Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В ЧЕМ ВИНА ТЕХ, КТО НЕ ПОСТИГ КОРАНА?
Наш друг почесал затылок. Было видно, что он ищет подвоха для меня. Растягивая слова, он произнес: — Хорошо. А что ты скажешь о тех, кто не постиг Корана, не ниспосылались к ним книги и не являлись к ним пророки? Каков у них грех и где будет их местопребывание в День Страшного Суда? Как, например, эскимосы с Дальнего Севера или люди из африканский джунглей? Что ждет их в День Страшного Суда? Я ответил ему: — Во-первых, позволь тебя поправить. Ты начал задавать вопросы неправильно. Аллах уведомил нас о том, что Он не лишил своей милости никого, о чем сказано в стихах Корана: “Нет никакого народа, в котором не прошел бы увещатель! ” (35: 24). Те пророки, которых упоминает Коран, не все пророки. Там тысячи пророков, о которых нам ничего не известно. Аллах сказал в Коране: “О некоторых Мы рассказали тебе, о других не рассказывали”. (40: 78). Аллах внушает даже пчеле: “И внушил Господь твой пчеле: “Устраивай в горах дома и на деревьях, и в том, что они строят” (16: 68). Откровения или внушения Аллаха бывают разными: иногда в виде книги, которую приносит Джабраил, иногда лучом, который направляет Аллах в сердце раба Своего, иногда радостью и довольствием в душе, иногда мудростью, иногда реальностью, иногда покорностью, набожностью, страхом. И каждый, кто имеет чувствительное сердце и обостренное восприятие, получает этот подарок от щедрот Аллаха. Но тем, кто затыкает свои уши и закрывает свое сердце, тем не помогут ни книги, ни пророки, ни знамения, как бы их много не было. Аллах сказал, что Он наделяет каждого, кто хочет, своей милостью и Он не отвечает ни перед кем за то, что Он делает. Иногда Аллах мудростью своей предостерегает одного, а другого оправдывает, принимая от него даже самую слабую веру. И кто.знает, быть может, один лишь единый взгляд первобытного негра, устремленный к небу в страхе перед Аллахом, спасительнее и приемлемее, чем все наши молитвы? Внимательное изучение религий первобытных негров показывает, что у них были пророки и небесные книги подобно нашим священным книгам. К примеру, в племени мов-мов верят в бога, которого называют Мужайн, и считают, что он един, что он не родил, не был рожден и не было ему равных, и нет ему подобных, что он невидим, не знают его, кроме его следов и что он, создатель, дает всем пищу, одаривает, он милосердный, излечивает больных, помогает бедным, посылает дождь, слышит мольбы и, утверждают они, что молния — это его меч, а раскаты грома — звуки его шагов. Разве этот Мужайн — не тот же Аллах? Откуда пришли к ним такие знания, если в их истории не было пророка, принесшего им эти знания? Прошли времена и, как обычно бывает, в эту религию проникли вздор, шарлатанство и исказили эту чистую религию. В племени нием-нием верят в единого бога и именуют его Мубули. Они утверждают: все, что находится в Джунглях, шевелится по его желанию, что он вызывает грозу на злых людей, вознаграждает хороших людей жизненными благами, благоденствием и покоем. И в племени шайлук верят в единого бога и называют они его Жук и определяют его, что он скрытый и явный, что он находится на небе, но его присутствие чувствуется везде и всюду и все окружающее создано им. В племени данка верят в единого бога, которого называют Ниялак, что в буквальном смысле означает “который на небе” или в “выси”. Как еще можно называть эти догмы, если не исламом? И что же это, если не небесное послание в истории этих народов, для которого был пророк? Поистине, вера у нас одна! Аллах говорит в Коране: “Поистине, те, которые уверовали, и те, кто обратились в иудаизм и христианство, и сабии, которые уверовали в Аллаха и в последний день и творили благое, — им их награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны”. (2: 62). Но с течением времени люди исказили чистую веру. Всех, кто верит в Единого Аллаха, в последний день, в день воскрешения и Суда и творят благое, — их награда у Аллаха. Известно, что милость Аллаха бывает разной. Есть на свете те, кто рожден слепым, и те, кто рожден зрячим. Есть и те, кто жил во времена Мусы, мир ему, и видели воочию, как он остановил течение реки своей палкой, есть и такие, которые жили во времена Исы, мир ему, и видели, как он оживлял мертвых. Мы знаем об этих знамениях только понаслышке и то, что увидено, непохоже на то, что услышано. И вместе с тем вера не зависит от знамений. Упрямые гордецы видели чудеса своих пророков и говорили, что это колдовство. И нет сомнений в том, что наш друг читал три переведенные книги: Евангелие, Библию и Коран и эти книги усугубили его сомнения и, чтобы выйти из трудного положения, перевел разговор на невежественный народ из джунглей, которым не ниспосылались священные книги, и радуясь он спросил нас: “Каково ваше мнение о тех, кто не постиг сути Корана и не ниспосылались к ним книги? ” — явно выискивая изъян в божественной справедливости или воображая, что это забава. И поэтому он спросил: — Почему милость Аллаха неоднозначна? Почему Аллах одним показывает Свои знамения, а другие знают о них только понаслышке? — Не всегда знамения бывают милостью, бывают и мучением. Разве Аллах не сказал последователям Исы, мир ему, просившим ниспослать угощение с неба: “Сказал Аллах: Я ниспошлю ее вам, но кто еще из вас будет потом неверующим, того я накажу наказанием, которым не наказываю никого из миров”. (5: 115). Это потому, что после ниспослания знамений посылается всегда большее наказание тем, кто не уверует. И счастлив тот, кто поверил услышанному, не видя знамения, и горе тем, кто не поверил. Коран убедительная улика, аргумент против тебя и в День Суда ты получишь мучения, а не милость, если ты не будешь выполнять все его требования. Отсутствие этого явного аргумента для эскимосов, живущих на полюсах, может, будет прощением, облегчением, милостью и спасением в День Суда. Может быть, один взгляд этих эскимосов, устремленный на небо, за всю свою жизнь спасет их и, быть может, Аллаху достаточно от них этого для доказательства их искренней веры. А милость Аллаха, даруемая Им одному больше, другому меньше, основана на знании Аллахом их сердец, как указывает на это Коран: “... и Он узнал, что у них в сердцах, и низвел на них Свою са-кину и дал им в награду близкую победу...” (48: 18). Аллах знает о наших стремлениях еще до появления нас на свет, еще до зачатия нас во чреве матери, когда мы только были душами вокруг Его трона. Среди нас есть те, кто сплотились вокруг Его светлости, есть и те, которые отошли от Него, наслаждаясь Его царством, и стали невнимательны к Создателю, и стали достойны низшего ранга еще с того дня. Это слова суфиев. То, что мы видим на этом свете за свою короткую жизнь, это не все. Мудрость каждой боли и каждого лишения знает только Аллах и тем, кто спрашивает: почему Аллах создал свинью свиньей, я могу сказать только то, что Аллах выбрал для нее свинское обличье лишь потому, что душа у нее свинская и что создание ее такой логично и справедливо. Все, что мы видим вокруг себя из вознаграждений, это справедливость, но постижение мудрости всего и снятие завесы с этой справедливости — дело, которое не каждому под силу. Может, по этой причине и есть тот свет и в День установления весов пояснит нам Знающий все, в чем у нас были разногласия. И вместе с тем я скажу тебе окончательное слово. Аллах сказал в Коране, что Он не наказывает прежде, не упредив их пророком: “И Мы не наказывали, пока не посылали посланца”. (17: 15). Этого тебе достаточно? И еще, мой друг, я тебе скажу то, что странно в твоем вопросе, на первый взгляд можно подумать, что ты верующий и жалеешь бедных негров, к которым не дошел свет Аллаха, милость и правильность Корана, в действительности же это неверие в Коран, его свету, милости и правильности. Твои вопросы близки к тому, что они доведут тебя до сильного наказания и обмана. В них противоположность душе — это подлость. Ты стараешься найти улику против нас, которой у тебя нет. Не видишь ли ты, о мой друг, что логика твоя хромает. РАЙ И АД На этот раз наш друг был более уверен и спокойно “жевал” слова, чтобы их бомбами выпустить в меня, он сказал: — Как же Аллах накажет нас, Он же милостивый, милосердный, за те грехи, которые мы совершали за короткий промежуток времени, — наказанием без конца? “В аду они будут вечно и навсегда”. (98: 5). Кто мы и с чем сравнимы относительно величия Аллаха, чтобы Он мстил нам таким мщением? Человек как пылинка относительно вселенной, а относительно славы Аллаха он еще ничтожнее, почти ничто. — Мы исправим твои ошибки, мой друг. Во-первых, мы не пылинки во вселенной и наша степень значимости перед Аллахом не ничтожна, а очень велика. Разве не Он вдохнул в нас из Своего духа и не поклонились ли нам ангелы, и не обещал ли Он нам в наследство небо и землю, и Он говорит о нас в Коране: “Мы почтили сынов Адама и носили их на суше и на море, и уделили им благ, и оказали им преимущество пред многими, которых создали”. (17: 70). Так выходит, что в нас есть часть из души Аллаха и мы относительно вселенной — не пылинки. Нам кажется, что мы пылинки ввиду наших маленьких размеров относительно бесконечности вселенной. Но мы постигаем вселенную, узнаем законы небесного свода, рисуем для каждой планеты ее орбиту. И потом космонавты, высадившись на луну, подтверждают наши предположения, которые мы нарисовали, находясь на земле и не видя ничего. Не указывает ли это на то, что мы ввиду нашей души величественнее нашей вселенной и что мы содержим в себе всю вселенную, и прав поэт, сказавший, обращаясь к человеку: Ты думаешь, что ты маленькое тельце, Действительно, человек, как утверждают суфии, — необъятная книга, а вселенная— ее страницы. Значит, человек — великое создание и великое дело. В нем есть частица души Аллаха и дела его требуют отчета. Слова о грехе в “ограниченное время”, за который Аллах наказывает вечностью, — это тоже ошибка. А Аллах говорит о вечных мучениках ада, когда они будут просить о возвращении на белый свет, чтобы сделать то, чего не сделали при жизни: “Если бы они были возвращены, то они вернулись бы к тому, от чего их удерживали. Ведь они — лжецы”. (6: 28). Их грех это не ограниченный грех во времени, а постоянный характер их, который вновь и вновь повторяется во все времена. И если бы они жили вечно, они вечно грешили бы. И если бы их вернуть на землю, то они снова вернулись бы к тому, что делали раньше. Поистине, они — лжецы! Значит, это свойство — вечное определение их души, а не случайная ошибка в непредвиденных обстоятельствах на свете. Аллах сказал о них: “В тот день, когда Аллах воскресит их всех и они станут клясться пред Ним, как клянутся пред вами и думают они, что у них есть какая-то основа. О! — ведь они лжецы! ” (58: 18). Здесь другой оттенок вечного греха и предел, доходящий до того, что они стоят перед лицом Аллаха и дают лжеклятву, находясь перед ним в День, когда снимаются завеем и открывается тайное. Это предел наглости и мы здесь перед грехом, не ограниченным во времени, а перед вечным грехом во все времена. Мы перед душой, которая носит свое вечное зло с собой, поэтому вечное наказание ее — справедливо. Об этом выразительный стих Корана гласит: “И не выйдут они из огня”. (2: 167). Ибн-Араби сказал: “Поистине, милость для тех людей то, что они привыкнут потом в аду и это станет в бесконечной вечности подходящей им средой”. Нет сомнений в том, что между грешниками и огнем есть некоторое сходство. В их душах горит огонь зависти, ненависти, страсти, ревности, обмана, гнева, бушуют преступные чувства — все это действительно похоже на пламя. Такие души не смогут жить мирно, не разжигая огня войны, так как огонь — их среда, их стихия, их природа. Справедливо суждение: место этих душ — ад. И эти люди не смогли бы пользоваться всеми благами рая, и отравили бы существование тех, кто там находится. Разве они не отказались от мира и покоя на земле? Мы должны постигнуть понятия “ад” и “рай”. Ад — это не только пожар или поджаривание на сковороде, как представляют некоторые, ад — понятие емкое. Это огонь не только в буквальном смысле этого слова. Аллах говорит, что грешники в аду разговаривают, ругают друг друга. Там есть дерево “заккум”, плоды которого подобны головам шайтанов, грешники в аду связаны цепями, они едят плоды этого дерева и пьют гнойную воду, кипяток, который “рассекает их внутренности”. Они проклинают друг друга, захлебываясь в бурлящем кипятке. Ад — это символ огня, пламени. Аллах говорит об этом огне: “Каждый раз как входил один народ, он проклинал ему подобный. А когда они собрались все там, то другой сказал о первом: “Господи! Эти сбили нас, пошли же им наказание двойное из огня! ” Он сказал: “Каждому — двойное, только вы не знаете! ” (7: 38). Они будут проклинать друг друга, находясь там. “...Топливом для которого люди и камни...” (25: 24). Это огонь неизвестности и то, что сказано о нем, это только его предполагаемые признаки. Нельзя делать вывода из сказанного, что мы отвергаем физическое наказание и говорим только о моральном наказании. Поистине, наказание ощутимо, явно, нельзя сомневаться в нем и мы верим в его существование. Мы говорим о силе этого наказания, его качествах так же, как и о свойствах этого огня, — границы наказания обширны. Эта тайна также неизвестна. Это все на том основании, что представляется нам из пояснений Корана. Огонь — это не тот огонь. Также и наши тела от этого огня будут не теми телами — земными, хрупкими и трескающимися от удара и горящими. Такое же положение дел н в раю. Рай — не базар с зеленью, фруктами, не сад с волшебными, дивными птицами. И все те определения его в Коране — это только пояснения и толкования, приближенные к пониманию рая, как говорит Аллах в Коране: “Образ сада, который обещан богобоязненным: там — реки из воды непортящейся и реки из молока, вкус которого не меняется! ” (47: 15). Подобие рая — то есть мы приводим только подобие рая, приближенное к понятию рая, но в действительности же это — неизвестность. Как говорит Аллах: “Не ведает душа, что скрыто для них из услады глаз за то, что они творили”. (32: 17). “Рай, ширина которого как небеса и земли”. (3: 133). Это непростой сад. “Плодов обильных, неистощаемых и незапретных”. (56: 32); Это не такие плоды, которые кончаются и труднодоступны. О напитках Аллах говорит: “От которых не болит голова я не теряется сознание”. (56: 19). Это не такие напитки, от которых болит голова и ухудшается разум. Об обществе рая Коран говорит: “И Мы изъяли все, что было у них в груди из огорчения”. '(7: 43). Здесь наши души очищены таким образом, таким способом, о которых, мы не знаем. Тогда и рай — другая неизвестность и нет в речи никакого отрицания ощущаемого благоденствия и мы верим, что рай — благоденствие ощущаемое и моральное (нравственное) одновременно, также как и ад — наказание моральное и физическое, мы только подчеркиваем обширность этого благоденствия и этого наказания тем, что их свойства —это тайна из тайн Великого Аллаха. Рай — не дивный сад и ад — не котел с бурлящим кипятком. Наказание на тем свете — не принуждение Аллаха своих рабов, а очищение, объяснение, исправление и милость. Как сказал Аллах: “Зачем Аллаху наказывать вас, если вы уверуете и будете благодарны! ” (4: 117). Наказание всегда справедливо. Аллах не наказывает верующего, но назначает наказание для неблагодарного, которому бесполезны все дороги исправлений и пояснений. Аллах говорит: “И Мы дадим вкусить им наказания ближайшего, помимо наказания — величайшего, может быть, они вернутся! ” (32: 21). Принцип Аллаха — дать им вкусить маленькое наказание прежде, чем они будут преданы вечному огню, чтобы пробудить их из их беспечности и вытеснить из них глухоту и сон: “может быть, они опомнятся, вернутся”. И когда каждая из тех дорог не приносит удачи и отвергающий продолжает отвергать, дальше ничего не остается, кроме как ознакомить его с действительным наказанием. Ознакомление в сущности и есть милость. А если б Аллах оставил их в своей слепоте, невежестве, пренебрежительности — это было бы в действительности несправедливо. Очищаю Его то этого, Он выше и больше этого. А угрозы адом — проявление заботы Аллаха. Все дела Аллаха — милость. Аллах говорит: “Наказанием Моим я поражаю кого желаю, а милость Моя объемлет всякую вещь”. (7: 156). Наказание — это тоже милость Аллаха. А теперь спросим у доктора: “Будет ли Аллах справедливее в его понимании, если Он проявит одинаковую милость и к тирану и к угнетенному, к убийце и к убитому и раздаст блага каждому поровну? ” Справедливо ли уравнение добра и зла? Тем, кто считает наказание Аллаха невозможным, мы скажем: “Не наказывает ли Аллах, в сущности, и на этом свете? Что же такое старость, болезни — как не наказание? А кто создал микробы? Не является ли этот факт напоминанием того, что наши судьбы в руках Аллаха, и предупреждением, что Он способен наказать нас на этом и на том свете? ”
Спор с безбожником Часть 2. СОДЕРЖАНИЕ ОПИУМ ЛИ РЕЛИГИЯ? Мой друг, моргая глазами, сказал: — Что ты ответишь тем, кто утверждает, что религия опиум и что она одурманивает бедных и угнетенных, чтобы они покорились гнету рабства и бедности и мечтали о рае и райских гуриях, а между тем богачи все больше богатеют, опираясь на законные пути, и тем, кто утверждает, что Аллах создал ранги различий. Что ты скажешь тем, кто утверждает, что религия не ниспослана Аллахом, а придумана людьми, что она — проявление общественной потребности, чтобы стать орудием в руках одного класса в борьбе с другим? Это материалистическая точка зрения и мы ответим вот что: — Вполне вероятно, что ошибается тот, кто утверждает, что религия — опиум. В действительности же религия — бремя обязанностей, а не облегчение и не освобождение и следовательно она не убежище от ответственности и не опиум. Как сказано в Коране, наша религия — это труд, а не радение. “И скажи: “Действуйте — и увидит ваше дело Аллах”. (9: 105). Мы рассуждаем об уповании, а не о пессимизме. Упование требует от нас решительности, приложения всех усилий, возможностей и отдачи всей энергии и после этого положиться на судьбу-Аллаха, как говорится в Коране: “...и советуйся с ними о деле. А когда ты решился, то положись на Аллаха”. (3: 159). Сначала совещание, затем решение. И пророк, да пребудет благоденствие и мир над ним, сказал тому, кто отпустил своего верблюда, положившись на сохранение Аллаха: “Привяжи верблюда, а затем полагайся на Аллаха! ” — то есть сделай сначала то, что от тебя зависит: закрепи его в оковы, а затем уповай за его сохранение на Аллаха. Религия — это трезвость, бдительность, проявление совести за каждый поступок, за каждое слово, за каждую мысль, а не состояние принявшего опиум. Одурманенные, опьяненные опиумом — это материалисты, отрицающие, отвергающие религию, избегая подчинения и ответственности перед религией, воображая себе, что они живут только в данный момент, и что нет отчета, наблюдения и воскрешения после смерти, и совершают все, что им вздумается. Откуда такому материалисту сравниться с мусульманином, чистым своими помыслами, чувствующим себя ответственным за седьмого соседа, укоряющего себя за то, что не выполнил наставлении исламской веры, если кого-нибудь забодает корова. И уж совсем неправда, что наша религия возникла на земле из-за общественной необходимости, чтобы стать орудием для эксплуатации человека человеком и для сохранения богатства богатых и бедность бедных. Ислам явился революцией для тиранов, эксплуататоров и богачей и приказал ясно, чтобы богатство не сосредотачивалось только у богатых, увеличивая их капитал, а было принадлежностью каждого: “А те, которые собирают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха, — обрадуй их мучительным наказанием! ” (9: 34). Пожертвование начинается обязательным налогом 1/40 частью от имущества и по желанию доходит до всего, что есть у тебя, кроме хлеба насущного, — как сказал Аллах “...и спрашивают они тебя: что им расходовать? Скажи: “Остаток”. (2: 219—220). Остаток — это излишки, т. е. это нее, что больше хлеба насущного и необходимых нужд, этим самым ислам соединил принудительное пожертвование с добровольным пожертвованием, основанным на чувстве совести. Это почетнее для человека, чем изъять у него имущество насильно. Ислам довел пожертвование до 90 от 100% без насилия. Ислам возник для искоренения несправедливости тиранов, явился революцией для каждого деспота, войной и мечом против эксплуататоров. Ну а обвинение материалистов в том, что ислам — религия реакционная, опираясь на стих из Корана: “Аллах дал вам преимущество одним пред другими в жизненном уделе”. (16: 71) “...И возвысили одних степенями над другими”. (43: 32), мы опровергаем, опираясь на том, что смысл этих стихов одинаково проявляется как в Каире и в Дамаске, так же в Лондоне и Париже, в Берлине и Москве. И если мы пройдемся по Москве, то мы увидим и пеших, и на машинах различных марок. И что же это, если не проявление неравенства жизненных позиций, рангов и социальных различий? Разница между людьми всегда существовала и никто ее не в силах устранить. Даже самые ревностные материалисты и анархисты не говорят о равенстве. Равенство невозможно! Как же можно уравнять неравных? Люди с момента своего рождения неравны в проницательности, силе, ловкости, умственных способностях. Предел того, что может предложить нам экономическая теория, — это равенство во времени, а не равенство между людьми, чтобы каждый тратил одинаковое время на обучение, на лечение, минимальный срок жизни — это то, на что указывает религия. Но ликвидация рангов — это явная несправедливость и противоречит естественной природе. Вся природа основывается на законах дифференциальности, разнообразии как в растениях, так и у животных и людей. Сколько различных сортов имеют хлопок, финики, виноград, а у животных и людей разнообразий еще больше. Это закон бытия— дифференциальность. Мудрость этого закона ясна. Если бы все люди рождались с одинаковой внешностью, то понятие человеческая красота исчезло бы и не было бы никакого интереса рожать вообще. Такое же положение и у каждой вещи, в конце концов, дело закончилось бы истощением природы. Богатство и изобилие природы проявляются только в разнообразии ее даров. Но вместе с тем религия не успокоилась на этом отличии между богатыми и бедными, а приказала исправить положение и наложила налог на имущество богатых, взимаемый в пользу бедных, и еще объявила, что эта разница является испытанием, как об этом сказано в Коране: “И некоторых из вас Мы сделали для других искушением — вытерпите ли вы? ” (25: 20). Позже мы увидим, к чему приложит свои силы сильный. Станет ли он помогать слабым или станет действовать путем насилия, став тираном на земле. Так же мы увидим, что станет делать богатый со своим богатством. Станет ли он веселиться и расточать богатство впустую или смилостивится и станет творить добро для бедных и неимущих. Мы увидим, что предпримет бедный, станет ли он завидовать, ненавидеть, воровать, грабить или станет честно трудиться, чтобы обеспечить себя и поднять уровень благосостояния своей жизни. Религия пропагандировала справедливость, улучшение положения и учила помнить о наказании на том свете и определила, что на том свете также будут ранги различий, чтобы исправить то, чего не успели на земле, что подтверждается Кораном: “... а ведь последняя жизнь — больше по степеням и больше по преимуществам”. (17: 21). А тем, кто утверждает, что ислам — религия реакционная, мы ответим: появление ислама стало великим событием в мировой истории. Он оказался идеологическим выражением многих глубинных процессов, происходивших в обществе. Ислам принес народам больше пользы и прогрессивных законов в систему управления, чем какая-либо другая религия, и они достигли при исламе высшей точки развития. А личность в исламе приравнивается ко всему человечеству, что подтверждает и Коран: “...кто убил душу не задушу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех. А кто оживил ее, тот как будто бы оживил людей всех”. (5: 32). Если правитель в целях улучшения материального благосостояния или для возведения замков, дворцов, заводов, или в целях завоевания чужих территорий убьет хоть одного человека, то все его заслуги и достижения не помогут ему спастись от наказания: он будет равен тому, кто уничтожил все человечество. Такого высокого уважения личности человека не достигала ни одна теория как старых, так и новых политиканов. Личность в исламе имеет абсолютную величину, между тем как во всех политических теориях она имеет относительную величину. Личность в исламе спокойна за свою собственность и личную свободу. Все: начиная от приветствия и кончая поведением в обществе - оговорено в Коране. Коран запретил насилие, угнетение и самоуправление. Аллах говорит своему пророку, мир и благоденствие ему, а он совершенный и полномочный: “...и ты не принудитель для них”. (50: 45). И еще Он говорит ему: “Напоминай же, ведь ты — только напоминатель! Ты над нами не властитель! ” (88: 21). “Верующие ведь братья! ” (49: 10). Аллах запретил поклоняться властям и обожествлять великих людей: “...и чтобы одним из нас не обращать других в господ, помимо Аллаха”. (3.64). “И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него”. (17: 23). Аллах запрещает обманывать народ, поддерживать неправдивых, поднимать излишний шум: “...но большая часть людей не знают! ” (12: 21). “Но большинство их не понимает”. (29.63). Но большая часть людей не разумеет”. (40: 59). “Они следуют только за предположениями и только ложно измышляют”. (6: 116). Аллах запретил расовую дискриминацию и нацизм: “Ведь самый благородный из вас пред Аллахом — самый благочестивый”. (49: 13). “Он — тот, кто сотворил вас из единой души”. (7.189). В научном понимании ислам — всеобъемлющее диалектическое слияние еврейского материализма с христианской духовностью, среднее между сдержанной справедливостью иудаизма, заповедь которой гласит: “Зуб за зуб, око за око” и выходящей за рамки христианской снисходительностью, заповедь которой гласи г: “Если тебя ударили по правой щеке, подставь левую”. Коран оказался золотой серединой между Библией, искаженной до такой степени, что она стала материалистической книгой, в которой нет ни одного слова о потустороннем мире, и Евангелием, склонному к монашеству. Коран призывает ко всеобъемлющим законам между справедливостью и терпимостью, допускает месть за обиду, но если простишь и смилостивишься — это лучше: “Но, конечно, тот, кто терпит и прощает... Поистине, это — из твердости в делах”. (42: 43). Если капитализм предоставил личности свободу приобретения вплоть до порабощения других, а коммунизм полностью уничтожил эту свободу, — то ислам выбрал середину: “Мужчинам — доля из того, что они приобрели, а женщинам — доля из того, что они приобрели”. (4: 32). Человек свободен в приобретении, но он не должен забирать весь доход себе. В этом доходе для него есть доля, есть также доля бедняков, как обязательный налог и добровольное пожертвование от 2, 5% обязательного до 90% по желчник. Обязательный налог — это доля Аллаха в доходе. Этим красивейшим соотношением ислам сохранил для личности его свободу, а бедным их долю. Поэтому Коран был точным, когда сказал, обращаясь к мусульманским народам: “И так Мы сделали вас общиной посредствующей”. (2: 143). Поистине, ислам избрал справедливую середину для каждого. Это не математическая середина, а диалектическая середина или соединение, которое охватывает две противодействующие стороны, обходит их и возносится над ними. Поэтому в исламе нет правых и левых, а есть только средний справедливый путь, которого мы называем правильным путем. И кто отойдет от этой дороги вправо или влево — то он уйдет с правильного пути. Коран не сковал нас ограниченными политическими законами или детальной программой суждений, так как Аллах знал, что время изменяется и потребует создания новых законов в разное время. Так что двери для достижения новых открытий перед верующими в любую эпоху открыты и нет для него никаких запретов на знание. Из-за этого Коран ограничился вышеупомянутыми общими политическими завещаниями, как характерной чертой отдельных суждений, и не связал нас доктриной. Это из недосягаемых тайн Корана и его превосходство, и нет в нем недостатков и бедности. Эта другая сторона прогрессивности ислама, которая опередила всякий прогресс. Тем, кто утверждает, что религия — окаменелость и застой, мы скажем, что ислам никогда не был религией застоя и окаменелости, а всегда был религией идей, мысли, прогресса и доказательство тому стих из Корана: “Скажи: “Идите по земле и посмотрите, как Он начинал творение”. (29: 20). “Пусть же посмотрит человек из чего он создан! Создан из воды, изливающейся. Выходит она из хребта и из грудных костей”. (86: 7). “Разве они не посмотрят на верблюдов, как они созданы, и на небо, как оно возвышено, и на горы, как они водружены, и на землю, как она распростерта! ” (88: 19). Явные повелевания наблюдать сотворение человека и животных, сотворение гор и наслоение земли, неба и планет. Это то, что нам нужно сейчас в геологии, астрономии, анатомии, физике, биологии, гинекологии. Явные призывы курсировать по земле и собирать данные, исследовать, изучать, познавать, узнавать как началось творение вселенной. Это то, что сейчас нам известно под названием эволюция. И мы не должны бояться ошибок, так как ислам вознаграждает того, кто трудился и ошибся, одной наградой, а того, кто трудился и достиг цели, того — двойной наградой. И неправда, что мы отстали в своем развитии от Европы из-за господства религии, а Европа ушла вперед из-за безбожия. Честно говоря, мы отстали, когда отступили от явных призывов нашей религии. В то время, когда мусульмане честно повиновались этим повелеваниям, было движение вперед. Была империя от залива до океана и были ученые — великий ученый — энциклопедист Ибн-Сина, внесший огромный вклад в медицину, философ Ибч-Рушд, математик Ибн-Хасим, анатом Ибн-Нафис, химик Жабир. Ибн-Хаям — они были верующими, но вера в Бога не помешала им быть учеными и делать великие открытия. Все человечество черпало знания из сокровищницы мудрости Востока. Терминология по астрономии, физике, математике, филологии обогащена заимствованиями из арабского языка. Запад опередил восток в своем развитии не благодаря безбожию, а стремлением к прогрессу, эмансипации, благодаря массовым открытиям в областях наук, изобретениями в промышленности и т. д. Ислам связывают с теми явлениями, когда в эпоху Средневековья в обществе господствовала католическая церковь, свирепствовала инквизиция, преследуя ученых, мыслителей, сжигая их на кострах, как например, заточение в темницу Галилео Галилея, аутодафе Джордано Бруно. Во времена господства христианской. религии церковники отклонились от своих прямых обязанностей и от основных идей церкви, что стало причиной отставания научной; мысли. Атеисты и критики считают, что это явление касается и ислама, но это глубокое заблуждение. В исламе отсутствуют саны священников и жрецов. Аллах не назначал посредников между Собой и верующими, священников, которые исповедуют верующих и отпускают им грехи. В период своего господства ислам внес неоценимый вклад в мировой прогресс и являлся его составной частью, как мы говорили к как доказывает история, опровергая поверхностные оценки и суждения. Красноречивые стихи Корана пробуждают интерес к просвещению, обогащению знаниями, овладению различных навыков и не ставят никакой преграды между наукой и религией, “...и говори “О Господи! Умножь мое знание! ” (20.114). “Скажи: “Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают? ” (39: 9). “Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме Него, и ангелы и обладающие знаниями”. (3: 18). Аллах поместил рядом со Своим святым именем имена ангелов и обладающих знаниями. Первым словом первого стиха Корана было “читай” и ученым в Коране обещано самое высокое вознаграждение: “Возвышает Аллах тех из вас, которые уверовали, и тех, кому дано знание”. (58.11). Слово “знание” повторяется в Коране в различных его падежах 850 раз. Как же собеседник может рассуждать о разногласиях между исламом и наукой, об окаменелости ислама! Изучение вероисповедания и понимание его — искомые. История ислама в оживленном движении и развитии. Коран чист от подозрений в окаменелости и застоя в людях и во всех вещах! Ислам допускает развитие во всем, кроме основ вероубеждений и шариата, потому что Аллах никогда не умножится в числе, это абсолютная истина! Также хорошее не станет плохим и плохое не станет хорошим, убийство никогда не будет добрым поступком, воровство — милостью, ложь — украшением! Во всем, помимо этого, религия дает свободу для мышления, свободного исследования и развития. Логическая и умственная сущность ислама допускает споры, беседы, побуждает к разумному использованию и применению умственных знаний. В Коране мы часто встречаем вопросы: “Не поймете ли вы? ” и “Не уразумеете ли вы? ” Общество верующих — это обладатели знаний. Аллах говорит: “Худшие из животных пред Аллахом — глухие и немые, которые не разумеют”. (8: 22)., а также: “Неужели ж они не ходили по земле, чтобы у них оказались сердца, которыми они разумеют, или уши, которыми они слушают”. (22: 46). Уважение к разуму — в сердцевине религии, благородство — его нервы, а душа его — искра. Ислам никогда не был отрицательным и замкнутым. В Коране говорится: “И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами”. (2: 190). “Поистине, Аллах любит тех, которые сражаются на Его пути рядами, как будто бы они — плотное здание”. (61: 4). Аллах любит тех, кто не щадит себя; ни имущество свое, ни детей своих на пути Аллаха. Любит тех, кто непоколебим в сражении, не показывает спину врагу, встречает трудности лицом к лицу, настойчивых и стоящих на страже основ нашей веры. Кто может сказать, что такая эластичная, умственная, положительная научная религия — окаменелость, если не наш доктор, который не понимает ни одной буквы из Корана? ЖЕНЩИНА В ИСЛАМЕ Мой друг произнес: — Разве ты не согласишься с тем, что ислам реакционен о отношению к женщине? — и он начал на пальцах приводить примеры, доказывающие дискриминацию женщины при исламе: — Многоженство, затворничество женщины, принудительное ношение паранджи, рабское положение в семье, беспрекословное подчинение мужу, дозволенность внебрачных отношении хозяина с рабыней, присуждение двойной доли мужчине при разделе наследства. — Обвинений на этот раз много и речь о них долгая. И начинать нам придется издалека, с доисламских времен. Думаю, тебе известно, что ислам зародился еще в эпоху язычества. Вот его элементы: новорожденных девочек заживо закапывали в землю, мужчины имели до десяти и более жен, хозяин заставлял своих рабынь заниматься проституцией, накапливая на этом бизнесе немалые деньги. А право мужчины при исламе иметь четырех жен — это дозволенность, а не обязанность. Это явление еще и своего рода, избавление женщины от возможного позора, от преждевременной смерти, от нищеты и рабства. Разве в эмансипированной Европе положение женщины лучше, в этом мире распутства, ханжества и безнравственности, где мужчина формально состоит в браке с одной, а внебрачные отношения поддерживает с десятками? Не лучше ли женщине быть второй, законной, полноправной женой мужа, чем бесправной наложницей, подпольной сожительницей и презираемой окружающими любовницей женатого мужчины. Вместе с тем ислам выдвинул непростые условия в многоженстве, то есть справедливость и равноправие между женами, как сказано в Коране: “Если вы боитесь, что не сможете быть справедливы — то одна! ” “И никогда вы не в состоянии быть справедливыми между женами, хотя бы и хотели этого”. (4: 129). Не смогут быть справедливы даже заинтересованные, кроме отдельных, как пророки и их приспешники. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 734; Нарушение авторского права страницы