Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В чем состоит сущность богословско-теологического подхода к объяснению религии?



Вопросы по религиоведению

 

Что изучает религиоведение

Религиоведение – отрасль гуманитарного знания, которая изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии и решает несколько взаимосвязанных задач: оно стремится понять смысл религиозного языка; определить статус религиозных верований, условия их обоснованности, рациональности и истинности; охарактеризовать природу и функции религиозного, особенно мистического опыта; установить возможные «модели веры» и, наконец, очертить отношения между философией религии и религиоведческими дисциплинами. Главным в религиоведении является философское содержание. Религия – от латинского religio – благочестие, набожность, святыня.

В чем состоит сущность богословско-теологического подхода к объяснению религии?

Для богословско-теологического подхода религия есть сверхприродное явление, результат сверхъестественной связи человека с Богом. Это объяснение религии с позиции верующего человека. С точки зрения теологии понять сущность религии может только религиозный человек, поскольку он обладает непосредственным опытом «встречи с Богом».

Конфессиональное религиоведение делится на два направления. Первое делит религию и общество на две независимые структуры. Второе направление утверждает, что религия принадлежит обществу, пребывает в обществе.

Концепция религии Александра Меня стоит на том, что религия – это ответ человека на проявление божественной сущности.

Чем отличается философский подход к религии?

При философском подходе религию рассматривают «со стороны», с точки зрения не «сердца», а «разума».

Религиозная философия – учение об отношении человека к Богу и Бога к человеку.

Философия религии - рассматривает религию как идеализированную совокупность нашего долга, воплощенную в божественные заповеди и Бога как высшего идеала. От нее ответвляется деизм - утвержающий, что хотя Бог и есть первопричина всего, но после сотворения мира движение мироздания происходит без его участия и пантеизм, утверждающий тождество Бога и Вселенной.

Особенности научного метода познания религии

Наука изучает религию как одну из сторон общественной жизни, в ее связях и взаимодействии с другими областями этой жизни: каким путем формируется религия, как те или иные религиозные системы объясняют мир, какие ценности, нормы и образцы поведения они формируют у людей, как действуют те или иные религиозные организации, каковы функции религии в обществе и пр. Наука «изучает» религию, а философия над ней «размышляет». Научное знание о религии не религиозно, не антирелигиозно.

Что вы знаете о социологии религии и ее классиках?

Основоположником социологии религии считается французский социолог Э.Дюркгейм и немецкий М.Вебер. Религия по Дюркгейму есть основное средство сплочения общества, установления связи между индивидом и социальным целым. Он выделял две основные функции религии: функция поддержания социальной сплоченности и функцию рождающую идеалы, обеспечивающую социальную динамику. Вебер же трактует религию как мотив социального действия, выявляет ее роль в процессе тех или иных общественных изменений. Он исследует мирскую подоснову религиозности, анализирует типы религиозных обществ. (Работа «Протестантская этика и дух капитализма» 1904-1905).

В западной социологии выделяют два уровня изучения религиозных феноменов: теоретический, который рассматривает религию как целостную подсистему и выявляет ее взаимодействие с иными социальными структурами, и эмпирический, предполагающий изучение религиозности социальных и демографических групп и отдельных личностей.

Психология религии о природе религиозного феномена

Психология религии возникла в конце 19-го начале 20-го века (В.Вунт, У.Джеймс, Т.Рибо и др.) и накопила значительный материал о содержании религиозного сознания, а также об эмоциональных состояниях и чувствах человека во время совершения религиозных обрядов. В.Джеймс считал, что религия коренится в эмоциональной сфере психики индивида, рассматривал религию как возможность внутреннего роста, более интенсивной духовной жизни.

Изучение законов формирования, развития и функционирования религиозной психологии ведется в следующих направлениях: общая теория психологии религии изучает содержание и структуру религиозного сознания, специфику религиозных чувств, психологические функции религии в духовной жизни личности и общества; дифференциальная психология религии рассматривает религиозное сознание и чувства верующих с учетом конкретной социальной среды и исторической эпохи; психология религиозных групп изучает социально-психологическую структуру религиозных общин, механизмы общения, подражания, внушения, установок и их воздействие на сознание, чувства и поведение верующих; педагогическая психология изучает принципы и особенности формирования религиозного и атеистического мировозрения.

Каковы особенности религиозной веры?

Вера – это состояние души человека, позволяющее ему преодолеть жизненные испытания, находить опору в жизненном бытии независимо от наличия реально существующих позитивных факторов, часто в противовес доводам разума. Предметом религиозной веры является сверхъестественное. Сверхъестественное, по убеждению верующих, не подчиняется законам окружающего мира, находится по ту сторону и нарушает естественный ход его развития. Р.Отто предлагал заменить «сверхъестественное» на «священное» (из-за буддизма, индуизма, которые не проводят четкой грани между естественным и сверхъестественным.)

Религиозное сознание: соотношение рациональной и эмоционально-волевой сторон

Религиозное сознание имеет две стороны рациональную и эмоциональную. Существует два подхода. Представители первого истолковывают религиозную веру преимущественно как интеллектуальный феномен, делают акцент на содержательном характере религиозных представлений, рассматривая религию преимущественно как мифологическую систему. (Религиозные представления первоначально выступают в наглядно-чувственных образах. Источником образного материала служат природа, общество, сам человек. На базе этих образов формируются мыслительные конструкции: понятия, суждения, умозаключения). Представители второго подхода делают акцент на эмоционально-волевом элементе. Религиозная вера – это прежде всего религиозные переживания, религиозные чувства.

Вера (? ) Преобладание эмоционально-волевой сферы над рациональной, над доводами разума (? )

9. Религиозный культ: содержание и функции

Важнейшим видом религиозной деятельности является культ. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами. Прежде всего выступает в виде культового текста (тексты Священного Писания, Предания, молитв, псалмов и пр.) Воспроизведение этих текстов актуализирует в сознании участников религиозные образы и мифы («драматизация религиозного мифа»). Культ – есть реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов. Культовая система – это прежде всего совокупность определенных обрядов. Обряд – совокупность стереотипных действий, устанавливаемых обычаем или традицией той или иной социальной общности. Религиозные обряды – сильное средство эмоционального воздействия, тщательно продуманный ритуал, сопровождаемый молитвами, музыкой, хоровым пением… Культовое здание придодит человека в ситуацию, отличную от привычных, внимание поэтому сосредотачивается на предметах, действиях, образах, знаках… Обряд носит символический характер. Символ – знак, образ, воплощающий какую-либо идею или представляющий какой-либо образ. Символами могут быть вещи (крест – символ христианской веры…), действия (крестное знамение…), мифы, предания (библейское повествование о сотворении мира…).

См. вопрос 29

См. вопрос 31

Теософия (Е.П.Блаватская) – синтез философских воззрений и религиозных форм различных эпох и народов с научными идеями. Основное положения: положение о единстве мира во всех его проявлениях (все взаимосвязано).

Антропософия (Р.Штайнер)оккультно-философское учение о человеке как носителе скрытых высших сил и способностей, направленное на развитие органов сверхувственного восприятия, а также мышления, воли в целях познания потусторонних миров и преобразования духовной и физической природы человека.

Агни Йога – или Живая Этика (Е.И.Рерих) – философско-эстетическое учение, направленное на раскрытие высших психических способностей человека в целях его внутреннего преображения и овладения космической энергией (Агни), стимулирования эволюции человека и человечества. Дает особые правила жизни и деятельности, цель которых – раскрыть внутренние способности и силы организма.

Вопросы по религиоведению

 

Что изучает религиоведение

Религиоведение – отрасль гуманитарного знания, которая изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии и решает несколько взаимосвязанных задач: оно стремится понять смысл религиозного языка; определить статус религиозных верований, условия их обоснованности, рациональности и истинности; охарактеризовать природу и функции религиозного, особенно мистического опыта; установить возможные «модели веры» и, наконец, очертить отношения между философией религии и религиоведческими дисциплинами. Главным в религиоведении является философское содержание. Религия – от латинского religio – благочестие, набожность, святыня.

В чем состоит сущность богословско-теологического подхода к объяснению религии?

Для богословско-теологического подхода религия есть сверхприродное явление, результат сверхъестественной связи человека с Богом. Это объяснение религии с позиции верующего человека. С точки зрения теологии понять сущность религии может только религиозный человек, поскольку он обладает непосредственным опытом «встречи с Богом».

Конфессиональное религиоведение делится на два направления. Первое делит религию и общество на две независимые структуры. Второе направление утверждает, что религия принадлежит обществу, пребывает в обществе.

Концепция религии Александра Меня стоит на том, что религия – это ответ человека на проявление божественной сущности.


Поделиться:



Популярное:

  1. III. Попытки соединения цивилизационного подхода с формационным.
  2. VIII. ПОЧЕМУ МАССЫ ВТОРГАЮТСЯ ВСЮДУ, ВО ВСЕ И ВСЕГДА НЕ ИНАЧЕ КАК
  3. XVI. Любой опыт, несовместимый с организацией или структурой самости, может восприниматься как угроза, и чем больше таких восприятий, тем жестче организация структуры самости для самозащиты.
  4. Автор говорит о настройке души перед интервью, не имея в виду, впрочем, ничего религиозного
  5. Автор наконец-то объясняет, почему интервью – понятие философское, и советует, как вести беседу, чтобы открыть для себя другого человека
  6. Бухгалтерская отчётность некоммерческой организации состоит из
  7. В контексте деятельностного подхода
  8. В то же время, для динамического подхода было характерным построение вертикальных связей, объединяющих первичное с вторичным (функциональная связь) и высшее с низшим (иерархическая связь).
  9. В том, что любой живой организм состоит из клеток, но клетки выполняют разные функции.
  10. В чем видит достоинство и счастье человека П. Помпонацци?
  11. В ЧЕМ ВИНА ТЕХ, КТО НЕ ПОСТИГ КОРАНА?
  12. В чем же состоят эти общие черты претензионных сроков?


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1381; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь