-626)

Способности и одаренность

Основные понятия

При установлении основных понятий учения об одаренности наиболее удобно исходить из понятия " способность".

Три признака, как мне кажется, всегда заключаются в понятии " способность" при употреблении его в практически разумном контексте.

Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. В таком смысле слово " способность" употребляется основоположниками марксизма-ленинизма, когда они говорят; " От каждого по способностям".

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные способности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей.

В-третьих, понятие " способность" не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека. Нередко бывает, что педагог не удовлетворен работой ученика, хотя этот последний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его товарищей, успехи которых радуют того же самого педагога.

Свое недовольство педагог мотивирует тем, что ученик работает недостаточно; при хорошей работе ученик, " принимая во внимание его способности", мог бы иметь гораздо больше знаний. <...>

Когда выдвигают молодого работника на какую-либо организационную работу и мотивируют это выдвижение " хорошими организационными способностями", то, конечно, не думают при этом, что обладать " организационными способностями" - значит обладать " организационными навыками и умениями". Дело обстоит как раз наоборот: мотивируя выдвижение молодого и пока еще неопытного работника его " организационными способностями", предполагают, что, хотя он, может быть, и не имеет еще необходимых навыков и умений, благодаря своим способностям он сможет быстро и успешно приобрести эти умения и навыки.

Эти примеры показывают, что в жизни под способностями обычно имеют в виду такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков. <...>

Мы не можем понимать способности... как врожденные возможности индивида, потому что способности мы определили как " индивидуально-психологические особенности человека", а эти последние по самому существу дела не могут быть врожденными.

Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития.

Таким образом, отвергнув понимание способностей как врожденных особенностей человека, мы, однако, нисколько не отвергаем тем самым того факта, что в основе развития способностей в большинстве случаев лежат некоторые врожденные особенности, задатки.

Понятие " врожденный", выражаемое иногда и другими словами - " прирожденный", " природный", " данный от природы" и т.п., - очень часто в практическом анализе связывается со способностями. <...>

Важно лишь твердо установить, что во всех случаях мы разумеем врожденность не самих способностей, а лежащих в основе их развития задатков. Да едва ли кто-нибудь и в практическом словоупотреблении разумеет что-нибудь иное, говоря о врожденности той или другой способности. Едва ли кому-нибудь приходит в голову думать о " гармоническом чувстве" или " чутье к музыкальной форме", существующих уже в момент рождения. Вероятно, всякий разумный человек представляет себе дело так, что с момента рождения существуют только задатки, предрасположения или еще что-нибудь в этом роде, на основе которых развивается чувство гармонии или чутье музыкальной формы.

Очень важно также отметить, что, говоря о врожденных задатках, мы тем самым не говорим еще о наследственных задатках. Чрезвычайно широко распространена ошибка, заключающаяся в отождествлении этих двух понятий. Предполагается, что сказать слово " врожденный" все равно, что сказать " наследственный".

Это, конечно, неправильно. Ведь рождению предшествует период утробного развития.... Слова " наследственность" и " наследственный" в психологической литературе нередко применяются не только в тех случаях, когда имеются действительные основания предполагать, что данный признак получен наследственным путем от предков, но и тогда, когда хотят показать, что этот признак не есть прямой результат воспитания или обучения, или когда предполагают, что это признак сводится к некоторым биологическим или физиологическим особенностям организма. Слово " наследственный" становится, таким образом, синонимом не только слову " врожденный", но и таким словам, как " биологический", " физиологический" и т.д.

Такого рода нечеткость или невыдержанность терминологии имеет принципиальное значение. В термине " наследственный" содержится определенное объяснение факта, и поэтому-то употреблять этот термин следует с большой осторожностью, только там, где имеются серьезные основания выдвигать именно такое объяснение.

Итак, понятие " врожденные задатки" ни в коем случае не тождественно понятию " наследственные задатки". Этим я вовсе не отрицаю законность последнего понятия. Я отрицаю лишь законность употребления его в тех случаях, где нет веских доказательств того, что данные задатки должны быть объяснены именно наследственностью.

Далее, необходимо подчеркнуть, что способность по самому своему существу есть понятие динамическое, способность существует только в движении, только в развитии. В психологическом плане нельзя говорить о способности, как она существует до начала своего развития, так же как нельзя говорить о способности, достигшей своего полного развития, закончившей свое развитие. <...>

Приняв, что способность существует только в развитии, мы не должны упускать из виду, что развитие это осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности.

А отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Только в ходе психологического анализа мы различаем их друг от друга. Нельзя понимать дело так, что способность существует до того, как началась соответствующая деятельность, и только используется в этой последней. Абсолютный слух как способность не существует у ребенка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука. До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт. <...>

Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности. <...> Далее надо помнить, что отдельные способности не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей.

Исходя из этих соображений, мы не можем непосредственно переходить от отдельных способностей к вопросу о возможности успешного выполнения данным человеком той или другой деятельности. Этот переход может быть осуществлен только через другое, более синтетическое понятие. Таким понятием и является " одаренность", понимаемое как качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

Своеобразие понятий " одаренность" и " способности" заключается в том, что свойства человека рассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет та или другая практическая деятельность. Поэтому нельзя говорить об одаренности вообще. Можно только говорить об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности. Это обстоятельство имеет особенно важное значение при рассмотрении вопроса о так называемой " общей одаренности"...

То соотнесение с конкретной практической деятельностью, которое с необходимостью содержится в самом понятии " одаренность", обусловливает исторический характер этого понятия. Понятие " одаренность" лишается смысла, если его рассматривать как биологическую категорию. Понимание одаренности существенно зависит от того, какая ценность придается тем или другим видам деятельности и что разумеется под " успешным" выполнением каждой конкретной деятельности.

(Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М.; Изд-во АПН РСФСР, 1961, с. 9-20)

ХРЕСТОМАТИЯ

по курсу " ПСИХОЛОГИЯ (общая, юридическая)"

СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.056 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь