Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ж. Годфруа ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ
Резюме 1. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. 2. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к индивидууму, будь то " тень", обитающая в теле и покидающая его после смерти человека, или боги, которых считали ответственными за все действия людей. 3. Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. 4. Философы средневековья, не располагая новыми данными, не смогли продвинуть вперед изучение психики. Лишь в ХYII веке благодаря теориям Декарта зарождается современная психология, в основе которой лежит представление о соотношении между нервной системой и поведением. Однако Декарт все еще полагал, что за действия человека ответственна душа. 5. Разделение между естественными науками и философией произошло в основном в ХYII веке. Эмпирическое направление привело к созданию научного метода и открыло возможность изучать факты путем наблюдений и экспериментов, исходя из гипотез, которые подлежат проверке. 6. В ХYIII веке психология тоже отделилась от философии, пытаясь заменить изучение " души" изучением сознания и процессов мышления. 7. Научная психология родилась, однако, лишь в конце ХIХ века в результате применения научного метода в лабораториях. В этом участвовали две школы, занимавшие видное место: структуралисты, пытавшиеся описать структуры, лежащие в основе сознания и функционалисты, изучавшие его адаптивную роль. Однако метод интроспекции, используемый, хотя и по-разному, обеими школами, все еще сильно страдает субъективизмом. 8. В начале ХХ века бихевиористы заявили, что если психология хочет стать настоящей наукой, то она должна опираться исключительно на поведенческие акты, доступные для объективного наблюдения, и на их связь с теми ситуациями, которые их вызывают. Согласно теории бихевиористов, поведение индивидуума в основном определяется средой и поэтому в принципе укладывается в схему S-R (стимул-реакция). 9. Биологический подход, которого придерживаются психофизиологи, ставит своей целью понять, как различные формы поведения связаны с функционированием нервной и гормональной систем. Что касается этологов и социобиологов, то они исследуют биологические основы природы человека, пытаясь объяснить его развитие как реализацию заложенной в него от рождения видоспецифической программы. 10. Когнитивный подход делает упор на то, что формирующиеся в мозгу человека знания и выводы идут дальше той простой информации, которую мозг получает из внешней среды или уже содержит в себе от рождения. Согласно гештальтистам, исходная запрограммированность определенных внутренних структур уже заранее ориентирует ряд перцептивных и когнитивных процессов, тогда как, по мнению конструктивистов, наследственно детерминированные интеллектуальные функции создают возможность для постепенного, шаг за шагом, построения интеллекта в результате активных воздействий индивидуума на среду. Со своей стороны когнитивная психология пытается выяснить способы совершенствования мыслительных процессов и переработки информации. 11. В центре внимания психоаналитического и гуманистического подходов находится развитие личности. Если для психоаналитиков поведение человека детерминируется прошлым опытом, который был вытеснен в подсознание, то для гуманистического направления оно, напротив, ориентировано на самореализацию в соответствии с потенциальными возможностями каждого из нас. 12. Социально-психологический подход видит в индивидууме лишь общественное существо, находящееся в постоянном взаимодействии с другими, чем и определяется по большей части его поведение независимо от индивидуальных особенностей. 13. Каждый из этих различных подходов характеризуется собственным представлением о человеке, его происхождении и формировании. Это вызывало множество конфликтов между школами, но сейчас они постепенно затихают. По существу все больше и больше психологов избирают эклектический подход. 14. В процессе эволюции психологии предлагалось немало определений этой науки. В настоящее время ее определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых данных. (Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х. Т.: Пер. с франц. - М: Мир, 1992, с. 93-95). К.К. Платонов СОЗНАНИЕ Сущность сознания Подобно тому как " материя" является не только философской, но и физической категорией, так и " сознание" является не только философской, но и психологической категорией. Как физика, опираясь на философское понимание материи, изучает ее в системе своих понятий, так и психология исходя из философии сознания исследует его в системе своих категорий. Для психологии сознания - это не особая форма отражения, добавляемая к описанным нами выше, не дополнительная " психическая функция", как считают некоторые психологи, а их обобщение, синтез, интеграл. Только в этом смысле сознание есть высшая форма отражения. Сознание существует лишь постольку, поскольку существуют и проявляются эти формы отражения, но не каждая в отдельности, а вместе. Доминирующее проявление той или иной формы отражения в их общем ансамбле может быть различно. Поэтому и состояния сознания различны, когда человек внимательно прислушивается, или когда он пишет стихи, или волевым усилием сдерживает боль. В. Джемс говорил о " потоке сознания"; и этот поток меняется, принимая ту или иную доминирующую в данный отрезок времени форму, становясь то более конкретным, то абстрактным, то предметно-действенным, то более пассивным или предельно активным. Понятие " сознание" и " человеческая психика" по содержанию не тождественны. Объем первого уже второго; сознание это только субъективный компонент человеческой психики, в которую входит и объективизация сознания - деятельность. Выше уже упоминалось, что с того момента, когда на основе физиологического отражения появилось психическое, возникло и субъективное, но субъективное это разное у различных видов животных. Субъективное в психике человека приняло по сравнению с психикой животных (в силу появления второй сигнальной системы действительности и, следовательно, понятий, мышления) форму идеального. Это человеческое субъективное и есть его сознание. Сознание не существует вне человеческой психики. Более того, оно, как все субъективное, познается через психику, объективизирующуюся у животных в поведении, у человека в деятельности. <...> Сознание, взятое как целое, имеет свою структуру, элементами которой являются отдельные акты сознания. Это как бы выделяемые по относительной самостоятельности отдельные срезы потока сознания. Имеет сознание и свои подструктуры, и общие свои качества. Каждый акт сознания можно рассматривать как точку потока сознания. Ведь как уже было сказано, если внимание как психическое явление есть организация психики, то в каждом акте внимания можно выделить его субъективный компонент - организацию сознания. А раз так, то можно говорить и о переключении сознания, и о его распределении. Это - в норме. Психопатология и психиатрическая клиника демонстрируют случаи, когда сознание начинает течь как бы двумя одновременными параллельными потоками, но о них будет сказано несколько ниже. Одной из подструктур сознания являются основные функции сознания - это те формы психического отражения (эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, воля и память), выше уже включенные в рассматриваемую систему психологических понятий. Другая подструктура сознания определяет степень динамики или, напротив, константности актов сознания. Динамика сознания включает три формы, на которые мы уже указывали, как на три категории психических явлений, а именно психические процессы, состояния и свойства. В системе явлений и понятий сознания они определяются как процессы сознания, состояния сознания и свойства личности (поэтому личность - это человек как носитель сознания). Но сознание, как целое, не может быть сведено только к этим формам отражения и проявлениям динамики, оно имеет и другие качества, главными из которых являются: активность, константность, целостность и преемственность сознания. Именно тот факт, что в структуру сознания входят психические явления всех трех форм (как процессы, состояния и свойства личности), обусловливает его и константность, и динамичность. Константность сознания определяется психическими состояниями и, в особенности, свойствами личности. Динамичность сознания обусловливается кратковременными и быстро меняющимися психическими процессами. Преемственность сознания, проявляющаяся в форме феномена " я", определяется долговременной памятью и, в свою очередь обусловливает ее специфическое значение в структуре сознания. Выделение " я" из " не-я" - это первый акт появления индивидуального сознания в антропогенезе, повторяемый и в онтогенезе. Вначале это выделение своего тела, хорошо наблюдаемое у детей, сперва говорящих о своем теле, как о чужом: " Сережин животик", " Сережины ручки", а только потом " мой животик". Завершается этот процесс появлением и развитием самосознания как осознанием своей роли в обществе, о чем будет сказано ниже. <...> Следует остановиться еще на одной поструктуре сознания, именно на различных уровнях ясности. Один из низших его уровней - спутанное сознание легко наблюдать в так называемом " просоночном" состоянии. Еще более низкий уровень сознания дают " подсознательные явления", явления приторможенного, редуцированного сознания. Ниже последнего лежат только патологические изменения сознания (бред, делирий, сопор и т.д.) и полная потеря сознания (обморок, наркоз). Все это снижение уровня ясного сознания, обычно свойственного человеку. Повышение его уровня отмечается при вдохновении, высшим уровнем которого является творческое озарение. <...> Атрибуты сознания Элементом потока сознания, как сказано выше, является акт сознания, неизменное по своей структуре и поэтому кратковременное его проявление. Акт сознания редко может быть либо только переживанием, либо только познанием, либо только отношением; чаще он включает эти три компонента, которые мы объединяем в подструктуру атрибутов сознания. Однако степень выраженности каждого их этих компонентов весьма различна. Потому каждый акт сознания можно образно рассматривать как точку в системе трех координат этих трех важнейших психологических категорий, говорящих о трех атрибутах сознания. Атрибут - это неотъемлемое свойство чего-либо, без которого оно не может ни существовать, ни мыслиться. Неверно было бы думать, что и само это понятие и эти три атрибута сознания - переживание, познание и отношение должны рассматриваться только в гносеологии, а не в психологии. Немало неясностей в психологии проистекает потому, что отношения, например, рассматриваются только как свойства личности, без учета того, что они прежде всего атрибуты сознания. <...> Подводя итог, можно дать следующую структуру индивидуального сознания, в которой ранее описанные поструктуры и их подструктуры расположены в иерархии от высших к более элементарны. 1-я подструктура - атрибуты сознания: отношение, познание, переживание. 2-я подструктура - уровни ясности сознания: творческое озарение, вдохновение, ясное сознание, спутанное сознание, неосознанные явления, патологические нарушения, потеря сознания. 3-я подструктура - динамики сознания: свойства личности, состояния сознания, процессы сознания. 4-я подструктура - функции сознания: память, воля, чувства, восприятия, мышление, ощущения, эмоции. Самосознание - высшее выражение сознания у человека как члена общества, направленное на самого себя. Самосознание у человека может быть только как у члена общества. <...> Структура самосознания, взятого как целое, аналогична общей структуре сознания. Здесь можно выделить и самопереживание, широко известное под термином самочувствие. Есть здесь и сложная гамма самоотношений. Б.М. Теплов, например, рассматривал его в качестве одного их компонентов характера. Третьим наиболее существенным компонентом самосознания является самопознание. <...> Формы сознания Долгое время психология уделяла внимание только индивидуальному сознанию - как сознанию конкретного (или абстрагированного) человеческого индивида. В предыдущих параграфах этой главы о нем говорил и я. Правда, в большинстве учебников психологии говорилось и о наличии такой его формы, как общественное сознание, которое не считалось, однако, объектом изучения психологии. Между тем, общественное сознание - это не только социальные явления, но и в значительной степени материализованные в деятельности и продуктах культуры. Оно является и обобщенным сознанием большого числа личностей. <...> Сейчас внимание общественной (социальной) психологии привлечено к проблеме сознания малых групп, в особенности коллективов. (Платонов К.К. О системе психологии. - М. " Мысль", 1972, с. 84-100) Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 747; Нарушение авторского права страницы